Сера картины с названиями. Жорж-Пьер Сёра – биография и картины художника в жанре Постимпрессионизм – Art Challenge


150 лет назад, 2 декабря 1859 года, родился французский художник Жорж Сера (Georges Seurat), основоположник школы неоимпрессионизма. Его творческий путь, уместившийся в десять лет , кажется намного ярче жизненного пути: Сера не "делал революций", не провоцировал публику, а современники вспоминали его как человека замкнутого, необщительного и независимого. Главной любовью художника была живопись - часами он мог рассуждать лишь о композиции и цвете. А вот о том, что у Сера были любовница и сын, родные узнали лишь после его смерти.

"Он работал с неистовой одержимостью и жил, как монах, в полном уединении в своей небольшой мастерской", - вспоминал о художнике его современник, писатель Арсен Александр. Сера учился всю жизнь, бесконечно совершенствуя живописную технику, рисунок, изучая шедевры живописи и наравне с ними - научные книги: труды Шарля Блана, Руда, Шевалье. Такой двусторонний подход и позволил появиться оригинальной живописной манере , получившей название «пуантилизм» » (от фр. point - точка).

Суть этого художественного приема заключается в передаче цвета и оттенков на полотне отдельными мазками и используется в расчёте на оптический эффект слияния мелких деталей при разглядывании картины на расстоянии.

Начало

Сера родился во вполне благополучной, хоть и не без странностей, семье. Его родители не жили вместе: отец, Антуан Кризост Сера, был судебным приставом в городке Ла-Виллет и обосновался в своем летнем доме, в подвале которого устроил молельню с садовником в качестве служки. Жену и сына он оставил в Париже и наведывался к ним редко, не чаще раза в неделю. Зато родители никогда не отказывали сыну в финансовой поддержке , и всю жизнь Сера мог работать, не думая о деньгах.

Живопись заинтересовала Сера в раннем возрасте, еще подростком он начал посещать художественные курсы при муниципальной вечерней школе, где осваивал традиционную манеру письма, копируя гипсовые слепки и картины старых мастеров.

Позже академическое образование было решено продолжить в Школе изящных искусств , куда Сера поступил в 1878 и где изучал живопись под руководством Анри Лемана, проводя, по воспоминаниям современников, все свое свободной время в библиотеке Школы.

В 1879 году Сера посещает выставку импрессионистов, работы которых, в особенности Моне и Дега, производят на художника сильнейшее впечатление - их манера письма, "свечение" картин, легкость кисти побуждают Сера искать способ "подчинить" это свечение логике природных законов.

Первым большим итогом поисков становится картина "Купание в Аньере" (1883, два на три метра), над которой художник работал целый год и которую надеялся выставить в Салоне 1884, годом ранее принявшем практически все его работы. К этому моменту он уже был знаком с книгой «Грамматика рисунка» Шарля Блана, согласно которой небольшие мазки, положенные рядом на холст, создают впечатление живой вибрации полотна. Манера, видимо, оказалась слишком новаторской: картина отправляется на «Салон независимых».

Точка за точкой

На этой выставке Сера и знакомится с Полем Синьяком, который становится впоследствии его близким другом и единомышленником. Вместе Сера и Синьяк разрабатывают идеи Шевреля, его теорию цвета для живописи, Сера изучает работу Огдена Николаса Руда "Современная теория цветов".

Руд доказал, что оптическое смешение основных цветов солнечного спектра - красного, желтого и синего - делает их тон ярче, чем при смешении пигментов. Художники приходят к выводу, что краски не нужно смешивать, а мазки на полотно нужно наносить по отдельности друг от друга - "точка за точкой».

С новыми идеями Сера приступает к работе над одной из наиболее значительных и, пожалуй, известных своих работ - «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт», которая выставляется им на восьмой, последней, выставке импрессионистов.

Публика отнеслась к картине неоднозначно, но в основном с непониманием, недоумением и скепсисом. По сравнению с царившими тогда импрессионистами, картины Сера многим казались надуманными и искусственными.. Импрессионисты ополчились на него, кажется, сильнее всех. Например, американский художник Теодор Робинсон назвал новую манеру "мушиным пометом". Иронизировал над полотном и Дега. В ответ на слова Писсарро о достоинствах "Гран-Жатт" он ответил: "О, я заметил бы это, Писсарро, но уж очень она велика", намекая на оптические свойства пуантилизма, при рассмотрении вблизи превращающие картину в цветовое месиво .
Напротив, Морис Эрмель назвал это полотно «манифестом живописи и знаменем новой школы» .

Так или иначе, новый художественный метод не остался незамеченным - о нем говорили, спорили и, что закономерно, ему начали подражать. Так появилась группа неоимпрессионистов, инициатором создания которой выступил Синьяк. В нее вошли Альбер Дюбуа-Пилье, Шарль Ангран, Максимилиан Люс и другие.

После Сера

Жизнь Сера оборвалась неожиданно: в марте 1891 года художник заболел во время подготовки к новой выставке и умер, как предполагают, от менингита. Его последней, так и неоконченной работой, стала картина «Цирк», которую художник все же успел выставить на «Салоне Независимых».

Полным сюрпризом для родных и близких стало то, что у Сера были любовница и сын. С Мадлен Кноблох, белошвейкой, художник познакомился за два года до смерти и скрывал эту связь от близких и друзей даже тогда, когда у них родился сын Пьер Жорж. Трагично, что годовалый ребенок умер от той же инфекции, что и Сера, спустя два дня после смерти отца.

В мастерской Сера осталось 42 картины, 163 крокетона, 527 рисунков и набросков, ставшее предметом спора для родственников, друзей Мадлен Кноблох. Впрочем, тогда эти картины не стоили больших денег: при жизни Сера сумел продать лишь несколько своих работ (по 300 франков за пейзажи и по 60 - за рисунки), а его картина «Натурщицы», которую сам художник оценил в 2500 франков (по 7 франков за день работы) через шесть лет после смерти была продана всего за 800 франков. В 1900 году семья художника продала "Гран-Жатт" за 800 франков, "Цирк" - за 500 франков, а рисунки - по 10 франков за штуку.

Настоящее признание, как часто бывает, пришло к Сера через годы, во многом благодаря стараниям друзей, проделавших большую работу по разбору и систематизации его картин и устраивавших посмертные выставки. Дополнительной трудностью было то, что художник обычно не подписывал свои работы . Все находившиеся в мастерской картины, этюды и рисунки Сера были помечены как подлинные произведения, что стало основой для дальнейшего изучения творчества художника.

Год назад, в декабре 2008 года, рисунок Сера «В Японском диване» (Au divan japonais) ушел с молотка «Сотбис» за 5 миллионов евро .

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе открытых источников

Жорж-Пьер Сёра́ (2 декабря 1859, Париж - 29 марта 1891, Париж) - французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм», или «пуантилизм».

Биография Жоржа Сёра

Жорж Сера родился 2 декабря 1859 г. в Париже в богатой семье. Его отец, Антуан-Кризостом Сёра, был юристом и уроженцем Шампани; мать, Эрнестин Февр, была парижанкой.

Посещал Школу изящных искусств. Затем служил в армии в Бресте. В 1880 г. вернулся в Париж.

В определенный период Сёра живет с моделью Маделин Ноблох, которую он изображает в работе «Jeune femme se poudrant».

Сера умер в Париже 29 марта 1891. Причина смерти Сёра сомнительна и была приписана форме менингита, пневмонии, инфекционному эндокардиту, и/или (наиболее вероятно) дифтерии. Его сын умер две недели спустя от той же болезни. Похоронен Жорж-Пьер Сёра на кладбище Пер-Лашез.

Творчество Сёра

В поиске своего стиля в искусстве изобрёл так называемый пуантилизм - художественный приём передачи оттенков и цвета с помощью отдельных цветовых точек. Приём используется в расчёте на оптический эффект слияния мелких деталей при разглядывании изображения на расстоянии.

Жорж Сёра сначала изучал искусство с Джастином Лекуином, скульптором. После возвращения в Париж работал в студии вместе с двумя друзьями студенческого периода, а затем обустроил собственную мастерскую.

Сёра, как и его друг - художник Синьяк, тяготел к строго научному методу дивизионизма (теории разложения цветов). На электронной аналогии этого метода основывается работа растрового дисплея.

В течение следующих двух лет осваивал искусство черно-белого рисунка.

В 1883 году Сёра создает свою первую выдающуюся работу - огромный живописный холст «Купальщики в Аньере».

После того, как его живопись была отклонена Парижским Салоном, Сёра предпочел индивидуальное творчество и союзы с независимыми художниками Парижа.

В 1884 он и другие художники (включая Максимильена Люса) сформировали Сосьете де Артиста Индепендэнтса. Там он знакомится с художником Полем Синьяком, который впоследствии также будет использовать метод пуантилизма.

Летом 1884 года Сёра начал работу над своей самой знаменитой работой - «Островом Ла Гранде Жатта».

Работы художника

  • Анжелика у скалы 1878
  • Воскресный день - шедевр, где наилучшим образом применена техника пуантилизма; изображены собаки, которые гуляют вместе со своими хозяевами в выходные дни на природе 1884-1886
  • Сена у Курбевуа, 1885, Собрание Кашен-Синьяк, Париж
  • Натурщицы, 1886-1888, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  • Порт-ан-Бессен, воскресенье, 1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло
  • Корабли в море 1888
  • Парад-алле 1888
  • Канкан, 1889-1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло
  • Пудрящаяся женщина 1888-1890
  • Берег Ба-Бютен, Онфлер 1886
  • «Песчаный берег моря»;
  • «Цирк» - одна из последних работ. 1890-1891

Основатель неоимпрессионизма , создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм», или «пуантилизм ».

Жизнь творчество

После того, как его живопись была отклонена Парижским салоном , Сёра предпочел индивидуальное творчество и союзы с независимыми художниками Парижа. В он и другие художники (включая Максимильена Люса) сформировали творческое общество «Сосьете де Артиста Индепендэнтса». Там он знакомится с художником Полем Синьяком, который впоследствии также будет использовать метод пуантилизма. Летом 1884 года Сёра начал работу над своей самой знаменитой работой - «Воскресный день на острове Гранд-Жатт ». Картина была завершена через два года. Сёра сделал множество рисунков для неё и несколько пейзажей с видами Сены. Некоторые критики, писавшие о Сёра, предполагают, что "Купание" и написанная затем "Гранд-Жатт" - это парные картины, в первой из которых изображен рабочий класс, а во второй - буржуазия. Другого мнения придерживался английский эстетик и историк искусства Роджер Фрай, открывший английской публике искусство постимпрессионистов. Фрай высоко оценивал неоимпрессионистов. В "Купании", на его взгляд, главной заслугой Сёра было то, что он отвлекся и от обыденного, и от поэтического взгляда на вещи и перешёл в область "чистой и почти абстрактной гармонии". Но далеко не все импрессионисты приняли неоимпрессионистическое творчество Сёра. Так Дега в ответ на слова Камиля Писсарро , также увлёкшегося пуантилизмом, о том, что «Гран-Жатт» очень интересная картина, едко заметил: «Я заметил бы это, но уж очень она велика», намекая на оптические свойства пуантилизма, от которых вблизи картина кажется цветовым месивом. Характерной особенностью стиля Сера был его ни на кого не похожий подход к изображению фигур. Враждебные критики непременно заостряли внимание на этом элементе картин Сера, называя его персонажей «картонными куклами» или «безжизненными карикатурами». Сера шёл на упрощение формы, разумеется, совершенно осознанно. Сохранившиеся этюды показывают, что он, когда это требовалось, умел писать вполне «живых» людей. Но художник стремился достичь эффекта вневременности и намеренно стилизовал фигуры в духе плоских древнегреческих фресок или египетских иероглифов. Однажды он написал своему другу: «Я хочу свести фигуры современных людей к их сути, заставить их двигаться так же, как на фресках Фидия, и расположить на полотне в хроматической гармонии».

В определённый период Сёра живёт с моделью Маделин Ноблох, которую он изображает в работе «Пудрящаяся женщина» (1888-1889). Эта "немыслимая женщина в гротесковом дезабилье 80-х годов" (Роджер Фрай) представлена в плане той же отрешенности и созерцательности, как и персонажи других его картин. Влияние распространенного в те годы "японизма", вероятно, сказалось в изображении туалета Мадлен.

Так же как "Парад" и "Канкан", к миру зрелищ и представлений по своему сюжету относится и последняя, незаконченная картина Сёра - "Цирк" (1890-1891). Но если в первых двух дана точка зрения из зала на сцену, то в последней акробаты и публика показаны глазами того, кто выступает на арене, - клоуна, который изображен со спины на первом плане картины.

Сера умер в Париже 29 марта 1891. Причина смерти Сёра сомнительна и была приписана форме менингита , пневмонии , инфекционному эндокардиту , и/или (наиболее вероятно) дифтерии . Его сын умер две недели спустя от той же болезни. Похоронен Жорж-Пьер Сёра на кладбище Пер-Лашез .

  • Известные высказывания

    • Эстетика. Искусство - это гармония. Гармония - это аналогия противоположных, аналогия сходных элементов тона, цвета, линии, рассматриваемых в соответствии с доминантой и под влиянием освещения, в радостных, спокойных или печальных сочетаниях.
    • Радостный тон - это светоносная доминанта; радостный цвет - это теплая доминанта; радостная линия - линия, поднимающаяся от горизонтали вверх. Спокойный тон - это уравновешенность темного и светлого; спокойный цвет - уравновешенность холодного и теплого цвета; спокойная линия горизонталь. Печальный тон - это темная доминанта; печальный цвет -холодная доминанта; печальная линия - линия, идущая вниз от горизонтали
    • Техника. Известно, что воздействие света на сетчатку имеет некоторую длительность, в результате происходит синтез. Средство выражения - это оптическое смешение тонов, цветов (локального цвета и цвета освещения: солнца, керосиновой лампы, газа и т. д.), то есть различного света и реакций на него (теней), соответственно законам контраста, градаций и излучения.

    (из письма писателю Морису Бобуру от 28.08.1890).


Творческая деятельность Жоржа Сёра насчитывает менее десяти лет. Его художественное наследие немногочисленно. Но, тем не менее, он успел разработать новаторскую живописную концепцию, изменив ход развития живописи.


Жорж-Пьер Сёра
Georges Seurat

Художник, основатель французской школы неоимпрессионизма 19-го века, чьи методики передачи игры света при помощи крошечных мазков контрастного цвета стала известна как пуантилизм.

С помощью этой техники, Сера создал композиции с крошечными, отдельные стоящими мазками чистого цвета, которые слишком малы, чтобы выделить их при взгляде, но делают его картины единым восхитительным цельными произведениями.


Жорж Сера: Seurat Forest at Pontaubert, 1881,
Лес в Понтобере (Ионна)
1881
Холст, масло
Музей Метрополитен, Нью-Йорк


Жорж Сера. «Мать художника». 1882-83 г.
Мелок, бумага. Metropolitan Museum of Art (United States).

Жорж-Пьер Сера родился 2 декабря 1859 года в Париже. Учился в Школе изящных искусств в 1878 -1879 годах у ученика Энгра Анри Лемана. Большое влияние на становление молодого художника оказало творчество и Франсиско де Гойя.

Первые картины Сера показал на официальном салоне в 1883 году и на Первой выставке Независимых в 1884 году. Здесь он и познакомился с Полем Синьяком, вместе с которым Сера и разработал новую технику рисования – пуантилизм, или дивизионизм, как называл её сам художник.


Жорж Сера. «Купание в Аньере». 1883-84 г.
Масло, холст. 200 × 300 см. Лондонская национальная галерея.

Позы подперевшего голову рукой мужчины и мальчика в широкополой шляпе перекликаются с изображенными на заднем плане фигурами.

Горизонтальная линия парома повторяется в линии железнодорожного моста и в линии травы на противоположном берегу, в то время как вертикаль флагштока на пароме перекликается с рядом поднимающихся к небу труб.

Поза мальчика, купающегося в воде, заимствована с картины Энгра.

Собака была добавлена в композицию позднее. Как и у большинства персонажей, ее голова изображена строго в профиль и повернута вправо.

В ранних этюдах Сера в воде находились лошади и купальщики, но они, противореча замыслу художника, сделали бы композицию динамичной,- поэтому художник заменил их неподвижной фигурой мальчика с приложенными ко рту ладонями.

Картина изображает живую сценку из жизни парижан, отдыхающих в Аньере близ Парижа. Сера превосходно передал атмосферу солнечного летнего дня в пригороде большого индустриального города с его железнодорожными мостами, каменными зданиями и дымящими фабричными трубами.

На первый взгляд, «Купание в Аньере» можно назвать импрессионистическим полотном - за яркость красок и даже за то, что изображенная на картине фигура (гребец справа) частично срезана краем рамки, что очень характерно именно для импрессионистов. Однако в отличие от них, Сера скрупулезнейшим образом выстраивает композицию своей картины. Он сделал для нее десятки предварительных этюдов карандашом и маслом, детально проработал каждую фигуру, позаимствовав некоторые позы с работ старых мастеров. Закончив ее, художник очень надеялся на успех. Но картина была отвергнута жюри Салона 1884 года, затем выставлена в Салоне независимых и, наконец, отправлена в запасник.


"Остров Гранд Жатт". 1884 г.
Частное собрание, Нью-Йорк.


"Жорж Сера - Seurat The English Channel at Grandcamp, 1885
1885
66,2 x 82,4
Холст, масло
Нью-Йорк. Музей Метрополитен


Жорж Сера: Seurat The Seine at Courbevoie, 1885
Сена близ Курбевуа
1885
81 x 65
Холст, масло
Париж. Собрание Кашен-Синьяк

Его знаменитое полотно «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт», выполненное в новой художественной манере, было центральным на выставке импрессионистов в 1886 году.

Над этим монументальным полотном Сера работал два года, и оно стало сенсацией последней (восьмой) выставки импрессионистов, состоявшейся в 1886 году.


Жорж Сера. «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт». 1884-86 г.
Масло, холст. 207,5 x 308 см. Art Institute of Chicago, IL, USA.

Появление картины Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт стало эпохальным событием в истории живописи. Выполненная в технике пуантилизма, эта работа была выставлена на последней выставке импрессионистов, но не имела успеха. Не только критики (за исключением Феликса Фениона), но и сами импрессионисты, отнеслись к ней враждебно. Ренуар, Сислей, Кайботт и Моне, назвавший пуантилистов “пачкунами”, отказались экспонироваться вместе с ними.

Критики, анализируя картину, говорили о публичном одиночестве человека, об издевательстве над лицемерными общественными нормами, но сам Сера не желал вдаваться в метафизические тонкости. Художник был лаконичен.- «Я применил здесь, - заявлял он, - свой метод, вот и всё».

Познакомимся с анализом картины:

Геометрическое превращение.
Пространство «Гранд-Жатт» заселено не личностями, а типажами, различающимися только по одежде и манере поведения. Шляпа с длинными лентами и накидка позволяют идентифицировать эту фигуру как кормилицу. Лишенная каких-либо индивидуальных черт, она показана со спины и сведена к серой геометрической форме, рассеченной красной полосой и увенчанной красным кругом.

Женщина с удочкой.
Оранжевое платье этой женщины резко выделяется на фоне сверкающей синей воды. Некоторые особенности могут указывать на то, что перед нами проститутка, которая «ловит» мужчин. Двойное значение французского глагола «pecher» («ловить» и «грешить») часто обыгрывалось в то время.

Скачущая девочка.
Среди статичных фигур мы видим скачущую девочку с развевающимися на ветру волосами. Однако и ее движения (как и движения собаки на переднем плане) не добавляют динамики в композицию - они выглядят застывшими. Точно так же бабочки кажутся скорее приколотыми к холсту, чем летящими по воздуху.

Тени и свет.
Горизонтальные тени под деревьями помогают создать перспективу удаляющегося пространства и образуют ритмичный рисунок, в котором светлые участки чередуются с полосами тени. На одном из своих этюдов маслом, сделанных для этой картины, Сёра убрал с берега реки все фигуры и написал только деревья и их тени.

Дополнительная рама.
Сера написал необычную раму, создав по краям картины бордюр из цветных точек. Точки подобраны так, чтобы их цвета были дополнительными к цветам, расположенным на холсте рядом с ними. Это позволило усилить интенсивность основных цветов.

Модная пара.
Фигура женщины показана в профиль, а ее экстравагантный силуэт создается пышными выступами турнюра. Одной рукой она держит под руку курящего сигару мужчину, а в другой удерживает на поводке обезьянку. Обезьянка тут очевидный символ. Во времена Сера она обозначала распущенность.


Набросок для Воскресенья на La Grande Jatte

В отличие от импрессионистов, художник отказался от спонтанности и естественности в передаче этой сцены, фигуры у него выглядят статичными, схематичными и лишенными индивидуальности. Они напоминают древние фрески, а атмосфера картины полна ощущения остановившегося времени. Зарисовки на Гранд-Жатт Сера делал днем, а затем в студии работал с холстом, используя придуманную им «пуантилистскую» («точечную») технику. В результате произведение вышло столь необычным, что поклонники Сера поспешили объявить его «мессией нового искусства».


"Гавань в Онфлере". 1886 г.
Холст, масло.
Национальная галерея,
Прага, Чехия.


Жорж Сера: Seurat A Corner of the Harbor of Honfleur, 1886,


Мост в Курбвуа
1886-1887 г.
45,7 х 54,7 см
Галерея Курто, Лондон

Изогнутые ветви дерева использованы для выравнивания вертикальной формы остальной части композиции. Позже эта техника будет применена Сера в картине «Парад».

Удаленные формы переданы предельно схематически. Лодка с двумя седоками изображена лишь тремя короткими рядами точек.

Фигуры Сера абсолютно похожи на манекены. Столь последовательно этот принцип не выдерживается больше нигде в творчестве художника. Мужчина кажется таким же безжизненным и неподвижным, как одна из стоящих рядом с ним мачт.

Сера разделял привязанность импрессионистов к отражениям в воде. Здесь парус написан с помощью множества точек. Множество точек, обозначающее отражение паруса в воде, гораздо более «разрежено».

На этом полотне изображена Сена у городка Курбвуа, расположенного чуть выше по течению, чем Аньер. Близость тем и географических «привязок» позволяет сравнить картину с «Купанием в Аньере». И тут, и там передний план очерчен диагональю речного берега, а удаленный мост подчеркивает линию горизонта.

Кроме того, обе работы роднит атмосфера неподвижности, ощущение застывшего времени. Отличие их, если можно так выразиться, лишь «климатическое». В одном случае, это жаркий солнечный день, в другом - холодная прозрачная осень. Падающий свет по-прежнему бросает на траву длинные тени, но фигуры на полотне сведены к силуэтам.

Для этой картины Сера написал два этюда, изображающих мост и участок речного берега. Для верхней части картины, судя по всему, Сера не делал предварительных набросков. В пользу этого предположения говорят следы переписки, которые можно здесь обнаружить.


Жорж Сера: Seurat End of the Jetty, Honfleur, 1886,


Жорж Сера. «Натурщицы». 1887-88 г.
Масло, холст. 39,4 x 48,7 см. Частная коллекция.
"Натурщицы". 1887-1888 г.
Холст, масло. 78 3/4 х98 3/8 дюймов.
Фонд Барнса, Мэрион, Пенсильвания


Сидящая обнаженная


Обнаженная


Жорж Сера


Жорж Сера - Seurat Parade de cirque, 1887-88, 100x150.5 cm, detalj, Met
Жорж Сера - Сера Парад де цирк, 1887-88, 100x150.5 см, detalj, Met


Жорж Сёра. Сена в Гранд-Жатт, весна
1888
65 x 82
Холст, масло
Брюссель. Королевский музей изящных искусств


Жорж Сера. «Пор-ан-Бессен, воскресенье». 1888 г.
Масло, холст. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды.

Картина написана летом на побережье Кальвадоса, в городке Пор-ан-Бессен. В этом маленьком рыбачьем порту, с немногочисленным и трудолюбивым населением, Сёра начнёт писать свои пейзажи. К работе художник отнёсся очень серьёзно – он использует в серии пейзажей теории Шарля Анри, и изучает их очень глубоко.

Положения учёного он пробует включить в более сложную систему, которая сохраняет в картине перспективу и глубину, при этом не утрачивая её декоративной ценности. Брошенный Сёра вызов поистине поразителен. Художник ставит перед собой задачу с одной стороны отнестись к картине как к плоской поверхности с двумя измерениями, а с другой – вписать изображение в третье измерение, которое обусловлено наличием перспективы.

В конце концов художник мог бы себе позволить вольную интерпретацию видов скал или набережных Пор-ан-Бессена, изменяя их по своему усмотрению. Однако сделать это ему мешает отказ от воображения, который нельзя объяснить лишь недоверием Сёра к неподвластным разуму вещам. Этот отказ от воображения исходит из глубины натуры художника. Сёра принадлежит к редкой породе людей, которые до такой степени заворожены реальностью, что исказить её они не в силах. Слова так и остаются для них ненайденными. В случае с Сёра ненайденными также окажутся и краски.

Почти во всех пейзажах Сёра подвергает различные элементы марин, которые выстроены по законам перспективы, незначительным деформациям, добиваясь ощутимого декоративного эффекта. Так в «Журавлях и просвете в облаках» облака громоздятся над морем извилистыми линиями. На полотне «Вход в аванпорт» море испещрено тенями невидимых глазу облаков. Ещё более отчётливо этот эффект виден в картине «Воскресенье», где ткани флагов извиваются волнистыми складками, которые с точки зрения сюрреализма возможно выглядят излишними. Их появление объясняется лишь стремлением к декоративности.


Жорж Сера - Seurat Port-en-Bessin- The Outer Harbor at Low Tide, 1888


Жорж Сера - Seurat Port-en-Bessin- Entrance to the Harbor, 1888

Творчество Сера в последние годы это сцены в порту, фигуры купающихся людей, сцены из цирка.


Жорж Сера - Seurat La Parade,
1888, 100x150.5 cm, oil on canvas,
Metropo

Ночная сцена залита светом газовых фонарей, напоминающих ряд стилизованных звездочек.
Яркими манящими красками изображена внутренняя часть цирка, где зрителей ждут рукотворные чудеса.
Усатое лицо инспектора манежа сближает его с дирижером на картине «Канкан» и укротителем зверей на картине Цирк».
«Обрезанные» фигуры зрителей формируют нижний край картины.
Плоские смутные фигуры музыкантов делают их похожими на марионеток.
Сера обожал карнавалы и цирковые представления, ставшие темой нескольких его картин. На этом знаменитом полотне изображен парад в цирке Кореи. Парадом назывались небольшие интермедии, разыгрываемые артистами перед входом в цирк с целью привлечения зрителей. Композиция картины уже привычно выстраивается перекликающимися горизонталями и вертикалями.

Ночное освещение дает Сера возможность экспериментировать с необычными цветовыми сочетаниями. Значительная часть полотна покрыта оранжево-желтыми и синими точками, которые написаны соответственно свет газовых фонарей и тени. Все остальные цвета приглушены и проступают сквозь желтые и синие точки.

Современные критики ставят в заслугу художнику то, что эта картина приближается к абстрактной живописи, однако в свое время она не произвела особого впечатления. Ее холодно встретили в Салоне независимых. Более того, сам Сера позже вычеркнул ее из списка своих работ.


Мост и набережная в пор-ан-Бессене
1888
67 x 84,5
Холст, масло
Миннеаполис (штат Миннесота). Художественный институт

Сёра вводит в композицию данного полотна персонажи, которые до сих пор не были замечены ни в одной из его марин. Кроме нескольких силуэтов на заднем плане, на переднем видны в неподвижности ребёнок, таможенник, женщина с какой-то ношей.

Все фигуры застыли и окаменели. Однако их присутствие нарушает то совершенное одиночество, которое присуще остальным маринам автора. Жизнь вторгается в его царство одиночества, которое погружено в абсолютное сонное оцепенение – царство воды, причалов и берегов.

И кажется, что изображённый на картине прилив жизни и жизненные силы, до сих пор сдерживаемые, внезапно накалятся и начнут вдруг вырываться наружу, везде распространяясь, - такое впечатление производит изображённая на картине стихия.

На полотне присутствует та мрачная сила стихии, которая порождает всё живое и обрекает его же на гибель в стихийном натиске, в торжествующем и слепом порыве.



Жорж Сера. Сена на острове Гранд-Жатт весной.
1888
Холст, масло.
Королевский музей изящных искусств, Бельгия

Ле Кротой, вверх по течению
1889
Холст, масло.
Институт искусств, Детройт, США

В его работах мы видим цветовые сочетания, основанные на точном оптическом анализе и тщательно выстроенной линейной композиции

В своей короткой жизни Сера создал только семь больших полотен, так трудоемка и сложна была, им же созданная техника рисования.

К сожалению, умер художник совсем молодым, в 32 года, от тяжелой инфекции, оставив вдову с маленьким ребенком на руках и в положении.


Утес, 1885

Жорж Сёра писал большие фигурные композиции и пейзажи. Изучая законы цвета и света, оптические эффекты, Сера пытался создать научную основу для решения колористических, световоздушных и пространственных задач. Изящная по рисунку, тонкая по цветовым сочетаниям, живопись Сера, с её мозаически-дробной структурой, в целом носит несколько рассудочный, отвлечённый характер. Сёра изучал научные аспекты восприятия света и цвета и разработал на их основе живописную технику дивизионизма, письма мелкими точечными мазками чистого цвета.


Лошади в воде
1883
Холст, темпера.
Частное собрание


Дом среди деревьев
Около 1883
16 x 25
Дерево, масло
Глазго. Художественная галерея и музей


Ожидание у берега


Рыбаки
1883
Дерево, масло.
Musee d"Art Moderne de Troyes


Мужчина в черном


Жорж Сера. «Пудрящаяся девушка» (Пудрящаяся женщина). 1889-90 г.
Масло, холст. 95,5 x 79,5 см. Courtauld Gallery, London, UK.

Форма этой диковинной розовой ленты перекликается с цветочным узором обоев.

Точки, окружающие дугой пудреницу, изображают облачко пудры.

Зеркало символизирует тщеславие. Возможно, Сера имел намерение поиронизировать над тем преувеличенным вниманием, которое Мадлен уделяла своей внешности.

Размеры стола, выглядящего до смешного маленьким, подчеркивают пышность форм Мадлен.

Долгое время критики не могли прийти к единому мнению относительно этой странной картины, на которой изображена Мадлен Кноблох, возлюбленная Сера. Многие находили портрет почти сатирическим. Сама же Мадлен, по всей видимости, придерживалась другого мнения, поскольку позже, когда картины Сера резко подскочили в цене, решила оставить это полотно у себя. В первом варианте оно включало в себя и автопортрет Сера, с восторгом глядящего на Мадлен. Но автор прислушался к мнению одного из своих друзей, посчитавшего портрет в таком виде непристойным, и заменил себя цветочной вазой.

Генеалогически картина восходит к будуарным сценам, популярным во французской живописи XVIII века. Как всегда, обращает на себя внимание непринужденное (а порой и странное) обращение Сера с деталями. Непонятно, что представляет собой элемент в левом верхнем углу картины. Кроме того, возникает впечатление, что под пышной юбкой Мадлен находится всего одна нога.


Лодки, отлив, в Грандкемп


Жорж Сера: Seurat Georges The Bec du Hoc at Grandcamp Sun


Канкан
Дата создания картины: 1889-1890 г.
Размеры: 171,5 x 140,5 см
Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло

Светлые участки окружены на картине темной рамкой, усиливающей ощущение глубины и единства пространства.

Веер танцовщицы повторяет угол наклона трости в руках сгорающего от вожделения зрителя, которая сама по себе является фаллическим символом.

Флейта и гриф контрабаса написаны параллельно высоко поднятым ногам танцовщиц, что должно «удваивать» степень веселья

Стилизованное выражение на лицах танцоров передано простыми наклонными штрихами, легко намечающими губы, усы и узкие щели глаз.

Банты на туфлях танцовщиц направлены вверх - так же, как подолы их юбок и бретельки на плечах.

Приблизительно с 1887 года Сера начал делать зарисовки в парижских варьете. В результате считавшийся не слишком пристойным танец канкан стал темой одной из его работ. На полотне изображен ночной клуб «Японский диван», находившийся неподалеку от студии художника. В этом произведении звучит отчетливое эхо «Парада», где реальный зритель расположен чуть выше зрителей, присутствующих на картине, а главное событие происходит на приподнятой сцене.

Сера использовал танец, чтобы проиллюстрировать одну из своих «научных» теорий. Суть ее в том, что линия, проведенная под тем или иным углом, способна передавать совершенно определенную эмоцию. Так, например, направленные вверх линии выражают радость. В соответствии с этим, Сера выстроил в «Канкане» целый ряд расположенных под разными углами линий, которые, по его мысли, должны были концентрированно выражать веселую атмосферу клуба.


Мужчина, чистящий лодку
Около 1883
16 x 24
Дерево, масло
Лондон. Национальная галерея


Жорж Сера: Seurat Woman Seated by an Easel, ca 1884-88, 30.5x23.3 cm,

Жорж-Пьер Сёра (2 декабря 1859, Париж - 29 марта 1891, Париж) - французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм», или «пуантилизм».

Жорж Сера родился 2 декабря 1859 г. в Париже в богатой семье. Его отец, Антуан-Кризостом Сёра, был юристом и уроженцем Шампани; мать, Эрнестин Февр, была парижанкой. Посещал Школу изящных искусств. Затем служил в армии в Бресте. В 1880 г. вернулся в Париж. В поиске своего стиля в искусстве изобрёл так называемый пуантилизм - художественный приём передачи оттенков и цвета с помощью отдельных цветовых точек. Приём используется в расчёте на оптический эффект слияния мелких деталей при разглядывании изображения на расстоянии.

Жорж Сёра сначала изучал искусство с Джастином Лекуином, скульптором. После возвращения в Париж работал в студии вместе с двумя друзьями студенческого периода, а затем обустроил собственную мастерскую. Сёра тяготел к строго научному методу дивизионизма (теории разложения цветов). На электронной аналогии этого метода основывается работа растрового дисплея. В течение следующих двух лет осваивал искусство черно-белого рисунка. В 1883 году Сёра создает свою первую выдающуюся работу - огромный живописный холст «Купальщики в Аньере».

После того, как его живопись была отклонена Парижским салоном, Сёра предпочел индивидуальное творчество и союзы с независимыми художниками Парижа. В 1884 он и другие художники (включая Максимильена Люса) сформировали творческое общество «Сосьете де Артиста Индепендэнтса». Там он знакомится с художником Полем Синьяком, который впоследствии также будет использовать метод пуантилизма. Летом 1884 года Сёра начал работу над своей самой знаменитой работой - «Воскресный день на острове Гранд-Жатт».

В определенный период Сёра живет с моделью Маделин Ноблох, которую он изображает в работе «Пудрящаяся женщина».

Сера умер в Париже 29 марта 1891. Причина смерти Сёра сомнительна и была приписана форме менингита, пневмонии, инфекционному эндокардиту, и/или (наиболее вероятно) дифтерии. Его сын умер две недели спустя от той же болезни. Похоронен Жорж-Пьер Сёра на кладбище Пер-Лашез.

Выбор редакции
контрапункт контрапункта, мн. нет, м. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии...

итальянский композитор Краткая биографияДжузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября...

«Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры » А.В. Щусев Архитектор...

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется...
Интересные факты о Александре Грине расскажут о неизвестных событиях в жизни писателя. Интересные факты о книге «Алые паруса» также...
Мы вдохновились японским аниматором и иллюстратором Kazuhiko Okushita. Художник создает рисунки, не отрывая карандаша от бумаги. Очень...
Вчера в ресторане Modus на Плющихе Светлана Лобода устроила яркую вечеринку в честь своего 35-летия, пригласив на нее лишь самых...
Что такое цимбалы? Это струнный ударный музыкальный инструмент. У него плоский трапециевидный корпус с натянутыми струнами. По струнам...