Литературная британия. Общая характеристика литературы Англии: от раннего Средневековья до постмодернизма


ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий учебник предназначен для студентов гуманитарных факультетов педагогических университетов и для изучающих английскую литературу на факультетах иностранных языков. В нем представлены основные явления истории английской литературы от ее возникновения в эпоху раннего средневековья до современности. Прослеживается развитие одной из богатейших литератур мира, давшей человечеству Чосера, Шекспира, Дефо, Свифта, Байрона, Диккенса, Шоу и многих других замечательных романистов, драматургов и поэтов. Творчество каждого из них связано с определенной эпохой, отражает особенности своего времени, передает мысли, чувства и устремления современников. Но, становясь достоянием национальной культуры, великие произведения искусства не утрачивают своего значения и для последующих эпох. Их ценность непреходяща.

Английская литература - составная часть мировой культуры. Лучшие традиции английского искусства обогатили мировую литературу; произведения мастеров английской художественной прозы и поэзии, переведенные на многие языки, завоевали признание далеко за пределами Англии.

Знакомство русских читателей с Шекспиром и Дефо, Байроном и Диккенсом имеет свою историю. Их творчество, как и наследие многих других английских писателей, издавна пользовалось в России признанием и любовью. В трагедиях Шекспира играли крупнейшие актеры русского театра, об английском реализме писал Белинский, сопоставляя его с гоголевским направлением в русской литературе; поэзия Байрона привлекала Пушкина; романами Диккенса восхищался Л. Толстой. В свою очередь русская литература, ее гениальные писатели Толстой, Достоевский, Чехов оказали воздействие на творчество многих английских писателей.

Литература Англии прошла большой и сложный путь развития, она связана с историей страны и ее народа, в ней переданы особенности английского национального характера. Своеобразие ее проявилось в средневековой поэзии, в поэмах Чосера, в смелом полете мысли Томаса Мора, в комедиях и трагедиях Шекспира; оно сказалось в сатире Свифта, в комических эпопеях Филдинга, в бунтарском духе романтической поэзии Байрона, в парадоксах Шоу и юморе Диккенса.

В истории английской литературы выделяются следующие основные периоды: средние века, эпоха Возрождения, XVII в., эпоха Просвещения XVIII в., XIX в., рубеж XIX-XX вв., XX в. (периоды 1918-1945 и 1945-1990-х гг.).

В своих основных моментах периодизация английской литературы соответствует периодизации литературного процесса других европейских стран (Франции, Германии, Италии и др.). Однако историческому развитию Англии свойственны некоторые особенности, связанные с тем, что буржуазная революция произошла в Англии в середине XVII в., т.е. намного раньше, чем во Франции. Развитие капитализма протекало в Англии более быстрыми темпами. Англия стала своего рода классической страной капиталистических отношений со всеми присущими им противоречиями, что сказалось и на характере ее литературного развития.

Английская литература сложилась на территории Великобритании. Ее истоки берут начало в устном народнопоэтическом творчестве племен, населявших Британские острова. Исконные жители этих земель - кельты - находились под римским владычеством (I-V вв.), затем подверглись нападению англосаксов (V в.), которые, в свою очередь, в XI в. были завоеваны потомками скандинавских викингов - норманнами. Язык англосаксонских племен подвергся кельтским, латинским и скандинавским влияниям. Смешение различных этнических начал определило своеобразие литературы раннего средневековья.

Формирование английской нации и национального литературного языка происходит в XIV в. Утверждение литературного английского языка связано с деятельностью Чосера, чье творчество ознаменовало переход от эпохи средних веков к Возрождению. Его «Кентерберийские рассказы» -важный этап в развитии английской литературы; в них берет свое начало процесс становления английского реализма с присущим Чосеру мастерством изображения характеров, юмором, сатирическим осмеянием общественных пороков. В эпоху Возрождения английская литература характеризуется интенсивным развитием философской мысли, особенно ярко представленной в трудах Бэкона - родоначальника английского материализма - и в «Утопии» Мора, провозгласившего возможность существования общества без частной собственности. Мор внес важный вклад в развитие социалистических идей и положил начало утопическому роману нового времени.

Высокого уровня достигла ренессансная английская поэзия, отличающаяся многообразием жанров. В творчестве поэтов-гуманистов Уайета, Сарри, Сидни и Спенсера больших высот достигло искусство сонета, аллегорической и пасторальной поэмы, элегии. Разработанная Сидни форма сонета была воспринята Шекспиром, «спенсерова строфа» стала достоянием поэзии романтиков - Байрона и Шелли. В обстановке национального подъема эпохи Возрождения переживают период расцвета английский театр и драматургия. Грин, Кид, Марло подготовили драматургическое искусство Шекспира.

Мировое значение Шекспира - в реализме и народности его творчества. Писатель-гуманист, чьи творения явились вершиной английской поэзии и драматургии эпохи Возрождения, Шекспир передал движение истории, переломный характер и трагические противоречия своего времени, обратился к острейшим политическим проблемам, создал незабываемо яркие, многогранные характеры героев. Проблема «человек и история» стала основной в его творчестве. Наследие Шекспира - вечно живой и неиссякаемый источник мыслей, сюжетов, образов для писателей последующих поколений. Шекспировская традиция - традиция реализма и народности -бессмертна. Она во многом определила развитие драмы, лирики и романа нового времени.

Важную роль в истории Англии и развитии литературы сыграла буржуазная революция XVII в. Гуманистические идеалы эпохи Возрождения пришли в столкновение с антигуманной сущностью буржуазных порядков. И все же они продолжали свою жизнь в творчестве писателей, отразивших подъем освободительного народного движения и обострение классовой борьбы. Средоточием социально-политических, эстетических и этических идей этой бурной эпохи явилось творчество Мильтона - крупнейшего общественного деятеля, поэта и мыслителя XVII в. В его произведениях отразились события английской буржуазной революции и настроения народных масс. Поэзия Мильтона - связующее звено между традициями культуры Ренессанса и просветительской мыслью XVIII в. Созданные им образы мятежных тираноборцев заложили основы новой традиции, продолженной английскими романтиками XIX столетия - Байроном и Шелли.

Поэмы и лирика Мильтона, аллегорические повести Беньяна, стихотворения Донна, трактаты, религиозно-политические проповеди, первые опыты английской литературной критики, принадлежащие Драйдену, - все это в своей совокупности составляет своеобразную жанровую систему английской литературы XVII в.

XVIII в. - это век Просвещения, век промышленного переворота, важных достижений в технике и науке. Просветительство получило широкое распространение в странах Европы; оно было передовым идейным движением, связанным с освободительной борьбой, направленной на замену феодализма капиталистическими формами отношений. Просветители верили в силу разума и подвергали его критическому суду существующие порядки.

В условиях Англии, где буржуазная революция произошла раньше, чем в других странах (за исключением Нидерландов), XVIII в. стал периодом утверждения буржуазных порядков. С этим связано своеобразие литературы эпохи. Идеи и культура Просвещения зародились здесь раньше, чем на континенте, а противоречия просветительской идеологии обозначились сильнее, что объясняется в полной мере проявившимся несоответствием буржуазной действительности идеалу гармонического общества. Литературные направления XVIII в. - классицизм (поэзия Попа), просветительский реализм (вершиной которого является творчество Филдинга), сентиментализм, сложившийся как реакция на рационализм Просвещения (Томсон, Юнг, Грей, Голдсмит, Стерн). Жанровые формы литературы английского Просвещения многообразны: памфлет, очерк, фарс, комедия, мещанская драма, «балладная опера», поэма, элегия. Ведущий жанр - роман, представленный в его различных модификациях в творчестве Дефо, Свифта, Ричардсона, Филдинга, Смоллета, Голдсмита, Стерна.

Традиции просветительского романа продолжили свою жизнь в творчестве английских критических реалистов XIX в. -Диккенса и Теккерея; «Робинзон Крузо» Дефо положил начало развитию «робинзонад» в мировой литературе; психологизм Стерна стал школой мастерства для романистов последующих поколений. На рубеже XVIII-XIX вв. в английской литературе формируется новое направление - романтизм.

Особенности общественно-политической жизни Англии обусловили более длительное, чем в других европейских странах, существование романтического движения. Его начало связано с предромантизмом XVIII столетия, завершающая стадия относится к концу XIX в. Расцвет романтизма, сложившегося как особое направление под воздействием Французской буржуазной революции 1789-1794 гг., приходится на конец XVIII - начало XIX в.

Своеобразие романтического направления определяется переходным характером эпохи, сменой феодального общества буржуазным, не принимаемым и осуждаемым романтиками. Романтизм в Англии с особой силой отразил отчуждение личности, разорванность сознания и психологии индивида, живущего в период переходного и неустойчивого времени, исполненного трагических противоречий, напряженной борьбы нового и старого. В романтическом искусстве проявилось стремление к изображению личности как самоценной, живущей своим ярким внутренним миром.

Переходной и подготовительной стадией в становлении романтизма как реакции на просветительство явился предромантизм, представленный в Англии творчеством таких писателей и поэтов, как Годвин, Чаттертон, Рэдклиф, Уолпол, Блейк. Рационалистической эстетике классицизма предромантики противопоставили эмоциональное начало, чувствительности сентименталистов -таинственность и загадочность страстей; для них характерен интерес к фольклору.

Формирование эстетических взглядов и принципов английских романтиков обусловлено как особенностями современной им реальности, так и характером их отношения к философско-эстетическим концепциям эпохи Просвещения. Оптимистические представления просветителей, их вера в возможность общественного совершенствования в соответствии с законами разума были критически пересмотрены романтиками. Решительной переоценке подверглись воззрения просветителей на человеческую природу: романтиков не удовлетворяло рационально-материалистическое толкование человека и его бытия. Они акцентировали эмоциональное начало в человеке, не разум, а воображение, присущие внутреннему миру человека противоречия, постоянные напряженные искания, мятежность духа, соединяющуюся с устремленностью к идеалу и чувством иронии, пониманием невозможности его достижения.

В творчестве английских романтиков сказывается национальная традиция фантастико-утопического, аллегорического и символического изображения жизни, традиция особого драматического раскрытия лирических тем. Сильны, вместе с тем, и просветительские идеи (у Байрона, Скотта, Хэзлитта).

Романтики были едины в своем стремлении проложить дорогу новому искусству. Однако между писателями различной идейно-политической ориентации никогда не прекращалась острая эстетическая полемика. Идейно-философские разногласия и расхождения явились причиной возникновения нескольких течений внутри романтизма. В английском романтизме границы между течениями определились весьма отчетливо. В литературе Англии эпохи романтизма выделились «озерная школа» («лейкисты»), к которой принадлежат Вордсворт, Колридж и Саути; революционные романтики -Байрон и Шелли; лондонские романтики - Ките, Лэм, Хэзлитт. Сочетание романтизма с ярко выраженными чертами реализма характерно для творчества Скотта - создателя исторического романа.

Жанровая система романтизма характеризуется в основном многообразием поэтических форм (лирические стихотворения, лиро-эпическая и сатирическая поэма, философская поэма, роман в стихах и др.). Существенным вкладом в развитие романа явилось творчество Скотта, историзм которого сыграл важную роль в становлении реалистического романа XIX в. В 30-40-е гг. XIX в. как ведущее направление в английской литературе утверждается критический реализм. Своего расцвета он достигает в период наивысшего подъема чартистского движения - во второй половине 40-х гг.

Критический реализм складывается на основе достижений культуры предшествующих эпох, впитывает традиции просветительского реализма, романтизма; вместе с тем развитие реализма ознаменовано становлением новой эстетики, новых принципов изображения человека и действительности. Важнейшим объектом художественного изображения становится человек в его связи с конкретно-историческими условиями существования. Личность показана в ее обусловленности социальной средой. Социальный детерминизм, ставший для критических реалистов основополагающим принципом, сочетается с историзмом как определенной системой, содействующей раскрытию закономерностей явлений действительности. В английском искусстве движение к установлению взаимосвязей между личностью и обществом началось задолго до XIX столетия. Однако лишь в XIX в. Диккенс и Теккерей, Бронте и Гаскелл смогли показать своих героев органически включенными в социальную структуру современной им Англии.

В истории Англии середина XIX в. - период напряженной социальной и идеологической борьбы. В это время в Англии выступила плеяда чартистских поэтов и публицистов (Джонс, Линтон, Гарни и другие). Чартистская литература восприняла и продолжила традиции демократического искусства XVIII в. (Годвин, Пейн), революционной поэзии и публицистики романтиков (Байрон, Шелли). Новаторство чартистской литературы проявилось в создании образа пролетария-борца.

Во второй половине XIX в. в литературном процессе Англии обозначились новые тенденции. В произведениях Дж. Элиот, а позднее в творчестве Мередита, Батлера и Гарди разрабатываются новые принципы создания характера, изображения внутреннего мира человека. Сатирическая острота, публицистическая страстность сменяются более пристальным вниманием к сфере духовной жизни героев, сквозь призму которой раскрываются конфликты действительности. Особенности литературы этого периода проявились в процессе ее психологизации, в драматизации романа, усилении в нем трагического начала и горькой иронии.

На рубеже XIX-XX вв. литературный процесс в Англии характеризуется интенсивностью и сложностью своего развития. Эстетский субъективизм защищает Пейтер, оказавший влияние на Оскара Уайльда; «литературу действия» представляет Киплинг; социалистический идеал провозглашает Моррис; традиции реалистического романа преломляются в творчестве Беннетта и Голсуорси.

Первая мировая война 1914-1918 гг. обозначила начало нового периода в истории и литературе. Расцвет английского модернизма связан с деятельностью Джойса, Элиота, Вулф и Лоуренса. В их творчестве проявилось новое художественное мышление, новый художественный язык. В период между двумя мировыми войнами продолжают свой творческий путь и писатели старшего поколения -Шоу, Уэллс, Голсуорси, Форстер. В XX в. и особенно интенсивно после второй мировой войны Британская империя переживает период своего крушения. Национально-освободительная борьба народов колониальных и зависимых стран изменила положение Великобритании на мировой арене. Она утратила свое положение колониальной державы, что не могло не оказать существенного воздействия на перестройку национального самосознания англичан, стимулировав стремление осознать новизну сложившейся в мире и внутри страны ситуации и свою «английскую сущность».

Надежды, связанные с завершением войны, сменялись разочарованием; неустроенность молодого поколения вызывала настроения критицизма, раздражения, ностальгии, глубокой неудовлетворенности. Плеяда «сердитых молодых писателей» - характерное явление в литературной жизни послевоенной Англии 50-х гг. В 60-70-е гг. внимание многих писателей привлекла проблема эффективности научно-технических достижений для судеб человечества. Развиваясь в условиях обострения общественных и расовых противоречий, рабочего и студенческого движения, литература не могла не реагировать на нестабильность складывающейся ситуации. Начинается процесс поисков объединяющей «национальной идеи». Деиндустриализация породила возврат к мечте о «веселой старой Англии», противостоящей культу технизации, не оправдавшей возлагавшихся на нее надежд.

В жанровой системе английской литературы современной эпохи ведущее место, как и в предшествующие эпохи, принадлежит роману. В современном романе проявляются различные и вместе с тем взаимосвязанные черты жанровой типологии (роман эпический и драматический, панорамный и метафорический, лирический и документальный, интенсивный и экстенсивный, центростремительный и центробежный, объективный и субъективный). Тяготение к драматической и трагедийной структуре сочетается в нем с сатирическим началом. Развивается форма эпического цикла. Крупнейшие английские романисты в современной английской литературе - Грин, Во, Сноу, Голдинг, Мёрдок, Спарк, Фаулз. Среди драматургов широкую известность завоевали Осборн, Бонд и Пинтер; среди поэтов - Роберт Грейвз и Дилан Томас.

Признанный шедевр современной английской прозы, книга, открывшая для широкой публики жанр "неоготики" и заставившая англо-американских критиков заговорить о возвращении золотого века британского романа, овеянного именами Шарлотты и Эмили Бронте и Дафны Дюморье. Дебютный роман скромной учительницы, права на который были куплены за небывалые для начинающего автора деньги (миллион долларов - за американское издание), обогнал по продажам бестселлеры последних лет, был моментально переведен на несколько десятков языков и удостоился от рецензентов почетного имени "новой "Джейн Эйр".
██ ██ Душевная книга в стиле старой доброй Англии, но на современный лад. Уютно и тепло. Чудесная история от современной английской писательницы. Удивительно добрый, трогательный роман, который подарит всем ощущение праздника и настоящее новогоднее настроение. Пятеро не слишком счастливых людей по воле обстоятельств оказываются в одном доме на севере Шотландии. Розамунда Пилчер с теплой, доброй улыбкой рассказывает о своих героях, и читатель начинает верить, что приближающееся Рождество обязательно принесет в их жизнь чудесные перемены. Роман известной английской писательницы отличают лиризм, мягкий юмор и неожиданные повороты сюжета.

██ ██ "Рождественская песнь в прозе" после первой публикации стала сенсацией, оказав влияние на наши рождественские традиции. Это история-притча о перерождении скряги и человеконенавистника Скруджа, в которой писатель с помощью фантастических образов святочных Духов показывает своему герою единственный путь к спасению - делать добро людям. Однажды к Скруджу явился дух покойного компаньона Марли. Автор умело описывает появление этого духа так, что стынет в венах кровь не только у главного героя, но и у читателя.
██ ██ Долгожданный роман от Дэвида Митчелла, каждая книга которого становится событием в мировой литературе. На страницах этого произведения Митчелл создал целый мир, погрузившись в который читатель, доверившись фантазии и воле автора, словно пройдет по лабиринту, где его ждет много интересного: неожиданные открытия, непредсказуемые сюжетные повороты, знакомство с колоритнейшими героями, многих из которых поклонники Митчелла знают по предыдущим романам. Завязка истории - житейская ситуация: 1984 год, главная героиня, Холли Сайкс, убегает из дома, поссорившись с матерью. Но на этом реалистическая составляющая истории исчерпывается. Дальше с Холли произойдут события, которых с простыми смертными произойти не может.

📖 Корнуолл, 1933 год. Элис Эдевейн живет в красивом поместье вместе с семьей. Дни текут привычной чередой, а идеальному миру, лишенному забот, ничто не угрожает. Но однажды случается непоправимое - таинственно исчезает Тео, младший брат Элис. А вскоре после этого находят бездыханное тело друга семьи. Что это - самоубийство или преступление? И если самоубийство, то могла ли причиной стать пропажа Тео? В 2003 году детектив Сэди Спэрроу оказывается в Корнуолле. Гуляя по лесу, она случайно обнаруживает заброшенный дом - тот самый, в котором произошла трагедия...

ДЖОДЖО МОЙЕС (1969)

Джоджо Мойес (Jojo Moyes) - английская романистка, журналистка. Родилась в Лондоне

██ ██ Лиза Маккалин живет в тихом городке в Австралии. Однако в нем появляется Майк Дормер, который хочет превратить его в сверкающий огнями модный курорт. Единственное, что не смог предусмотреть Майк, - это, что у него на пути встанет Лиза Маккалин. И конечно, он не мог даже помыслить, что в его сердце вспыхнет любовь…

██ ██ Старый обветшавший особняк расположен на берегу озера в живописном местечке недалеко от Лондона. И вокруг этого особняка, который местные жители называют Испанским домом, разгораются страсти. Для Изабеллы Деланси, молодой вдовы с двумя детьми, - это убежище от бурь и невзгод жизни, обрушившихся на нее после неожиданной смерти горячо любимого мужа. Для Мэтта Маккарти, который занимается ремонтом дома и одновременно пытается, безумно завышая свои расценки, выжить Изабеллу, - это шанс получить Испанский дом в собственность. Для Николаса Трента, застройщика, - это возможность создать на месте старого дома роскошный поселок для элиты. А Байрон Ферт пытается хотя бы временно обрести крышу над головой.
██ ██ Лу Кларк знает, сколько шагов от автобусной остановки до ее дома. Она знает, что ей очень нравится работа в кафе и что, скорее всего, она не любит своего бойфренда Патрика. Но Лу не знает, что вот-вот потеряет свою работу и что в ближайшем будущем ей понадобятся все силы, чтобы преодолеть свалившиеся на нее проблемы. Уилл Трейнор знает, что сбивший его мотоциклист отнял у него желание жить. И он точно знает, что надо сделать, чтобы положить конец всему этому. Но он не знает, что Лу скоро ворвется в его мир буйством красок. И они оба не знают, что навсегда изменят жизнь друг друга. Грустная история о маленькой жизни и больших мечтаниях, которая заставит вас плакать.
██ ██ Честно говоря, не хотелось добавлять эту книгу в список худших, но ведь действительно - сплошное разочарование. Первая книга намного сильне.. Намного. НАМНОГО. "До встречи с тобой" сделало Джоджо Мойес очень популярным автором, а книгу - действительно бестселлером. Потом пошли другие произведения, но вот та Первая книга - она действительно шедевральная. Я рыдала, не могла остановиться после прочтения. И вот выходит продолжение этой нашумевшей истории "До встречи с тобой". Я аж дар речи потеряла. Мне не терпелось вновь окунуться в переживания главной героини, хотелось снова прочитать о дальнейшей судьбе героев. К сожалению, я разочаровалась. Нет, прочесть можно, конечно... Но бестеллером вторая часть будет только потому, что все, кто прочел первую книгу, конечно же, захотят узнать - а что же дальше... Лично я не в восторге. Во время прочтения первой книги я рыдала, во время прочтения продолжения я ничего не почувствовала. Я читала и все время ждала - ну давай, должно же что-то уже произойти такое эмоциональное. Нет. Как-то излишне сентиментально и с привкусом американского Хэппи-Энда. И нужно ли вообще было писать это продолжение? Мне кажется, что нет.

██ ██ Незабываемая и трогательная история женщин трех поколений, связанных нерасторжимыми узами. Отношения между Джой и Кейт, матерью и дочерью, далеки от идеала, и Кейт, пытаясь устроить личную жизнь, бежит из дому. Поклявшись себе, что, если у нее когда-нибудь будет дочь, уж она, Кейт, станет ей лучшей подругой и они никогда не разлучатся. Но история повторяется. Сабина, дочь Кейт, выросла упрямой и дерзкой, она с презрением относится к своей матери из-за череды любовных неудач Кейт. И вот обстоятельства складываются так, что Сабина приезжает к своей бабушке Джой.

ХЕЛЕН ФИЛДИНГ (1958)

Хелен Филдинг (Helen Fielding) - английская писательница. Родилась в Морли, Уэст-Йоркшир.

██ ██ Каждая женщина - немного Бриджит, даже если она в этом не признаётся. Продолжение приключений непотопляемой оптимистки Бриджит Джонс - это роман, в героине которого многие женщины могут узнать себя, а многие мужчины почерпнут бесценные сведения о загадочной душе, хитростях и слабостях прекрасной половины человечества. Продолжение романа "Дневник Бриджит Джонс" о том, как ревность и тюрьма (куда только не попадешь по глупости!) чуть было не довели Бриджит до безумия. Но именно тогда, когда она потеряла надежду на брак с неотразимым занудой Марком Дарси, у нее появился реальный шанс изменить свою жизнь.

██ ██ Хелен Филдинг продолжает историю трогательной Бриджит Джонс. Дневник Бриджит - для таких бедовых и неутомимых искательниц счастья, как она сама. В погоне за счастьем на помощь ей приходят подруги и сайты знакомств, но настояща я любовь ждет Бриджит совершенно в другом месте. Вы никогда не позволяли себе съесть третье пирожное, выпить лишнего или без повода? Вы никогда не забывали забрать детей из школы? Вы не обещали себе, что с понедельника бросите курить и начнете делать зарядку? Никогда не выглядели глупо и нелепо? И не писали в Твиттер о свидании, хотя оно еще не закончилось? Нет? Тогда эта книга не для вас.

ЭЛИС ПЕТЕРСОН (1974)

Элис Петерсон - современная английская романистка. Основная тематика ее романов - жизнь людей с ограниченными возможностями в Европе. Сейчас Элис живет в западной части Лондона со своей собакой-вдохновителем, Дарси.


██ ██ Жизнь Кассандре Брукс казалась сбывшейся мечтой: прекрасные родители, славный брат, учеба в престижном Королевском университете, взаимная любовь. Но перелом позвоночника изменил ее мир: возлюбленный покинул Кас, когда узнал, что она инвалид, а друзья не смогли продолжить общение из-за постоянного чувства вины и неловкости. Существование стало адом для Кассандры. Но надежда на счастье, сила воли и стремление преодолеть недуг помогают девушке справиться с трудностями. Сможет ли она вновь почувствовать сладкий аромат жизни?

В подборке самые известные произведения английских писателей. Это британские романы, детективы и рассказы, популярные у читателей по всему миру. Мы не останавливались на одном жанре или времени. Здесь есть фантастика, фэнтези, юмористические повести, антиутопии, детские приключения и другие шедевры с эпохи Средневековья до современности. Книги разные, но у них есть кое-что общее. Все они внесли ощутимый вклад в развитие мировой литературы и искусства, отразили национальные особенности жителей Великобритании. 


Знаменитые английские писатели

Словосочетание «английская литература» рождает в памяти целый ряд имен. Уильям Шекспир, Сомерсет Моэм, Джон Голсуорси, Даниэль Дефо, Артур Конан Дойль, Агата Кристи, Джейн Остен, сестры Бронте, Чарльз Диккенс – перечислять можно долго. Эти писатели – светила английской классики. Они навсегда вошли в историю и еще не одно поколение книголюбов будет восхищаться тонкостью и актуальностью их работ.

Не будем забывать и об Айрис Мердок, Джоне Ле Карре, Джоан Роулинг, Иэне Макьюэне, Джоанн Харрис, Джулиане Барнсе и других талантливых современных английских писателях. Еще один яркий пример одаренного автора – Кадзуо Исигуро. В 2017 году этот знаменитый британский писатель японского происхождения получил Нобелевскую премию по литературе. В подборке его роман о трогательной любви и чувстве долга «Остаток дня». Добавляйте и читайте. А после обязательно посмотрите прекрасную экранизацию – с Энтони Хопкинсом и Эммой Томпсон в главных ролях – «На исходе дня» (реж. Джеймс Айвори, 1993).

Литературные премии и экранизации

Практически все книги из этой подборки были отмечены мировыми литературными премиями: Пулитцеровской, Букеровской, Нобелевской и другими. Без романов «1984» Джорджа Оруэлла, «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, комедий и трагедий Шекспира не обходится ни один книжный список из серии «Книги, который должен прочитать каждый» или «Лучшие книги всех времен».

Эти произведения – кладезь вдохновения для режиссеров, постановщиков, сценаристов. Трудно представить, что не напиши Бернард Шоу пьесу «Пигмалион», мы не увидели бы потрясающее перевоплощение Одри Хепберн из безграмотной цветочницы в утонченную аристократку. Речь идет о фильме «Моя прекрасная леди» (реж. Джордж Кьюкор, 1964).

Из современных книг и их удачных экранизаций обратите внимание на «Долгое падение». Ник Хорнби написал ироничный роман о взаимосвязи доброго человеческого общения и желания жить. Одноименный фильм с Пирсом Броснаном и Тони Коллетт (реж. Паскаль Шомель, 2013) получился душевным и жизнеутверждающим.

Географическая справка

Часто при составлении подобных списков возникает географическая путаница. Давайте разберемся. Англия – это самостоятельная страна, которая входит в состав Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии вместе с тремя другими странами: Шотландией, Ирландией и Уэльсом. Тем не менее термин «английская литература» включает в себя шедевры писателей-уроженцев всего Соединенного Королевства. Поэтому вы встретите здесь произведения ирландца Оскара Уайльда, валлийца Иэна Бэнкса, шотландца Кена Фоллетта.

Подборка английских писателей и их произведений получилась внушительная – больше 70 книг. Это настоящий книжный вызов! Добавляйте себе понравившиеся книги и погружайтесь в немного чопорный, но такой элегантный мир!

    Модернизм в Великобритании. Сатирический роман.

    Литература Великобритании после 1945 года.

§ 1. Модернизм - это общий термин, применимый в ретроспективе к широкой области экспериментальных и авангардистских течений в литературе и других видах искусства в начале двадцатого столетия. Сюда относятся такие течения, как символизм, футуризм, экспрессионизм, имаджизм, вортицизм, дадаизм и сюрреализм, а также другие новшества мастеров своего дела. Модернистскую литературу характеризует, прежде всего, отторжение традиций девятнадцатого века, их консенсуса между автором и читателем. В художественной литературе принятое течение хронологического развития событий было поставлено с ног на голову Джозефом Конрадом, Марселем Прустом и Уильямом Фолкнером, в то время как Джеймс Джойс и Вирдижиния Вульф ввели новые способы отслеживать поток мыслей своих героев при помощи стиля «поток сознания». В поэзии Эзра Паунд и Т.С. Элиот вытеснили логическое представление мысли своими коллажами фрагментарных изображений и сложными аллюзиями.

В 1924 г. в лекции “Мистер Беннетт и миссис Браун” В. Вулф провозгласила: “Где-то в декабре 1910 г. человеческая природа изменилась”. Уже в 1919 г. она увидела новую литературу, которую назвала модернистской, употребив впервые слово “модерн” в качественном значении. Почва для развития модернизма была подготовлена. После войны появились произведения, объяснившие существо и характер нового феномена в духовной жизни XX в.: “Влюбленные женщины” Д.Г. Лоуренса (1920), “Бесплодная земля” Т.С. Элиота (1922), “Улисс” Д. Джойса (1922), “Миссис Дэллоуэй” В. Вулф (1925). Отвергая на первой экспериментальной стадии традиционные типы повествования, провозглашая технику потока сознания единственно верным способом познания индивидуальности, модернисты открыли зависимость художественного образа как основного инструмента эстетической коммуникации от мифа, ставшего структурообразующим фактором (“Улисс” Джойса, поэзия Т.С. Элиота).

Представители модернизма:

Дэвид Герберт Лоуренс (1885-1930) – стихи, романы, критические эссе, литературоведческие эссе, специальные работы, посвященные психоанализу и проблеме бессознательного. «Влюбленные женщины», «Радуга», «Сыновья и любовники».

Вирджиния Вульф (1882-1941) – романы «Миссис Дэллоуэй», «К маяку», «Волны», «Орландо», «Годы».

Джеймс Джойс (1882-1941) – начал свою творческую карьеру как поэт-урбанист, затем создал сборник рассказов «Дублинцы», «Портрет художника в юности» - парафраз романа воспитания; «Улисс».

Сатирический роман

Идея обновления общества и индивидуального сознания определили различия в критике наследства викторианского века. Эта критика носила сатирический характер, что соответствовало духу и направленности английской литературы, но вместе с тем не была однообразной, что отчетливо отразилось в творчестве писателей старшего поколения: Д. Голсуорси, Б. Шоу, Г. Уэллса, представивших различные виды сатирического обличения. Они были в значительной мере озабочены социальными и политическими вопросами, испытали значительное влияние русской литературы, исторических событий, имевших место в нашей стране. Степень их зависимости от литературы прошлого, связь с традицией классического английского романа была различной.

Герберт Уэллс (1866-1946) обратился к жанрунаучной фантастики , чтобы поведать о новых опасностях и угрозах, возникших для человечества. Среди первейших угроз ему виделась власть науки. «Машина времени» (1895), «Человек-невидимка» (1897), «Война миров» (1898); «Первые люди на луне» (1901) – могут рассматриваться как первые произведения-предупреждения. Основная тема: «Земля перестала быть безопасным прибежищем для человека». Проблемы технического прогресса, путей развития современной цивилизации, обезличивания индивида. Резкая критика собственнических, индивидуалистических инстинктов современного человека делали фигуру Уэллса значительной среди тех писателей, которые, тем не менее, верили в неисчерпаемые возможности человека, поддержанные величайшими научными открытиями. Нравственно-этическое начало в этой сатире указывало на тесную связь склассической, просветительскойтрадицией , с попыткой преодолеть пропасть между индивидом и обществом, использовав при этом возможностиромана идей, обозрения, романа-трактата.

Бернард Шоу (1856-1950) использовал сцену для пропаганды своих социальных и моральных взглядов, наполняя пьесы напряженными дискуссиями. Он также делал попытку в своих пьесах ответить на эти глобальные вопросы, как писатель, исполненный исторического оптимизма. Он стал основателем«новой драмы» в Англии: пьесы «Профессия миссис Уоррен» (1893-1894), «Цезарь и Клеопатра» (1898), «Пигмалион» (1912); «Дом, где разбиваются сердца» (1913).

Вторая мировая война, в отличие от первой, имела для Британии весьма важные последствия – начался активный распад Британской империи. Безусловно, это нанесло удар по национальному самосознанию, хотя чувство утраты компенсировалось гордостью за страну (участие в битве за Британию в воздухе, морские конвои). Устойчивому, комфортабельному, хорошо организованному быту британцев был нанесен ущерб, заставивший испытать тревогу, нестабильность военного времени. Обдумывание этого опыта происходило в духе «английскости», к этой проблеме подошли по-разному, но идея корней, исторической преемственности в оценке событий, продолжала сохраняться в общественном сознании, найдя свое выражение в литературе (артуриана, легенды, сказания и др.).

Крупнейшей фигурой послевоенной британской литературы становится Грэхэм Грин (1904-1990), чрезвычайно плодовитый писатель, журналист, драматург, автор остросюжетных политических детективов и серьезных произведений. Путешественник, мастер газетного репортажа, он сочетал в своих произведениях лаконизм, остроту суждений, с глубокий знанием психологии человека, анатомии его души. Романы «Сила и слава» (1940), «Тихий Американец» (1955), «Почетный консул» (1973).

Главное достоинство романов Грина состоит в том, что в очень увлекательной, почти детективной манере, изложены основные проблемы сегодняшнего дня в религиозном, политическом или личностном варианте. Проблемы индивида, находящегося в состоянии мучительной борьбы с самим собой, в критический период выбора и принятия решения. Герои Грина раскрывались в действии, особенно если учесть, что современный роман утверждает множественность взглядов на мир и человеческие поступки, относительность моральных ценностей. Грина всегда интересовали страны, где политическая обстановка вынуждала человека принять правильное в нравственном отношении решение, даже если это стоит ему жизни.

Подобную тематику рассматривает и решает по-другому Уильям Голдинг (1911-1993). Он начал писать еще в 1930-е годы, практически до конца своих дней сохранил за собой репутацию пессимиста и мизантропа. Тема морального, нравственного превосходства доисторического человека на своими потомками очевидна (роман «Наследники»1955 ), как и превращение цивилизованных, милых и беззащитных детей в дикарей («Повелитель мух»,1954) . Тема моральной деградации человека в условиях современной цивилизации рассматривается писателем в разных произведениях. Он помещает своих героев в чрезвычайные, неординарные условия (ситуация эксперимента), заставляет их суть проявиться должным образом, а затем возвращает их в исходную позицию, либо оставляет перед альтернативными вариантами.

Айрис Мердок (1919-1999) выступала активной сторонницей и интерпретатором Сартра. Структура ее произведений достаточно жесткая, напоминающая лабиринты, по котором мечутся ее герои, так и не нашедшие гармонии, закоренелые в своем себялюбии, эгоизме, отчуждении, не пытавшиеся понять друг друга. («Колокол», «Замок на песке», и др.) Миру зла всегда противостоит мир добра, погоня за спасительной любовью позволяет герою раскрыть свое «я». В романах Мердок превалирует человеческая непредсказуемость, непредсказуемость человеческой судьбы, нелогичность связей, взаимоотношений.

ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ

Литература Великобритании

I. Средние века в Англии

«Беовульф» как памятник средневекового героического эпоса. Фабула «Беовульфа». Языческие и христианские мотивы в поэме. Время в «Беовульфе». Основные темы. Аллитерационный стих в «Беовульфе». Кеннинги.

Позднее Средневековье в Англии. Дж. Чосер и его «Кентерберийские рассказы». Композиционное построение. «Кентерберийские рассказы» как энциклопедия нравов английского средневекового общества. Мотив паломничества. Жанровое своеобразие «Кентерберийских рассказов». Чосеровская традиция в английской литературе .

Роман «Смерть Артура» Т. Мэлори. Исторический прототип и исторические хроники. Изображение рыцарства в романе. Тема Круглого стола. Чаша святого Грааля. Конфликт между Ланселотом и Гавейном как борьба двух мировоззрений. Мифологические мотивы в романе «Смерть Артура».

II. Возрождение в Англии

Особенности эпохи Возрождения в Англии. Отличие ренессансного гуманизма от буржуазного гуманизма XVIII в. Дж. Колет и оксфордский кружок гуманистов.

К. Марло и его трагедия «История доктора Фауста» (или трагедия «Тамерлан Великий»). Эстетика Марло. Тема безграничности человеческого знания в «Фаусте». Новации Марло в трактовке: а) Фауста и б) ада (по сравнению с народным романом). Драматическая экспозиция в «Фаусте». Композиционное построение «Фауста» и средневековое моралите.

У. Шекспир. Биография. Театральная и интеллектуальная жизнь Лондона. Периодизация творчества.

Исторические хроники. «Ричард III». Ричард как «титан Возрождения». Двойственность в обрисовке Ричарда: обратная сторона титанизма. «Ричард III» как монодрама. Шекспир и Пушкин («Каменный гость» и «Борис Годунов»).

Трагедия «Гамлет». Гамлет и Макбет: антагонисты . Гамлет и Эльсинор: отношение к власти. Гамлет на грани двух миров. Гамлет: сопричастность ирреальному (Тень отца Гамлета). Проблема Офелии.

Трагедия «Макбет». Макбет и Ричард III. Мир потусторонний в «Макбете»: три вещие ведьмы. Макбет и Гамлет. Шекспировская иерархия: сопричастность потустороннему. Трагедия Макбета: герой, одолеваемый злом. Лейтмотивные образы.

Комедии. Общая характеристика. Магистральный комедийный сюжет. Герой комедий. Любовная интрига комедий. Отличие комедий Шекспира от испанских комедий «плаща и шпаги» (Лопе де Вега) и от комедий французского классицизма (Мольер). «Сон в летнюю ночь»: параллелизм любовных историй. Любовные метаморфозы. Пасторальный контекст. Мотив дружбы. Образ Фальстафа в творчестве Шекспира. Фальстафовский фон. «Виндзорские насмешницы»: влюбленный Фальстаф.

III. Английская литература XVII века

Английская поэзия XVII в.: творчество метафизиков и кавалеров. Дж. Донн и Б. Джонсон.

Дж. Мильтон и его поэма «Потерянный рай». Стих Мильтона и стих Шекспира. «Потерянный рай» как христианский эпос. Полемика Мильтона с кальвинизмом. Основная тема. Образы Бога и Сатаны.

Литература эпохи Реставрации. «Путь паломника» Дж. Беньяна. «Гудибрас» С. Батлера.

Классицизм в Англии второй половины XVII в. «Опыт о драматической поэзии» Дж. Драйдена. «Героические пьесы» Дж. Драйдена.

Комедиографы периода Реставрации: Дж. Этеридж, У. Уичерли и У. Конгрив. Общая характеристика комедий. Проблематика комедий: быт аристократического Лондона. Типология героев. Отличие героев Этериджа и Уичерли от героев Когрива. «Двойная игра» и «Так поступают в свете» У. Конгрива: характеристика светского общества.

IV. Английская литература XVIII века

Эпоха Просвещения. Формирование просветительских тенденций в английской литературе. Основные черты раннего периода эпохи Просвещения в Англии. Характерные особенности английской философской мысли эпохи Просвещения.

Общая характеристика английского классицизма XVIII века. «Похищение локона» А. Попа. Сатирические тенденции в журналистике Д. Аддисона и Р. Стила.

Английский просветительский роман. Становление жанра. «Роман-болтовня» с читателем. Типология английского просветительского романа. Три этапа развития английского просветительского романа.

Первый этап развития английского просветительского романа: Дефо и Свифт. Дж. Свифт. Периодизация творчества. Ранний Свифт: памфлеты «Битва книг» и «Сказка бочки». Художественные достоинства публицистики Свифта. Значение Свифта как поэта-сатирика. Роман «Путешествия Гулливера» как сатирическое обобщение современной Свифту Англии. Жанровое своеобразие «Путешествий Гулливера». Эволюция образа Гулливера. Реалистическая основа фантастики Свифта. Особенности эстетики Свифта. Предшественники Свифта. Свифтовская традиция в мировой литературе.

Д. Дефо. Путь Дефо: от журналистики к роману. Общая характеристика романов Дефо. Жанр романа «Робинзон Крузо». Своеобразие художественного метода Дефо. Значение авантюрного элемента в композиции романов Дефо («Молль Флендерс» и «Роксана»). Особенности стиля Дефо. Культ труда в «Робинзоне Крузо». Робинзонада. Дефо и русский читатель. Дефо и Толстой.

Второй этап английского просветительского романа: C . Ричардсон, Г. Филдинг и Т. Смоллет. Развитие реалистического направления в английском просветительском романе (Г. Филдинг и Т. Смоллет). Различные тенденции в английском просветительском романе (С. Ричардсон, Г. Филдинг, Т. Смоллет).

С. Ричардсон – создатель эпистолярного семейно-бытового романа. Эволюция романной структуры: от «Памелы» к «Клариссе Гарлоу». Новаторство Ричардсона. Психологическая разработка характеров. Роль эмоционального начала в романах Ричардсона.

Г. Филдинг. Периодизация творчества. Продолжение свифтовской сатирической традиции у раннего Филдинга («История Джонатана Уайльда»). Сатирическая драматургия Филдинга.

Полемика Филдинга с Ричардсоном («История Джозефа Эндрюса»). «История Тома Джонса, найденыша»: комическая эпопея и роман воспитания. Образ Тома Джонса. Раскрытие характера главного героя в противоречиях и развитии. Джонс и Блайфил. Принцип построения сюжета. Эстетические взгляды Филдинга. Значение юмора в эстетике Филдинга

Т. Смоллет. Романы «Приключения Хамфри Клинкера», «Приключения Перигрина Пикля» и «Приключения Родерика Рэндома». Разработка и углубление средств сатиры. Значение публицистического элемента в его романах. Черты сентиментализма в позднем творчестве Смоллета («Приключения Хамфри Клинкера»). Значение творчества Смоллета в развитии английского реалистического романа. Смоллет и Филдинг: различие эстетических взглядов.

Третий этап развития английского просветительского романа . Творчество Л. Стерна и эстетика сентиментализма. Влияние философии Д. Юма на формирование творческого метода Стерна. Роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». Особенности творческого метода Л. Стерна. Автор в романе «Тристрам Шенди». Время в романе «Тристрам Шенди». Особенности композиции и стиля романов Стерна. Изображение внутренней жизни человека. Новаторство Стерна.

Значение творчества Стерна для романа XX в.

Английский сентиментализм . Поэтика сентиментализма («Опыт об оригинальных сочинениях» Э. Юнга): спор с рационалистическими и классицистическими тенденциями раннего английского Просвещения.

Лирическая поэзия сентиментализма: Т. Грей, Д. Томсон, Э. Юнг, Дж. Крэбб. Особенности поэзии сентименталистов. Противопоставление раннего «дофеодального» средневековья современности. Элементы психологизма в лирике сентименталистов. Тема природы.

«Песни Оссиана» Д. Макферсона: стилизация как особенность художественной манеры Макферсона.

О. Гольдсмит. Поэзия Гольдсмита. Роман «Векфильдский священник». Патриархальные идеалы Гольдсмита.

Сатирическая комедия Шеридана «Школа злословия». Проблема комического. Байрон о Шеридане.

Предромантизм. Г. Уолпол и С. Льюис. Поэтика готического романа. Роман «Итальянец» А. Рэдклифф.

Черты предромантизма в поэзии У. Блейка и Р. Бернса. Фольклорная основа лирики Бернса. Шотландские мотивы поэзии Бернса. Жанровое разнообразие его поэзии. Поэтический язык Бернса.

Поэзия У. Блейка и ее место в истории английской поэзии.

V. Английская литература XIX века: Романтизм

Социальный роман У. Годвина («Калеб Вильямс»). Элементы готики в романе. Влияние идей У. Годвина на творчество английских писателей XIX в.

Первый этап английского романтизма. Поэты «Озерной школы» (У. Вордсворт, Р. Саути). Предисловие к «Лирическим балладам » У. Вордсворта и – эстетический манифест «Озерной школы». Общее и различное в эстетических взглядах У. Вордсворта и. Новаторские черты поэзии «лейкистов».

Кольридж и немецкая философия. Иррациональное начало в поэзии («Сказание о старом мореходе»). Баллады Р. Саути. Саути в переводах. Эволюция творчества поэтов-«лейкистов». Пушкин о творчестве поэтов «Озерной школы». Байрон о «лейкистах» («Дон Жуан»).

Второй этап английского романтизма. Эволюция творческого метода романтиков. Дж. Г. Байрон Периодизация творчества. Эстетические взгляды раннего Байрона, его отношение к классицизму. Критика Байроном современной английской литературы («Английские барды и шотландские обозреватели»). Лиро-эпическая поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда»: жанровое своеобразие, романтический герой, взаимоотношение героя, автора и лирического персонажа, художественное и политическое значение.

«Восточные поэмы» Байрона 1813–1816 гг. («Корсар», «Гяур», «Лара», «Абидосская невеста», «Осада Коринфа», «Паризина»). Образ героя-бунтаря: проблема романтического индивидуализма. Контраст между созерцательностью Чайльд-Гарольда и мятежным духом героев «восточных поэм». Отношение героя со средой. Композиционные и стилевые особенности.

Байронический герой и байронизм: мрачный пессимизм, индивидуализм, определенный тип поведения и отношения к жизни, тоска по неясному идеалу.

Политическая поэзия Байрона 1812–1816 гг. «Еврейские мелодии».

Драматическая философская поэма «Манфред». Кризис индивидуалистического мировоззрения Байрона в 1816–1817 гг. Усиление революционных тенденций в творчестве. Особенности позднего творчества Байрона. Эволюция эстетических взглядов. Идейно-политическое и художественное значение мистерии «Каин». Образ Каина-бунтаря.

Поэма «Дон Жуан»: новый герой, влияние среды на формирование характера героя, широкий охват стран и событий. Отличие байроновского Дон Жуана от традиционного соблазнителя. Сатира на английскую действительность. Особенности композиции и стиха. «Дон Жуан» Дж. Г. Байрона и «Евгений Онегин»: различие жанров, характеров, динамики событий.

Место Дж. Г. Байрона в истории английской литературы.

Влияние У. Годвина на формирование мировоззрения Шелли. Эстетика Шелли (трактат «Защита поэзии», предисловия к «Освобожденному Прометею» и «Восстанию Ислама»; задача художника – творение идеала прекрасного; поэзия как источник вдохновения и красоты для читателя). Поэма «Королева Мэб». Романтические поэмы «Освобожденный Прометей» и «Восстание Ислама». Характер образности Шелли (сплав реального и фантастического). Шелли-лирик. Политическая лирика Шелли 1819–1820 гг. Особенности философской лирики Шелли. Пантеизм Шелли. Картины природы и символические космические образы. Усиление реалистических тенденций в творчестве Шелли (трагедия «Ченчи»).

Поэзия Д. Китса. Художественное своеобразие поэтической манеры Китса.

В. Скотт Малая литературная форма (баллады). Повествовательные поэмы «Дева озера», «Песнь последнего менестреля». Место баллад и повествовательных поэм Скотта в развитии английской романтической поэзии. Скотт и Кольридж. Скотт и Байрон.

Генезис исторического романа В. Скотта. Историзм Скотта (взаимосвязь двух традиций и культур, нравственный смысл истории). Эстетические взгляды Скотта-романиста. Поэтика исторического романа В. Скотта (повествование, описание, портрет, диалог). «Шотландские» романы Скотта («Уэверли», «Роб Рой»). Романы средневекового цикла: «Айвенго», «Квентин Дорвард». Романы об английской буржуазной революции: «Пуритане», «Вудсток». Проблема художественного метода В. Скотта. Значение творчества В. Скотта для развития европейской романной традиции.

Кризис английского романтизма во второй половине 1820-х гг.

VI. Английская литература XIX века: Викторианская эпоха

Типология жанров. Викторианский роман. Периодизация. Эволюция викторианского романа: отличие поэтики ранних викторианцев от поздних викторианцев.

Значение творческого метода В. Скотта для развития английского викторианского романа. Влияние социального романа У. Годвина на творчество Ч. Диккенса.

Роман Дж. Остен. Художественное своеобразие метода Дж. Остен: узкий социальный диапазон, глубина психологических характеристик. Влияние творчества Дж. Остен на викторианский роман.

Ч. Диккенс – крупнейший представитель английского критического реализма. Периодизация творчества Ч. Диккенса.

Характеристика первого периода (1833–1841). «Очерки Боза». «Записки Пиквикского клуба»: композиционное построение, функция юмора. Художественное своеобразие авторской манеры раннего Диккенса. Углубление социальной проблематики в романе «Оливер Твист». Полемика с ньюгейтским романом.

Второй период творчества (1842–1848). Путешествие Диккенса в США: «Американские заметки» и «Мартин Чезлвит». «Рождественские повести»: преобладание романтических элементов в описании персонажей. Полемика Диккенса с буржуазными философами (Мальтусом и Бентамом). Роман «Домби и сын» – шедевр второго периода, его значение в творческом развитии Диккенса-сатирика. Специфика трагического восприятия мира.

Третий период в творчестве Диккенса (1848–1859). Роман «Дэвид Копперфилд»: тончайшее воспроизведение психологии ребенка. Три системы воспитания (Мердстоун, Крикл, Бетси Тротвуд). Образ Урии Гиппа. Социальные романы Диккенса начала 1850-х гг.: «Холодный дом», «Крошка Доррит», «Тяжелые времена». «Холодный дом»: две сюжетные линии (тяжба в канцлерском суде; тайна леди Дедлок).

Четвертый этап в творчестве Диккенса (1860-е гг.). Роман «Большие ожидания»: крушение иллюзий. Характер реализма Диккенса в поздних романах. «Наш общий друг», «Тайна Эдвина Друда»: сложная интрига, болезненные проявления человеческой психики. Значение творчества Диккенса для мировой литературы.

Творчество. Творчество раннего Теккерея: сатирические повести «Записки Желтоплюша», «Бриллиант Хоггарта» и пародийные романы «Катерина», «Барри Линдон». Полемика Теккерея с авторами романа «серебряной вилки» и ньюгейтского романа. «Книга снобов» – сатира на английское общество. Критика английской буржуазной культуры. Роман «Ярмарка тщеславия» – шедевр. Проблематика романа. Композиция романа. Особенности типизации в романе. Эмилия Седли и Ребекка Шарп: роман без героя. Теккерей – мастер реалистической сатиры. и Э. Троллоп. Эволюция творчества Теккерея в 1850-х гг. Роман «Ньюкомы». Своеобразие поздней сатиры Теккерея. Исторические романы «Генри Эсмонд» и «Виргинцы».

Э. Гаскелл и ее социальный роман «Мэри Бартон». Эволюция Э. Гаскелл в сторону психологического романа в 1850-е гг. («Жены и дочери»). Роман «Крэнфорд»: юмор Э. Гаскелл.

Ш. Бронте и ее роман «Джейн Эйр». Проблематика романа. Образ Сент-Джона. Романтическая образность в романе. Романы Ш. Бронте «Виллет» и «Шерли».

Э. Бронте. Поэзия Э. Бронте: прозрачность и музыкальность стиха, смысловая емкость, философичность. Тематика стихотворений. «Грозовой перевал» Э. Бронте – шедевр английской литературы. Проблематика романа. Два рассказчика в романе. Мистические интонации в романе. Романтическая образность в романе.

А. Бронте и ее роман «Агнес Грей». Новая героиня А. Бронте. Место А. Бронте в английской литературе.

Английская поэзия 1830–1850-х гг. Поэзия А. Теннисона. «In memoriam» и «Идиллии». Поэтическая эволюция Р. Браунинга. Философская глубина лирики Р. Браунинга. Поэзия Э. Браунинг.

Развитие викторианского романа в 1850–1860-е гг.: влияние идей позитивизма, натурализма, открытий в естествознании. Творчество Дж. Элиот: Сцены английской провинциальной жизни. Новации Дж. Элиот в жанре романа. Первый период в творчестве Дж. Элиот («Мельница на Флоссе», «Сайлес Марнер»). Второй период («Мидлмарч», «Даниэль Деронда»).

Творчество Э. Троллопа. «Барчестерские хроники». Роман «Барчестерские башни»: жанровое своеобразие, композиция, характеристика главных персонажей. Описание клерикальной среды. Э. Троллоп – мастер сатиры.

VII. От викторианской эпохи к XX веку. Натурализм. Декаданс. Неоромантизм

Формирование натурализма в конце 1850-х гг. Эстетические особенности. Позитивизм – философская основа английского натурализма (Дж. С. Милль, Г. Спенсер, О. Конт). Две школы английского натурализма: художественное своеобразие, отличительные черты, общая философская основа.

Эстетика Т. Харди. Проблематика романов Т. Харди. Романы об Уэссексе: «романы характеров и среды» («Тэсс из рода д’Эрбервиллей», «Джуд Незаметный», «Мэр Кестербриджа»). Идейно-художественная проблематика романа Т. Харди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»: конфликт, герои. Поэзия Т. Харди: основные темы, особенности поэтического языка.

Английский эстетизм. «Очерки по истории Ренессанса» У. Пейтера. Эстетика Рескина. Поэзия прерафаэлитов. . К. Росетти. У. Моррис и Э. Суинберн на раннем этапе творчества.

Общая характеристика декаданса. Альманах «Желтая книга» и журнал «Савой». Декаданс и модернизм.

Творчество О. Уайльда. О. Уайльд об искусстве и художнике. Идейно-художественная проблематика романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Пьесы О. Уайльда «Идеальный муж», «Как важно быть серьезным» и «Саломея». «Афоризмы» О. Уайльда.

Неоромантизм (, Р. Киплинг, Дж. Конрад, А. Конан-Дойл). Специализация жанров романа. Новый герой.

Творчество. Особенности эстетической системы.

Проблематика фантастической повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

Творчество А. Конан-Дойла. Развитие А. Конан-Дойлом традиций детективного жанра. Шерлок Холмс и Дюпен.

Неоромантические особенности творчества Р. Киплинга. Эстетика Р. Киплинга. Герой Киплинга: неоромантическая модель поведения. Солдатская тема у Киплинга («Томми Аткинс», «Денни Дивер», «Мандалай»). Идея Империи: «Бремя белого человека». Тема «Восток – Запад» в творчестве Киплинга. Особенности поэтического языка Киплинга. Модернисты о «феномене Киплинга».

VIII. Литература Великобритании. XX века

«Театр идей» Б. Шоу. Б. Шоу и Г. Ибсен: «Квинтэссенция ибсенизма». Б. Шоу и Б. Брехт: эффект очужения. Б. Шоу и Л. Пиранделло. Жанр драмы – «экстраваганции» («Горько, но правда»). «Пигмалион»: проблематика. Фабианство Б. Шоу.

Усиление декадентских течений в английской литературе до и после Первой мировой войны. Повести В. Вулф «Миссис Дэллауэй» и «Маяк» и Школа «потока сознания». Фрейдизм и декадентские школы. Сюрреализм. Дж. Джойс, значение его творчества для развития модернизма. «Улисс» Дж. Джойса: проблема метода, «поток сознания», элементы сатиры в романе. Поздний Джойс: разрушение искусства на пути формализма («Поминки по Финнегану»). Творчество.

Эссе Элиота («Традиция и индивидуальный талант», «Поэты-метафизики»). Элиот о романтизме. Элиот о традиции: прошлое как длящийся факт настоящего. Ранний Элиот: «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока» (темы стихотворения, образный ряд, пародийность и ирония; Пруфрок – герой и антигерой; трагический финал). «Бесплодная земля» (проблематика и структура поэмы; образный ряд; мифологические, ветхозаветные и литературные аллюзии ; миф как способ организации материала). Влияние Элиота на английскую и американскую поэтическую традиции.

Поэзия «оксфордцев» (У. Оден), ее противоречивость.

Писатели «рассерженной молодежи»: пьесы Дж. Осборна. Характер реализма «рассерженных».

Творчество Г. Грина, романы «Тихий американец », «Путешествия с тетушкой», «Комедианты».

Экзистенциалистский роман А. Мэрдок. Роман-притча У. Голдинга. Отражение кризиса современной английской буржуазной культуры в творчестве Дж. Фаулза, М. Спарк, М. Дрэббл и др.

Литература США

I. Ранний американский романтизм

Специфика раннего американского романтизма. Творчество В. Ирвинга. Романтическая поэтизация патриархальной Америки в его творчестве («Рип ван Винкль», «Легенда о Сонной лощине», «Дьявол и Том Уокер», «Загадочный корабль»). «История Нью-Йорка»: литературная мистификафия Ирвинга. В. Ирвинг – медиатор между культурами Старого и Нового Света. Своеобразие романтической поэтики В. Ирвинга.

Творчество Ф. Купера. Критика буржуазной Америки в романах Ф. Купера («Шпион», «Пионеры»). Тема фронтира в творчестве Ф. Купера. Своеобразие творческой манеры Ф. Купера: элементы романтической эстетики в его романах.

Пенталогия о Кожаном Чулке. Неприятие буржуазной Америки, противопоставление миру наживы естественного человека (образ Натти Бампо). Эпическое начало в романах Ф. Купера.

II. Второй этап американского романтизма

По. Периодизация творчества. По и Байрон. Стилевое своеобразие поэзии Э. А. По. Синестезия поэтических образов. Основные темы лирики. Э. А. По о поэзии. Эссе По «Философия композиции».

Сборник рассказов «Гротески и арабески»: типология новелл Э. А. По. Художественный мир рассказов По. Пространство и время в рассказах По. Своеобразие творческого метода. Э. А. По и русские символисты.

Трансценденталисты. Отношение к Америке. Трансценденталистская концепция мира. Нравственно-философская утопия трансцендентализма.

Трансценденталисты и.

Эмерсон и его морально-философские эссе «Молодой американец», «Сверхдуша» и «Доверие к себе». Доктрина Эмерсона о «доверии к себе». Нонконформизм Эмерсона и американское общество. У. Торо, его роман «Уолден, или Жизнь в лесу». Своеобразие творческого метода У. Торо.

Творчество Н. Готорна. Полемика Н. Готорна с трансценденталистами (роман «Блайтдейл»). Новеллы Н. Готорна (сборники «Дважды рассказанные истории», «Мхи старой усадьбы»). Рассказы Н. Готорна для детей («Книга чудес», «Тэнглвудские рассказы»). Романтическая критика буржуазной Америки. Готорн-моралист и мастер аллегорий . Исследование пуританского сознания в романе «Алая буква». Грех как источник духовного возрождения личности. Роман «Дом о семи фронтонах»: исследование родовой вины. Проблема аристократизма. Своеобразие творческого метода Н. Готорна. Г. Джеймс о персонажах Готорна.

Творчество Г. Мелвилла. Роман «Моби Дик»: жанровое своеобразие, проблематика, язык романа (Библия и Шекспир). Капитан Ахав и Измаил: два типа романтического сознания. Характеристика главного персонажа: геройское и злодейское в капитане Ахаве. Моби Дик как воплощение мирового зла. Философская символика в романе. Своеобразие творческого метода Г. Мелвилла.

Творчество Г. Лонгфелло. Эпос «Песнь о Гайавате»: образы главных героев, поэтический язык, стихотворный размер. Фольклорная основа «Песни о Гайавате». Тема природы в поэзии Лонгфелло. Своеобразие творческого метода Г. Лонгфелло.

Творчество У. Уитмена. Особенности поэтической системы У. Уитмена. Основные темы и поэтические образы. Верлибр. Поэтический словарь. «Листья травы» У. Уитмена: проблематика, поэтический язык. Новаторство У. Уитмена. Традиция У. Уитмена в поэзии XX в.

III. Литература США. XX века

Творчество Э. Паунда. Поэты-имажисты (, М. Мур,).

(«Антология Спун-Ривер»), К. Сэндберг («Стихи о Чикаго»): традиция У. Уитмена в XX в.

Поэзия Р. Фроста. Тематика стихотворений. Синтез англо-американской поэтической традиции (Дж. Донн, У. Вордсворт,) в творчестве Р. Фроста. Р. Фрост и поэзия США.

Новеллы Ш. Андерсена, противоречивость метода, характер героя. Влияние Андерсена на развитие жанра короткого рассказа.

и «век джаза». Романы «Великий Гэтсби» и «Ночь нежна». Новеллы.

Новеллистика Э. Хемингуэя, искусство подтекста. Э. Хемингуэй как писатель «потерянного поколения» («Прощай, оружие!»). Испанская тема. Жанр романа «По ком звонит колокол», способ раскрытия темы войны. «Иметь и не иметь». Идейное и стилистическое своеобразие позднего Э. Хемингуэя («Старик и море», «За рекой, в тени деревьев»).

Драматургия О’Нила. «Пластический театр» Т. Уильямса, Л. Хеллман.

Проза Дж. Сэлинджера. Проблематика романа «Над пропастью во ржи»; этический максимализм главного героя. Особенности авторского стиля Сэлинджера. Сэлинджер и «контркультура» 1960-х гг.

Роман «Герзаг» С. Беллоу: драма героя-интеллектуала и духовного пастыря в современной Америке. Ирония в романе: Мозес Герзаг как герой и антигерой.

«Американская мечта» Н. Мейлера: роман о современном герое. Трактовка понятия «dream ». Сновидения героя как способ избавления от оков морали. Самоирония героя как преодоление тяги к интеллектуальному мудрствованию. Современный герой на пути духовного возрождения.

Творчество Т. Капоте. Повесть «Завтрак у Тиффани»: проблематика, характеристика главной героини. Роман «Совершенно хладнокровно»: притча о современной Америке. Особенности жанра «нехудожественного романа».

Исповедальная лирика 1960-х гг.: Р. Лоуэлл, С. Плат. Жизнь поэта как материал для осмысления современности. Р. Лоуэлл: медитативность лирики, сочетание исповедальности и автобиографичности с историко-философскими размышлениями. Р. Лоуэлл о поэте как пророке и учителе нации.

Литературное движение «битников»: экзистенциалистские и натуралистические тенденции в их творчестве (Дж. Керуак и др). Развитие реализма в 1960–1970-е гг.: романы Чивера, Стайрона и др. Роман Уоррена «Вся королевская рать». Роман Т. Моррисон «Любимая».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

История английской литературы по первую треть XIX века

1. Беовульф

2. Дж. Чосер. Кентерберийские рассказы (Общий пролог. Рассказ рыцаря. Рассказ мельника (или мажордома). Рассказ о сэре Топасе. Рассказ монастырского капеллана. Рассказ студента)

3. Т. Мэлори. Смерть Артура

4. Ф. Сидни. Астрофил и Стелла

5. Э. Спенсер. Сонеты (Amoretti )

6. К. Марло. Фауст (или Тамерлан Великий)

7. В. Шекспир. Сонеты. Хроники (Ричард III). Трагедии (Гамлет. Макбет). Комедии (Сон в летнюю ночь)

8. Дж. Донн. Священные сонеты. Лирика (Annunciation . Air and Angels )

9. Дж. Герберт. Сонеты The Temple

10. Э. Марвелл. Стихотворения

11. Дж. Мильтон. Потерянный рай. Возвращенный рай

12. Д. Дефо. Робинзон Крузо. Молль Флендерс. Роксана

13. Дж. Свифт. Сказка бочки. Путешествия Гулливера

14. Г. Филдинг. История Тома Джонса, найденыша

15. Т. Смоллет. Путешествие Хамфри Клинкера. Приключения Родрика Рэндома. Приключения Перигрина Пикля

16. О. Голдсмит. Стихотворения. Векфильдский священник

17. Л. Стерн. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии

18. У. Годвин. Калеб Вильямс

19. У. Блейк. Лирика

20. У. Вордсворт. Лирика (Желтые нарциссы. Тинтернское аббатство. Тисовое дерево. Сонет, написанный на Вестминстерском мосту)

21. . Сказание о старом мореходе

22. Р. Саути. Баллады

23. Дж. Г. Байрон. Лирика. Паломничество Чайльд-Гарольда. Гяур. Корсар. Каин. Манфред. Бронзовый век. Дон Жуан. Английские барды и шотландские обозреватели

24. . Лирика. Восстание Ислама. Освобожденный Прометей. Защита поэзии. Ченчи

25. Д. Китс. Лирика (Ода греческой вазе. Осень. Кузнечик и Сверчок. Сонет о сонете)

26. Т. Мур. Ирландские мелодии. Лирика (В море. Юный певец. Вечерний звон)

27. В. Скотт. Айвенго. Роб Рой. Квентин Дорвард. Уэверли. Пуритане

Литература Великобритании XIX – нач. XX века

1. Дж. Остен. Гордость и предубеждение. Мэнсфилд-парк. Эмма

2. Ч. Диккенс. Записки Пиквикского клуба. Оливер Твист. Домби и сын. Рождественские повести. Холодный дом. Дэвид Копперфилд. Большие ожидания

3. . Ярмарка тщеславия. Книга снобов. История Генри Эсмонда

4. Э. Троллоп. Барчестерские башни

5. Дж. Элиот. Мидлмарч. Мельница на Флоссе

6. Ш. Бронте. Джейн Эйр. Виллет. Шерли

7. Э. Бронте. Лирика. Грозовой перевал

8. Э. Гаскелл. Мэри Бартон. Крэнфорд

9. Дж. Мередит. Эгоист

10. Т. Гарди. Лирика. Тэсс из рода д’Эрбервиллей. Мэр Кестербриджа

11. . Лирика. Остров сокровищ. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда

12. О. Уайльд. Портрет Дориана Грея. Пьесы. Сказки

13. Р. Киплинг. Стихотворения (Дэнни Дивер. Томми Аткинс. Мандалай. Баллада о Востоке и Западе). Рассказы

Литература США XIX – нач. XX века

1. В. Ирвинг. История Нью-Йорка. Рип ван Винкль. Легенда о Сонной лощине. Жених-призрак

2. Ф. Купер. Шпион. Зверобой. Последний из могикан. Пионеры. Прерия

3. Э. А. По. Лирика (Ворон. Аннабел Ли. Улялюм. Колокола). Новеллы (Похищенное письмо. Низвержение в Мальстрем. Золотой жук. Падение дома Ашеров. Убийство на улице Морг. Тайна Мари Роже)

4. Н. Готорн. Алая буква. Дом о семи фронтонах (один роман на выбор). Новеллы (Дважды рассказанные истории, Мхи старой усадьбы)

5. . Уолден, или Жизнь в лесу

6. Г. Лонгфелло. Песнь о Гайавате

7. Г. Мелвилл. Моби Дик

8. У. Уитмен. Листья травы

9. Э. Дикинсон. Лирика

10. М. Твен. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. Янки при дворе короля Артура

11. Ф. Брет-Гарт. Рассказы (Счастье ревущего стана)

12. О. Генри. Рассказы

Выбор редакции
контрапункт контрапункта, мн. нет, м. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии...

итальянский композитор Краткая биографияДжузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября...

«Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры » А.В. Щусев Архитектор...

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется...
Интересные факты о Александре Грине расскажут о неизвестных событиях в жизни писателя. Интересные факты о книге «Алые паруса» также...
Мы вдохновились японским аниматором и иллюстратором Kazuhiko Okushita. Художник создает рисунки, не отрывая карандаша от бумаги. Очень...
Вчера в ресторане Modus на Плющихе Светлана Лобода устроила яркую вечеринку в честь своего 35-летия, пригласив на нее лишь самых...
Что такое цимбалы? Это струнный ударный музыкальный инструмент. У него плоский трапециевидный корпус с натянутыми струнами. По струнам...