Скульптурный авангард александра архипенко. Скульптурный авангард александра архипенко Именно природу скульптор считал своим учителем


Александр Архипенко - украино-американский скульптор и художник, которого боготворили Аполлинер, Пикассо и Леже, однако забыли соотечественники.

Здесь же состоялась первая выставка работ мастера, которому было суждено изменить мировые представления о скульптуре начала XX века.

Архипенко начал обучение скульптуре и живописи в Киевском художественном училище, однако был исключен из него за участие в революционных выступлениях студентов в 1905 году.

Чтобы продолжить учебу, в двадцатилетнем возрасте он отправляется в Москву. Но мастер быстро понимает, что академическая система обучения для него слишком скучна.

Печаль. 1909

Голова из бронзы

И тогда в поисках учителей он едет во Францию. Но его работы настолько впечатлили современников, что вскоре к нему самому стали проситься в ученики.
Уже в 1912 году Архипенко открывает собственную Школу искусств в Париже, а спустя десять лет - в Берлине. К тому времени его работы уже знают Италия, Швеция, Франция, Германия и Чехословакия.

Сидящая обнаженная 1909—1911

Мадонна в скалах. 1912

Отдых. 1912


Семейная жизнь. 1912

Сидящая обнаженная, 1912

Карусель Пьеро. 1913

Медрано II. 1913—1914

Женщина, расчесывающая волосы. 1915


В 1920 году Венецианская биеннале объявила набор работ для первой послевоенной выставки. Архипенко привез на выставку 85 скульптур и рисунков.

Женский торс (Белый торс). 1916

Ваза-фигура. 1918

Итальянские критики оказались не готовыми к столь революционным скульптурным формам. Одни называли их «неприятными ортопедическими комбинациями дерева, гипса и металлов», другие ограничивались оценками вроде «это интересно, но это не искусство». А католический патриарх Венеции Пьетро Ла Фонтэн вообще запретил верующим посещать выставку Архипенко.

Католический кардинал публично проклял мои произведения, выставленные на Биеннале в Венеции в 1920-м, за деформации человеческого тела... Один конгрессмен в 1949-м пришел к абсурдному выводу, будто модернистские тенденции искусства, включая и мои работы, инспирировали марксизм... Политики трактуют все авангардное искусство как коммунистическое, тем временем как в коммунистических странах тот самый авангард объявляют опасной затеей западной буржуазии - писал об этом сам Архипенко.

Голубая танцовщица. 1913

Впрочем, все это лишь возбудило интерес публики к его работам. Благодаря выставкам он заработал денег на открытие собственной школы искусств в Берлине и в 1923 году эмигрировал в США.

В конце мая 1933 года в Чикаго открылась очередная Всемирная выставка, на которой впервые был представлен украинский павильон. Его организовали выходцы из Украины, представители второй волны эмиграции.

Отдельный зал этого павильона был отведен под работы Александра Архипенко. Страховщики на выставке оценили коллекцию его работ в $25 тыс. Для сравнения - новенький Pontiac тогда стоил в США $1 тыс.

Помпеи


Позже он открывает в Нью-Йорке свою школу пластики.

Благодаря ему в парках Чикаго появились памятники Шевченко, Франко и князю Владимиру.

И именно в США Архипенко делает новое открытие — архипентуру, или, как будет указано в патенте, «движущуюся живопись». Суть новинки заключалась в том, что полотно с изображением складывалось из нарезанных и подсвеченных полосок, положение которых художник мог менять при помощи специального механического устройства. Сейчас мы ежедневно видим меняющиеся картинки на рекламных билбордах, даже не догадываясь, кто автор этого дизайнерского изобретения.

До конца жизни скульптор зарабатывал преподаванием. При этом он содержал мастерскую в Нью-Йорке и продолжал экспериментировать с новыми материалами - акрилом, алюминием, глиной…

Прошлое. 1926

Грация. 1926

Бокс. 1935

Жозефина Бонапарте. 1935

Арабка. 1930—1940

С выставкой в Париже, 1948 год

Сидящая геометрическая фигура. 1950

Египетский мотив. 1952

Лежащее горизонтально. 1957


Женщина с веером - 1958

Царь Соломон. 1963

«Царь Соломон» был последней работой, которую Александр Архипенко задумал и сделал как монументальную скульптуру.

За два года до смерти, в 1962 году он был избран членом американской академии искусств и литературы.

Похоронен Архипенко на кладбище Вудлон (Woodlawn) в Нью-Йорке.

Сегодня произведения Архипенко представлены во многих крупных музеях Европы, США, Израиля. Много его работ имеется в Музее современного искусства в Нью-Йорке, Национальной галерее США и Бостонском музее изящных искусств.

Торс на мыльном камне

На родине великого скульптора в Киеве в открытом атриуме бизнес-центра по ул. Пушкинской, 42 мастеру установлен памятный знак "Возвращение Архипенко" в виде копии одной из его скульптур.

Некоторые российские сайты именуют его художником «русского зарубежья». С таким же успехом его можно было назвать французским художником (он прожил во Франции с 1908 по 1921 год), немецким (в Берлине,1921-1923), американским (1923 -1964, до самой смерти).

В Москве же он пробыл всего 2 года (1906-1908).

Если учесть, что родился Александр Архипенко в Киеве и прожил в нем до 19 лет (отец – профессор Киевского университета, мать – дочь иконописца Мохового), то мы с полным основанием можем называть его и украинским скульптором.

Хотя, чего греха скрывать, его родина, соблюдая прекрасную традицию «поставщика талантов миру», родила его и забыла. Его имя в советской Украине было под запретом, наряду с именами Малевича и Кандинского в советской России. Большинство его работ, созданных в царской империи, были уничтожены. (Имена Малевича и Кандинского были инкарнированы на постсоветском пространстве, но этого не скажешь об Александре Архипенко.)

Сегодня его имя иногда можно услышать на лекциях по искусству или прочесть в редких, в основном, специализированных, изданиях и на сайтах. Но скульптуры Александра Архипенко, покорившие мир, широкому кругу людей в Украине вообще неизвестны.

И это очень обидно. Потому что современные дизайнеры и скульпторы всего мира во многом «питаются» его идеями.

Поэтому – давайте с ним познакомимся. Он заслуживает известности у себя на родине (в мире его и без нас хорошо знают).

Александр Архипенко был назван «самым впечатляющим скульптором современности» (французский поэт и арт-критик Аполлинер). Его считали основоположником кубизма в скульптуре. Если Пабло Пикассо был «кубическим» революционером в живописи, то Архипенко – в скульптуре.

Один из законодателей мирового искусства. Самый известный скульптор 20 столетия. Один из столпов мирового искусства 20 века.

Его работы выставлялись и выставляются в самых престижных музеях: галерея Соломона, центр Помпиду, музей Модерн Арт, галерея Гугенгейма (Нью-Йорк), музеи Стокгольма, Берлина, Тель-Авива, Москвы. А также его работы сегодня можно увидеть и в Украине: в Национальном художественном музее Украины, Национальном музее им. Шептицкого во Львове.

Что же выдающегося создал этот скульптор?

Чтобы осознать вклад любого художника в ту не всегда понятную, отделенную от обычной жизни структуру, куда попадают избранные, но при этом она вроде бы открыта для всех, — то, что называется «мировая культура», — нужно понять личность художника.

И очень показательной в этом смысле станет для нас сегодня веселая, а тогда – скандальная – история создания «Красного мыслителя». Ему было 19 лет, когда местный помещик заказал ему скульптуру на вольную тему. Юный Архипенко изваял из терракота мужскую скульптуру, преувеличенно-гротескную (простите за тавтологию), покрыл ее красной эмалью и экспонировал в одном из сельских магазинов. При этом повесил табличку, гласящую, что рабочие и крестьяне могут посещать выставку по заниженной цене. Это не очень понравилось представителю местной власти.

“Первым посетителем был полицейский надзиратель… «Почему рабочие и крестьяне должны меньше платить?» Потом узрел «Мыслителя». «А о чем он мыслит и почему красный?» Полицейский увидел в этом символ», – рассказывал позже художник.

Опишет личность художника и тот факт, что юный студент Архипенко выражал недовольство методами обучения в Киевском художественном училище и был отчислен оттуда за вольнодумство (в 1905 году).

В 1908 году он уже жил во Франции, куда поехал учиться. Вместе с Модильяни ходил по музеям и изучал традиции готики, Ассирии, Греции, Египта. При этом сумел не утонуть в классике, а создал свой неповторимый стиль.

Идеи и находки Александра Архипенко

Его работы были настолько необычными и интересными, что к нему сами пошли ученики, хотя ехал Александр Архипенко во Францию, чтобы найти себе учителя.

  1. Он первым использовал кубическую форму в скульптуре, ошарашив всех тем, что не тесал композиции, а строил их из различных геометрических форм. И это была не дань моде (как легко Архипенко вошел в кубизм, так легко и вышел), а стремление показать закономерность космического творения: материя рождается из хаоса, а из материи – упорядоченное тело.
Вертикальная фигура гондольера опирается на диагональ весла, создавая при этом непоколебимое равновесие.

Знаменитый «Гондольер», стиль: кубизм, 1914 год

  1. Кубизм был только способом для художника в поисках художественной истины. Он постоянно искал новые пути для воплощения художественных идей.

Знаменитые «Боксеры», 1914 год. Стиль: кубизм. Музей Гугенхейм, Нью-Йорк

  1. Одно из его новшеств – «скульптуро-живопись», где цвет подчеркивает рельеф, а рельеф дополняет цвет. Он первым в скульптуре начал расписывать поверхность красками, почувствовав художественную ценность в произведениях давних мастеров.

«Карусель Пьеро», 1913 год, музей Гугенхейм, Нью-Йорк

«Мы видим, что природа никогда не отделяет формы от цвета, а только в разных случаях соединяет их в бесконечную разнородность», -- говорил скульптор.

  1. Идея пустот в скульптуре принадлежит именно Александру Архипенко, а не Генри Муру, как это принято считать. Эта новая идея художественной экспрессии – идея углубления, воплощенная в виде пустоты. Простор (пустота) внутри скульптуры используется им как изобразительный элемент, по силе равный материальному.

Это была архипенковская находка – открытые формы. Не существует линии круга без пустоты. Оба эти элемента растворяются друг в друге, создавая себя.

«Женщина расчесывает волосы», 1915

«Именно отсутствие чего-то, а не присутствие, и есть причиной, импульсом мотива творения. Этот процесс присутствует в природе как скрытая сила и есть основным творческим возбудителем создания новых форм жизни». – Александр Архипенко.

  1. «Архипенковский стиль» в скульптуре: соединение металла, пластмассы, цемента, дерева, терракота, жемчужин, стекла. Сейчас в дизайне пространства и скульптур это кажется обыденным, но кто-то должен был быть первым. И этим кем-то был А. Архипенко.

«В будуаре» (Перед зеркалом), 1915. Масло, графит, фотография, металл, деревоl, 1941 год

  1. Современные движущиеся бил-борды существуют благодаря тому, что в 1912 году скульптор придумал, а в 1924 году создал архипентуру – «двигающуюся живопись». Это сложный механизм, который с помощью узких цветных полосок создавал живописные композиции.

Архипентура, 1924 год. Фонд Архипенко, Нью-Йорк

Архипентура, 1924 год, Фонд Архипенко, Нью-Йорк

Инженерная конструкция архипентуры

  1. На всемирной выставке в Чикаго 1933 года присутствовал и украинский павильон, организованный . Один из залов был оформлен 48-ю работами Архипенко. Коллекция была оценена в 25 тысяч долларов! Для сравнения: Понтиак можно было купить в те времена в Америке за 1 тысячу долларов. Коллекция была оценена в баснословную сумму.
  2. Скульптор экспериментировал не только с внутренней сутью вещей, но и с внешней: он обращал внимание даже на то, как солнце будет освещать композицию в разную пору дня. Создавая позитивные и негативные эффекты скульптуры, он предусматривал освещения их для каждой поры суток.
  3. Александр Архипенко преподавал в 17 университетах и художественных учебных заведениях (5 из них основаны самим мастером в Париже, Берлине, Нью-Йорке, Лос-Анжелесе, Чикаго).
  4. Его признали в 1923 году «самым выдающимся скульптором после Родена».
«С тех пор, как существует фотография, сходство не нужно. Разве задача художника – фотографировать? Я считаю, что задача художника -- творить» (Александр Архипенко, 1887-1964, рожденный в Киеве, умерший в Нью-Йорке).

В 1906 году он переехал в Москву, а в 1908 – в Париж. Там в биографии Архипенко было положено начало развитию его кубической техники в скульптуре.

В 1910 году Александр открывает собственную школу искусств в Париже. В 1921 году он переезжает в Берлин, где так же учреждает школу. И наконец, в 1923 году Архипенко эмигрирует в Америку, в Нью-Йорк. Там он третий раз за свою карьеру основал школу.

В 1912 году в биографии Александра Архипенко была представлена новая техника скульптуро-живописи, разработанная в попытках объединить форму и цвет воедино. Тем не менее, главный вклад Архипенко в искусство 20 века состоит в том, что он работал над противоречивыми формами. Он осознал эстетическую ценность пустоты. Архипенко известен своими опустошенными формами с пробитыми отверстиями как дополнение к выпуклым массам. Такая скульптурная тенденция нашла отражение в следующих скульптурах: мраморная «Madonna», бронзовая «Woman Combing Her Hair» (1915, музей современного искусства, Нью-Йорк).

Архипенко работал также над резным пластиком, светящимся изнутри. Его близкие к абстракции фигуры принесли автору международную известность. Среди них «Torso in Space» (Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк), «Walking Girl» (музей Гонолулу), «White Torso» (Чикагский клуб искусств). Биография Александра Архипенко также был инженером, гончаром, учителем.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Произведения А. П. Архипенко перевернули мировые представления начала XX в. о скульптуре, развязали руки и освободили глаза многим художникам-скульпторам. Именно Архипенко впервые "составил" единую форму из различных неэквивалентных форм, вводя в композиции стекло, дерево, металл, целлулоид. Пластика, движение, выявленная конструкция и конструктивность, лиричность - основные качества его работ, высоко оцененные современниками - Г. Аполлинером, П. Пикассо, Ф. Леже, М. Дюшаном, Р. и С. Делоне, А. Родченко, П. Ковжуном, последователями и исследователями.

Архипенко родился в семье профессора Киевского университета, инженера-изобретателя П. А. Архипенко. Его дед был художником-иконописцем. Будущий скульптор с детства питал любовь к искусству и математике, изобретательству, конструированию. Занятия живописью начал, по собственным воспоминаниям, в 1900-01 гг. с копирования из книги рисунков Микеланджело. В 1902-05 гг. учился в Киевском художественном училище, откуда был исключен за критические замечания в адрес учителей, преподававших по старой системе. Продолжал образование в частных студиях Москвы. В 1908 г. Архипенко поселился в Париже, где недолго учился в Школе искусств, затем штудировал в музеях вместе с А. Модильяни древнюю скульптуру Египта, Ассирии, Центральной Америки, Африки.

В 1908-11 гг. создал бронзовые скульптуры "Адам и Ева", "Женщина с кошкой", "Саломея", "Сусанна", "Сидящая обнаженная". Акцентировал внимание на пластике целого, обтекаемости формы и фактурности поверхности. Работал также в керамике. В 1910 г. открыл мастерскую на Монпарнасе, участвовал в выставках в Гааге и Берлине, работал совместно с группой художников и скульпторов-кубистов. В 1912 г. создал серию фигур "Цирк Медрано", построенных с помощью элементарных геометрических форм. В том же году, ограничивая связи с кубизмом, находя в нем больше формального, нежели творческого, Архипенко основал в Париже собственную школу; совершил длительное путешествие с выставкой своих работ по Италии, Швеции, Германии, Чехии.

В годы Первой мировой войны Архипенко жил в пригороде Ниццы, работал в области "скульпто-живописи", сочетая трехмерное и плоскостное ("Эспаньола", 1916;

"Натюрморт с книгой и вазой на столе"", 1918), исполнил фигуры со сквозными отверстиями, впервые в мировой скульптурной практике используя пространство "внутри" и "пустоту" как изобразительный элемент, равный материальному. Создал вытянутые вверх полуабстрактные металлические и каменные торсы, вазоподобные скульптуры: "Женщина, укладывающая волосы" (1915), "Луч" (1918), "Ваза-женщина" (1919)и др.

В 1921 г., женившись на немке А. Бруно-Шмиц, Архипенко поселился в Берлине, открыл там художественную школу. Состоявшаяся в том же году в нью-йоркском Музее современного искусства выставка работ Архипенко имела шумный успех. Появились монографии о художнике на многих европейских языках, в том числе на русском.

Вскоре, в 1923 г., скульптор переехал в США, в 1928 г. принял американское гражданство. В 1920-30-х гг. создал ряд реалистических произведений ("Повернутый торс", "Диана", "Шагающая", "Желание", "Меланхолия" и др.), а также академически традиционные скульптурные портреты Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, деятелей американской политики и культуры. Продолжал работать и в русле абстрактной, конструктивной скульптуры, используя различные технические изобретения; в частности, разработал так называемую архипентуру - подвижную живопись (1924-27), где при помощи сложного механизма приводились в движение узкие цветные полосы, создававшие определенные композиции, изменявшие образы по прихоти художника. Экспериментировал он и со "звуковой скульптурой", а также делал полупрозрачные, освещаемые изнутри формы-объекты (1940-е).

В Америке творчество Архипенко пользовалось неизменным интересом; за сорок лет было устроено более 150 персональных выставок. Художник преподавал в своих студиях в Вудстоке (1924-28, 1940-е), Лос-Анджелесе (1935), Чикаго (конец 1930-х), в Вашингтонском университете в Сиэтле (1935-36, 1952), Нью-Баухаузе (1937), в Институте рисунка в Чикаго (1946), университете Канзас-Сити (1950); ездил с лекциями по городам США.

После смерти мастера ретроспективная выставка его произведений была показана во многих городах США.

Перед зеркалом. 1915. Масло, карандаш, дерево, металл, бумага


Шагающая. 1912. Бронза

Александра Кайзер

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Номер журнала:

АЛЕКСАНДР АРХИПЕНКО ЖИЛ И АКТИВНО РАБОТАЛ В США С 1923 ГОДА И ДО САМОЙ СВОЕЙ СМЕРТИ В 1964 ГОДУ. ИССЛЕДОВАТЕЛИ ЕГО ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ОБЫКНОВЕННО ОГРАНИЧИВАЮТСЯ РАННИМ, ПАРИЖСКИМ, ПЕРИОДОМ И ВКЛАДОМ МАСТЕРА В ФОРМИРОВАНИЕ КУБИЗМА. ЛИШЬ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ СПЕЦИАЛИСТЫ ОБРАТИЛИСЬ К РАССМОТРЕНИЮ БОЛЕЕ ПОЗДНЕГО ПЕРИОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИПЕНКО С ЦЕЛЬЮ ОБОЗНАЧИТЬ ЗАНИМАЕМОЕ ИМ МЕСТО В КУЛЬТУРЕ АВАНГАРДА И ОПРЕДЕЛИТЬ ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ ПУБЛИКИ.

Родившийся в 1887 году на Украине, Архипенко учился сначала в художественной школе в Киеве, потом в Московской школе живописи, ваяния и зодчества, а в 1908 году отправился в Париж. Там он поселился на Монпарнасе, в самой гуще международного сообщества художников и стал завсегдатаем многочисленных объединений. Культурный багаж Архипенко - своеобразный сплав ортодоксального православного символизма, фольклорных элементов с присущим скульптору колористическим даром - нашел свое выражение в первых же полихромных работах, созданных под влиянием искусства стран Африки и Океании, а также в нескольких религиозно-символических скульптурах небольшого размера, например в вырезанной из дерева работе «Грусть» (1909). Вскоре после этого его интересами завладели изогнутые (выпуклые и вогнутые) поверхности, полихромные формы, возможность творить в жанре смешанной техники и способы передачи движения. Ряд произведений Александра Архипенко, включая «Танец» (1912), «Карусель Пьеро» (1913), «Боксеры» (1914) и «Медрано II» (1914), были выставлены в «Салоне независимых», опубликованы в художественных журналах и удостоились похвалы поэта и влиятельного критика Гийома Аполлинера.

Несмотря на то что Александр Архипенко еще до начала Первой мировой войны заявил о себе как о выдающемся скульпторе, широчайшее признание он получил лишь в начале 1920-х годов, когда вышли четыре монографии о его творчестве, а за короткий период, с 1920 по 1923 год, было организовано более 25 выставок мастера.

В 1920 году Архипенко избрали в качестве одного из представителей России для участия в XII Венецианской биеннале - первой биеннале, организованной после окончания Первой мировой войны. Прекрасно отдавая себе отчет в значимости и престижности этого мероприятия, он отправил в Венецию все имевшиеся у него на тот момент работы. Сохранившаяся фотография одного из выставочных помещений наглядно иллюстрирует, что свободно стоящие скульптуры перемежаются живописными произведениями с включением полихромных конструкций, которые были названы Александром Архипенко «скульптоживопись». В них объединены элементы, характерные как для живописи, так и для скульптуры и архитектуры. То, что относится в этих работах к коллажу, напоминает кубистические полотна П. Пикассо или Ж. Брака, а конструкция в целом несомненно выполнена в стиле древнерусской иконы - об этом недвусмысленно свидетельствуют такие элементы, как присущие иконе пространственная организация, полихромия и использование различных материалов. Отклики на представленную Александром Архипенко коллекцию были самыми разными - от похвалы до отсутствия понимания и даже издевки. Например, некоторые критики увидели в его работах образцы большевистского искусства, тогда как другие отрицали подобную интерпретацию. При этом экспозиция Архипенко привлекла множество зрителей, а в одной из итальянских газет ее назвали феноменальной, своеобразным «магнитом» для посетителей.

В начале 1920-х годов неоднократно подчеркивалось происхождение Архипенко. Именно в таком аспекте его работы обсуждались в прессе, к тому же они были представлены на всех основных выставках русского искусства на Западе, например на Первой художественной выставке в Берлине в «Galerie van Die-men» в 1922 году. В это время в столице Германии обосновалось значительное число выходцев из России и других стран Восточной Европы, так что Берлин считался обязательным пунктом посещения для всех художников, перемещающихся как с Востока на Запад, так и в противоположном направлении. Когда Александр Архипенко прибыл в Берлин в 1921 году, там уже насчитывалось более ста тысяч эмигрантов из России. Берлин превратился в своего рода стратегический форпост российской политики и культуры. Благодаря популярности Архипенко в среде соотечественников, его известность значительно расширилась. Работы мастера заметили в Германии, он встретил там самый положительный прием и участвовал в целом ряде выставок, среди которых следует отметить большую ретроспективную экспозицию в Потсдаме в 1921 году.

Несмотря на то что Александр Архипенко пользовался известностью и имел широкие контакты, обретенную им славу отнюдь не сопровождал финансовый успех. К тому же экономический кризис 1922-1923 годов парализовал коммерческую деятельность и сказался на сообществе художников. Непрерывно ускоряющаяся инфляция в Веймарской республике отягощала положение Архипенко и побудила его покинуть Германию. В 1923 году вместе со своей первой женой Ангеликой Шмитц (1893-1957) он переехал в США.

Поселились они в Нью-Йорке. Вскоре после прибытия в Америку, в 1924 году, состоялась персональная выставка Александра Архипенко в «Kingore Gallery». Устроителем выступила организация «Сосьете аноним» - ее учредители Кэтрин Дрейер, Марсель Дюшан и Ман Рэй поставили перед собой цель познакомить Соединенные Штаты с модернизмом как художественным направлением. В том же году Архипенко открыл в Нью-Йорке художественную школу, аналогичную его школам в Париже и Берлине. До конца жизни он продолжал обучать искусству в своей студии и читал лекции по проблеме креативности в американских колледжах и университетах. Этот период творческой деятельности Александра Архипенко можно охарактеризовать обращением к новым материалам и к цвету, а область его специальных интересов включала изучение трудов по философии, точным наукам и метафизике.

На состоявшейся в 1933 году Всемирной выставке в Чикаго его работы были представлены в павильоне Украины. Архипенко выставил скульптурную серию «Ма» - слегка задрапированные женские фигуры, понимаемые им как мистическое выражение женственности. Не ограничиваясь собственно пластической формой, он сочинил насыщенный эзотерическими коннотациями текст, в котором «Ма» представлена как символ вечной женственности, как источник художественной интуиции и творческого начала. Аллегорическим выражением этой вдохновляющей силы является, к примеру, работа Архипенко «Ма-медитация» (1937): сломанный шар символизирует разрыв между сердцем и интеллектом, которые надлежит вновь соединить. Этой скульптурной работе предпосланы такие слова: «"Ма" посвящается каждой матери; каждому, кто любит и кто страдает, потому что любит; каждому, кто созидает искусство и науку; каждому герою; каждому, кто столкнулся с множеством проблем; каждому, кто познает и чувствует Вечность и Бесконечность».

В 1936 году Александр Архипенко участвовал в ставшей впоследствии столь известной выставке «Кубизм и абстрактное искусство», состоявшейся в нью-йоркском Музее современного искусства. в следующем году он был приглашен своим давним товарищем Ласло Мохой-Надем преподавать в чикагском институте искусств «Новый Баухауз» (впоследствии переименован в Институт дизайна). в 1946 году ему вновь предложили преподавать в том же институте, однако уже в 1947 году Архипенко покинул его. В это время он увлекался экспериментами с прозрачными формами, материалом для которых служили пластик и источники света. Итогом стал цикл плексигласовых работ, подсвеченных изнутри. О данной серии Архипенко отозвался как о «свете, созидающем скульптуру». Подобные работы могут быть легко объяснимы в контексте его непрестанных поисков универсальных и духовных начал искусства. Не случайно он писал в 1955 году: «Эта область художественного выражения открывает великие и разнообразные перспективы. Она не принадлежит ни сегодняшнему, ни завтрашнему искусству, скорее воплощает вневременные духовные истины, реализованные посредством новых материалов и света».

Продолжая в 1950-х годах поиски единства формы и цвета, Архипенко пользовался искусственными материалами - бакелитом и некоторыми другими, которые он применял для создания сюрреалистических и органических форм. Тогда же он приступил к созданию серии полихромных работ из бронзы, как бы вернувшись тем самым к раннему этапу своей деятельности в качестве скульптора. В 1957 году Архипенко писал: «Форма не может восприниматься при отсутствии цвета. Эстетическое единство формы и цвета, независимо от степени сложности составляющих это единство компонентов, вытекает из универсальных законов гармонии, ритма и равновесия. Я исследую взаимозависимость между формой и цветом начиная с 1912 года, поскольку я полагаю, что такое единство характеризует величайшие произведения визуального искусства».

В художественной школе, в свое время открытой Александром Архипенко в Вудстоке (штат Нью-Йорк), сейчас располагается Фонд Архипенко, основанный в 2000 году вдовой художника Фрэнсис Архипенко-Грэй. В задачи Фонда входит сохранение творческого наследия Александра Архипенко, организация выставок и публикаций его работ. Фонд приготовил исчерпывающий каталог произведений скульптора, составление которого завершилось к 2008 году. Осенью 2005 года Фонд Архипенко стал одним из организаторов международного симпозиума в Нью-Йорке, в рамках которого были представлены актуальные материалы, обращенные к творчеству мастера. Фонд также принимал участие в организации экспозиции работ Архипенко в галерее Гмуржинской в Кельне и большой ретроспективной выставки в украинском музее в Нью-Йорке. Эта экспозиция переехала в Смит-колледж в Нортгемптоне (штат Массачусетс), где продлилась с 31 марта по 30 июля 2006 года, а затем была перенесена в художественный музей Чейзен (Мадисон, штат Висконсин) на период с 19 августа по 26 ноября 2006 года.

Александр Архипенко внес неоценимый вклад в развитие модернизма. Сегодня мы вновь и вновь обращаемся к творчеству мастера и убеждаемся в неисчерпаемости его творческого духа. Мы исследуем его искусство, и на этом пути нас ждут интереснейшие открытия.

Выбор редакции
контрапункт контрапункта, мн. нет, м. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии...

итальянский композитор Краткая биографияДжузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября...

«Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры » А.В. Щусев Архитектор...

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется...
Интересные факты о Александре Грине расскажут о неизвестных событиях в жизни писателя. Интересные факты о книге «Алые паруса» также...
Мы вдохновились японским аниматором и иллюстратором Kazuhiko Okushita. Художник создает рисунки, не отрывая карандаша от бумаги. Очень...
Вчера в ресторане Modus на Плющихе Светлана Лобода устроила яркую вечеринку в честь своего 35-летия, пригласив на нее лишь самых...
Что такое цимбалы? Это струнный ударный музыкальный инструмент. У него плоский трапециевидный корпус с натянутыми струнами. По струнам...