Иксанов большой театр. Как большой стал маленьким


Николай Семенов

Театр, на самом деле, начинается не с вешалки. Он начинается со сметы. Большой театр - с Большой Сметы, а, к примеру, Мотыгинский районный театр - с маленькой.

Большая Смета - субстанция живая и мертвая одновременно, концептуальная, оттого не всякому уму постижимая. Даже в обезумевшей от денег Москве, бывает, не понимают размаха иного искусного режиссерского замысла. В последний раз непонятливыми оказались Счетная палата РФ, которую нежданно-негаданно удивила завышенная почти в 16 раз стоимость реконструкции Государственного академического Большого театра, и Следственный комитет при прокуратуре РФ, возбудивший с подачи аудиторов уголовное дело по фактам необоснованного расходования бюджетных средств.

Прокурорские оценили красоту пируэта - за 6 лет, с 2003 по 2009 гг., заказчик ФГУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» трижды оплатил одни и те же работы по «проектированию и подготовке рабочей документации». За один пакет с документами и чертежами ЗАО «Курортпроект» получило сначала 98 млн. бюджетных рублей, затем - чуть менее 362,2 млн., ну а под конец - еще около 498 млн. На круг вышел почти миллиард и заработала его компания, известная главным образом своим манящим названием, да техническим директором, коим является Нодар Канчели. Этот зодчий, напомним, спроектировал обрушившиеся несколько лет назад аквапарк «Трансвааль» и столичный Басманный рынок.

Миллиард за комплект документов - это по-взрослому. Особенно, если учесть тот факт, что немалая сумма была выплачена только за проектирование второй очереди реконструкции театра, которая подразумевает реставрацию непосредственно здания Большого и строительство производственно-складского комплекса в Перово, на улице Плеханова. В ходе же первой очереди была построена новая сцена; закончилась она в 2002 году. И только искушенным ценителям прекрасного известно, во сколько на самом деле обошлось «первоочередное» проектирование.

Не поминай вСУИ

Но всю многогранность финансового таланта реставраторов можно увидеть только на строительно-монтажных работах. В конце 2004 года генеральным подрядчиком реконструкции Большого на тендере было выбрано ЗАО «СУИхолдинг», принадлежавшее бывшему вице-президенту ОАО «Система-Галс» Азарию Лапидусу. Простор для деятельности был невиданным - первоначальная строительная смета ГАБТа оценивалась в 25 млрд. рублей. В 2005 году Владимир Путин посоветовал Минэкономразвитию «подумать о том, как сократить смету». Подумать-подумали, но сокращать ничего не стали. Как была смета на реконструкцию - около миллиарда долларов, так и осталась, а к настоящему моменту, скорее всего, еще и выросла.

«СУИхолдинг» ведет грандиозное строительство, но не вверх, а вниз, метров так на двадцать вглубь. В бункере разместится концертно-репетиционный зал и фойе. Надо полагать, по причине опасной близости к самому пеклу свои услуги генподрядчик оценил в 400 млн. долларов, хотя иные компании были готовы взяться за дело и за 240 млн. долларов. Любопытно: изначально подземелье для ГАБТа не планировалось таким глубоким. Но, как сказал последний руководитель «Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации» (начальников дирекции уже сменилось шесть человек) Яков Саркисов, «почему оказалось ниже - сейчас уже поздно об этом говорить». Посему «СУИхолдингу» не стоит волноваться за свои гонорары.

Недавно у «детей подземелья» сменился хозяин - г-н Лапидус продал в июле 2009 года 50% плюс одну акцию генподрядчика ГАБТа, переложив на нового владельца всю ответственность за сдачу объекта в срок.

А срок окончания реконструкции Большого, как и конец света, постоянно откладывается. Ранее спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой обещал публике, что главный театр страны поднимет занавес 1 октября 2009 года. На дворе уже декабрь, а ГАБТ лишь посажен на постоянный фундамент. Власти, как дети, радуются этому событию, хотя страну после Великой отечественной восстанавливали и то быстрее. «Большой победой Большого театра» назвал свершившийся факт главный московский строитель Владимир Ресин и сравнил посадку театра «на свое постоянное место, практически без отклонений» с первой в мире операцией на сердце. Ресин также озвучил новый срок окончания реконструкции - теперь это будет 11 октября 2011 года. Приговор, мол, окончательный и обжалованию не подлежит - на эту дату уже и премьера запланирована.

Большой, однако, вопрос - простоит ли ГАБТ на своем месте хотя бы до официального открытия. Оказывается, при реконструкции театра использовался бетон низкого класса, а в документах значится совсем другой, естественно, самый высокий, класс материала. Нехитрый прием принес реставраторам многомиллионный «левый» доход. Сейчас эти факты проверяют сотрудники Красносельского ОВД г. Москвы в рамках другого уголовного дела, также возбужденного по результатам проверки хозяйственной деятельности Большого. Не хотелось бы никого пугать заранее, но правоохранители наверняка привлекут к ответственности тех должностных лиц, которые допустили нарушения при строительстве фундамента ГАБТа.

Кроме того, как выяснили следователи Тверского ОВД г. Москвы, помещения театра без согласования с собственником, то есть с государством, и без надлежащего оформления договоров сдавались в аренду неким организациям. Куда ушли эти деньги, догадаться не трудно, а вот государство, как полагает следствие, недополучило от «черной» аренды несколько десятков миллионов рублей. По этому факту также было возбуждено уголовное дело.

И еще одна важная деталь: за время реконструкции Большого от проекта отказались 5 архитекторов. Один из них, Никита Шангин, говорит, что изначально предполагалось минимально изменив историческую форму, максимально наполнить ее современным содержанием. Архитекторы нашли решение. Но со временем реконструкцию ГАБТа взяли в свои руки чиновники, и архитекторы потеряли все позиции.

Хор проституток

«Heiaha! Hojotoho! Heiaha! Hojotoho! Проникновенье в новую плоть!». «Плоть твоя будет расти, в теплой матке сладко дремать, сил набираясь в теле упругом советской женщины бодрой». «Вдруг из крыл белоснежных брызнули черви». Это отрывки из либретто нашумевшей оперы «Дети Розенталя». Ее премьера прошла в 2005 году на сцене Большого. «Откровенная бесовщина на сцене», «хор проституток», «не имеет права на существование на сцене Большого театра», «очень непрофессионально и очень слабо» - такие отзывы критиков «Дети Розенталя» получили вполне заслуженно. Либретто написал талантливейший воспеватель расчлененки Владимир Сорокин, а музыку к опере - композитор Леонид Десятников, который недавно стал музыкальным руководителем ГАБТа. Впору задаться вопросом о художественном уровне нынешнего руководства главного театра страны. Впрочем, сам Десятников свою должность в Большом называет «кризис-менеджер». Вот такой сюрреализм в Большом: реконструкцией руководят чиновники и начальство театра, а за художественную составляющую отвечают кризис-менеджеры.

Иной пытливый читатель спросит: но у Большого есть генеральный директор, куда же он смотрит? А заглядывает Анатолий Иксанов, шушукаются в театре, в основном под пачки юных балерин, да в кошельки их спутников жизни. В ГАБТе, если знать человека, можно устроить себе очищение искусством - прикупить для своей пассии главную партию. Деньги делаются на всем: на реконструкции, на помещениях, на жаждущих славы, но бесталанных артистах. Вдобавок Анатолий Геннадьевич Иксанов, он же Тахир Гадельзянович, заслуженный деятель искусств Украины, в начальственной ложе Большого единственный долгожитель - он руководит театром с 2000 года. За 9 лет сменились три министра культуры, а г-н Иксанов все ходит по Большому легко и уверенно. Своим умением приспосабливаться и чувствовать конъюнктуру гендиректор ГАБТа, когда-то написавший в соавторстве практическое руководство «Как просить деньги на культуру», смахивает на Анастаса Микояна, который будучи у власти пережил сталинские чистки, хрущевскую оттепель и вышел в отставку при Брежневе почтенным старцем.

На фоне таких декораций неудивительно, что Попечительский совет ГАБТа начали покидать представители российской элиты. Они-то деньги считать умеют, потому не желают наблюдать, как большое искусство превращается в чей-то маленький бизнес, а их кровные зарываются в землю или идут на постановку откровенно порнографических (в широком смысле этого слова) спектаклей. Как говорится, Мельпомена им судья, ведь они все равно не поймут всей изысканности этого перфоманса - как Большой стал маленьким.

Иксанов Тахир Гадельзянович
Дата рождения: 18 февраля 1952
Место рождения: Ленинград, РСФСР, СССР
Профессия: театровед, менеджер
Гражданство: СССР → Россия
Годы активности: 1977 - н.в.
Театр: БДТ(1978-1998) Большой театр (2000-2013)

Анатолий Геннадьевич Иксанов (настоящее имя и отчество - Тахир Гадельзянович; род. 18 февраля 1952, Ленинград) - российский театральный и общественный деятель. Анатолий Иксанов - бывший генеральный директор Большого театра России (2000-2013). Кандидат экономических наук (2006). Кавалер ордена Почётного легиона, Командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой»
В 1977 году Анатолий Иксанов закончил театроведческий факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии.
В течение года после окончания института Анатолий Иксанов работал главным администратором Малого драматического театра. С 1978 года работал в Большом драматическом театре:

1978-1983 Анатолий Иксанов - главный администратор БДТ
1983-1996 Анатолий Иксанов - заместитель директора БДТ
1996-1998 Анатолий Иксанов - директор БДТ
В 1994 году Анатолий Иксанов стал учредителем благотворительного фонда БДТ и стал осуществлять функции исполнительного директора фонда. Проходил профессиональную стажировку в области театрального менеджмента в США (Милуокский репертуарный театр, Йельский университет), Франции, Швейцарии.
1998-2000 Анатолий Иксанов - заместитель генерального директора Общероссийского государственного телеканала «Культура».
1 сентября 2000 года Распоряжением Правительства Российской Федерации назначен генеральным директором федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России».
c 1 сентября 2000 года по 9 июля 2013 года - генеральный директор Большого театра. Затем Анатолий Иксанов после серии скандалов, связанных с криминальным сюжеты.
ушел в отставку, Анатолия Иксанова Иксанова на этом посту сменил Владимир Урин.

Награды Анатолия Иксанова
1994 - Заслуженный работник культуры Российской Федерации
2004 - Заслуженный деятель искусств Украины
2010 - Орден Почёта - за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
2010 - Орден Аниты Гарибальди
2012 - Орден Почётного легиона
2012 - Орден «За заслуги перед Итальянской Республикой»; почетный знак Министерства культуры Болгарии «Золотой век».
2012 - Знак отличия «За заслуги в укреплении сотрудничества со Счетной палатой Российской Федерации»

Признание Анатолия Иксанова
2004 - Ежегодная национальная премия «Персона года» (РБК) в номинации «Персона в культуре» - «за инновационный подход к управлению в сфере культуры»
2005 - Театральная премия газеты «Московский комсомолец»
2006, 2011 - Национальная премия «Россиянин года»

Генеральный директор Государственного академического Большого театра России с 2000 года. Ранее - заместитель генерального директора телеканала "Культура" (1998-2000), генеральный директор Санкт-Петербургского академического Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова (1996-1998). Заслуженный работник культуры России. Заслуженный деятель искусств Украины.


Анатолий Геннадьевич (Тахир Гадельзянович) Иксанов родился 18 февраля 1952 года в Ленинграде.

В 1977 году Иксанов стал выпускником отделения экономики и организации театрального дела театроведческого факультета Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Отмечалось, что в театральном вузе он, мастер спорта по фехтованию, оказался после того, как его "переманили туда из "Военмеха"" (Ленинградского ордена Красного Знамени Механического института).

После окончания института Иксанов год по распределению работал главным администратором в Ленинградском Малом драматическом театре. В 1978 году он стал главным администратором в Большом драматическом театре имени Максима Горького (БДТ, с 1992 года - Санкт-Петербургский академический Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова), в который он пришел по приглашению главного режиссера театра Георгия Товстоногова. С 1983 года по 1996 год Иксанов занимал должность заместителя директора театра. Параллельно в 1994 году Иксанов для поддержки деятельности БДТ и социальной защиты его работников создал благотворительный фонд и стал его исполнительным директором, а в 1996 году он занял пост директора театра. Отмечалось, что во время работы в театре Иксанов проходил стажировку в США, Франции и Швейцарии, где изучал зарубежный опыт в области театрального менеджмента.

В 1998 году Иксанов занял должность заместителя генерального директора телеканала "Культура", одним из основателей и главным редактором которого являлся Михаил Швыдкой, в мае того же года занявший пост председателя Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК). Уже через несколько лет СМИ называли Иксанова человеком Швыдкого, ставшего в 2000 году министром культуры РФ.

В сентябре 2000 года распоряжением главы правительства РФ Михаила Касьянова Иксанов был назначен генеральным директором Государственного академического Большого театра России (ГАБТ). Отмечалось, что правительство собиралось взять под контроль выделяемые на намеченную реконструкцию театра "огромные денежные потоки", в связи с чем руководителем театра и был назначен "грамотный специалист, менеджер, который возьмет на себя нетворческие вопросы". Но если сначала Иксанова, не известного еще Москве, как отмечала "Независимая газета", приняли сдержанно, то уже в апреле 2001 года "Культура" предположила, что, "судя по всему, менеджмент скоро станет самой сильной стороной" Большого театра.

Придя в ГАБТ, Иксанов в рамках борьбы с многочисленными спекулянтами с помощью международной консалтинговой компании McKinsey, имевшей опыт по оптимизации управления музеев и театров, кардинально изменил систему продажи билетов. Позднее, рассуждая об изменениях в ГАБТ, произошедших с того момента, как он возглавил театр, Иксанов отмечал, что ему и его сподвижникам удалось вернуть Большой театр на международную арену. "Бюджет вырос в несколько раз, в связи с этим выросли и заработная плата, и гонорары. Честно говоря, этому очень способствовали президентские гранты", - рассказывал он. Подчеркивал директор Большого и важность создания попечительского совета ГАБТ, что, по его словам, "гарантировало получение дополнительных доходов на годы вперед". В совет вошли крупные чиновники и бизнесмены, а также представители таких компаний, как "Лукойл", "Базовый элемент" "Транснефть", Внешторгбанк, "Северсталь-групп". В прессе отмечалось, что именно Иксанов первым в России ввел в обиход термин "фандрейзинг" (от англ. fund-raising) - обозначив им сбор внебюджетных, спонсорских средств для осуществления социально значимых проектов некоммерческих организаций.

Еще одним важным моментом для возглавляемого им театра Иксанов называл "открытие Новой сцены и тем самым создание возможности для закрытия на ремонт основного здания". Он подчеркивал, что согласно принятому проекту реконструкции и реставрации ГАБТА предполагается максимально "сохранить здание как памятник архитектуры". Между тем реализация проекта с самого начала сопровождалась скандалами вокруг финансирования. Так, в 2006 году из состава попечительского совета театра вышел московский мэр Юрий Лужков, выступивший, согласно официальной версии, против завышенной, по его мнению, сметы реконструкции ГАБТа. Реконструкцию старого здания театра планировалось завершить в 2008 году, однако позднее было объявлено, что она будет завершена лишь к концу 2010 - началу 2011 года. Впоследствии реконструкция здания Большого театра в соответствии с поручением президента России Дмитрия Медведева перешла к столичным властям, о чем летом 2009 года лично сообщил московский мэр. "Лужков, в свое время обойденный при определении подрядчика реконструкции, может праздновать победу", - писала газета "Время новостей", подчеркивая, что при этом, конечно, на градоначальника ляжет и "ответственность за своевременную достройку театра".

В целом, оценивая итоги деятельности Иксанова на посту генерального директора ГАБТа, пресса отмечала, что и после закрытия основной сцены театр продолжал "выпускать премьеру за премьерой", однако "ни одна из них событием не стала", а в обществе в большинстве случаев обсуждались не премьеры, а "бесконечные скандалы". Среди них в 2005 году СМИ пристально следили за судьбой скандальной постановки "хулиганской оперы" "Дети Розенталя" на музыку композитора Леонида Десятникова по либретто писателя-постмодерниста Владимира Сорокина. Постановка вызвала недовольство ряда посетивших генеральную репетицию депутатов. Помимо этого, в 2005 году директор Большого театра выступил с громким заявлением о плановых массовых увольнениях сотрудников, вызванных необходимостью сэкономить средства не реставрацию театра. Значимым событием 2006 года стал выход из состава попечительского совета Лужкова, выступавшего против завышенной, по его мнению, сметы реконструкции Большого театра. Также широко обсуждалась ситуация, сложившаяся вокруг Иксанова и бывшей солистки театра балерины Анастасии Волочковой, которая, сочтя оскорбительным высказывание директора по поводу ее роста и веса, подавала на него в суд, но судебный процесс по этому поводу весной 2004 года проиграла.

Иксанов - заслуженный работник культуры России (1994), заслуженный деятель искусств Украины (2004). Он - один из авторов книг "Как просить деньги на культуру" (СПб, 1995 год) и "Благотворительный фонд БДТ. Теория и практика успеха" (СПб, 1997 год). Как гендиректор ГАБТа, Иксанов удостоен ряда общественных наград: он - лауреат ежегодной национальной премии "Персона года", учрежденной Российским информационным агентством "РБК" (2004), Театральной премии газеты "Московский комсомолец" (2005) и Национальной премии общественного признания "Россиянин года", учрежденной Российской академией бизнеса и предпринимательства (2006).

На вопросы о свободном времени Иксанов отвечал, что его у него абсолютно нет. По его словам, все самое интересное все равно происходит именно на работе, в театре. "Единственное – летом можно две недели выкроить, поехать на дачу, покосить траву газонокосилкой", - отшучивался он.

ВСЕ ФОТО

Гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов отправлен в отставку, этот пост займет Владимир Урин, руководивший Московским музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко, сообщил во вторник на встрече руководителей творческих групп ГАБТ министр культуры РФ Владимир Мединский.

На пост гендиректора ГАБТ, помимо Урина, рассматривались еще две кандидатуры - члены попечительского совета ГАБТ Александр Будберг и Михаил Швыдкой, передает РИА "Новости" .

По словам Мединского, "Иксанов отдал 13 лет жизни и здоровья Большому театру". "Но человеческие силы не безграничны даже у самых высочайших профессионалов", - сказал министр. По его словам, на увольнение Иксанова повлияла "непростая ситуация", сложившаяся вокруг театра.

При этом министр отметил, что Иксанов, переходит на работу в Минкультуры. Он станет советником по театральному делу.

Владимир Урин сказал коллективу, что решение возглавить ГАБТ было непростым. "Большой груз ответственности", - пояснил он. Сначала Урин не принял предложение Мединского, однако после долгих размышлений согласился.

По его словам, Иксанов пообещал ему любую помощь. Урин добавил, что двигаться вперед можно будет "только вместе" с коллективом. "Не планирую революций", - добавил он.

Зампредседателя правительства РФ Ольга Голодец, в свою очередь, выразила надежду, что театр будет развиваться и перемены пойдут ему только на пользу.

Самым лаконичным был Анатолий Иксанов. "Спасибо Большому", - сказал он. "И после этих слов зазвучали аплодисменты, которые не смолкали несколько минут. Бывший гендир подошел к руководителям творческих коллективов ГАБТа, каждому сказал по несколько слов. Большинство из них не могли сдержать слез", - передает агентство.

СМИ: "Последней каплей" был скандал со Светланой Захаровой

О досрочной отставке Иксанова еще накануне вечером со ссылкой на источники в театре и министерстве сообщили издания и агентства. Как отмечали источники "Интерфакса" в театральных кругах, "до конца прошлой недели в качестве вероятной кандидатуры рассматривался экс-министр культуры, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, однако в последний момент расклад сил поменялся, и место Иксанова вполне может занять Урин".

Замдиректора Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ирина Черномурова в беседе с газетой "Ведомости" дала понять, что во вторник в первой половине дня будет объявлено о важной новости.

В последнее время Большой театр сотрясали скандалы, что могло послужить причиной досрочной отставки Иксанова. По данным телеканала "Дождь" , "последней каплей" мог стать недавний скандал со знаменитой балериной Светланой Захаровой, также являющейся депутатом Государственной Думы от партии "Единая Россия" уже второго подряд созыва.

Напомним, 3 июля стало известно, что последняя премьера 237-го сезона Большого театра, балет "Онегин" (12-21 июля) пройдет без примы-балерины Светланы Захаровой, которая должна была сыграть роль Татьяны. Источники телеканала уточнили, что заготовленного кандидата на смену нынешнему генеральному директору Большого не было.

Напомним также, что в середине июня оперная певица, народная артистка России Анна Нетребко поделилась своим рецептом, как навести порядок в Большом театре. "Там надо всех уволить и все поменять, с ног на голову", - заявила певица. Она добавила, что всех артистов нужно набрать заново, лишь в этом случае в театре хоть что-то изменится.

Анатолий Иксанов возглавляет Большой театр с 1 сентября 2000 года (до этого два года он занимал пост замгендиректора телеканала "Культура"), его контракт должен был закончиться в октябре этого года.

В начале июня из Большого театра был уволен Николай Цискаридзе. СМИ сообщали, что Иксанов решил не продлевать с ним контракт. Цискаридзе и Иксанов конфликтовали несколько лет. Цискаридзе публично обвинял руководство Большого театра в масштабных нарушениях при реконструкции исторического здания, в ходе которой, по данным следствия, были украдены 90 млн рублей, и в давлении на артистов.

Противостояние обострилось после нападения на художественного руководителя балетной труппы Сергея Филина, которое произошло в январе нынешнего года. Тогда в ряде СМИ писали, что Цискаридзе может быть причастен к преступлению. Также некоторые издания писали, что пресс-служба и генеральный директор театра используют ситуацию в личных целях, для давления на людей, работающих в театре. Из-за публичных заявлений Цискаридзе ему было сделано несколько дисциплинарных выговоров, отмены некоторых из них танцору удалось добиться через суд.

До этого, в 2011 году ГАБТ прогремел скандалом с управляющим балетной труппой театра Геннадием Яниным, чьи фотографии порнографического содержания были выложены в интернете. Почтовая рассылка была сделана на 3848 адресов по всему миру, в том числе в крупнейшие газетные издания и на телеканалы. Янин написал заявление об увольнении. А осенью 2011 года разразился скандал из-за спекулянтов, перепродающих билеты по многократно завышенным ценам. Как рассказали в пресс-службе ГАБТ, самый дорогой билет в Большой театр стоит три тысячи рублей, в то время как после накрутки его стоимость увеличивается более чем в семь раз. В результате Большой театр ввел продажу билетов по паспортам.

Пресс-служба Большого театра и официальный представитель Минкульта отказались комментировать изданиям и агентствам информацию об увольнении Иксанова.

Цискаридзе: "Я знаю об увольнении Иксанова"

Недавно уволенный из Большого театра знаменитый танцор Николай Цискаридзе заявил "Комсомольской правде" , что знает об увольнении Анатолия Иксанова, но при этом отказался что-либо комментировать по этому поводу. "Я не хочу об этом думать и не хочу ничего чувствовать. я отдыхаю", - сказал он.

Цискаридзе также отказался говорить о своем возможном возвращении в театр: " Не знаю, я об этом, повторюсь, пока не думаю, слишком рано. Я просто спокойно отдыхаю. Подумаю потом".

Неназначенный Швыдкой: "Уход Иксанова из Большого - настоящая потеря для культуры"

Зампред Попечительского совета Большого театра Михаил Швыдкой, кандидатура которого рассматривалась в числе преемников Иксанова, заявил РИА "Новости" , что уход Анатолия Иксанова с поста гендиректора Большого театра - "настоящая потеря для отечественной культуры".

Сегодня, по его словам, Большой - это театр, который входит в узкий круг лучших оперных и балетных коллективов мира, и это во многом заслуга директора.

Он добавил, что Иксанов все 13 лет своего пребывания на посту директора театра тащил невероятную ношу, ведь он пришел в Большой в сложное время. Ему пришлось заниматься строительством, превращать театр в финансово прозрачную организацию. Швыдкой напомнил, что до того, как Иксанов занял свой пост в ГАБТ, он работал в Большом драматическом театре имени Товстоногова вместе с Кириллом Лавровым, который очень не хотел его отпускать.

"С моей точки зрения Иксанов - самый опытный театральный директор. Владимир Урин тоже человек с большим театральным опытом, ему повезло, он получает Большой в хорошем состоянии. Те публичные скандалы, которые были во многом спровоцированы прессой, к реальной жизни театра не имеют отношения. Большой - устойчивая организация, обладающая большими творческими возможностями", - продолжил собеседник агентства. Он также выразил надежду, что Урину удастся урегулировать проблемы, которые в последнее время возникли в творческом балетном коллективе.

"Новый директор будет самоубийцей, если вернет Николая Цискаридзе в театр, а за Уриным страсти к суициду я не замечал", - добавил он.

Вместе с тем, собеседник агентства пояснил, что сомневается в том, что отставка Иксанова связана с его конфликтом с Цискаридзе, так как он уже ушел в историю. "Но в последнее время в театре действительно было слишком много публичных поводов, включая недоразумение со Светланой Захаровой", - отметил он. Швыдкой также рассказал, что был в курсе того, что на пост директора рассматривали и его кандидатуру, и добавил, что его частенько рассматривают в качестве кандидата на различные руководящие посты.

Владимир Урин - от директора ТЮЗа в Кирове до "Золотой маски"

Урин начал свою театральную деятельность в 1973 году, став директором ТЮЗа города Киров. В 1981 году переехал в Москву, где возглавил Кабинет детских и кукольных театров ВТО (ныне - Союз театральных деятелей России). В 1987-1996 годах дважды избирался Секретарем правления СТД России. Уриным была задумана и реализована идея учреждения национальной профессиональной премии в области театра "Золотая Маска".

В 1995 года Урин стал генеральным директором Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Под его руководством разработана и воплощена в жизнь идея кардинальной реконструкции здания театра. С 1997 года он - также генеральный директор Международных фестивалей современного танца, проводимых Музыкальным театром совместно с культурными центрами и посольствами стран Европы, Канады и США. Заведующий кафедрой менеджмента и экономики исполнительских искусств Школы-студии МХАТ, профессор.

За годы его руководства Музтеатр Станиславского, по мнению многих экспертов, многократно укрепил репутацию высокопрофессионального театра с четкой репертуарной политикой и собственными яркими звездами - как в опере, так и в балете. В отличие от Большого Музтеатр Станиславского редко давал поводы для обсуждения вопросов, не связанных с творчеством. Такими поводами стали два пожара в 2003 и 2005 годах, в результате которых театр практически полностью выгорел (второй пожар произошел уже в процессе реставрационных работ и задержал запланированное открытие театра). Еще одна мрачная история случилась в 2004 году, когда при невыясненных обстоятельствах пропал главный балетмейстер театра Дмитрий Брянцев. 31 марта 2005 года в Праге был обнаружен его труп. Наконец, скандал сопровождал постановку оперы Бриттена "Сон в летнюю ночь" летом 2012 года. Постановщиков обвинили в педофилии и пропаганде наркотиков, однако ни одно из этих обвинений не подтвердилось, а в итоге постановка "Сна" получила премию "Золотая Маска" в номинации "Лучший спектакль в опере".

Исполнительный директор МФГС

Заслуженный работник культуры России, Заслуженный деятель искусств Украины.

Кандидат экономических наук.

В 1977 г. окончил театроведческий факультет (отделение экономики и организации театрального дела) Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК).

По окончании института в течение года занимал должность главного администратора в Ленинградском Малом драматическом театре. В 1978 г. Георгий Товстоногов пригласил его в БДТ.

С 1978 по 1996 г. Анатолий Иксанов работал главным администратором, заместителем директора и директором Ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького (БДТ). В 1994 г. он образовал благотворительный фонд БДТ и стал его исполнительным директором.

Анатолий Иксанов изучал зарубежный опыт в области театрального менеджмента, проходил профессиональные стажировки в Соединенных Штатах Америки (в Милуокском репертуарном театре и Йельском университете), Франции, Швейцарии. Написал три книги (в соавторстве): "Как просить деньги на культуру" (СПб, 1995 г.), "Благотворительный фонд БДТ. Теория и практика успеха" (СПб, 1997 г.) и "Ресурсное обеспечение учреждений культуры в условиях рыночной экономики" (М, 2008 г.).

С 1998 по 2000 г. Анатолий Иксанов занимал пост заместителя генерального директора телеканала "Культура".

Распоряжением председателя правительства Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. Анатолий Иксанов назначен генеральным директором Государственного академического Большого театра России.

C 9 июня 2014 г. входит в состав Президентского Совета по русскому языку.

Награды и премии:

В 2004 г. "за инновационный подход к управлению в сфере культуры" был удостоен Ежегодной национальной премии "Персона года", учрежденной Российским информационным агентством "РБК" (номинация "Персона в культуре").

В том же году за "значительный личный вклад в развитие культурных связей между Украиной и Российской Федерацией и многолетнюю плодотворную творческую деятельность" был удостоен звания "Заслуженный деятель искусств Украины".

В 2005 г. газета "Московский комсомолец" назвала Анатолия Иксанова "директором года", присудив ему в этой номинации свою традиционную Театральную премию.

В 2006 г. стал лауреатом Национальной премии общественного признания "Россиянин года" (учреждена Российской академией бизнеса и предпринимательства).

В 2010 г. награжден орденом Почета (Россия) и Золотой медалью им. Аниты Гарибальди (Бразилия).

В 2011 г. стал лауреатом Премии Правительства Российской Федерации. В том же году удостоен звания Кавалера Ордена Почетного Легиона (Франция); Награжден почетной грамотой Президента РФ

В 2012 г. награжден орденом Командора Итальянской Республики.

В 2013 г. награжден орденом Дружбы.

Награжден знаком отличия "За заслуги в укреплении сотрудничества со Счетной палатой Российской Федерации".

Благодарности:

2005 г. - Президента РФ

2012 г. - Президента Республики Татарстан;

Председателя Совета Федерации РФ.

Выбор редакции
контрапункт контрапункта, мн. нет, м. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии...

итальянский композитор Краткая биографияДжузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября...

«Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры » А.В. Щусев Архитектор...

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется...
Интересные факты о Александре Грине расскажут о неизвестных событиях в жизни писателя. Интересные факты о книге «Алые паруса» также...
Мы вдохновились японским аниматором и иллюстратором Kazuhiko Okushita. Художник создает рисунки, не отрывая карандаша от бумаги. Очень...
Вчера в ресторане Modus на Плющихе Светлана Лобода устроила яркую вечеринку в честь своего 35-летия, пригласив на нее лишь самых...
Что такое цимбалы? Это струнный ударный музыкальный инструмент. У него плоский трапециевидный корпус с натянутыми струнами. По струнам...