Высокий бас певцы. Бас – низкий мужской голос


13 февраля 1873 года, 140 лет назад, родился Фёдор Иванович Шаляпин, великий русский оперный певец.

Высокий бас - так характеризовался на профессиональном языке голос певца, который мог петь и баритоном. Но он и впрямь стал высоким и трагическим басом переломной эпохи. Сын простых крестьян, он не получил никакого специального образования: ни музыкального, ни актёрского, даже и общее-то образование у него было минимальным (три года начального училища в провинциальном городе Казани), но этот самородок вознёсся на вершину исполнительского оперного искусства, стал культурнейшим человеком своего времени. С ним считались все великие дирижёры и режиссёры. Несмотря на низкое качество тогдашних записей, Шаляпин продолжал оказывать огромное влияние на весь русский художественный мир. Поразительное признание сделал на склоне лет покойный ныне поэт Виктор Фёдорович Боков в интервью «Литературной газете»: «Я учился писать стихи не у кого-нибудь - у Шаляпина. Я ходил с рюкзаком, в котором было десять пластинок с записями певца. Считаю, что вся драматичность и русскость моя вышли из Шаляпина…»

«Не надо преувеличивать, но и не надо преуменьшать, - вспоминает его товарищ Иван Алексеевич Бунин, - тратил он себя всё-таки порядочно… Как-то неслись мы с ним на лихаче по зимней ночной Москве из "Праги" в "Стрельну": мороз жестокий, лихач мчит во весь опор, а он сидит во весь свой рост, распахнувши шубу, говорит и хохочет во всё горло, курит так, что искры летят по ветру. Я не выдержал и крикнул:

Что ты над собой делаешь! Замолчи, запахнись и брось папиросу!

Ты умный, Ваня, - ответил он сладким говорком, - только напрасно тревожишься: жила у меня, брат, особенная, русская, всё выдержит».

Да, жила Фёдора всё вынесла. Детство Шаляпина было бедным и голодным: с 10 лет он был учеником сапожника, затем токаря, работал писцом, грузчиком. С музыкальной грамотой познакомился, участвуя в церковных хорах. Впрочем, автобиографию певца не стоит пересказывать, тем более что и сам он написал две книги о себе. В детстве Фёдор получил от родителей религиозное воспитание, о чём написал в книге «Страницы из моей жизни». Летом 1922 года певец с семьёй выезжает из России «на лечение, отдых и гастроли» - с такой формулировкой ему даётся длительный отпуск. Разрешение на длительные гастроли было скрытой формой высылки из страны известного артиста, который всё больше сопротивлялся установившемуся режиму.

Когда певец обосновался в Париже, стал давать грандиозные гастроли, у него возникла мысль дать большую сумму денег для помощи русским безработным и пожертвовать их через священника отца Георгия, хотя, по признанию современников, деньги он любил и повторял часто: «Безплатно только птички поют». Так вот, когда в парижской газете появился отчёт отца Георгия о распределении этого пожертвования певца, в Москве были возмущены тем, что певец доверил распределение денег именно священнику. В те годы в СССР антирелигиозная кампания стараниями инородцев-богоборцев усиливалась.

Пролетарский поэт В. Маяковский среагировал немедленно: он пишет стихотворение «Господин народный артист», где бичует певца за то, что тот «бросил 5000 франков на дно поповской шляпы». Сам Маяковский без зазрения совести брал такие гонорары за свои агитки, что привозил Лилечке Брик не только модные шубы, но и «Форд» последней модели, при этом ни с какими соотечественниками не делясь.

Кстати, во время Первой мировой войны уже признанный первый бас мира довольно часто давал безвозмездные концерты в пользу раненых соотечественников. После революции, встреченной им с воодушевлением, вернулся в Мариинский театр, который, перестав быть императорским, переживал кризис, утратил былую публику, да ещё и подвергался нападкам пролеткультовцев, которые требовали передать здание и весь театральный реквизит самодеятельным рабочим кружкам. Шаляпин стал фактически художественным руководителем театра, делал - единственный - огромные сборы, поддерживал других, съездил в Москву, встретился с Лениным, добился создания ассоциации академических театров с сохранением имущества и пайков.

Став первым народным артистом СССР, как стал первым солистом императорских театров сразу из крестьян, Шаляпин продолжил зарубежные гастроли, снова посыпались гонорары, баснословные после голодающего Петрограда. Перед тем как уехать навсегда во Францию, он выступил на Рождество в Бутырской тюрьме «для тех, кто в беде». Может быть, и в память благодетеля Мамонтова, которого он в своё время так и не навестил в тюрьме, куда тот попал после банкротства. А в апреле 1922 года на прощание спел Бориса Годунова в Петрограде и через несколько дней, как мы говорили, уехал навсегда, что повлекло лишение звания народного артиста СССР в 1927 году. Через десять лет врачи нашли у него неизлечимую болезнь, а в начале апреля 1938 года русский гений скончался от лейкемии. Был похоронен во Франции, но в октябре 1984 года, согласно последней воле певца, желавшего быть похороненным на Родине, его прах был перенесён на кладбище Новодевичьего монастыря.

При Российском фонде культуры вяло действует комиссия по наследию Фёдора Шаляпина, работает дом-музей на Садовом кольце, рядом с посольством США. Известный писатель и тележурналист Александр Арцибашев, который является доверенным лицом детей Фёдора Шаляпина в России, провёл частное расследование и изложил его результаты в документальной повести «Бриллианты Шаляпина». Но, конечно, самым крупным бриллиантом в потускневшей короне русской культуры является сам Шаляпин Фёдор, что значит «Дар Божий»!

Александр Александрович МОСКАЛЁВ

По высоте По тембру
  • баритональный бас
  • характерный бас
  • глубокий бас (бас-профундо)
  • комический бас (бас-буффо)

Высокий бас , бас певучий (кантанто), живой бас - имеет рабочий диапазон от F 2 (Фа большой октавы) до F 4 (Фа 1-й октавы), а иногда F 4 , F# 4 , G 4 , Ab 4 (фа-диез, соль и даже ля-бемоль первой октавы) наверху. Этот голос светлого, яркого звучания, напоминающий баритональный тембр. Однако середина и низы абсолютно басовые. Певцы с этим типом голоса и низы поют отлично, как и центральные басы могут опускаться до до большой октавы (однако, некоторые певцы ниже рабочего фа большой октавы не пели). Рабочая середина: Bb 2 -D 4 (cи-бемоль большой октавы - ре первой октавы).

Центральный бас обладает более широкими возможностями диапазона, тембр носит ярко выраженный басовый характер. Этот тип голоса иногда имеет проблемы с верхним регистром, хотя звучит он у поставленного голоса весьма мощно (до первой октавы гораздо мощнее, нежели у высоких басов). Этим голосам доступны партии, требующие насыщенного звучания нижнего диапазона до F 2 (Фа большой октавы), а иногда E 4 (Ми большой октавы). Рабочая середина: G 2 -C 4 (соль большой октавы - до первой октавы).

Низкий бас имеет особенно густой басовый колорит, бархатный, раскатистый тембр, более короткий верхний участок диапазона, обладает глубокими, мощными низкими нотами. В опере этот голос называется басом-профундо, диапазон в оперных партиях - C 2 -D 4 (до, ре большой октавы - до, ре первой октавы). Рабочая середина: E 2 -B 4 (ми, фа большой октавы - ля, си малой октавы).

Октависты В хоровой православной церковной практике существуют певцы с особым характером звукоизвлечения, т.е. поющие не в грудном регистре, а в третьем низком регистре (колебания иных участков звукового аппарата), которые называются басами-октавистами («октавой»). Здесь максимально используется нижний регистр низкого баса - вплоть до соль, реже ми, очень редко даже до до контроктавы (Златопольский). Обычно этот голос в классической музыке не используют и в ней не поют ниже большой октавы.

Некоторые известные басовые партии в операх

Оперы на русском языке

Оперы на других языках

  • Базилио («Севильский цирюльник » Дж. Россини)
  • Бартоло («Севильский цирюльник » Дж. Россини; бас-буффо)
  • Дон Маньифико, Алидоро («Золушка» Дж. Россини)
  • Дон Профондо, лорд Сидней, барон Тромбонок, дон Альваро, дон Пруденцио («Путешествие в Реймс» Дж. Россини)
  • Мустафа («Итальянка в Алжире» Дж. Россини)
  • Дуглас, Бертрам («Дева озера» Дж. Россини)
  • Вальтер Фюрст, Мельхталь, Геслер («Вильгельм Телль» Дж. Россини)
  • Гувернёр («Граф Ори» Дж. Россини)
  • Ассур, Орой («Семирамида» Дж. Россини)
  • Цамбри («Кир в Вавилоне» Дж. Россини)
  • Эльмиро («Отелло» Дж. Россини)
  • Моисей, фараон («Моисей в Египте» Дж. Россини)
  • Брускино («Синьйор Брускино» Дж. Россини)
  • Бартоло («Свадьба Фигаро » В. А. Моцарта)
  • Лепорелло, Командор, Мазетто («Дон Жуан» В. А. Моцарта)
  • Зарастро («Волшебная флейта » В. А. Моцарта)
  • Фигаро («Свадьба Фигаро » В. А. Моцарта; высокий бас)
  • Осмин («Похищение из сераля» В. А. Моцарта)
  • Уберто («Служанка-госпожа» Д. Б. Перголези)
  • Генрих VIII, Рошфор («Анна Болейн» Г. Доницетти)
  • Дулькамара («Любовный напиток» Г. Доницетти)
  • Раймонд («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти)
  • Оровезо («Норма» В. Беллини)
  • Мефистофель («Фауст » Ш. Ф. Гуно ; высокий бас)
  • Лоренцо, граф Капулетти («Ромео и Джульетта» Ш. Ф. Гуно)
  • Суньига («Кармен» Ж. Бизе)
  • Нилаканта («Лакме» Л. Делиба)
  • Абемелех («Самсон и Далила» К. Сен-Санса)
  • Линдорф, Коппелиус, Даппертутто, доктор Миракль («Сказки Гофмана » Ж. Оффенбаха ; баритон, высокий бас)
  • Куно, Каспар, Пустынник («Вольный стрелок» К. М. Вебер)
  • Мефистофель («Мефистофель» А.Бойто)
  • Аттила, Леоне («Аттила» Дж. Верди)
  • Рамфис, Фараон («Аида » Дж. Верди)
  • Филипп II, Великий инквизитор («Дон Карлос » Дж. Верди)
  • Том, Сэмюэль («Бал-маскарад» Дж. Верди)
  • Банко («Макбет» Дж. Верди)
  • Захария («Набукко» Дж. Верди)
  • Спарафучиле, граф Чепрано («Риголетто» Дж. Верди)
  • Феррандо («Трубадур» Дж. Верди)
  • Маркиз Калатрава («Сила судьбы» Дж. Верди)
  • Маркиз д"Обиньи, доктор Гренвиль («Травиата» Дж. Верди)
  • Альвизе («Джоконда» А. Понкьелли)
  • Вотан, Доннер, Фазольт, Фафнер («Золото Рейна» Р. Вагнера)
  • Хундинг («Валькирия» Р. Вагнера)
  • Вотан, Альберих, Фафнер («Зигфрид» Р. Вагнера)
  • Гунтер, Хаген, Альберих («Гибель богов» Р. Вагнера)
  • Принц Бульонский, Квино («Адриана Лекуврёр» Ф. Чилеа)
  • Флевиль, Роше, Фукье-Тенвиль («Андре Шенье» У. Джордано)
  • Штроммингер, Пастор («Валли» А. Каталани)
  • Коллен, Бенуа, Альциндор («Богема» Дж. Пуччини)
  • Бонза («Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини)
  • Тимур («Турандот» Дж. Пуччини)
  • Доктор («Воццек» А. Берг)
  • Порги («Порги и Бесс» Дж. Гершвина, бас-баритон)
  • Гений холода («Король Артур » Г. Пёрселл)
  • Карась, Ибрагим-Али («Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовский)
  • Тарас Бульба («Тарас Бульба» Н. В. Лысенко)
  • Макогоненко («Наталка Полтавка» Н. В. Лысенко)
  • Моисей («Моисей» М. Скорика)
  • Ярослав Мудрый, Сильвестр, Свечкогас, Людомир, Стемир («Ярослав Мудрый» Г. Майбороды)

Партии в опереттах

  • Плутон, Вакх («Орфей в аду» Ж. Оффенбах)
  • Калхас («Прекрасная Елена» Ж. Оффенбах)
  • Генерал Бум («Великая герцогиня Герольштейнская» Ж. Оффенбах)
  • Директор театра («Мадемуазель Нитуш» Ф. Эрве)
  • Франк («Летучая мышь» И. Штраус)
  • Бартоломео Дельаква («Ночь в Венеции» И. Штраус)
  • Коломан Зупан («Цыганский барон» И. Штраус)
  • Бумс, Янос («Лёгкая кавалерия» Ф. фон Зуппе)
  • Вюрмхен («Продавец птиц» К. Целлер)
  • Первый министр, церемонимейстер («Царевич» Ф. Легар)
  • Мануэль Биффи, лейтенант Антонио, профессор Мартини («Джудитта» Ф. Легар)
  • Ферри, Ронсдорф, князь Леопольд («Королева чардаша (Сильва)» И. Кальман)
  • Карл Штефан Лиенберг («Марица» И. Кальман)
  • Директор цирка Станиславский («Принцесса цирка» И. Кальман)
  • Луи-Филипп («Баядера» И. Кальман)
  • Граф Кутайсов («Холопка» Н. Стрельников)

См. также

Напишите отзыв о статье "Бас"

Примечания

Литература

Отрывок, характеризующий Бас

– Не люблю у своих занимать, не люблю, – проворчал Денисов.
– А ежели ты у меня не возьмешь деньги по товарищески, ты меня обидишь. Право, у меня есть, – повторял Ростов.
– Да нет же.
И Денисов подошел к кровати, чтобы достать из под подушки кошелек.
– Ты куда положил, Ростов?
– Под нижнюю подушку.
– Да нету.
Денисов скинул обе подушки на пол. Кошелька не было.
– Вот чудо то!
– Постой, ты не уронил ли? – сказал Ростов, по одной поднимая подушки и вытрясая их.
Он скинул и отряхнул одеяло. Кошелька не было.
– Уж не забыл ли я? Нет, я еще подумал, что ты точно клад под голову кладешь, – сказал Ростов. – Я тут положил кошелек. Где он? – обратился он к Лаврушке.
– Я не входил. Где положили, там и должен быть.
– Да нет…
– Вы всё так, бросите куда, да и забудете. В карманах то посмотрите.
– Нет, коли бы я не подумал про клад, – сказал Ростов, – а то я помню, что положил.
Лаврушка перерыл всю постель, заглянул под нее, под стол, перерыл всю комнату и остановился посреди комнаты. Денисов молча следил за движениями Лаврушки и, когда Лаврушка удивленно развел руками, говоря, что нигде нет, он оглянулся на Ростова.
– Г"остов, ты не школьнич…
Ростов почувствовал на себе взгляд Денисова, поднял глаза и в то же мгновение опустил их. Вся кровь его, бывшая запертою где то ниже горла, хлынула ему в лицо и глаза. Он не мог перевести дыхание.
– И в комнате то никого не было, окромя поручика да вас самих. Тут где нибудь, – сказал Лаврушка.
– Ну, ты, чог"това кукла, повог`ачивайся, ищи, – вдруг закричал Денисов, побагровев и с угрожающим жестом бросаясь на лакея. – Чтоб был кошелек, а то запог"ю. Всех запог"ю!
Ростов, обходя взглядом Денисова, стал застегивать куртку, подстегнул саблю и надел фуражку.
– Я тебе говог"ю, чтоб был кошелек, – кричал Денисов, тряся за плечи денщика и толкая его об стену.
– Денисов, оставь его; я знаю кто взял, – сказал Ростов, подходя к двери и не поднимая глаз.
Денисов остановился, подумал и, видимо поняв то, на что намекал Ростов, схватил его за руку.
– Вздог"! – закричал он так, что жилы, как веревки, надулись у него на шее и лбу. – Я тебе говог"ю, ты с ума сошел, я этого не позволю. Кошелек здесь; спущу шкуг`у с этого мег`завца, и будет здесь.
– Я знаю, кто взял, – повторил Ростов дрожащим голосом и пошел к двери.
– А я тебе говог"ю, не смей этого делать, – закричал Денисов, бросаясь к юнкеру, чтоб удержать его.
Но Ростов вырвал свою руку и с такою злобой, как будто Денисов был величайший враг его, прямо и твердо устремил на него глаза.
– Ты понимаешь ли, что говоришь? – сказал он дрожащим голосом, – кроме меня никого не было в комнате. Стало быть, ежели не то, так…
Он не мог договорить и выбежал из комнаты.
– Ах, чог"т с тобой и со всеми, – были последние слова, которые слышал Ростов.
Ростов пришел на квартиру Телянина.
– Барина дома нет, в штаб уехали, – сказал ему денщик Телянина. – Или что случилось? – прибавил денщик, удивляясь на расстроенное лицо юнкера.
– Нет, ничего.
– Немного не застали, – сказал денщик.
Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина.
Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина.
– А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови.
– Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол.
Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге.
– Пожалуйста, поскорее, – сказал он.
Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину.
– Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом.
С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек.
– Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он.
Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел.
– Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.
Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет».
– Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение.
– Подите сюда, – проговорил Ростов, хватая Телянина за руку. Он почти притащил его к окну. – Это деньги Денисова, вы их взяли… – прошептал он ему над ухом.
– Что?… Что?… Как вы смеете? Что?… – проговорил Телянин.
Но эти слова звучали жалобным, отчаянным криком и мольбой о прощении. Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость и в то же мгновение ему стало жалко несчастного, стоявшего перед ним человека; но надо было до конца довести начатое дело.
– Здесь люди Бог знает что могут подумать, – бормотал Телянин, схватывая фуражку и направляясь в небольшую пустую комнату, – надо объясниться…
– Я это знаю, и я это докажу, – сказал Ростов.
– Я…
Испуганное, бледное лицо Телянина начало дрожать всеми мускулами; глаза всё так же бегали, но где то внизу, не поднимаясь до лица Ростова, и послышались всхлипыванья.
– Граф!… не губите молодого человека… вот эти несчастные деньги, возьмите их… – Он бросил их на стол. – У меня отец старик, мать!…
Ростов взял деньги, избегая взгляда Телянина, и, не говоря ни слова, пошел из комнаты. Но у двери он остановился и вернулся назад. – Боже мой, – сказал он со слезами на глазах, – как вы могли это сделать?
– Граф, – сказал Телянин, приближаясь к юнкеру.
– Не трогайте меня, – проговорил Ростов, отстраняясь. – Ежели вам нужда, возьмите эти деньги. – Он швырнул ему кошелек и выбежал из трактира.

Вечером того же дня на квартире Денисова шел оживленный разговор офицеров эскадрона.
– А я говорю вам, Ростов, что вам надо извиниться перед полковым командиром, – говорил, обращаясь к пунцово красному, взволнованному Ростову, высокий штаб ротмистр, с седеющими волосами, огромными усами и крупными чертами морщинистого лица.
Штаб ротмистр Кирстен был два раза разжалован в солдаты зa дела чести и два раза выслуживался.
– Я никому не позволю себе говорить, что я лгу! – вскрикнул Ростов. – Он сказал мне, что я лгу, а я сказал ему, что он лжет. Так с тем и останется. На дежурство может меня назначать хоть каждый день и под арест сажать, а извиняться меня никто не заставит, потому что ежели он, как полковой командир, считает недостойным себя дать мне удовлетворение, так…
– Да вы постойте, батюшка; вы послушайте меня, – перебил штаб ротмистр своим басистым голосом, спокойно разглаживая свои длинные усы. – Вы при других офицерах говорите полковому командиру, что офицер украл…
– Я не виноват, что разговор зашел при других офицерах. Может быть, не надо было говорить при них, да я не дипломат. Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей, а он мне говорит, что я лгу… так пусть даст мне удовлетворение…
– Это всё хорошо, никто не думает, что вы трус, да не в том дело. Спросите у Денисова, похоже это на что нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира?
Денисов, закусив ус, с мрачным видом слушал разговор, видимо не желая вступаться в него. На вопрос штаб ротмистра он отрицательно покачал головой.
– Вы при офицерах говорите полковому командиру про эту пакость, – продолжал штаб ротмистр. – Богданыч (Богданычем называли полкового командира) вас осадил.
– Не осадил, а сказал, что я неправду говорю.
– Ну да, и вы наговорили ему глупостей, и надо извиниться.
– Ни за что! – крикнул Ростов.
– Не думал я этого от вас, – серьезно и строго сказал штаб ротмистр. – Вы не хотите извиниться, а вы, батюшка, не только перед ним, а перед всем полком, перед всеми нами, вы кругом виноваты. А вот как: кабы вы подумали да посоветовались, как обойтись с этим делом, а то вы прямо, да при офицерах, и бухнули. Что теперь делать полковому командиру? Надо отдать под суд офицера и замарать весь полк? Из за одного негодяя весь полк осрамить? Так, что ли, по вашему? А по нашему, не так. И Богданыч молодец, он вам сказал, что вы неправду говорите. Неприятно, да что делать, батюшка, сами наскочили. А теперь, как дело хотят замять, так вы из за фанаберии какой то не хотите извиниться, а хотите всё рассказать. Вам обидно, что вы подежурите, да что вам извиниться перед старым и честным офицером! Какой бы там ни был Богданыч, а всё честный и храбрый, старый полковник, так вам обидно; а замарать полк вам ничего? – Голос штаб ротмистра начинал дрожать. – Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, завтра перешли куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: «между павлоградскими офицерами воры!» А нам не всё равно. Так, что ли, Денисов? Не всё равно?

Певческие голоса обладают своей классификацией, отличающейся разнообразием. Различия в системах классификации могут базироваться на самых разных факторах: на силе голоса, на степени виртуозности и отчетливости исполнения и т.п. Однако специалисты отмечают необходимость наличия под всеми возможностями голоса исполнителя мощной основы, которой является опора пения.

Достаточно часто в основу классификации закладывается диапазон голоса исполнителя и его половая принадлежность. Однако и эти два критерия дают основания для формулировки большого количества разновидностей классификации. Выделяя определенную группу голосов, профессионалы уточняют наличие в ней более узких групп.

Бас - низкий мужской голос

Группа мужских голосов под названием Басы объединяется в классификации по звучанию очень низкого диапазона голоса, для которого характерными признаками называются: широта, «темнота», сочность тембра, образуемого грудным резонатором.

Затрагивая вопрос диапазона для басов, специалисты неоднозначны в выводах. Однако традиционным классическим представлением о занимаемой басом позиции на нотном стане является то, что объединяется рамками ФА большой и первой октавы.

Басовый тембр

В соответствии с качественной стороной звучания басы рассматривают в трех группах:

Бас высокий, также называемый бас баритон или кантанте: голос, для которого свойственно высокое звучание рабочего диапазона с рамками ноты СОЛЬ большой и первой октавы; максимальное сходство с тембром баритона ощущается в верхней тесситуре; тембр данного типа голоса, в сравнении с иными басами, характеризуется добротой и лучезарностью;

Бас центральный или драматический: характеризуется максимальной выраженностью властности, грозности, мудрости и твердости басового тембра;

Бас низкий, называемый так же профундо или октавист.

У каждой подгруппы имеются свои особенности. К примеру, особенностью драматического баса можно назвать неспособность певца взять ноты фа и соль первой октавы. Однако диапазон ноты МИ большой и первой октавы берет уверенно. Связано с легкостью звучания диапазона на грудном резонаторе. Процент использования головного резонатора уменьшается с понижением звучания голоса.

О басе-профундо поговорим ниже. А пока стоит заметить, что для басов создаются оперные партии с достаточно представительными героями, среди которых можно найти представителей, царских, княжеских, боярских и иных родов, мудрецов полководцев и иных образов, для которых свойственна мужественность, уверенность. Все это можно услышать в голосе исполнителя, который, по мнению экспертов, у слушателей, всегда вызывает доверие.

Еще один примечательным фактом является свидетельство того, что в Италии признают за Россией первенство государства, богатого красивыми басами. А сама Италия славится как родина превосходных тенорных голосов.

Бас-профундо

Возвращаясь к данной разновидности баса, стоит заметить, что перевод слова с итальянскими корнями звучит как «глубокий». Обладателя подобного голоса признают уникальным. Отличие этой разновидности мужского голоса от других заключается в максимально низкой тесситуре звучания. Специалисты отмечают возможность выхода за рамки мыслимых возможностей человека.

Исключительность, которую проявляет бас-профундо, фиксируется по всем аспектам вокального искусства: по тембру и диапазону, по физиологическому строению и резонации и иным параметрам.

Тембр - глубокий, но количественно, в рамках низкого звучания, ограничен в обертонах, то есть, не исключая привлекательности, характеризуется отсутствием тембровой насыщенности. Бас-профундо практически никогда нельзя услышать в солирующих партиях. Редкое исключение - церковный хор. Бас октависта часто можно услышать в составе хоров, при этом его звучание минимально, и требуется для выделения объемности тембра.

Еще один случай использования баса-профундо - удвоение основного тона аккордов трезвучий мажорных и минорных. При слиянии звучания тембров басов обычных и октависта, происходящих в хоровых басовых партиях, последние приобретают характер массивности и монументальность. Подобный прием важен в плане воздействия на слушателя, у которого непременно появляются ощущения беспокойства и ассоциации со звучанием набатного колокола.

Останавливаясь на вопросе диапазона для баса-профундо, стоит заметить, что его рамками могут служить нота ФА контр октавы и ДО первой октавы.

Рассматривая фактор резонации для баса-профундо, профессионалы указывают на особенность процесса, в котором участвуют только гортань и грудной резонатор. Строение связок (длинные) и их характеристика (плотные, эластичные) исключают возможность использования в данном случае головного резонатора.

Бас – является самым низким мужским певческим голосом. Диапазон баса составляет от фа большой октавы до фа (соль) первой. Правда, диапазон центрального баса и баса профундо может захватывать более низкие ноты. Самой яркой нотой у высокого баса является до первой октавы, рабочая середина – это си бемоль большой октавы – ре первой октавы. Бас – это очень выразительный и богатый голос, но к сожалению певцов с таким голосом крайне мало, да и оперных партий для баса написано немного. По диапазону различают высокий (бас кантато), средний (центральный) бас и низкий (бас профундо). По характеру звучания выделяют баритональный бас, характерный бас или комический бас (бас-буффо).

Высокий бас – это певучий бас, тембрально это самый светлый и яркий голос. По характеру звучанию похож на баритон, особенно в верхней тесситуре. Его рабочий диапазон составляет от соль большой октавы до соль первой.

Центральный бас это бас, у которого возможности диапазона шире. Ему присущ твёрдый, звучный и грозный тембральный окрас. Рабочая середин у таких голосов это соль большой октавы – до первой октавы. Весь диапазон такого голоса хорошо звучит только в грудном резонаторе, в головном резонаторе бас сильно теряет тембральную окраску.

Низкий бас, бас профундо ещё одно название этого крайне редкого мужского голоса – бас-октавист. Вокалисты с такими характеристиками голоса могут спеть самые низкие ноты (фа-соль контроктавы). Даже кажется, что человеческий голос не может извлекать такие звуки. Бас-профундо часто исполняют партии в опере или церковном хоре. Низкое глубокое звучание, напоминающее рокот или бурление завораживает. Такое явление, по словам, критиков и знатоков вокала, можно найти только в России, их называют «русское чудо», награждая такой голос званием уникального явления природы.

Баритональный бас это голос, обладающий чертами как баса, так и баритона. Имеет хороший верх и низ, но без профундовых нот. Часто бас-баритоны обладают очень богатым тембром и мощным звучанием, и способны петь репертуар баритонов.

Бас-буффо это обычно бас-буффо исполняет партии второго плана. Часто это комические партии или партии стариков. От обладателя такого голоса в первую очередь требуется актерское мастерство, а какими-либо певческими особенностями или красотой тембра они могли не обладать вовсе. В опере-сериа XVIII века басы использовались редко, и признание к ним пришло только с появлением оперы-буфф, где басам отводилось значительное место.

По своей природе певческий голос бас встречается реже других мужских голосов, зачастую он проявляется не сразу, и долгое время певец может причислять себя к баритонам, но в следствие занятий со временем баритон, может перерасти в бас. Дело в том, что признаки, по которым определяется тот или иной голос, у новичков могут быть смазаны или ещё не развиты. Исключением могут быть лишь голоса, поставленные от природы. Упражнения для голоса бас такие же, как и для других певческих голосов только в своей тесситуре. Так что если у вас бас, то вы являетесь представителем очень редких певческих голосов.

Выбор редакции
контрапункт контрапункта, мн. нет, м. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии...

итальянский композитор Краткая биографияДжузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября...

«Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры » А.В. Щусев Архитектор...

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется...
Интересные факты о Александре Грине расскажут о неизвестных событиях в жизни писателя. Интересные факты о книге «Алые паруса» также...
Мы вдохновились японским аниматором и иллюстратором Kazuhiko Okushita. Художник создает рисунки, не отрывая карандаша от бумаги. Очень...
Вчера в ресторане Modus на Плющихе Светлана Лобода устроила яркую вечеринку в честь своего 35-летия, пригласив на нее лишь самых...
Что такое цимбалы? Это струнный ударный музыкальный инструмент. У него плоский трапециевидный корпус с натянутыми струнами. По струнам...