Архитектурные стили. Язык искусства: как раскрыть детям тайну архитектуры Основная проблематика архитектуры



5.5 Художественный язык современного архитектора

Авторский стиль архитектора и индивидуальный авторский язык находят свое наиболее полное воплощение в архитектурном произведении. При этом в процессе своего формирования они проходят долгий и непростой путь, скрытый от непосредственного восприятия «потребителей» архитектуры: заказчиков, коллег, критиков, горожан и «гостей города». Творческая «кухня», мастерская архитектора – это «священная роща», где рождаются архитектурные образы и формы… Неслучайно, это «место» зачастую оберегается от посторонних глаз, являясь сакральным для автора. Но, несмотря на программную латентность, авторские методики и подходы к архитектурному творчеству имеют особое значение для изучения архитектуры. Рассматриваемая тема исключительно многогранна – она включает методики развития авторского замысла на пути от эскиза к произведению; индивидуальные способы и методы архитектурной презентации, а также междисциплинарные синтетические приемы в архитектурном творчестве. Обратимся к художественному спектру творчества современного архитектора: ручному рисованию архитектуры, коллажированию, скульптуре, дизайну и другой околоархитектурной активноти.

Авторские методики архитектурного эскизирования и графической подачи проекта многообразны. Исторически академическая традиция определяла высокий уровень требований к ручной подаче: совершенствовались методы передачи трехмерного пространства на плоскости (перспективных и аксонометрических построений), оттачивались приемы архитектурного рисунка и акварельной отмывки. Кроме того, начало ХХ столетия ознаменовалось расцветом графики во всех областях искусства. Творчество российских и зарубежных архитекторов в этот период (А.В. Щусева, Ф.О. Шехтеля, О. Вагнера, А. Лооса) по природе своей синтетично: оно не только органически объединяет виды пластических искусств в едином произведении, но и как бы «уравнивает в правах» художественные достоинства графической презентации и реализованного произведения архитектуры.

Мастера отечественного авангарда, применяя революционные методы в работе с формой, сохраняли при этом высокую культуру архитектурной презентации. Архитектурная графика испытывала сильное влияние (и становилась частью) новых течений в пластической культуре (кубофутуризма, супрематизма, конструктивизма), питалась открытиями представителей художественного авангарда: Л. Поповой, А. Веснина, К. Малевича, И. Чашника, Н. Суетина, Л. Лисицкого, В. Татлина, А. Родченко.

К. Мельников, художник по образованию, использовал возможности ручной графики в поиске новой динамичной геометрии (диагонали), энергии «парения», побеждающей гравитацию. Совершенно очевидна актуальность описанных посылов, далеко не в полной мере реализованных в период конструктивизма, для современных архитектурных устремлений.

Виртуозной графикой отмечены произведения И. Леонидова, в которых концепция и прием авторской подачи связаны в единое целое . Стиль мастера отличает многообразие техник: «живая» набросочная линия, чертежная линия, «выворотка» на черном фоне. Творческий путь мастера представляется возможным рассматривать как движение от лаконичного архитектурного супрематизма к многомерному архитектурно-художественному синтезу. При этом на каждом этапе одним из интегрирующих начал выступала проектная графика во всем многообразии форм: «живые» карандашные наброски, точная чертежная графика с элементами рисунка и живописи, аппликация, проекты-картины, выполненные в древнерусской «иконописной» технике. Синтез средств выразительности использовался мастером для достижения цветовой и «пространственной» полифонии .

Графике первого, конструктивистского периода присуща максимальная степень обобщения, возводящая проект в ранг концепции. Использование наряду с традиционным белым черного фона для проекций обусловило рождение леонидовской «светящейся» графики с характерной «космической» глубиной, которую можно соотнести как с отечественной супрематической тенденцией, так и с живописными «мирами» В. Кандинского, Ж. Миро, П. Клее и Р. Делоне. Духовный идеал Леонидова наиболее полно воплотился в серии картин, посвященных проекту идеального Города Солнца, ставшим художественным обобщением творческих поисков мастера .

Архитектурный эскиз в творчестве выдающихся архитекторов мыслится как самостоятельное произведение искусства, наполненное целым рядом образных метафор, ассоциаций, концептуальных замыслов, способствующих отработке авторского стиля. Ярким образцом синтеза архитектурного и художественного творчества служат произведения Ле Корбюзье. Среди более современных примеров уместно вспомнить мгновенные шедевры О. Нимейера, поиски пластики и органических аналогий в творчестве С. Калатрава; метод «акварели» в изучении свето-пространственной среды будущего произведения С. Холла; энергичные скетчи М. Ботта; формообразующие импульсы в рисунках Э.О. Мооса; игровые презентации и масштабные полотна У. Олсопа, Дж.Б. Боллеса и П.Л. Уилсона; минимализм архитектурной графики А. Сиза; эмоциональные «картины» М. Фуксаса, живопись З. Хадид.

Архитектор С. Калатрава рассматривает архитектуру как искусство, адресованное каждой личности, конкретному адресату. При этом профессиональную сферу архитектурной деятельности мастер склонен трактовать комплексно как интеграцию деятельности инженера, художника и ученого. Таким образом, творчество С. Калатрава является уникальным синтезом конструктивного, научного и художественно-пластического начал.

Активно работая как художник (скульптур, график, керамист), мастер создает абстрактные скульптуры, воплощающие образ полета и победы над гравитацией, по-своему продолжая скульптурные поиски Пикассо, Нагучи, Габо, Бранкузи. Архитектор так объясняет первичные импульсы своих произведений: «Иногда, я создаю структурные композиции, которые вы можете назвать скульптурами, если хотите». Именно на скульптурах он впервые пробует свои пространственные и пластические идеи, продолжая традиции А. Гауди. Произведения С. Калатравы наполнены антропо- и биоморфными формами и конструкциями, а серии авторских эскизов посвящены изучению естественной пластики и «биомеханики» мира природы и человека, которые служат выразительности архитектурных конструкций. Авторский метод скульптурного моделирования был наглядно использован при создании башни «Turning Torso» («Закручивающееся туловище») в Мальме по мотивам ранее выполненной автором одноименной скульптуры.

Ю. Палласмаа («Мыслящая рука») отмечает, что, как известно, в процессе поиска объединяющей темы будущего произведения Алвар Аалто делал серии отвлеченных рисунков. Используя своего рода «внутреннее интуитивное зрение», мастер обнаруживал обобщающую субстанцию всех планов будущего произведения, делая серии отвлеченных рисунков, «почеркушек». Так, рождению пространственного решения Городской библиотеки в Выборге сопутствовали многочисленные зарисовки горных ландшафтов.

«…Архитектура учитывает движение человека в пространстве и погружение его в многослойный опыт, в котором пространство, свет, цвет, геометрия, запах, звук, поверхности и материалы перекрещиваются», – так объясняет архитектор С. Холл феноменологический характер своих произведений. Мастер использует авторский метод акварели для изучения «феноменологического измерения» архитектуры, рассматривая одиннадцать разновидностей феноменов. Понимая архитектуру как «звено между идеями, философиями, светом, пространством, надеждами и материальностью мира», архитектор интегрирует концепты, образы и пространства в единое художественное целое. Акварели фиксированного размера формируют своеобразную картотеку, по которой можно проследить стадии зарождения и развития проектов .

Архитектор У. Олсоп создает неординарную архитектуру мечты ощущений, архетипов восприятия, детских фантазий и воспоминаний. Есть мнение, что мастер подходит к проектированию, скорее, не как архитектор, а как художник. Его индивидуальный подход опирается на поиск эмоционального впечатления от будущего произведения в наиболее свободной манере. У. Олсоп утверждает, что для рождения экспериментального игрового формообразования, сознание автора должно быть абсолютно свободно: именно тогда можно отыскать художественную идею будущего проекта. В авторских акварелях и гуашах нет проектной точности: масштабной, функциональной, конструктивной. Это не традиционная архитектурная презентация, а попытка сломать стереотипы мышления, максимально раскрепостить воображение. Таким образом, архитектор-художник создает абстрактные эмоционально наполненные модели, выражающие авторские концепции игры воображения, диалога, и провокационного «предметного дизайна» в архитектуре.

Произведения М. Фуксаса интегрируют черты архитектурной традиции, острого концептуального подхода и метафоры современного города. Автор уделяет особое внимание изучению пространственно-временного и «литературного» контекстов будущего объекта: окружающей среды, смены времен года и освещенности, архитектурной «памяти» и «духа места» . Подробному исследованию этих факторов, а также отработке первоначального замысла проекта, посвящены авторские таблицы классификаций, выполненные в эскизной форме. Формирование образа будущего произведения происходит, в свою очередь, через авторскую живопись – экспрессивные картины, выражающие эмоциональный строй проекта. Неслучайно программное обращение М. Фуксаса к кинематографу, медиа- и дигитальным технологиям, сообщающим качественно новый уровень «одновременности» интегрального восприятия.

Концептуально-художественного языка придерживается в своих работах архитектор Том Мейн. Показательно, что автор называет раздел сайта, посвященный графическим поискам и около архитектурным художественным работам, «Tangents and Outtakes», что можно перевести как работы «за пределами» или, точнее, «по касательной». Его скетчи, коллажи и модели интерпретируют конкретный проект в процессе его разработки или последующей рефлексии, но при этом становятся самостоятельными произведениями. И это роднит творческие подходы Т. Мейна с работой представителей конструктивизма, который Мейн считает «самым интересным и перспективным архитектурным стилем современности». Он писал: «Русские конструктивисты сумели сохранить в своих постройках свежесть линии и непосредственность проектной графики, включая буквы и цифры» . Т. Мейн высказывает интерес к незавершенным объектам, воспринимая их как структуры, готовые к жизни в меняющемся ансамбле города.
Вдохновляясь недосказанностью композиций Гинзбурга, Мельникова и Татлина, Т. Мейн использует архитектурный язык, открытый разнообразию .

В своем выступлении на фестивале «Арх-Москва- 2006» Том Мейн сформулировал основные составляющие своей методологии проектирования, в основе которой лежат: внимательное изучение ландшафта; конструирование фрагментов; последовательность проработки проекта, начинающаяся с наброска образа сооружения. Последовательность своей работы архитектор проиллюстрировал на примере набросков для проекта Sun Tower в Сеуле: от первого силуэта на фоне неба до разработки входной группы. Эстетика макетирования, рисуночная линия «на кальке», послойность, легкая иллюминация цветом – все это органически входит в художественную эстетику произведений мастера. Показательно, что одним из характерных формальных приемов Т. Мейна является использование букв как элементов композиции фасада.

ктуальная архитектура «силовых полей» стала определенным знаком времени. Показательным примером данного подхода служит экспрессивное творчество З. Хадид, которая прославилась произведениями графики еще задолго до построек. Для нее рисунок – теоретическая, исследовательская стадия, открытая к трансформации первоначального замысла («выстрел во тьме», как писал ее коллега П. Шумахер) . Вероятно, неслучайно появление в творчестве мастера особого феномена «концептуальной живописи» («Лондон», «Берлин – 2000», «Манхеттен», «Взгляд на Мадрид»), занимающего промежуточное положение между архитектурной фантазией и живописным произведением.

Китайский архитектор Ма Яньсун придерживается концепции эмоционально-чувственной архитектуры . Архитектор уверен, что архитектура должна быть похожа на современное искусство именно в аспекте свободного и разнообразного выражения чувств. Сам архитектор с готовностью сотрудничает с художественными проектами, что показал опыт совместной выставки с О. Элиассоном «Чувства – это факты».

Ма Яньсун указывает на существенное отличие его творческого подхода от способа работы своего частого партнера Бьярка Ингельса, которое состоит в противопоставлении ясной методологии живой индивидуальной эмоции, которую нельзя повторить . Девиз Ма Яньсуна в уверенности, что архитекторы, как художники, должны предлагать конкретному заказчику и обществу мечту.

Наряду с художественным, важным аспектом эскиза остается интеллектуальный, связанный с теоретическим моделированием произведения: аналитический архитектурный рисунок Р. Мейера; таблицы авторских классификаций М. Фуксаса; последовательные штудии и диаграммы смысловых и морфологических объемно-пространственных трансформаций проектируемого объема П. Эйзенмана (графика дополняется макетированием).

Архитектурная графика П. Эйзенмана служит отработке формообразующих структур будущих архитектурных объектов. Применяя концепцию «парадокса послания на забытом языке», П. Эйзенман вступает в диалог с адресатом, а архитектура становится формой письма, авторским текстом, который адресат должен расшифровать, обнаруживая «следы» и логику заложенных трансформаций. Эйзенман вводит понятие «design itself», которое можно перевести как «самоорганизация» . Следуя этому принципу, линии, плоскости, объемы свободно «самоорганизуются» в архитектонические структуры – основы произведений мастера. Для проектирования используется метод диаграмм – графических штудий последовательных превращений, следующих внутренним закономерностям саморазвития формы. Показательными примерами служат проекты индивидуальных домов на основе авторских экспериментов с формой латинской буквы «L», символизирующей нестабильность и незавершенность . Таким образом, авторская графика и макетирование становятся частью программной стратегии «собственного языка архитектуры». Процессуальность авторского понимания архитектуры сближает ее с формами и методами концептуального искусства.

Как известно, российская архитектурная школа всегда славилась своей художественной составляющей. Традиция ручной графики в отечественной проектной практике по-прежнему живет и развивается – многие российские архитекторы обращаются к «ручному рисованию» архитектуры: С. Чобан, С. Скуратов, М. Филиппов и др. Михаил Филиппов известен как последовательный приверженец традиционалистского направления в архитектуре, что находит отражение в презентациях его проектов. Автор мастерски использует классические приемы акварельной отмывки не только для передачи свето-воздушной среды, но и для создания особого «идиллического» звучания архитектуры. Изучение особенностей окружения с разных ракурсов восприятия в разное время года с помощью серий рисунков является важной составляющей авторского метода архитектора С. Чобана. Автор утверждает, что архитектура, которую интересно рисовать, – удачная архитектура. Архитектор символически сравнивает новые постройки в городской среде с лессировкой в живописи, которая дополняет, но не уничтожает следы прежних времен.

Главное и неотъемлемое свойство эскиза – его авторская идентичность, воплощающая индивидуальность мастера. Эта грань темы особенно значима в последнее время, когда очевидна определенная унификация и универсализация архитектурных приемов и средств, связанная с повсеместным внедрением компьютерных технологий. Эскиз возникает в определенный момент, «здесь и сейчас», фиксируя замысел в данном пространственном и временном контексте.

Наряду с этим, удачный эскиз может стать лейтмотивом всей длительной творческой работы над проектом и даже «пережить» ее, фигурируя в изданиях наравне с фото реализованного объекта. Красивый эскиз живет как самостоятельное произведение искусства. При этом он, в определенной мере, обособлен от воплощенного архитектурного объекта, т.к. может содержать иные смысловые планы, метафоры, стилевые черты. Творческое озарение, «находка» в эскизе часто ложится в основу целого направления авторских поисков – выкристаллизовывается авторская коммуникативная система. Эскиз фиксирует момент рождения замысла. Причем он может возникнуть как бессознательный интуитивный «след» размышлений, или как результат целенаправленного методического процесса, в котором проверяются отдельные составляющие будущей концепции произведения: серии набросков, графики, диаграммы, ассоциативные ряды. Таким образом, на стадии эскизирования реализуется единый процесс возникновения идеи и ее изучения – самоидентификации творческого замысла. В более широком смысле – это самоидентификация архитектора как Мастера, сопровождающаяся постоянной рефлексией относительно своего творчества.

В ручном авторском эскизе осуществляется взаимосвязь, синтез теоретических и пластических поисков, а также архитектурной и художественной форм выразительности. Природа архитектурного эскиза многозначна и обладает рядом родовых качеств: идейно-смысловых, ассоциативных; архитектурно-морфологических; художественных. Он одновременно выступает как процесс и результат; отличается выраженной адресностью и многоассоциативностью; охватывает целое и отдельные детали; выражает полноту замысла и обладает недосказанностью наброска. В этой связи к архитектурному эскизу как явлению в полной мере подходит термин футуристов «симультанность» (одновременность), когда в лаконичной форме единовременно раскрывается структура смысловых, образных, функциональных слоев произведения. Это одно из достоинств эскиза, порой не достижимое в реализованном проекте. Из этого следует, что именно архитектурный эскиз намечает путь к диалогу с адресатом архитектуры.

Эскиз в творческой работе архитектора имеет ряд особенностей: идентичность в формировании авторского языка, стиля; концептуальность на стадии отработки авторского замысла; синтетичность на стыке художественных, научных и литературных направлений; поливариантность эскиза и открытость к диалогу; интуитивность, эвристичность, процессуальность эскиза как явления. Как известно, проектный процесс представляет серию последовательных взаимосвязанных стадий, которые можно представить в упрощенной схеме: предпроектный анализ, эскизный и рабочий проекты, согласование проекта, авторский надзор в процессе реализации. Или иначе – погружение в тему, изучение материала, творческий поиск – эскизирование и макетирование – разработка и графическая подача проекта – реализация с участием автора. В этой схеме намеренно обобщены стадии разработки проектной документации, которые могут варьироваться. Неслучайно издревле употреблялось слово «зодчий» – творец и мастер, обладающий всем спектром необходимых для осуществления замысла умениями, навыками. В традициях отечественного академического образования более употребим термин «архитектор-художник», не требующий дополнительного пояснения.

В актуальном контексте вполне справедливо упомянуть об эскизировании с помощью компьютерных технологий, являющимся, скорее, оппозицией традиционному ручному, чем развитием этой линии. Виртуальный эскиз может представлять собой концептуальную схему, модель, набор примитивов – прототипов формообразования будущего объекта. Обращение архитекторов к техническим возможностям на начальных стадиях проектирования вполне объяснимо возможностью создания и трансформации различных типов оболочек разной степени кривизны (дигитальная архитектура). Активно развивающееся в мире параметрическое проектирование использует возможность ЭВМ моделировать форму объекта, исходя из заданных характеристик параметров. Приведенные методы во многом прогрессивны и имеют аналоги в прошлом (формообразование купольных конструкций, популярное в 1960-е), но степень авторского начала в них зачастую нивелируется. Компьютерный «эскиз» зачастую вовсе не обладает самостоятельной ценностью – он становится частью комплексного процесса проектирования (модель объекта на начальной стадии его разработки).

На сегодняшний день, когда ручная подача стала редкостью, достаточно остро встал вопрос сохранения и выявления индивидуальности авторского языка. В этой связи в методическом плане особое значение приобретает метод клаузур, используемый в учебном процессе. Клаузура и постоянное эскизирование – оперативные способы общения мастера и ученика, развивающие творческое мышление, память, ручную графику. В процессе реального проектирования архитекторы нередко обращаются к своеобразному «коллективному» эскизу, основанному на методе клаузур. Сотрудники мастерской презентуют индивидуальные решения, далее выбираются наиболее удачные эскизные предложения – на их основе синтезируется концепция будущего проекта.

Необходимо отметить, что эскизирование как творческий метод распространяется на функцию, конструкцию и форму. Эскиз функции – это схемы зонирования, определение необходимых связей между функциональными блоками, диаграммы организации процессов в сооружении. Нестандартные конструкции, связанные с образной стороной проекта, также находят отражение в архитектурных эскизах. Безусловно, наиболее востребованы эскизные поиски формы будущего сооружения, в которых рождается его художественный образ. Эскиз почти всегда эмоционально наполнен и вызывает ответную реакцию у зрителя, которого привлекает «живость», раскрепощенность графики, свобода подачи материала.

В современной проектной практике возможны различные подходы к классификации эскизов. Архитектурный эскиз варьируется по стадиям разработки творческого замысла: эскиз как фиксация первой идеи; ассоциативный или концептуальный эскиз при формировании концепции будущего произведения; уточняющий эскиз в процессе работы над проектом; по принципу завершенности: набросок, зарисовка; «архитектурный эскиз»; эскизная архитектурная графика. Эскиз любого типа может стать самостоятельным произведением искусства.

Сегодня в архитектурном творчестве на первый план выходят персональные авторские концепции, которые становятся синтезирующим ядром в междисциплинарном культурном и научном пространстве. В таком широком контексте целесообразно рассматривать понятие архитектурно-художественного синтеза как меры духовного наполнения, знака авторской идентичности архитектурного творчества, возводящего его в ранг искусства. Термин «художественное», с определенной долей условности, можно понимать как совокупность личностного мироощущения и способов его воплощения в материальной действительности . Именно «художественное» позволяет «звучать» авторской архитектуре. Архитектор-творец рождает авторское видение, свой индивидуальный пластический язык – персональную целостную систему методов и принципов, составляющую суть современной архитектурной парадигмы.
Выводы по Главе 5


  1. Введено и рассмотрено понятие «персонально-личностное «поле» художественной интеграции», которое представлено интеграционными методами в авторском творчестве архитектора. Выявлены интеграционные центры, к которым тяготеет творческая направленность мастеров новейшей архитектуры: рациональные, гуманистические, естественно-природные, инженерно-технологические, социальные и диалогические начала, а также интуитивные и образно-символические, интеллектуальные и критические, семантические и архетипические основания.

  2. Разработана классификация творческих концепций мастеров современной архитектуры по актуальным направлениям художественной интеграции. Персональные концепции рассматриваются по четырем основным группам факторов:
- ядро творческой концепции или направления, определяющее специфику и авторскую индивидуальность (далее сформулировано в названиях);

Включенность в систему искусства на уровне использования художественных мотивов и соотнесенности с его видами;

Междисциплинарный потенциал и возможность выхода на уровень метасистемы.

3. Архитектура художественного порядка (Р. Мейер, Дж. Стерлинг, Д. Чипперфилд, А. Сиза, Э. Соуто де Моура, С. Браунфельс):

Пространственная организация архитектуры приоритетна и становится основным носителем художественного содержания и образа, а временная составляющая помогает интеграции пространственных «картин» в целостное впечатление;

Художественное поле пронизывает все уровни организации объекта и адресует к образам пластических искусств.

Рождаемый в произведениях идеал абстрактной гармонии, композиционной упорядоченности и образности, представленный в наиболее абстрактном виде, восходит к межсистемному уровню культурного поля.

4. Архитектура коммуникации в системе контекстов (Р. Вентури, А. Росси, М. Грейвз, П. Эйзенман, К. Портзампарк, Б. Чуми, М. Сафди, А. Предок):

Контексты архитектурного творчества мыслятся как знаково-символическая система, выраженная сложносоставной динамической субстанцией пространственно-временного поля, в котором особое художественное значение при этом приобретает время в форме историко-культурной информации;

Области выразительных значений художественного поля, сохраняющего родство с художественной пластикой, концентрируются вокруг феноменов памяти, смыслопорождающих конструктов, игровых интенций, обогащая архитектуру литературными смыслами;

Смысловая структура рождает знаковое поле архитектуры, определяя межсистемную область творческой коммуникации.

5. Архитектура естественных взаимосвязей (П. Цумтор, С. Холл, К. Норберг-Шульц, Р. Пиано):

Человек и окружающий его мир трактуются как взаимосвязанный, взаимопроникающий организм, а контекст воспринимается в продолжение этого естественного единства – пространственно-временное поле трактуется максимально широко, охватывая природные феномены, мотивы физического и личностного развития человека, устои и традиции;

Художественное поле тяготеет к двум основным значениям: признанию ценности искусства как ремесла и художественной интерпретации проявлений природных сил, приближаясь к «искусству стихий».

Границы описанного направления наиболее сложно определимы, так как оно носит межсистемный характер и имеет множество индивидуальных или фрагментарных проявлений в художественном осмыслении воды, света или рукотворных мотивов.

6. Архитектура следует природе (С. Калатрава, Р. Пиано, Н. Гримшоу, Ф. Хубен (Mecanoo), К. Курокава, Т. Андо, К. Кума):

Адресуя к художественным образам из мира природы, архитекторы трактуют их в качестве основополагающих смысловых и структурообразующих контекстов, а временные параметры становятся продолжением природных метафор роста и развития;

Художественное поле служит экспериментальной областью освоения органических мотивов на языке архитектурной формы, отработке которой способствует активное привлечение выразительных средств живописи, рисунка, скульптуры, компьютерной графики и цифрового моделирования;

Жизнеспособность и единство антропогенных и природных начал, выраженное в возможности освоения органических принципов и создания природоподобных архитектурных образов, утверждается на уровне метасистемы.

7. Архитектура иллюзорного образа (Ж. Нувель, Ф. Гери, М. Фуксас, Ж. Херцог и П. де Мерон, бюро Кооп Химмельблау):

Пространственно-временное поле обусловливает контекстуальное начало иллюзорной архитектуры, родственное коммуникативной линии в знаково-символическом смысле архитектурного повествования, а образы как мизансцены сценического действа наслаиваются во временной последовательности, составляя архитектурный спектакль;

Художественное поле иллюзорности приближает к коллажной эстетике и приемам медиа искусств (кино, фото, мультимедийным эффектам), что в совокупности рождает театрализованный характер архитектуры;

Созданный в восприятии адресата интегральный иллюзорный образ близкий «художественному обману» становится знаком данной архитектурной линии в метасистемной области.

8. Архитектурный дизайн и социальный диалог (У. Олсоп, С. Бениш, П. Кук, Б. Ингельс (BIG), бюро «Diener & Diener Architekten», MVRDV, MAD, FAT («Fashion. Architecture. Taste» – «Мода. Архитектура. Вкус»):

Пространственно-временные контексты замещаются социальными сценариями, сориентированными на острый публичный диалог;

Художественная выразительность достигается средствами, близкими дизайну, обращением к приемам модной индустрии, рекламной сфере, а также к искусству риторики;

Искусство архитектуры жертвует утонченной элитарностью в пользу демократизации творческого процесса и доступности широкой публике на метауровне.

9. Архитектура аналитического исследования и социальных стратегий (Р. Кулхас, Т. Мейн, Б. Ингельс (бюро BIG), MVRDV):

Пространственно-временное поле трактуется как проблемная область прикладных исследований, которая может отчасти интерпретироваться художественно средствами архитектурного дизайна;

Художественная составляющая выражена обновленной эстетикой городского пространства, объединяющей решение прагматических вопросов и архитектурно-художественное оформление среды;

Новые урбанистические стратегии опираются на междисциплинарные взаимодействия, а также активно привлекают сферу современных медиа-искусств и лэнд-арта.

10. Архитектура экспрессии, энергетических потоков и свободы формообразования (Ф. Гери, З. Хадид, Д. Либескинда, О. Декк, М. Фуксас, Х. Рашид, бюро Кооп Химмельблау, Nox, Ф. Ромеро, Asimptotе):

В пространственно-временном поле программное недоверие к сложившемуся средовому контексту становится опорой для пересмотра фундаментальных категорий, ведущее к «изобретению» обновленного пространства-времени с выраженной категорией движения и динамической формой, а опорой для пластических экспериментов выступают открытия отечественного и зарубежного художественного авангарда и концептуального искусства;

Всецело проявляются полиинтеграционные тенденции художественного поля (концептуальность, дизайнерский подход, театрализация), а архитектурный объект с приоритетом знаковой формы выглядит свободным художественным жестом – стремительной линией, скульптурой, дигитальным образом, даже инсталляцией;

Экспрессивный образ и впечатляющая объемная форма становятся узнаваемыми характеристиками данного направления в метасистеме архитектурно-художественной интеграции.

11. Доказано, что определяющим в авторском творчестве архитектора является комплексный метод художественной интеграции. Методология авторского творчества мастеров новейшей архитектуры базируется на персональных концепциях архитектурно-художественной интеграции, сформулированных в исследовании:

Концепция художественной интеграции на основе развития идеи геометрической гармонии Р. Мейера;

Концепция органического минимализма и художественного аскетизма архитектурной формы А. Сиза;

Концепция образно-символического синтеза организации пространственной среды на основе идеи музыкальности архитектуры К. Портзампарка;

Концепция многомерного синтеза на основе семантической коммуникации и саморазвития архитектурной формы П. Эйзенмана;

Феноменологическая концепция архитектурно-художественной интеграции С. Холла;

Концепция художественного, гуманистичесокого и духовного единства архитектуры и места П. Цумтора;

Концепция симбиотической архитектурной интеграции К. Курокавы;

Концепция художественно-конструктивного и скульптурно-бионического единства С. Калатравы;

Концепция концептуального и контекстуального синтеза на основе авторского метода «интеллектуальной дематериализации» Ж. Нувеля;

Концепция многомерной интеграции и театрализации среды с использованием коллажной техники архитектурно-художественного синтеза Ж. Херцога и П. де Мерона;

Концепция архитектурной «игры» и экспериментального художественного дизайна У. Олсопа;

Концепция интеллектуального синтеза и непрерывного сценария пространственной организации архитектурного объекта Р. Кулхаса;

Концепция социально ориентированного дизайна архитектурной среды Б. Ингельса;

Концепция эмоционально детерминированного архитектурно-художественного синтеза и развития категории движения средствами архитектуры З. Хадид;

Концепция свободы пластического формообразования с использованием дигитального моделирования Ф. Гери;

Концепция интегративного дизайна нелинейной архитектуры Ф. Ромеро.

12. Художественный язык современного архитектора открыт всему спектру творчества: ручному рисованию архитектуры, коллажированию, живописи, графике, скульптуре, дизайну (графическому, дизайну интерьера и одежды), дигитальному искусству, концептуальному творчеству.

Оксана ЛОКТЕВА,
кандидат педагогических наук,
преподаватель Московского интститута
открытого образования

Язык искусства:
как раскрыть детям тайну архитектуры

Продолжение. См. № 12, 13, 15/06.

На уроке МХК учителю неоднократно приходится анализировать и разбирать архитектурные сооружения. Не зная до конца особенностей архитектуры, ее отличий от других видов искусства, ее языковых средств, мы невольно стараемся заменить искусствоведческий анализ другим, более доступным материалом. Но если мы поймем язык архитектуры, он как универсальное средство поможет нам на протяжении многих тем.

Темы можно изучать последовательно, а можно весь 5-й класс посвятить подробному прохождению языков видов искусства. И тогда ребята получат с самого начала путеводную нить, с помощью которой легко постигнут последующий материал. Если вам кажется, что не стоит весь 5-й класс «тратить» на это, проведите два-три урока по каждому виду искусства, а остальные знания давайте в начале каждого года. Это тоже существенно облегчит изучение языков искусства.

Принципы изучения видов искусства:

    Рассматривание схемы - классификации видов искусства, определение изучаемого вида искусства, его языковых средств.

    Сравнение с другими видами искусства, выделение особенностей изучаемого.

    Ориентация в видах, жанрах и формах произведений искусства данного вида.

    Разбор художественного образа, созданного автором, первоначальное определение своего отношения к конкретному произведению искусства.

    Определение цели создания произведения искусства, характеристика тех художественных средств, которые работают на эту цель.

    Композиция.

    Характерные особенности данного вида искусства (для архитектуры - стили).

    Выражение своего отношения к произведению искусства.

Первые два принципа реализуются на уроке, остальные по мере изучения оформляются в памятку, которая одновременно, подходит для анализа конкретных произведений.

Памятка

1. Определить вид и подвид архитектуры, к которому относится рассматриваемое произведение.
2. Объяснить, какой художественный образ рождает сооружение, охарактеризовать его, высказывая собственное отношение.
3. Каково назначение сооружения и как оно отражено в архитектурных формах?
4. Охарактеризовать конструкцию сооружения, в чем его особенности.
5. Охарактеризовать материал, который использован при строительстве, и особенности его декора.
6. Рассмотреть композицию здания:

Форму и силуэт,
- план,
- симметричность - асимметричность,
- контраст в сопоставлении частей,
- как выявлен композиционный центр,
- архитектонично ли сооружение,
- соблюдены ли или нарушены пропорции,
- ритм - в чем проявляется, какой он,
- масштабно ли сооружение по отношению к человеку или его размеры не принимают во внимание человека,
- как здание связано с окружающей средой - природной, городской,

7. Охарактеризовать архитектурный стиль.
8. Еще раз вернуться к своему отношению, подтвердить или изменить его.

Материал может быть распределен по классам следующим образом.

5 КЛАСС:

Понятие архитектурного образа,
- форма и силуэт здания,
- архитектурные формы,
- конструкции,
- материал.

6 КЛАСС:

План,
- симметрия–асимметрия,
- контраст частей,
- выделение композиционного центра,
- ритм,
- связь здания с природной средой.

7 КЛАСС:

Архитектоника,
- пропорции,
- масштабность.

8 КЛАСС:

Стилистика.

С подробным объяснением материала по каждому пункту памятки мы познакомим читателей в ряде следующих статей, а сегодня поговорим о сравнении архитектуры с другими видами искусства, об особенностях архитектуры, а также предоставим краткий материал по видам и подвидам архитектуры.

Определение вида искусства, ознакомление с его языком, повторение понятия «художественный образ» и выражение его словами (второй пункт памятки) будут представлены в виде вводного урока по теме «Архитектура как вид искусства».

Общая информация

- сравнение архитектуры с другими видами искусства (материал может быть использован на уроке в 5-м классе);

- выделение особенностей архитектуры (только для учителя);

- виды и подвиды архитектуры (материал может быть использован на уроке в 5 классе).

Сравнение архитектуры с другими видами искусства

  • С декоративно-прикладнымым искусством архитектуру роднит ее утилитарное практическое назначение. Как и в декоративном искусстве, в архитектуре ценятся старинные материалы, способы обработки которых традиционно могут повторяться или обыгрываться заново. Примером может послужить дерево, которое для архитектуры не исчезло с появлением металла, стекла и железобетона. Как ставили избы в древние времена, так делают это и теперь. То же самое происходит и в старинных промыслах, таких как дымковская или филимоновская игрушка, - традиции сохраняются и обогащаются.

  • Со скульптурой архитектуру роднит объемность, но при этом, как мы уже успели заметить, объемность архитектуры более сложная, включающая внешнее и внутреннее пространство. Второе отличие заключается в том, что форма для скульптуры является во многих случаях определяющим фактором для понимания и раскрытия художественного образа. Форма заключена и в моделировке - трактовке объема, в позах и жестах героев, и в расположении скульптуры, она тесно связана с динамикой или статикой. В архитектуре, более сложном для понимания виде искусства, форма является лишь первой ступенью в раскрытии замысла, на раскрытие образа будут влиять многие другие факторы, в которых нам предстоит разобраться.

  • С живописью и графикой архитектуру, как и другие виды искусства, роднит возможность создания художественного образа (об этом подробно далее), хотя в живописи и графике художественный образ часто несет отпечаток индивидуальности, субъективности, в то время как архитектуре в большей степени присущи объективные черты общественного развития на том или ином этапе. Отличает же эти виды искусства то, что в живописи и графике ярко выражена плоскостность, а в архитектуре - сложная объемность. Цветность выступает в живописи как определяющий фактор, а в архитектуре - как побочный, дополнительный. Еще одно отличие заключается в однозначной утилитарности произведений архитектуры, ведь ни одно сооружение не строится просто для красоты, в ущерб его практическому применению; живопись и графика не имеют такой ярко выраженной практической значимости. Но почему мы сравниваем архитектуру именно с этими видами искусства? Почему не с музыкой, литературой, кино, танцем, театром? Дело в том, что архитектура входит в семейство пространственных видов искусства. В отличие от них существуют временные виды искусства, длящееся во времени и не занимающие определенного места.
    Будучи пространственным видом искусства, архитектура, как ни странно, оказывается вместе с тем и временны м видом. Почему? А потому, что, проходя по фасаду здания, по анфиладам комнат, мы открываем для себя все новые и новые ракурсы и виды. С течением времени мы проникаемся художественным образом архитектуры, лучше познаем его. Поэтому особенностью архитектуры является ее пространственное и временное существование как вида искусства. А каковы другие особенности этого вида искусства?

Особенности архитектуры

Римский архитектор Витрувий в своей работе «Десять книг по архитектуре» выдвинул три требования, предъявляемые к сооружениям: польза, прочность и красота. Понятно, что на первом месте стоит польза, ведь мы уже говорили, что любое архитектурное сооружение строят для чего-то, с какой-то целью. Вот эта целесообразность и определяет его внешний вид, материал, размер, декор, место в застройке и др. Таким образом:

1. Главное требование - «польза», или функциональная сторона архитектуры, то есть для чего строится сооружение. Назначение здания сказывается во-первых, на выборе материалов, во вторых, на использовании тех или иных архитектурных форм - составляющих любого сооружения: от фундамента и стен-опор до кровли.

2. Второе требование Витрувия - «прочность» включает в себя понимание конструкции , лежащей в основе сооружения, или конструктивной стороны архитектуры . Нам предстоит познакомиться со стоечно-балочной, крестово-купольной и каркасной готической системами, системой арочного свода. Из одного только перечисления ясно видно, что архитектура как вид искусства имеет специфику, это не столько изобразительное, сколько конструктивное искусство, больше относящееся к технике. Любое новшество в технике или материалах сразу же сказывается на развитии архитектуры: появляются новые конструкции, архитектурные формы, в которых используются более совершенные материалы.

Если конструкция прочна и здание устойчиво, то у людей, созерцающих его, возникает чувство удовлетворения. Если же мы ощущаем неустойчивость, то невольно возникает неприятие сооружения, желание отвести взгляд. Так устроен человек, и это всегда учитывали и сейчас учитывают при строительстве.

3. Третье требование - «красота», или эстетическая сторона архитектуры . И полезность, и прочность должны выразиться в красивой форме, а это и есть эстетическая сторона любого сооружения. К ней можно отнести и декоративные элементы, и использование цвета. Эстетическая сторона крайне важна для человека, ведь произведения архитектуры мы видим чаще, чем произведения живописи, графики, скульптуры. Даже самый равнодушный к искусству человек, ни разу не зашедший в картинную галерею или музей, не открывший иллюстрированную книгу и не остановившийся перед скульптурой, вынужден ходить по городу, невольно впитывая в себя внешний вид зданий, подчиняясь их ритму и красоте. А поскольку здания окружают нас со всех сторон, они воспитывают наш эстетический вкус и обязательно должны быть красивыми.

Уяснив себе три особенности архитектуры, определим тему разговора об этом виде искусства. Сначала надо разобраться в функциональной стороне, потом в конструктивной и эстетической. Поняв суть этих сторон архитектуры, мы без труда перейдем к особенностям композиции. Познакомившись с ними, рассмотрим особенности стилей. И тогда язык архитектуры приоткроет нам свои тайны. Запишем для себя план нашего разговора в виде схемы.

СХЕМА

Но прежде чем говорить с детьми обо всех этих сторонах архитектуры, необходимо начать с самого главного - художественного образа, который создает то или иное архитектурное произведение. Как же объяснить ребятам, что такое художественный образ? Понятие художественного образа, его объективный и субъективный характер раскрывались на вводном уроке. На уроке, посвященном архитектуре, этот материал только повторяется.

Виды и подвиды архитектуры

Определение видов и подвидов архитектуры очень удачно дает А.М. Вачьянц в пособии «Вариации прекрасного. Введение в МХК». Воспользуемся этим материалом.

Существует три вида архитектуры: архитектурные сооружения, ландшафтная архитектура и градостроительство. В каждом виде есть свои подвиды. Так, сооружения могут быть общественными (ребята сами могут привести пример, обязательно надо просмотреть несколько изображений), жилыми и промышленными. К ландшафтной архитектуре относятся городские скверы, бульвары, парки (можно поставить несколько слайдов вперемешку: Тверской бульвар, новый жилой дом, завод, парк «Царицыно», Большой театр, усадьба Кусково - ребята должны определить, к какому виду архитектуры относятся сооружения). Градостроительство занимается проектированием городов, поселков (можно рассказать о том, как сама собой ширилась и развивалась Москва в отличие от Петербурга, создаваемого изначально с помощью линейки и циркуля). А.М. Вачьянц дает схематическую трактовку видов и подвидов архитектуры. Немного ее видоизменив, мы предлагаем вашему вниманию.

СХЕМА.


Вступительный урок

темы «Архитектура как вид искусства» в 5-м классе

1. Понятие «архитектура», язык архитектуры.

Учитель. Сейчас вам придется отгадать загадку. Вы готовы ? (Дети отвечают.)

Я больше ничего не скажу, но кое-что покажу. Кто внимательно посмотрит, тот увидит, о каком виде искусства, пойдет сегодня речь.

Учитель из деревянных брусков конструктора собирает дом. Делает он это на табуретке или на стуле, что стоит на первой парте. Дом лучше создавать из деталей двух цветов - так, чтобы части конструктора чередовались друг с другом. Сооружение может напоминать греческий храм из колонн, а сверху лист бумаги в виде кровли и фронтон, или это может быть обычный дом, но обязательно со входом и внутренним помещением. Наконец сооружение готово.

Учитель. Что же я создала?

Ученики. Обычное сооружение.

Учитель. К какому же виду искусства относится это сооружение?

Ученики. К строительству.

Учитель. Вы почти правы, ведь по-гречески «архитектон» означает «строитель». Как же можно назвать вид искусства, связанный со строительством?

Ученики. Архитектура.

Учитель. Верно, архитектура, архитектура - это искусство строительства зданий.

(Записывает тему урока на доске.)

А кто придумает символ для этого вида искусства?

Ребята находят символ этого вида искусства в схеме - классификации видов искусства. Его символ еще раз зарисовывается в тетради (если дети достаточно подготовлены, можно сравнить архитектуру с другими видами искусства).

Учитель. Подумайте, а какой язык у архитектуры - с помощью чего архитектурное сооружение общается с нами?

Ученики. Архитектура говорит с нами языком деревянных брусков.

Учитель. Да, из них создавался наш домик. Архитектура говорит с нами на языке определенной объемной массы, как же иначе, ведь из объемных массивных блоков мы строим! Для избы эти объемные массы - деревянные стволы, для каменного сооружения - камень, для жилого дома - железобетон. Но во всех сооружениях будет присутствовать масса, масса материала.

А что создает масса? Вот мы видели, что был пустой стул, а потом вдруг появился дом. Что же создалось с помощью массы?

После долгих раздумий, поправок и споров ребята приходят к выводу, что создалось пространство, причем сразу два - внутреннее и внешнее (вот для чего мы создавали дом со входом, с возможностью поставить внутрь куколку).

Учитель. Архитектура создает внутреннее и внешнее пространство - внешнее видим снаружи, внутреннее открывается нам при входе в само здание.

А как я укладывала массу материала, которая создает пространство? Я ведь не просто так положила один деревянный брусок на другой. Я что-то соблюдала, какой-то порядок. Кто догадается, какой?

Ученики. Вы строили дом, выкладывая бруски разных цветов последовательно, чередуя их, то есть соблюдали ритм.

Учитель. Правильно! В архитектуре ритм, то есть чередование, появляется всегда. Давайте посмотрим здания и постараемся увидеть ритм.

Ребятам демонстрируется Зимний дворец. Учитель просит найти одинаковые архитектурные формы, показывает, как они чередуются. Находясь недалеко друг от друга, они создают бодрый, радостный ритм. Ученики замечают, что чередуются и полуколонны, и окна, и балясины карниза, и скульптура на крыше. (Пока дети не познакомились с архитектурными формами, им сложно увидеть, на что следует обращать внимание, поэтому учитель может первый раз сделать это вместе с ними.)

Учитель. Если ритм у Зимнего дворца бодрый, частый и, проходя мимо этого здания, нам хочется идти так же бодро и радостно, то совсем другой ритм у Успенского собора в Кремле.

Ребята смотрят изображение.

Что же чередуется в этом сооружении? Что создает ритм? (Полуколонны, закомары - арки, узкие окна.) Как же нам хочется идти около этого здания? Так же бодро, быстро?

Нет, чинно, основательно, торжественно, ведь и полуколонны, и закомары, и окна находятся далеко друг от друга, они рождают ощущение покоя и торжественности.

Вот видите, каждое здание благодаря ритму несет свое настроение. А теперь сложное задание. Прослушайте, пожалуйста, детскую песенку и скажите, чем она похожа на архитектурное сооружение.

Звучит песенка «В траве сидел кузнечик». Во время исполнения учитель начинает хлопать в такт, невольно побуждая к этому детей. Вскоре весь класс хлопает под музыку.

Учитель. Что же вы услышали одинакового? (Молчание.) А что мы с вами делали во время пения?

Ученики. Хлопали.

Учитель. А как мы хлопали, просто так - кто куда?

Ученики. Нет, мы хлопали в такт, ритмично.

Учитель. Что же есть одинакового в музыке и в архитектуре?

Ученики. И в музыке, и в архитектуре есть ритм, только в музыке мы его слышим, а в архитектурном произведении видим и чувствуем.

Учитель. Верно, мы сделали одно наиважнейшее открытие, о котором знают далеко не все люди, а только самые внимательные, тонко чувствующие. И наверное, теперь вы мне объясните, почему архитектуру называют «застывшей музыкой»?

(Ребята высказывают свои мнения).

Язык архитектуры записывается схемой. Ученики, принимая участие в создании схемы, затем переносят ее в тетрадь.

СХЕМА.

2. Виды и подвиды архитектуры

Учитель. Мы с вами поговорили о языке архитектуры. А чем вообще занимается этот вид искусства? Какие создает произведения?

Ребята высказывают свои мнения. Выслушав ответы, учитель просит посмотреть на схему «Виды архитектуры» и в течение трех минут, работая парами, назвать, какие произведения создает архитектура - на какие виды они могут быть разделены. Проверив работу, учитель предлагает поговорить о подвидах архитектуры, демонстрируя слайды. Схема записывается в тетрадь.

3. Понятие художественного образа, нахождение нужных слов для его выражения

Учитель. Мы сказали о том, какими средствами с нами говорит архитектура. Но человек тоже может говорить: словами, фразами, но ведь очень важно, о чем он станет нам рассказывать. Очень часто так бывает, что смысл речи зависит от того, кто говорит. Вот давайте представим, что к вам в гости пришли мальчики и девочки, они стали рассказывать о своих любимых компьютерных играх. Мальчики и девочки расскажут об одном и том же?

Ученики. Нет .

Учитель. А почему о разных играх?

Ученики. Потому что они разные, у них разные интересы, каждый себе выбирает свое.

Учитель. Точно, как вы сказали, - выбирает свое. Ребята выбирают себе разные игры, а взрослые люди выбирают свой образ жизни, свою одежду, свой дом. А когда мы творим, то создаем совершенно разные произведения искусства. А почему?

Ученики. Потому что все мы разные, мы по-разному выражаем себя.

Учитель. А как называется это сложное понятие - «по-своему выразить себя»?

Если ребята вспомнят вводный урок или откроют записи в тетради, то они назовут: «художественный образ».

Учитель. Образ - видение, представление; художественный - созданный по законам отдельной личности, «неповторимый».

Произведение архитектуры тоже создавали люди. Как вы думаете, а оно создано по законам художественного образа, в нем люди выразили себя, свои желания, свои мысли, чувства?

Давайте посмотрим разные произведения архитектуры и постараемся прочитать мысли и чувства людей, их создававших.

(Демонстрируются русская северная изба и небоскреб. Детей просят высказать свое мнение: одинаково ли люди выражали себя, одинаковое ли представление о красоте у них было?)

Что ценили люди, строившие избу, что они считали красивым?

Ученики. Прочное, большое, хорошо защищенное, сделанное из огромных стволов - надежное .

Учитель. А наши современники, возводившие небоскреб, любили то же самое?

Ученики. Им нравилось совсем другое: высокое, едва стоящее на земле; расчерченное на квадратики; будто лист, разлинованное; сделанное из металла и стекла; все какое-то искусственное .

Учитель. Вы правы, если наши предки - славяне ценили в домах надежную защиту, крепость, то люди ХХ века хотели видеть тоже большие дома, но совсем не похожие на прижатые к земле избы. Они смело устремили дом в небо, демонстрируя свое могущество. Мы сказали только о высоте здания, а уже поняли, что совсем по-разному люди видели красоту. Можно ли спросить, где она, настоящая красота: в избе или небоскребе?

(Дети высказывают свои мнения).

И там, и там есть красота, только она разная и ее нужно уметь увидеть и передать словами. Вот и давайте потренируемся подбирать эти слова.

Класс делится на команды. Задача - как можно быстрее подобрать к слову, названному учителем, антоним. Слова-определения записываются в столбик под заголовком: «Какими словами можно выразить свое мнение о сооружении».

Высокий - низкий
Мощный - хрупкий
Величественный - скромный
Распластанный - возносящийся
Кряжистый - изящный
Тяжелый - легкий
Гладкий - изрезанный
Спокойный - подвижный
Плавный - бурный
Строгий по внешнему виду - игривый, мягкий внешний вид
Прямые линии - кривые линии
Простой - сложный
Пышный - скромный
Обычный, естественный - праздничный

Учитель. Предлагаю командам за три минуты подготовить рассказ о художественном образе, который рождает Парфенон - гордость Древней Греции. Подберите для его характеристики слова из списка и догадайтесь, в чем же греки видели красоту.

(Когда одна группа называет слова, вторая должна лишь добавить то, чего недостает. Отдельный балл - за самостоятельно найденное слово.)

Ученики . Парфенон: высокий; мощный; величественный; в меру изящный, но не слабый, видно, что колоннам тяжело, но они выдерживают нагрузку, гордо ее несут; храм спокойный; строгий по внешнему виду; в нем много прямых линий, и от этого он кажется еще более величественным и неподвижным; он простой, но не простачок - все в меру; он не пышный и не скромный - все как должно быть.

Древние греки видели красоту в простоте, чтобы все было уравновешенно, спокойно. Как видно, ничего не знающие в истории искусств дети, лишь анализируя внешнюю форму, смогли увидеть самое главное, что заложено архитекторами Древней Греции.

Учителю остается добавить, что колонны олицетворяли свободных членов общества, несших на своих плечах ношу государственной власти.

И конечно, преподаватель должен похвалить ребят, ведь они сделали огромный шаг вперед - попытались понять архитектуру, причем делали это, выражая свое собственное мнение, а не повторяя слова, сказанные учителем.

Продолжение в № 21

Каждый вид искусства имеет свой художественный язык, создающий художественный образ.

«Унылая пора! Очей очарование….» А. Пушкин. Художественный образ, т. е. НАСТРОЕНИЕ, передан словом. Слово главная составляющая художественного языка литературы. К художественному языку музыки относятся специально организованные звуки.

Главная особенность языка живописи – цвет. Цветом на холсте передается реальная жизнь – предметы, люди, природа.

Цвет это краски, т.е. сухие порошки (пигмент), которые разбавляются определенной жидкостью. Она дает название и самой краске и живописи вообще, выполненной этой краской: акварель – пигмент, разбавленный водой, масло – пигмент разбавляется специальным маслом и т.п.

Живопись обычно выполняется на холсте, натянутом на раму или на деревянной доске. При создание такого произведения его ставят на специальное приспособление, которое называется мольберт . Обычно это полотно небольшого размера они называются станковыми . Но бывают живописные произведения которые невозможно перенести из-за их огромных размеров. Это картины выполнены на стене (фреска, мозаика), стекле, окне (витраж) называются монументальными .

Главной особенностью художественного языка живописи является не просто цвет: темный – светлый (Левитан «У омута», «Золотая осень»), а его сочетание, которое называется колорит. Он бывает темный – светлый, теплый – холодный.

Очень важно для передачи художественного образа расположение предметов и фигур на картине. Это называется – КОМПОЗИЦИЯ. Она бывает: горизонтальной, вертикальной, треугольной, круговая, кулисная, и пр.

Таким образом, к худ. языку живописи относится: цвет, его сочетание – колорит, композиция.

Жанры живописи

Искусство отражает особенным для каждого вида языком окружающей человека среду. Каждая эпоха стремилась в понятной всех форме, каким-то видом искусства наглядно, доступно для всех членов общества передать окружающим мир, природу, предметы, людей. Такой вид искусства называется актуальным видом. В Древней Греции актуальным видом была архитектура и скульптура, в эпоху Средневековья – храмовая архитектура. Внутри актуально вида развивалась разновидности, виды, жанры.

Жанр (фр. - род) изменяется и развивается в зависимости от потребностей общества и эстетического вкуса.

Самостоятельные жанры появились в XVII веке. Жанр в живописи определяется тем, что нарисовано на картине:

Предметы, фрукты – натюрморт,

    природа – пейзаж

Существуют такие жанры живописи:

1. исторический, который делится на:

1.1 исторический – изображение исторического события

1.2 мифологический – изображение мифологического сюжета

1.3. батальный – изображение битв и военного быта

1.4.библейский – изображение библейского сюжета

2. анималистический – изображение животных

3. натюрморт - изображение неодушевленных предметов

4. бытовая или жанровая картина – изображение бытовых сцен

5. портрет – изображение конкретного человека, особенности его характера

Портреты бывают:

1. автопортрет – изображение самого себя

2. камерный – небольшого размер, изображаются только лицо на «глухом» фоне.

3. лирический – небольшого размера, погрудное или поколенное изображение человека на фоне природы.

4. портрет – жанр – изображение человека в привычной обстановке, за работой

5. парадный – большого размера в полный рост в величавой позе на фоне складок штор (драпировок). Обязательно изображаются награды и предметы, указывающие на заслуги.

6. пейзаж – изображение природы. Тоже имеет различные виды:

Марина – изображения моря

Ведута – город

Индустриальный – заводы, фабрики и. т. д.

* натюрморт (фр. – мертвая природа)

** марина (лат. - морская)

Художественный язык графики .

Сравните два изображения дочери Рубенса " Портрет дочери" и "Портрет камеристки" и вы поймете, что главным отличием является наличие или отсутствие реального цвета. Рисунок - это графика (греч. – пишу), и основой ее художественного языка является: линия и цветовое пятно условного цвета.

Гравюра (лат. – вырезать) вырезание рисунка на каком то твердом материале, потом с этой доски печатают изображение на бумагу. Этот оттиск (отпечаток) называется эстамп . Основные достоинства гравюры - возможность многократно ее повторять, т.е. тиражировать .

В зависимости от материала на котором вырезают рисунок, гравюры называются:

ксилография - на дереве,

офорт - на металле,

линогравюра - на линолеуме,

литография на специальном типографическом камне.

Каждый вид гравюры имеет свои художественные особенности:

ксилография - много темной поверхности, все изображение как бы состоит из линий начерченных под линейку.

офорт -как будто нарисовано тонким перышком;

литография - как будто нарисовано кисточкой,

линогравюра - много белой гладкой поверхности, а линии очень толстые «неповоротливые».

Слово "графика" употребляется в узком смысле этого слова, и обозначает "рисунок", а в широком - так называют всю печатную продукцию (эстампы, газеты, книги, этикетки и проч).

Графика - самый распространенный вид искусства - газеты, журналы, книги, упаковка, фантики для конфет.

Архитектурный стиль отражает общие черты в оформлении фасадов зданий, планов, форм, конструкций. Архитектурные стили формировались в определенных условиях экономического и социального развития общества под влиянием религии, государственной структуры, идеологии, традиций зодчества и национальных особенностей, климатических условий, ландшафта. Появление нового вида архитектурного стиля всегда было связано с техническим прогрессом, изменениями в идеологии и геополитических структур общества. Рассмотрим некоторые виды архитектурных стилей, послужившие основой разнообразных направлений в зодчестве в разные периоды времени.

Архаичная архитектура

Сооружения, возводившиеся до 5 в до н.э., принято относить к архаичной архитектуре. Стилистически сооружения Месопотамии и Ассирии (государства Передней Азии) родственны строениям Древнего Египта. Их роднит простота, монументальность, геометричность форм, стремление к большим размерам. Существовали и отличия: для египетских строений характерна симметрия, в архитектуре Месопотамии присутствует ассиметрия. Египетский храм состоял из анфилады комнат и был вытянут по горизонтали, в месопотамском храме помещения кажутся пристроенными друг к другу случайным образом. Кроме того, одна из частей храма имела вертикальную направленность (зиккурат (sigguratu - вершина) - храмовая башня, характерная черта храмов вавилонской и ассирийской цивилизаций).

Античный стиль

Античность, как вид архитектурного стиля, относится к Древней Греции. Греческие сооружения строились по подобию жилого дома «мегарона» крито-микенской эпохи. В греческом храме стены делали толстыми, массивными, без окон, в крыше делали отверстие для света. В основе строительства была модульная система, ритмичность и симметрия.

Мегарон - означает в переводе «большой зал» - дом прямоугольного плана с очагом посередине (начало 4 тыс. до н.э.)

Античный архитектурный стиль стал основой для развития ордерной системы. В ордерной системе существовали направления: дорическое, ионическое, коринфское. Дорический ордер появился в 6 веке до н.э., он отличался строгостью, массивностью. Ионический ордер более легкий и изящный появился позже, и был популярен на территории Малой Азии. Коринфский ордер появился в 5 в. до н.э. Признаком этого вида архитектурного стиля стали колоннады. Архитектурный стиль, фото которого расположено ниже, определяется как античный, дорического ордера.

Римляне, завоевавшие Грецию, переняли архитектурный стиль, обогатили его декором и привнесли ордерную систему в строительство не только храмов, но и дворцов.

Романский стиль

Вид архитектурного стиля 10-12 вв. - получил свое название «романский» только в 19 в. благодаря искусствоведам. Сооружения создавались как конструкция из простых геометрических форм: цилиндров, параллелепипедов, кубов. В этом стиле строили замки, храмы и монастыри с мощными каменными стенами с зубцами. В 12 в. у замков-крепостей появились башни с бойницами, галереи.

Основные постройки той эпохи - храм - крепость и замок. Здания этой эпохи представляли собой простые геометрические фигуры: кубы, призмы, цилиндры, при их возведении создавались сводчатые конструкции, сами своды делались цилиндрическими, крестово-реберными, крестовыми. В раннем романском архитектурном стиле стены расписывали, а к концу 11 в. на фасадах появились объемные каменные рельефы.

Выбор редакции
контрапункт контрапункта, мн. нет, м. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии...

итальянский композитор Краткая биографияДжузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября...

«Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры » А.В. Щусев Архитектор...

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется...
Интересные факты о Александре Грине расскажут о неизвестных событиях в жизни писателя. Интересные факты о книге «Алые паруса» также...
Мы вдохновились японским аниматором и иллюстратором Kazuhiko Okushita. Художник создает рисунки, не отрывая карандаша от бумаги. Очень...
Вчера в ресторане Modus на Плющихе Светлана Лобода устроила яркую вечеринку в честь своего 35-летия, пригласив на нее лишь самых...
Что такое цимбалы? Это струнный ударный музыкальный инструмент. У него плоский трапециевидный корпус с натянутыми струнами. По струнам...