Пименов Юрий Иванович. Русские художники


Речь пойдет о прекрасном человеке и мастере своего дела Пименове Юрии Ивановиче. Он является известным советским графиком, педагогом, живописцем, профессором и сценографом. Мы узнаем подробнее о его биографии, а также познакомимся с его творчеством.

Пименов Юрий Иванович: биография

Герой нашей статьи родился в 1903 году, 26 ноября. Мальчик появился на свет в семье юриста. Мать мальчика была купчихой. В детстве он обучался в Московской гимназии. С 1920 по 1925 год обучался во ВХУТЕМАСе на факультетах живописи и полиграфии. Брал уроки у С. Малютина и В. Фаворского. Начиная с 1923 года, работал в журналах. После того как в 1925 году закончил обучение, стал учредителем Общества станковистов.

Вскоре Пименов открыл себя как художника. В это время он работал декоратором в театре. В этом деле он тоже весьма преуспел, ведь был творческим человеком. Его называли мастером рекламного киноплаката, в котором он прибегнул к использованию элементов станкового искусства.

В 1954 году мужчину избрали членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1962 году он стал ее почетным членом. В 1966 году подписал письмо, направленное Л. Брежневу против исторической реабилитации И. Сталина. Это было письмо 25 деятелей культуры и науки.

Что касается личной жизни героя нашей статьи, то она у него, конечно, была. Не считая влюбленностей, которые случались в юные годы, мужчина всегда был верен одной и главной женщине в своей жизни - жене Наталье Константиновке Бернадской. Брак влюбленная пара заключила в 1931 году. К сожалению, детей в семье не было.

Умер наш герой в 1977 году, 6 сентября. Похоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище. Родители Пименова были похоронены на Даниловском кладбище.

Сочинения

Пименов Юрий Иванович написал немного сочинений, но каждое из них пробирает до глубины души. Список его произведений краток, зато емок. Писал мужчина с довольно большими перерывами, как для писателя. Однако сам себя вовсе не считал писателем. В 1958 году он написал сочинение «В Подмосковье», которое есть в сборнике его рассказов «Записки художника».

Через два года в СССР вышел его сборник «Год путешествий». В этом же - 1960 - году он издал «Искусство жить или «искусство ничего»». Новый сборник появился только через 8 лет и назывался он «Новые кварталы». В 1974 году - «Таинственный мир зрелищ» .

Пименов Юрий Иванович: картины

Стоит сказать, что в начале творческого пути на Пименова Юрия Ивановича большое влияние оказали мэтры немецкого экспрессионизма. И это заметно в его картинах. Стоит только вспомнить ужасно напряженную драматическую атмосферу одной из его лучших картин «Инвалиды войны», которую он написал в 1926 году. На данный момент она, кстати, находится в Государственном Русском музее. Такие же настроения отражены в картине «Даешь тяжелую индустрию!» и «Солдаты переходят на сторону революции». Последняя картина находится в Третьяковской галерее.

С течением времени художник Пименов Юрий Иванович изменил свои воззрения. Он стал последователем обновленного импрессионизма. Основной для него стало воспевание «прекрасного момента», который так чудесен и так короток. Картины его стали отражать более легкие и вдохновленные образы.

Две самые известные картины нашего героя - это «Новая Москва», написанная в 1937 году, а также «Фронтовая дорога» (1944 год).

Награды

Пименов Юрий Иванович имел ряд наград. Он был признан заслуженным деятелем искусств и народным художником СССР. Имел Ленинскую премию за серию картин под названием «Новые кварталы», которую он писал с 1963 по 1967 год. Также был отмечен двумя второй степени. Первая была дана ему за оформление «За тех, кто в море!» - спектакля Вторую премию Пименов получил за оформление «Степи широкой» - спектакля Н. Винникова. Он был награжден орденами - Трудового Красного Знамени и Ленина, а также серебряной медалью от Министерства культуры СССР и золотой медалью с Дипломом первой степени АХ СССР.

Мы узнали о жизни Пименова Юрия Ивановича, а также познакомились с его творчеством. В статье также представлены некоторые его картины. По послужному списку этого человека становится понятно, что он был очень талантливым и трудолюбивым, ведь преуспевал в каждом деле, за которое брался. Всю свою жизнь он прожил с единственной любимой женщиной и оставался ей верен до последних дней. Известный советский деятель искусства заслуживает не только уважения, но и памяти.

Юрий Иванович Пименов
(1903 - 1977)

Русский художник, один из наиболее самобытных мастеров круга "Общества станковистов" (ОСТ).

Родился в Москве 13 (26) ноября 1903 в семье юриста. Учился во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1920-1925) у С.В.Малютина, В.А.Фаворского и В.Д.Фалилеева. Был одним из членов учредителей ОСТа (1925). Жил в Москве.

В ранний период испытал большое влияние немецкого экспрессионизма, что во многом объясняет надрывно-драматическую остроту лучших его вещей этих лет («Инвалиды войны», 1926, Русский музей; «Даешь тяжелую индустрию!», 1927; «Солдаты переходят на сторону революции», 1932; обе - в Третьяковской галерее). С годами перешел к обновленному импрессионизму, исповедуя творческий принцип "прекрасного мгновения", легкого и артистичного образа-впечатления.

Ю. Пименов. «Новая Москва ». 1937
То, что у иного его коллеги могло стать помпезным Выездом жены наркома, у Пименова превратилось в «Новую Москву» (1937, там же) - с прекрасной незнакомкой, ведущей свой открытый автомобиль по центру столицы. Замечательно удавались красочно-феерические театральные мотивы («Актриса», 1935, там же), поэтому закономерно, что Пименов стал одним из значительных русских сценографов середины 20 в.: он работал для Малого (Волки и овцы А.Н.Островского, 1941), Ленкома (Сирано де Бержерак Э.Ростана, 1943) и других театров. Черты "Пименова-экспрессиониста" вновь, хотя и в значительно смягченной форме, проступили в его тревожных полотнах военных лет («Следы шин», 1944; там же; и др.). За свои театральные работы был удостоен Сталинских премий 1947, 1950.

Художник Ю.Пименов за мольбертом в своей мастерской. 18.05.1973
К наиболее известным послевоенным живописным циклам художника принадлежат натюрморты «Вещи каждого дня» (1959) и в особенности «Новые кварталы» (1963-1967; Ленинская премия 1967) - мажорно-лирические и в то же время не лишенные тонкой сценической условности картины-новеллы, ярко отразившие настроения политической "оттепели". Издал ряд живых очерковых книг, которые, впрочем, кажутся наивно-прекраснодушными в сравнении с его картинами (Искусство жизни или "Искусство ничего",1960; «Необыкновенность обыкновенного», 1964; «Новые кварталы», 1968; и др.).

Новодевичье кладбище
Пименов Юрий Иванович (1903 - 1977)
Живописец, график, театральный художник. Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР. Член-учредитель Общества художников-станковистов. Профессор ВГИКа. Лауреат Ленинской и двух Государственных премий. В своих произведениях Пименов поэтически изобразил жизнь страны 30-60-х гг., раскрывая красоту и значительность ее обычных явлений. Обращался к изображению лирических жанровых сцен, пейзажей, портретов («Новая Москва», «Обыкновенное утро», серия о Москве военных лет, серия «Новые кварталы»). Автор декораций к спектаклям «За тех, кто в море» в Малом театре, «Степь широкая» в ЦТСА и др.
Художник Г. Епишин. Архитектор В. Борисов. Гранит, бронза.

Ю. Пименов. «Огни университета »
Из темы Внезапный Ренессанс соцреализма: ностальгия по oбразам прошлого?

«Цветочница». 1944

«На бульваре». Бумага, черная акварель. 1954 Графическая работа Ю.Пименова «На бульваре », создана художником в 1954 году. В центральной части картины, мастерски выполненной черной акварелью, изображена молодая мама, убаюкивающая малыша на прогулке, неподалеку играют дети. Фигура женщины, играющие дети написаны, очевидно, с натуры, что придает работе живость и очарование. Известно, что Пименов очень любил натурные работы, но все, что делалось на пленэре, было подготовительным для работы в мастерской. Хотя благодаря таланту все его натурные работы - законченные, завершенные, и в этом уровень его мастерства.

СТАТУЯ (c) В.А. Замков. "Из воспоминаний"

В истории советского искусства, как и в народной памяти, имя Веры Игнатьевны Мухиной прочно ассоциируется с ее главным творением - 24-метровой статуей "Рабочий и колхозница", венчавшей советский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже, а ныне доживающей свой век на невысоком пьедестале недалеко от бывшего главного входа на ВСХВ (ныне ВДНХ) в Москве. Это произведение, названное западными критиками "величайшим произведением скульптуры XX века", давно уже ставшее неофициальной эмблемой Советского Союза, примелькалось и разбежалось по свету в бесчисленных репродукциях, на почтовых марках и монетах, плакатах и заставках "Мосфильма". Оно принесло своему автору всесоюзное и всемирное признание, всевозможные официальные награды и премии и твердо закрепило за Мухиной репутацию "удачницы" в самые тяжелые и страшные годы советского искусства. Между тем путь создания статуи отнюдь не был усыпан розами. Вера Игнатьевна много раз говорила и писала о бессмысленно долгом, срывавшем все сроки ожидании решения жюри, выбиравшего из пяти представленных на конкурс проектов (В.А. Андреев, М.Г. Манизер, В.И. Мухина, И.Д. Шадр и Б.Д. Королев), и о чудовищных темпах самой работы над статуей (полгода от метровой модели до установки в Париже). Однако ни она сама, ни другие авторы, писавшие о постройке и судьбе статуи, по-видимому, не задумывались о том, что правительственная комиссия во главе с В.М. Молотовым, несомненно *, как могла сопротивлялась предложенному автором решению, и что только "категорический императив" - абсолютная невозможность оставить советский павильон без завершения - заставили после долгих проволочек утвердить модель и приступить к ее выполнению...

Остается рассказать еще только один эпизод. За несколько дней до официального открытия ВСХВ, когда каждый день и час были на счету, неожиданно выяснилось, что каркас кистей рук, сжимающих серп и молот, не стыкуется с остальным каркасом и что подгонка рук на месте невозможна. До сих пор неизвестно, почему это произошло. При восстановлении статуи переделывалась только ее оболочка, тогда как основной, из мостовых ферм клепанный каркас оставался неизменным, так как резонно предполагалось, что повредить его при перевозке просто невозможно. Как бы там ни было, но толстые, из 20-миллиметровой стали "щеки", крепившие кисти к каркасу поднятых вертикально рук, не садились на место, а серп и молот заваливались набок.

Ситуация усугублялась тем, что нельзя было оставить статую без серпа и молота на открытии выставки, так же как нельзя было и демонтировать подъемный кран "Деррик", служивший для монтажа статуи. Положение было безвыходным, и надо было рапортовать в правительство, что к назначенному сроку статуя готова не будет. За день до открытия, когда все попытки поправить дело оказались неудачными, Иофан, Мухина и П.Н. Львов собрались в кабинете начальника строительства Дворца Советов А.Н. Прокофьева, который отвечал за установку статуи. Остальное рассказываю по памяти, как это запомнилось после возвращения Веры Игнатьевны домой и ее взволнованного рассказа.

"В комнате нас было человек шесть, и все боялись взять трубку, позвонить и доложить ситуацию Молотову. Андрей Никитич (Прокофьев) хоть и храбрый человек, был когда-то помощником Дзержинского, но тоже боялся. Наконец, пододвинул «вертушку» (прямой правительственный телефон) и спросил: «Может быть, Вы, Вера Игнатьевна?» Делать было нечего. Я сняла трубку и под его диктовку набрала номер Молотова. Он снял трубку сам.

«Вячеслав Михайлович! Говорит скульптор Мухина. У нас на постройке статуи "Рабочий и колхозница" чрезвычайное происшествие, и я хочу Вам доложить».

«В чем дело?»

«Руки статуи, держащие серп и молот, не садятся правильно на место. Мы должны их переделать и поэтому не можем демонтировать подъемный кран, который собирает статую. Послезавтра, к открытию, это сделать нельзя».

Пауза, затем вопрос: «А Вы уверены, что в этом деле не было вредительства?»

Я набралась духу и ответила: «Вячеслав Михайлович, я головой ручаюсь, что никакого вредительства не было. Просто одна из несчастных случайностей, которые происходят всегда в неподходящее время. Нам нужно всего несколько дней, и все будет в порядке».

Снова пауза. Затем другим, спокойным тоном: «А сколько времени Вам надо?»

Вижу, что Петр Николаевич показывает мне пальцами десять, и отвечаю: «Максимум десять дней, может быть, меньше».

«И все будет в порядке?»

«Все будет в порядке».

«Ну что же, действуйте».

«Спасибо, Вячеслав Михайлович».

Кладу трубку и вижу, как кровь постепенно приливает к лицу побелевшего Прокофьева. Маленький Иофан показался из-за огромного Львова. Все заговорили".

Статуя была готова через семь дней после открытия выставки. Описанный эпизод, по-видимому, сыграл существенную роль в дальнейшей жизни Веры Игнатьевны. Прокофьев, прекрасно понимавший, от какой участи его спасла Вера Игнатьевна, стал ей верным другом, помог пробить и организовать постройку дома-мастерской, по переулку Островского, иногда предупреждал об опасностях тогдашней чреватой поворотами жизни. Молотов, очевидно, тоже запомнил звонок и оценил мужество Веры Игнатьевны. Во всяком случае он никогда не оставлял без внимания ее редкие к нему обращения.

"МЕЧТЫ НА ПОЛКЕ"

Мастерская Веры Игнатьевны в квартире у Красных ворот (Садовая-Спасская, 21) представляла собой часть бального зала богатого московского особняка конца XIX века. От зала отгородили помещение около 50 кв. метров; наборные полы-маркетри покрыли линолеумом (Вера Игнатьевна категорически отказывалась работать с глиной и гипсом прямо на паркете: "А вдруг эта красота снова кому-нибудь понадобится!"); лепной, ярко раскрашенный потолок закрасили нейтральной желтовато-серой краской, чтобы не мешал смотреть на работу. Три окна со сплошными толстыми зеркальными стеклами в 4 метра высотой выходили на площадь и давали достаточный, хотя и "низкий", неудобный для большой скульптуры свет. Новая стенка размером 6X7 метров, отделявшая мастерскую от жилой части квартиры, была целиком закрыта рядами полок, на которых стояли старые работы и незавершенные замыслы Веры Игнатьевны - "мечты на полке", как она их называла...

Единственной работой, кроме "Рабочего и колхозницы", в которой Вере Игнатьевне удалось воплотить и довести до конца свое образное, собирательно-символическое видение мира, является надгробие ее близкому другу и свойственнику великому русскому певцу Леониду Витальевичу Собинову. Первоначально оно было задумано в виде гермы, запечатлевшей певца в роли Орфея. Впоследствии Вера Игнатьевна остановилась на образе белого лебедя - не только символе духовной чистоты, но более тонко связанном с лебедем-принцем из "Лоэнгрина" и "лебединой песней" великого певца. Эта работа удалась: надгробие Собинову является одним из прекраснейших памятников московского Новодевичьего кладбища. Однако основная масса творческих находок и замыслов Мухиной так и осталась в стадии эскизов, макетов и рисунков, пополняя ряды на полках ее мастерской и вызывая (правда, крайне редко) поток горьких слез бессилия творца и женщины.

Райх Зинаида Николаевна
Родилась 21 июня (3 июля) 1894 года, в селе Ближние Мельницы под Одессой. Окончив 8 классов гимназии, была исключена по политическим мотивам. Поступила на высшие женские курсы в Киеве, а с 1913 года стала членом партии эсэров.
В 1917 году познакомилась в Петрограде с С.А.Есениным, и вскоре обвенчалась с ним.
В 1919-21 годах работала инспектором подотдела народных домов, музеев и клубов.
В 1921 году поступила в Государственные высшие режиссёрские мастерские, рук. В. Э. Мейерхольдом.
В 1922 году вышла замуж за В. Мейерхольда.
В 1923-38 годах - актриса Театра им. Мейерхольда.

В 1938 году ГОСТИМ был закрыт. Вне этого театра артистическая деятельность Райх прервалась.

В 1938-м году появились статьи о "мейерхольдовщине". Под этим подразумевалось тайное пристрастие режиссера к буржуазному искусству. Мейерхольду не дали звания Народного артиста СССР, его театр закрыли. А город давно уже содрогался по ночам от резкого звука подъезжающих автомобилей - проводились нескончаемые аресты. Всеволод Эмильевич Мейерхольд сильно поседел и постарел. Его пока не трогали, но удручало другое... В 1939-м году болезнь жены, Зинаиды Николаевны Райх обострилась. Она кричала через окно милиционеру-охраннику, что любит советскую власть, что зря закрыли театр (ГОСТИМ - театр Мейерхольда), потом написала яростное письмо Сталину:

"Театр - это искусство! И без искусства нет театра! Пойдите по театрам Москвы, посмотрите на эти серые, скучные спектакли, похожие один на другой и один хуже другого. Там, где еще недавно творческая мысль била ключом, теперь, по вашей милости, унылое и добропорядочное среднеарифметическое, потрясающее и убивающее своей бездарностью. К этому ли вы стремились? Если да - о, тогда вы сделали страшное дело. Желая выплеснуть грязную воду, вы выплеснули вместе с ней и ребенка!"

В июне 1939 года Всеволод Эмильевич Мейерхольд был арестован по обвинению в шпионаже.

Прошло несколько недель, и 14 июля 1939 г. Зинаида Николаевна Райх, отправив сына к родственникам отца в Рязанскую область, а дочь на дачу в Горенки, принимала дома гостей. Угостила их чаем и до поздней ночи собирала бумаги - письма, дневники, наброски воспоминаний. Что потом произошло в Брюсовом переулке, не знает никто. Утром истекающее кровью тело Зинаиды Райх (ей нанесли 17 ножевых ранений) обнаружил дворник. На попытки врача "скорой помощи" остановить кровь Райх ответила: "Оставьте меня, доктор. Я умираю".

Через неделю после ее гибели в квартиру в Брюсовом переулке пришли строители, разделили четырехкомнатные апартаменты на две отдельные квартиры, в которые въехали молодая женщина и шофер Берии с семьей.

Зинаиду Николаевну похоронили на Ваганьковском кладбище, неподалеку от могилы Сергея Есенина. Много позже на памятнике Райх сделали надпись: "Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду". Место, где он похоронен, до сих пор неизвестно.

"Венера Советская" в Русском музее . 27 декабря - 16 января 2007 г.
В следующих залах расположились "спортсменки, комсомолки и просто красавицы" 30 - 40-х годов - работы Александра Дейнеки, Семена Луппова, Александра Шевченко. Среди них много работ, мало известных широкому зрителю, работ, которые художники делали для себя. Это "Женщина в гамаке" и "Обнаженная" Юрия Пименова , "Ночь" Александра Дейнеки, "Натурщица" Николая Тырсы - героини картин выглядят женственно, поэтично и даже соблазнительно. А ведь это были годы массовых репрессий, лагерей и тотальных строек коммунизма. Как будто, чем страшнее и жестче было время, чем тяжелее и беспросветнее жизнь, тем больше люди тянулись к теплу и свету вечной женственности.

«Задумчивая франтиха». 1968
"Задумчивая франтиха " отличается яркой типажностью и современностью, лирической и одновременно легкой юмористической интонацией, тонкой, радующей глаз цветовой гармонией.

«Свадьба на завтрашней улице». 1962
Девушка-мини, девушка-клёш (c) Город.Томск.Ру
P.S. Почитайте о «Девушках-мини и девушках-клёш» - полностью , если есть время.
И посмотрите иллюстрации, сделанные к этому ироничному, но довольно верному наблюдению за их судьбами. Картины Пименова оказались прекрасными сюжетными зарисовками для этих сравнений:))


Живописец, театральный художник, график, народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР Юрий Иванович Пименов (1903–1977) был одним из создателей ОСТ (Общества художников-станковистов, 1925) - целой главы в становлении нового искусства. В его жанровых полотнах, пейзажах, портретах поэтически запечатлены трудовые будни страны и ее героев.

Утренние покупки


Пименов - лирик, когда он изображает родную Москву, радуется новым городским кварталам; лирик, когда рисует пейзаж, снег, ливень, капли дождя на стекле, отражающем дома и людей; он лирик, когда изображает молодежь, энтузиастов и романтиков - строителей, студентов, продавщиц, крановщиков; лирик, когда замечает милые, иногда смешные подробности нового, строящегося, завтрашнего... Наконец, лирик по своей живописной манере, серебристому колориту, лирик в своей любви к ритму, движению, легким и струящимся, поступательным и как бы убегающим формам...


Дороги
Казалось бы, ну что может быть привычнее и обыкновеннее улицы? Едут машины, спешат куда-то пешеходы...
По одной из московских улиц шагал художник Юрий Пименов. Он мало чем выделялся из толпы прохожих. Может быть, спортивной курткой с большими накладными карманами, моложавым видом да маленьким альбомчиком в руке... Художник любуется своим родным городом и без устали рисует его.


...Тридцатые годы прошлого века. Центр столицы в лесах. На месте снесенных двухэтажных домишек Охотного ряда кипит стройка. Москву-реку не узнать - одевают в гранит берега, возводят новые мосты. Кладут асфальт. Начали строительство метро. Метростроевцы - молодые ребята и девчата в касках, в комбинезонах... Передвигают на новые места дома... Город меняется на глазах.


Спор


Стюардесса



Утро в городе


Лирическое новоселье



Новая Москва


Обыкновенное утро



Первые модницы


Перед танцами



Проливной дождь


Свадьба на завтрашней улице


Невеста

Пименов Юрий Иванович (1903-1977)

Ю. И. Пименову всегда хотелось быть художником современности, воплощать сегодняшнее, соответствующее духу и облику каждого бегущего дня ощущение жизни. Поэтому он оказался художником очень советским.

В 1924 г. с группой студентов Вхутемаса, где он учился в 1920-25 гг., Пименов участвовал в "Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства", а через год ее участники учредили Общество станковистов (ОСТ). "футбол, бокс, заводская архитектура, подъемные краны - все самоновейшее, самонаисовершенное - это было страстью моей и многих моих товарищей", - вспоминал Пименов.

Но не только тематику, весь строй своего искусства остовцы хотели сделать остросовременным. Таким казался немецкий экспрессионизм, с его резким, порой гротескным изобразительным языком. Пименов пишет "Инвалидов войны", с безглазыми масками вместо лиц (1926), аскетичных скелетоподобных спортсменов ("Бег", 1928) и почти столь же изможденных рабочих на фоне жестко вычерченных паровозов и стальных ферм в плакатной по заглавию и замыслу картине "Даешь тяжелую индустрию!" (1927).

К 1930-м гг. эта напускная суровость исчезает из творчества Пименова. "Я хочу сделать лирическое и нарядное искусство", - объявляет он. Легким, подвижным мазком, светлыми красками пишет он женские портреты ("Портрет Л. А. Ереминой", 1935), подмосковную природу, переливающуюся пестроту вещей и тканей в уборной актрисы ("Актриса", 1935). Радужная поверхность жизни увлекает его: только что отстроенные громады Охотного ряда, стриженый затылок девушки, ее руки на баранке открытой машины, гвоздики у ветрового стекла - все в розово-голубых переливах импрессионистически-нежного колорита ("Новая Москва", 1937).

Потом эту уже широко известную композицию художник демонстративно повторит в изменившейся декорации и суровом колорите "Фронтовой дороги" (1944). Жанр лирического репортажа, сентиментальное любование праздничной суетой городского быта останутся до конца жизни стихией Пименова.
С конца 1950-х гг. главный для него предмет наблюдения и поэтизации - окружающие Москву новые кварталы. Он любуется самой их неоконченностью и необжитостью, временным, еще не устроенным бытом. Работницы моют в луже свои блестящие боты ("Франтихи", 1958), балансируют по переброшенным через грязь трубам юные красавицы ("Первые модницы нового квартала", 1961), торжественно шествуют по дощатому настилу среди размытой дороги молодожены ("Свадьба на завтрашней улице", 1962). Все это он увлеченно наблюдает и все, пытаясь опоэтизировать, приукрашивает. Известен Пименов и своими театральными работами: для московского Малого театра он оформил спектакль "За тех, кто в море!" Б. А. Лавренева (1946), для Центрального театра Советской Армии - "Степь широкая" Н. Г. Винникова(1949).

Родился в семье юриста. В 1920–1924 учился во ВХУТЕМАСе в Москве у В. А. Фаворского, С. В. Малютина, В. Д. Фалилеева. Еще будучистудентом, работал в области журнальной графики, сотрудничал с изданиями «Советский экран», «Красная нива», «Прожектор».

В 1925 стал одним из основателей и активных участников Общества станковистов (ОСТ), которое провозгласило «революционную современность и ясность в выборе сюжета», «стремление к законченной картине» (из устава ОСТ). До 1928 являлся членом правления, входил в выставочное жюри Общества.

В 1927 вместе с А. Д. Гончаровым оформил постановку «Страсть мистера Марапита» К. А. Давидовского в 4-й студии МХАТа, в дальнейшем много занимался театрально-декорационным искусством.

В 1931 вошел в объединение «Изобригада». В 1932–1933 создал иллюстрации к романам Ф. М. Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы». Создал костюмы и декорации к спектаклям «Профессор Мамлок» Ф. Вольфа в Театре им. МОСПС (1935), «Мачеха» О. де Бальзака в Театре-студии им. М. Н. Ермоловой (1936), «Кола-Брюньон» Д. Б. Кабалевского в Ленинградском малом оперном театре (1938), «Простые сердца» К. Г. Паустовского (1940), «Волки и овцы» А. Н. Островского в Малом театре в Москве (1941) и многим другим.

Во время Великой Отечественной войны оставался в Москве. В 1943 выполнил оформление постановки «Сирано де Бержерак» Э. Ростана в Театре им. Ленинского комсомола. За декорации к спектаклям «За тех, кто в море» Б. Лавренева в Малом театре (1946) и «Степь широкая» Н. Винникова в театре Советской армии (1949) был удостоен Государственных премий СССР. Сотрудничал также с театром им. Е. Б. Вахтангова («Новогодняя ночь» А. К. Гладкова, 1945), Московским театром им. А. С. Пушкина («Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1953), Ленинградским театром драмы им. А. С. Пушкина («Годы странствий» А. Н. Арбузова, 1954), Большим театром («Паяцы» Р. Леонкавалло, 1957) и многими другими.

С 1945 преподавал живопись на художественном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии, с 1947 - профессор ВГИКа. В 1958 совершил поездку в Грецию. В том же году принял участие в XXIX Международной художественной выставке в Венеции.

В 1961 создал эскизы костюмов и декораций к балету «Снегурочка» П. И. Чайковского для Лондонского фестиваля балета. В 1962 прошла персональная выставка Пименова в Индии. В том же году избран действительным членом Академии художеств СССР. К наиболее известным послевоенным живописным циклам художника принадлежат натюрморты «Вещи каждого дня» (1959) и «Новые кварталы» (1963–1967, удостоены Ленинской премии в 1967), проникнутые лирическим настроением и очень точно отразившие эпоху «оттепели». Написал книги очерков «Искусство жизни или “Искусство ничего”» (1960), «Необыкновенность обыкновенного» (1964), «Новые кварталы» (1968).

В 2003 в Московском музее современного искусства прошла ретроспективная выставка произведений художника, приуроченная к 100-летию со дня его рождения.

Юрий Пименов - один из крупнейших мастеров советского искусства. Он имел прекрасную профессиональную школу: поступил во ВХУТЕМАС, когда там преподавали В. Е. Татлин, К. С. Малевич, А. М. Родченко, В. В. Кандинский, П. В. Кузнецов, В. А. Фаворский. В ранний, «ОСТовский» период творчества Пименов в своем стремлении отобразить современность в ее динамике, испытал влияние немецкого экспрессионизма. Для его работ этого времени характерны монументальность композиций, пронизанных бурным движением, резкие ракурсы, аскетизм цветовых решений. С начала 1930-х обратился к жанровой живописи, пейзажу и натюрморту, выработав собственную манеру письма мелкими, полупрозрачными мазками, создающими эффект как бы вибрирующей поверхности картин. Главной задачей своего творчества считал утверждение поэтичности советской действительности в ее повседневности.

Произведения Пименова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Выбор редакции
контрапункт контрапункта, мн. нет, м. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии...

итальянский композитор Краткая биографияДжузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября...

«Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры » А.В. Щусев Архитектор...

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется...
Интересные факты о Александре Грине расскажут о неизвестных событиях в жизни писателя. Интересные факты о книге «Алые паруса» также...
Мы вдохновились японским аниматором и иллюстратором Kazuhiko Okushita. Художник создает рисунки, не отрывая карандаша от бумаги. Очень...
Вчера в ресторане Modus на Плющихе Светлана Лобода устроила яркую вечеринку в честь своего 35-летия, пригласив на нее лишь самых...
Что такое цимбалы? Это струнный ударный музыкальный инструмент. У него плоский трапециевидный корпус с натянутыми струнами. По струнам...