Театр Комеди Франсез в Париже: подробное описание. Театр «Комеди Франсез» в Париже


Комеди-Франсез (Comedie Francaise) – самый старый во Франции драматический театр. Здание построено по проекту Луи в конце XVIII столетия. В XIX веке театр реконструировали под руководством Шаброля и Фонтена. Труппа Комеди-Франсез была создана самим Жаном-Батистом Мольером, а в театре шли практически все его пьесы. С именем Комедии Франсез связана деятельность таких великих драматургов Франции, как […]

– самый старый во Франции драматический театр. Здание построено по проекту Луи в конце XVIII столетия. В XIX веке театр реконструировали под руководством Шаброля и Фонтена.

Труппа Комеди-Франсез была создана самим Жаном-Батистом Мольером , а в театре шли практически все его пьесы. С именем Комедии Франсез связана деятельность таких великих драматургов Франции, как Бомарше, Дидро, Вольтер, Расин .

Во времена Французской революции театр назывался Театром Нации . В конце XVIII века его обратно переименовали в Комеди-Франсез. В XIX веке в репертуар входили постановки произведений Виктора Гюго, Ожье, Дюма-сына и многих других известных писателей и драматургов. В XX веке театр испытывает влияние реформаторских идей Антуана , обогатившими репертуар лучшими произведениями мировой и французской драматургии.

В здании располагается также музей Комедии-Франсез . По соседству на улице Ришелье стоял дом, где умер Мольер , а в доме №69 на улице Ришелье (сейчас это современное здание), Стендаль работал над своим знаменитым романом «Красное и черное».

Во времена СССР театр Комедии-Франсез четырежды был с гастролями.

Place Colette, 75001 Paris, France
comedie-francaise.fr‎

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

КОМЕДИ ФРАНСЕЗ (La Comédie Française; официальное название – Театр Франсе – Théâtre Français), французский национальный театр, один из старейших театров Парижа. Основан в 1680 по указу Людовика XIV.

К 17 в. французский национальный театр еще не сформировался окончательно, несмотря на всплеск развития драматургии (П.Корнель , Ж.Расин , Ж.-Б.Мольер) – общая эстетическая система профессионального театра (как в это же время в Англии) переживала период становления. Ренессанс, оказавший огромное влияние на развитие театра, пришел во Францию на полтора века позже, чем в Италию, и французский театр находился под влиянием светской и клерикальной властей. Регламентацию в это время испытывали все виды французского искусства, это подчеркивалось созданием Академий . Положение осложнялось и тем, что Людовик XIV был любителем театра, так что покровительство власти оборачивалось жестким контролем. Подтверждением тому служит трагическая история жизни Ж.Б.Мольера, которому удавалось, лавируя между требованиями короля и амбициями труппы, удерживать свой театр на высоком профессиональном уровне. После его смерти в 1673 для французского театра наступили не лучшие времена. Бывшая труппа Мольера, объединившаяся с труппой театре Маре и обосновавшаяся на сцене отеля «Генего», конкурировала с труппой «Бургундский отель», соревнуясь за благосклонность короля. Жизнь двух парижских театров состояла из интриг и распрей, зрительский интерес катастрофически снижался.

Для сохранения национального театра 18 августа 1680 Людовик XIV подписал указ, предписывающий слияние трупп «Генего» и «Бургундского отеля». В новый театр переходили лишь лучшие актеры. Указ даровал театру монопольное право на показ спектаклей в Париже. «Театр Французских Комедиантов» (первоначальное название) получил королевскую дотацию в 12000 ливров и руководство – назначаемых королем суперинтендантов, определявших репертуар, состав труппы и творческие вопросы. Уже 25 августа в обновленном составе были сыграны Федра Расина и Орлеанские кареты Ля Шапеля.

В труппу вошли 15 актеров и 12 актрис, в том числе М.Шанмеле, М.Барон, П.Пуассон, Ш.Лагранж, Н.Отерош, К.Розимон, А.Бежар и др. Будучи придворным театром, по своей организационной структуре он представлял собой актерское товарищество (société). Доходы делились на 24 пая (распределением паев занималось руководство); основные участники товарищества, сосьетеры, имели право на получение пая или его части. В труппу входили и т.н. пансионеры – актеры, приглашавшиеся на отдельные роли.

Эта организационная структура театра сохранялась практически все время существования театра. Изменялась она лишь однажды, на несколько лет, в период французской буржуазной революции конца 18 в. Принятый Учредительным собранием в январе 1791 Декрет о свободе театров переименовал Комеди Франсез в Театр Нации и отменил его королевские привилегии и подчинение двору. В 1792 политическая борьба внутри театра привела труппу к размежеванию на роялистов и республиканцев. Актер Ф.Ж.Тальма, исповедовавший идеи революционной героики и гражданственности театрального искусства, вместе с группой своих единомышленников (Ж.Б.Дюгазон, Ф.М.Р.Вестрис и др.) вышел из состава Комеди Франсез и организовал Театр Республики. В 1793 актеры Театра Наций были арестованы якобинскими властями за постановку реакционной драматургии и были приговорены к гильотине. Их спас от смерти актер-любитель Лябуссьеp, но освобождены они были в 1794, после свержения Робеспьера. А в 1799 обе части труппы воссоединились; театру было возвращено прежнее название. Статус и структура Комеди Франсез были подтверждены в «Московском декрете» Наполеона, подписанном в 1812, во время военной кампании против России. Этот декрет подчеркивает важность театрального искусства (в том числе его идеологическую составляющую) для становления и укрепления государственности.

В 17 в. монополия на работу в Париже и королевская субсидия дала театру огромные финансовые преимущества. Однако творческая и повседневная жизнь театра была строго регламентирована. 40 уставных правил определяли еженедельные собрания труппы с обязательным присутствием каждого актера, обязанность сосьетеров ежедневно принимать участие в спектаклях, невозможность отказаться от порученной роли и т.д. За непочтительное отношение к коллегам и использование лексики, «не принятой среди благородных людей», члены труппы платили штрафы, идущие в пользу бедных. Штрафы назначались и за опоздания.

Кроме труппы и высшего административного персонала (казначей, секретарь и контролер, выдвинутые сосьетерами из своего состава и выполнявшие свои обязанности на общественных началах), в театре был большой штат наемных служащих: консьерж, кассир, осветитель, печатник, изготавливающий афиши, портье и др.

С 1802 театр базируется на улице Ришелье в районе Пале-Рояля. Комеди Франсез оказался в помещении, на сцене которого работал Мольер. Здесь у театра была основная сцена с залом на 750 мест и зал поменьше, около 300 мест – Театр Старой Голубятни, а также небольшой зал на 100 мест в Лувре.

Второе, почти официальное, название театра – Дом Мольера, который часто называют Театром слова (Théâtre du Mot). Это подчеркивает творческие тенденции, которым следует коллектив: опора на высокую драматургию, углубленное внимание к языку, речи, чтимых как национальное достояние.

Привилегированное положение театра позволяло привлекать в труппу лучших актеров Франции. Чуть ли не все имена французских актеров, получивших мировую известность за последние триста лет, так или иначе связаны с Комеди Франсез: М.Дюкло, А.Лекуврер , А.Лекен, М.Дюмениль, И.Клерон, Ж.Б.Бризар, Марс, К.Дюшенуа, Жорж, Э.Рашель , С.Бернар , Ж.Муне-Сюлли, К.Коклен и др. А также лучших французских драматургов – Ж.Ф.Реньяра, А.Р.Лесажа , П.Мариво , Ф.Вольтера , Д.Дидро , П.Бомарше , В.Гюго , Э.Скриба , А.Дюма-сына , В.Сарду и др.

Определенный кризис театр пережил в конце 19 – начале 20 вв., в период коренной трансформации мирового театра. Становление режиссерского театра, заставившего весь мир пересмотреть основные принципы театральных постановок, вступили в противоречие с исконными традициями театра, когда сосьетеры осуществляли и функции режиссера, подбирая драматургический материал в первую очередь с точки зрения выигрышности своих ролей. Так, незадолго до создания МХТ , К.С.Станиславский объявил артистов Комеди Франсез «самыми большими врагами Мольера», противопоставляя псевдоисполнительским традициям свежее режиссерское прочтение драматургии.

Первую попытку переломить ситуацию предпринял драматург-сатирик Э.Бурдэ, назначенный в 1936 на пост генерального администратора. Он пригласил в театр самых ярких авангардистов: Ж.Копо , Л.Жуве, Ш.Дюллена и Г.Бати. Они и в новых постановках, и в работе над старыми спектаклями снимали архаический стиль, пытаясь создать из формального собрания актеров-звезд творческий ансамбль. Однако вся четверка режиссеров не ставила своей задачей коренную переделку сложившегося организма, они были «людьми со стороны» и не рассматривали этот театр как «свой». Речь могла идти об отдельных удачах отдельных спектаклей.

Генеральная реформа театра связана с именем Ж.Мейера, ученика Жуве и выпускника Парижской консерватории драматического искусства, учебного заведения, находившегося под эгидой Комеди Франсез. Свои первые спектакли он ставит в 1944, а в 1946, после того, как театр покинул Ж.Л.Барро, назначается руководителем классических постановок. Мейер проработал в театре около двадцати лет, насаждая новую эстетику, воспитывая и обучая молодых актеров внутри театра, без отрыва от живой сценической практики. Его спектаклям сопутствовал зрительский успех, его творчество высоко оценивала критика, связывая спектакли Мейера с возрождением национального театра. Но стремление к единству творческого руководства обусловило конфликт режиссера с комитетом сосьетеров, в итоге вынудившим Мейера покинуть театр. Однако этот период не прошел бесследно; считается, что сегодня театр – чуть ли не единственный в мире классический театр национального масштаба, не чурающийся экспериментов. Так, в 1970-е в репертуар были включены даже постановки абсурдистов Э.Ионеско и С.Беккета. Косвенным подтверждением тому можно считать приглашение в театр на постановки таких российских режиссеров, как А.Васильев (Маскарад , 1992 и Амфитрион, 2002) и П.Фоменко (Лес , 2003).

Сегодня театр сохраняет свою организационную структуру. Им управляет генеральный администратор (сейчас это – М.Бозонне), работу которого контролирует сосьетеры (их уже не 27, а 40). Кроме того – 20 пансионеров. По словам Бозонне, «нет такого пансионера, который не мечтал бы стать сосьетером». Удается это не каждому – на ежегодном собрании не менее 21 сосьетера должны проголосовать за изменение статуса актера. Переход в сосьетеры влечет за собой изменения в творческом статусе и в материальном положении: их доходы превышают заработок пансионеров в 2–3 раза. Комитет сосьетеров решает и вопросы перевода актеров на пенсию.

В России театр гастролировал в 1954, 1969, 1973 и 1985 гг. В 2005 Комеди Франсез стал участником Московского международного Чеховского фестиваля, куда привез спектакль Лес в постановке П.Фоменко.

Татьяна Шабалина

Контакты

Адрес: 1 Place Colette, 75001 Paris, Франция

Телефон: +33 825 10 16 80

Часы работы: с 11:00 до 18:00

Стоимость: 6€ — 41€

Официальный сайт: www.comedie-francaise.fr

Как добраться

Метро: станция Palasis-Royal Musee du Louvre, Pyramides

Автобусы: станция Palasis-Royal Musee du Louvre (21,48 ,81, 27, 67)

Париж знаменит на весь мир благодаря своим уникальным достопримечательностям. Являясь культурно-развлекательным центром Франции, этот город может похвастаться большим количеством музеев и театров.

Приехать в Париж и не посетить ни один театр — настоящее преступление для образованного и просвещённого человека. Настоящие ценители театрального искусства специально едут в Париж, чтобы попасть на премьеру популярного спектакля.

Гостей столицы ждёт легендарный Одеон и помпезная , красочный бурлеск и скромное обаяние театра Шатле. Среди известных площадок столицы особенное место занимает один из самых старых европейских театров Комеди Франсез, который на протяжении сотен веков дарит людям прелесть качественной драматургии и классического репертуара.

Комеди Франсез в Париже — невыдуманная история

Официальной датой рождения Французского Театра (Comеdie Franсaise) считается 24 октября. В 1680 году французский король Людовик 14 подписал указ на открытие театра Комеди Франсез. Монарх оказывал своему детищу мощную поддержку и разрешил постановку спектаклей в столице Франции. Не оставил он без внимания и актёров: все они начали получать на руки богатое денежное жалованье. Стремительно развивались театральные жанры всех направлений:

Alt="OLYMPUS DIGITAL CAMERA" width="165" height="124" class="alignright size-post-small wp-image-20076" />

  • балет,
  • драма,
  • трагикомедия,
  • опера и т. д

На фоне этих положительных событий стоит упомянуть, что Французский театр очень долго называли Домом Мольера , так как почти все артисты Комеди Франсез в своё время входили в состав труппы талантливого драматического постановщика Жана Батиста. К сожалению, он не дожил до официального открытия Театра Французской Комедии.

Парижская Коммуна и огни Великой Французской Революции не прошли бесследно для театральной жизни и оставили на ней свой весомый отпечаток. Острые края политики разрезали труппу театра буквально на части. Такая накалённая ситуация в итоге привела к раскольничеству в рядах театралов. Труппа разделилась на две воинствующие половины. Одна часть актёров создала Республиканский Театр, а вторая переименовала Комеди Франсез в Театр Нации.

После провокационной постановки, «Театр Нации» закрывают, а актёров, участвовавших в спектакле берут под стражу и приговаривают к смертной казни. Лишь со свержением режима Робеспьера, было принято решение об их освобождении. 1799 год ознаменовался объединением двух половин расколотой труппы в одно целое и таким событием, как возвращение театру его родного названия.

В 19 веке был подписан небезызвестный «Московский Декрет» рукой самого великого полководца Наполеона Бонапарта. Этот важный документ регулировал полномочия нового театрального устава и структуры, а также являлся большой привилегией для театра. Известные национальные драматурги Ренуар и Лемерсье активно ставили спектакли, а в их постановках блестяще исполняли роли самые яркие актёры театра Комеди Франсез:

  • Марс,
  • Тальма,
  • Дюшенуа и т. д.

Театр Комеди Франсез сегодня

На данном этапе театр французской комедии получает дотации от правительства и активно финансируется за счёт государственного бюджета. Франция считает Комеди Франсез своей национальной гордостью, поэтому поддерживает театр материально. Хоть Комеди Франсез в Париже и является классическим примером театра исключительно репертуарного характера, ему не чужды и смелые эксперименты.

Другая площадка театра французской комедии находится в музее Лувр и на ней создаются лишь экспериментальные постановки. Театр частенько сравнивают по структуре с Малым московским театром. К работе в театре привлекают талантливых режиссёров-постановщиком, проживающих в других странах. Фоменко П. поставил на французской площадке спектакль по мотивам пьесы Александра Островского » Лес «.

Помимо пьес Мольера в театре Комеди Франсез играют спектакли иностранных, и соответственно российских писателей. Но всё-таки основное количество пьес на сцене театра проходят на французском языке. Нынешний генеральный директор Французского Театра, бывшая актриса и режиссёр Мюриель Майет поддерживает устоявшиеся традиции и активно гастролирует со спектаклями Комеди Франсез по городам России и дальнего зарубежья.

Отдельного внимания заслуживает библиотека музея Комеди Франсез. Её коллекция богата различными экспонатами, связанных с многочисленными постановками театра:

  • театральные костюмы,
  • документы,
  • фрагменты декораций и пр.

Музей-библиотека не имеет своего отдельного помещения. Именно поэтому начальство театра регулярно организовывает специальные выездные выставки с целью познакомить всех желающих с ценной экспозицией.

Внутреннее убранство Французского театра поражает своей красотой. Несмотря на достаточно скромные размеры, зал театра Комеди Франсез оборудован с комфортом для зрителей. Дизайн театрального помещения насыщен бордовыми и золотистыми оттенками, которые придают залу праздничный и торжественный вид.

Театр Французской Комедии — координаты

Здание Комеди Франсез расположено недалеко от Площади Французского театра (современное название площадь Андре Мальро).

Официальный адрес национального театра Комеди Франсез: 75001, 1 округ, площадь Колетт, Франция, Париж . Театр Французской комедии находится в районе пересечения ул. Ришелье и пл. Пале-Рояль. Месторасположение удобное: в центральной части города, правобережье р. Сены. В пару шагах ходьбы от всемирно известного музея искусства Лувра.

Добраться до Французского Театра можно посредством:

  • маршрутного автобуса . Номера: 21, 48, 81, 27, 67,
  • метро : остановка станция Palasis-Royal Musee du Louvre или же Pyramides.

Билеты на спектакль можно купить через официальный сайт театра или непосредственно в театральной кассе. Стоимость билетов варьируется от 6€ до 41€ . В первый понедельник каждого месяца вход для молодых людей до 28 лет свободный.

Театр Комеди Франсез на карте Парижа:

- «КОМЕДИ ФРАНСЕЗ» (Comedie Francaise) (официальное название «Театр Франсе», Theatre Francais), французский драматический театр. Основан в 1680 в Париже. Стал школой актерского и режиссерского искусства. Здесь играли Ф. Ж. Тальма, Рашель, Сара… … Энциклопедический словарь

Комеди-Франсез

КОМЕДИ ФРАНСЕЗ - (Comedie Francaise), или Театр Франсе (Theatre Francais), драматическая труппа во Франции, старейший в мире национальный театр. Учрежден указом Людовика XIV в 1680, истоки его восходят к середине 17 в. В 1658 компания странствующих актеров во… … Энциклопедия Кольера

Комеди Франсез - («Комеди Франсез») (официальное название «Театр Франсе», «Théâtre Français»), старейший национальный театр Франции. Основан в 1680 в Париже по указу Людовика XIV, объединившему театр Мольера (ранее слившийся с театром «Маре») и театр… …

«Комеди Франсез» - (Comédie Française) (официальное название «Театр Франсе», ThéÂtre Français), французский драматический театр. Основан в 1680 в Париже. Стал школой актёрского и режиссёрского искусства. Здесь играли Ф. Ж. Тальма, Рашель, Сара Бернар, Б. К. Коклен … Энциклопедический словарь

Комеди Франсез - (Comédie Française), французский национальный театр, в котором играют как комедии, так и трагедии. Основан Людовиком ХIV в 1680г. в Париже, возрожден Наполеоном в 1803г. Театр организован как кооперативное общество, в котором каждый актер имеет… … Страны мира. Словарь

КОМЕДИ ФРАНСЕЗ (Comedie-Francaise) - (официальное название Театр Франсе Theatre Francais), французский драматический театр. Основан в 1680 в Париже. Стал школой актерского и режиссерского искусства. Здесь играли Ф. Ж. Тальма, Рашель, Сара Бернар, Б. К. Коклен, Л. Жуве, Ж. Л. Барро и … Большой Энциклопедический словарь

Комеди Франсэз - Координаты: 48°51′49″ с. ш. 2°20′09″ в. д. / 48.863611° с. ш. 2.335833° в. д. … Википедия

Франция - (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия

Детуш - Детуш, Филипп Филипп Детуш Philippe Destouches Неизвестный художник. Портрет Ф. Нерико Детуша. 1723. Имя при рождении … Википедия

Книги

  • Крик Гайи , Светлана Журавская , Был живописный закат. Вершины Гималаев окрасились в нежный красный цвет, на розовых гребнях виднелись разнообразные сказочные тени. Скоро придет ночь, и островерхие черные вершины будут четко… Категория: Классическая и современная проза Издатель: Маска , Купить за 394 руб
  • Путеводитель по Парижу , Коллектив авторов , Много полезной и интересной информации о Париже, начиная с истории этого города, его достопримечательностей и заканчивая полезной информацией о том, что нужно делать в экстренных случаях.… Категория: Путеводители Серия: Аудиогид Издатель: ИДДК , Купить за 124 руб аудиокнига

Комеди Франсез – не только самый знаменитый французский театр, но и единственный в стране репертуарный театр на государственном финансировании. Находится он в центре города, у дворца Пале-Рояль.

У истоков стоял король Людовик XIV. Завзятый театрал, он издал указ, объединивший две ведущие парижские труппы в «Театр французских комедиантов» и даровавший ему исключительное право на показ спектаклей в Париже. Театр получил финансовую поддержку и суперинтенданта, определявшего репертуар и состав труппы.

Придворный театр представлял собою товарищество актеров («сосьете»). Доходы делились на паи, причитавшиеся членам товарищества («сосьетерам»). Такая структура сохранялась все время, кроме периода Французской революции. Тогда Учредительное собрание переименовало Комеди Франсез в Театр Нации и отменило все его привилегии. Труппа немедленно разделилась на роялистов и республиканцев. Республиканцы создали Театр Республики. Якобинцы арестовали всех оставшихся в труппе и приговорили к гильотине. Осужденные на казнь были спасены после свержения Робеспьера.

Творческая жизнь театра была детально регламентирована уставом, утвержденным Наполеоном во время его сидения в Москве. Сорок правил устава требовали еженедельных собраний труппы, обязанности сосьетеров играть на сцене каждый день без права отказа от роли. Структура эта сохраняется по сию пору, разве что сосьетеров стало больше. Кроме них, на здешней сцене играют приглашенные актеры, «пансионеры». Каждый пансионер стремится перейти в статус сосьетера – такой переход основательно повышает заработок.

Неофициальное название театра – Дом Мольера: труппа великого комедиографа играла в Пале-Рояль с 1661 по 1673 год. В театре хранится кресло, в котором якобы умер Мольер во время представления «Мнимого больного» (на самом деле он умер уже дома).

На сцене Комеди Франсез играли Сара Бернар, Жанна Самари, Жан Маре. Традиции театра включают в себя неизменное следование высокой драматургии, подчеркнутое внимание к речи и языку. Сегодня Комеди Франсез – едва ли не единственный в мире классический театр национального масштаба, смело идущий на творческие эксперименты.

Выбор редакции
контрапункт контрапункта, мн. нет, м. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии...

итальянский композитор Краткая биографияДжузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября...

«Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры » А.В. Щусев Архитектор...

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется...
Интересные факты о Александре Грине расскажут о неизвестных событиях в жизни писателя. Интересные факты о книге «Алые паруса» также...
Мы вдохновились японским аниматором и иллюстратором Kazuhiko Okushita. Художник создает рисунки, не отрывая карандаша от бумаги. Очень...
Вчера в ресторане Modus на Плющихе Светлана Лобода устроила яркую вечеринку в честь своего 35-летия, пригласив на нее лишь самых...
Что такое цимбалы? Это струнный ударный музыкальный инструмент. У него плоский трапециевидный корпус с натянутыми струнами. По струнам...