Иоганн иоахим винкельман-мысли о греции. Иоганн иоахим винкельман биография Иоганн винкельман основоположник современного искусствоведения


ВИНКЕЛЬМАН (Winckelmann) Иоганн Иоахим (9.12.1717, Штендаль, Магдебург - 8.6.1768, Триест, Северная Италия), немецкий историк античного искусства. Изучал теологию, естественные науки и филологию. С 1755 года служил в Риме (с 1764 главный антикварий и «президент древностей» Ватикана); был очевидцем раскопок городов Геркуланум, Помпеи и Пестум. Занимался антикварно-археологической штудиями и музейной работой, но известность приобрёл благодаря своей апологии древнегреческого искусства, которую подкреплял интерпретациями наиболее известных тогда греческих (преимущественно в римских копиях) статуй. Талант популяризатора в сочетании с энтузиазмом поклонника античности и выразительным, возвышенно-поэтическим стилем обеспечили его сочинениям быстрый успех; переведённые на многие европейские языки, они сыграли важную роль в возрождении классицизма в Европе 2-й половины 18 века, оказали значительное влияние на эстетическую программу веймарского классицизма. Был представителем наиболее последовательного, эллинофильского направления в классицистической эстетике, сложившегося не позднее середины 17 века (Р. Фреар де Шамбре и др.): исходил из представления о древнегреческом искусстве как о высшем художественном образце, своим совершенством превосходящем искусство всех других времён и народов, включая древнеримское. Заложил основы современного искусствознания; разработал периодизацию древнегреческого искусства, в основу которой положил идею последовательной смены состояний становления, расцвета и упадка. Для эпохи Просвещения, видным представителем которой Винкельман являлся, была важна его идея об обусловленности расцвета искусства в Древней Греции политической свободой, существовавшей там в классический период. Основной произведения Винкельмана: «Мысли о подражании греческим творениям в живописи и скульптуре» («Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst», 1755), «История искусства древности» («Geschichte der Kunst des Altertums», 1764; 2-е изд., исправленное и дополненное - 1776); «Неопубликованные памятники искусства древности» («Monumenti antichi inediti...», т. 1-2, 1767).

Соч.: Werke. , 1808-1825. Bd 1- 11; Briefe. В., 1952-1957. Bd 1-4; Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре (Ранняя редакция). М., 1992; Религиозные верования. М., 1993; Избранные произведения и письма. М., 1996; История искусства древности. Малые сочинения. СПб., 2000.

Лит.: Гриб В. Р. Учение Винкельмана о красоте // Литературный критик. 1934. № 12; Лифшиц М. А. И. И. Винкельман... // Лифшиц М. А. Вопросы искусства и философии. М., 1935; Hatfield Н.С. Winckelmann and his German critics, 1755-1781; а prelude to the classical age. N. Y., 1943; Justi К. Winckelmann. Sein Leben, seine Werke und seine Zeitgenossen. Кöln, 1956. Bd 1-3; Koch Н. J. J. Winckelmann. Sprache und Kunstwerke. В., 1957; Эстетика Винкельмана и современность. М., 1994; Testa F. Winckelmann е l’invenzione della storia dell’arte: i modelli е la mimesi. Bologna, 1999; Ruppert Н., Winckelmann-Bibliographie. В., 1968.

ВИНКЕЛЬМАН, ИОГАНН ИОАХИМ (Winckelmann, Johann Joachim) (1717–1768), немецкий антиквар и историк античного искусства. Сын бедного сапожника, родился в Штендале 9 декабря 1717. Несмотря на бедность, в 1735 Винкельман получил возможность посещать прекрасный берлинский Гимнасиум; два года спустя ему была присуждена стипендия для изучения теологии в Галле; в 1741 он отправился в Йену, где изучал медицину. В 1743 Винкельман возглавил школу, где преподавал древнееврейский, греческий и латинский языки, геометрию и логику, но в 1748 оставил пост преподавателя.

Карьера Винкельмана началась после 1748, когда он стал библиотекарем крупной частной библиотеки близ Лейпцига и впервые познакомился с шедеврами итальянской живописи. В 1755 он опубликовал статью Размышления о подражании греческим творениям в живописи и скульптуре (Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst ), где употребил выражение «благородная простота и спокойное величие» для характеристики превосходных свойств греческого искусства. Винкельман сблизился с папским нунцием, который рассказал ему о красотах Рима, и в 1754 он решил стать членом Римско-католической церкви. В сентябре 1755 он отправился в Рим, где поселился на Монте Пинчио. Винкельман изучал памятники, познакомился с живописцем-классицистом Р.Менгсом и был представлен кардиналу Альбани, крупнейшему коллекционеру, который назначил ему пенсион и пригласил поселиться на вилле Альбани в окружении произведений древнего искусства. В такой обстановке у Винкельмана вскоре созрел замысел крупного труда, посвященного искусству древности.

Хотя в своих исследованиях Винкельман сосредоточился на римских древностях, он часто совершал поездки в южную Италию, посетив в 1758, 1762, 1764 и 1767 Неаполь с его прекрасными музеями.

Первая значительная публикация Винкельмана, изданный в 1760 каталог коллекции Стоша, была посвящена геммам. Ключевым принципом его подхода к древнему искусству было выявление различий между произведениями мастеров древности и итальянского Возрождения. В 1761 он завершил том по древней архитектуре, основанный на анализе греческих храмов Пестума, а в 1762 – еще один том, посвященный архитектуре храмов в Джирдженти (древний Агригент) на Сицилии, которые он никогда не видел. В 1764 появилось на свет его Сообщение о новейших открытиях в Геркулануме – первое серьезное описание раскопок в Помпеях и Геркулануме.

Знаменитый труд Винкельмана История древнего искусства (Geschichte der Kunst des Altertums ) был завершен в 1759, но не публиковался вплоть до 1763; в 1766 появилось его французское издание, а в 1767 Винкельман добавил к нему еще один том – Заметки по истории древнего искусства . Полное издание, окончательного варианта этой работы было предпринято Венской академией в 1776. История Винкельмана содержит как систематический, так и исторический разделы. Искусство Греции и Рима находится в центре внимания Винкельмана, но он обращается и к памятникам других древних народов. Помимо Истории , среди наиболее важных работ Винкельмана – двухтомный труд Неопубликованные памятники древности (Monumenti antichi inediti ), изданный в 1767 и посвященный кардиналу Альбани.

С 1763 Винкельман – антикварий и президент древностей Ватикана. В 1765 он отклонил поступившее из Берлина предложение стать директором библиотеки, собрания монет и древностей, однако в апреле 1768 все же решил вернуться в Германию. Однако, добравшись до Мюнхена, он повернул обратно и прибыл в Вену, где Мария Терезия оказала ему теплый прием. В июне Винкельман вновь пересек Альпы и прибыл в Триест. Здесь его ограбил и зарезал случайный попутчик, которому Винкельман показал бывшие при нем золотые медали, 8 июня 1768.

Страница:

Иоганн Иоахим Винкельман (нем. Johann Joachim Winckelmann, 9 декабря 1717, Стендаль — 8 июня 1768, Триест) — немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве.

Сын бедного сапожника,Иоганн Винкельман, несмотря на свои крайне скудные материальные средства, окончил в Берлине гимназию и посещал университет в Галле, где занимался преимущественно древней словесностью.

Художник должен начертить план свой с огнем, но выполнить его с хладнокровием.

Винкельманн Иоганн Иоахим

После того Винкельман был довольно долго домашним учителем в разных семействах; в 1743-1748 гг. он работал в училище под Берлином, затем поступил в библиотекари к графу Бюнау, в Нетнице. Здесь, живя неподалеку от Дрездена, будущий историк искусства имел возможность часто видеть и изучить собранные там художественные сокровища. Они возбудили в нём горячую любовь к классической древности и отвращение к стилю рококо, господствовавшему в тогдашней немецкой архитектуре и пластике.

Желание попасть в Рим и завести переговоры с папским нунцием Аркинто относительно получения места при библиотеке кардинала Пассионеи, но непременным условием для того был ему поставлен переход из лютеранства в католичество. После пятилетних колебаний в 1754 г. Винкельман решился на этот важный шаг и на следующий год оказался в Риме, где сблизился с живописцем Рафаэлем Менгсом, проникнутым теми же, как и он, эстетическими убеждениями и стремлениями, и всецело предался изучению антиков.

Обогатив свои познания и расширив взгляды поездкой в Неаполь и посещением Геркуланума и Помпей, незадолго перед тем выступивших из-под пепла Везувия, он составил каталог коллекции гемм барона Стоша во Флоренции и после вторичного путешествия в Неаполь приступил к изданию «Истории античного искусства» — главного своего труда, вышедшего в свет в 1764 г., вскоре за тем (в 1767 г.) дополненного «Заметками об истории искусства» и впоследствии переведенного на французский и другие языки.

Побывав ещё раз в Неаполе,Винкельман отправился в сопровождении скульптора Кавачеппи в Германию, но доехал только до Вены, откуда вернулся в Италию. Неподалеку от Триеста Винкельман случайно познакомился с только что выпущенным из тюрьмы преступником Арканджели. Притворившись любителем искусства, Арканджели втёрся к нему в доверие с целью воспользоваться бывшими при нём медалями и деньгами. В Триесте, где Иоганн Винкельман намеревался сесть на корабль до Анконы и остановился на несколько дней, Арканджели ограбил Винкельмана, и от полученных ножевых ранений тот умер.

Сын бедного сапожника, Винкельман, несмотря на свои крайне скудные материальные средства, окончил в Берлине гимназию и посещал университет в Галле, где занимался преимущественно древней словесностью.

После того он был довольно долго домашним учителем в разных семействах, затем изучал медицину в Йенском университете; в 1743-1748 гг. он работал в училище под Берлином, затем поступил в библиотекари к графу Бюнау, в Нетнице. Здесь, живя неподалеку от Дрездена, будущий историк искусства имел возможность часто видеть и изучить собранные там художественные сокровища. Они возбудили в нём горячую любовь к классической древности и отвращение к стилю рококо, господствовавшему в тогдашней немецкой архитектуре и пластике.

Работа в Италии

Желание попасть в Рим и познакомиться с его памятниками побудило его завести переговоры с папским нунцием Аркинто относительно получения места при библиотеке кардинала Пассионеи, но непременным условием для того был ему поставлен переход из лютеранства в католичество. После пятилетних колебаний в 1754 г. Винкельман решился на этот важный шаг и на следующий год оказался в Риме, где сблизился с живописцем Рафаэлем Менгсом, проникнутым теми же, как и он, эстетическими убеждениями и стремлениями, и всецело предался изучению антиков.

Обогатив свои познания и расширив взгляды поездкой в Неаполь и посещением Геркуланума и Помпей, незадолго перед тем выступивших из-под пепла Везувия, он составил каталог коллекции гемм барона Стоша во Флоренции и после вторичного путешествия в Неаполь приступил к изданию «Истории античного искусства» - главного своего труда, вышедшего в свет в 1764 г., вскоре за тем (в 1767 г.) дополненного «Заметками об истории искусства» и впоследствии переведенного на французский и другие языки.

Гибель

Побывав ещё раз в Неаполе, он отправился в сопровождении скульптора Кавачеппи в Германию, но доехал только до Вены, откуда вернулся в Италию. Неподалеку от Триеста Винкельман случайно познакомился с только что выпущенным из тюрьмы преступником Арканджели. Притворившись любителем искусства, Арканджели втёрся к нему в доверие с целью воспользоваться бывшими при нём медалями и деньгами. В Триесте, где Винкельман намеревался сесть на корабль до Анконы и остановился на несколько дней, Винкельман провёл ночь с Арканджели, а на утро тот заколол великого учёного прямо в постели и похитил его пожитки.

Идеи

Как показал великий биограф Винкельмана Юсти, в области искусства его предшественником был французский знаток предмета граф Келюс.

Заслуга Винкельмана заключается преимущественно в том, что он первый проложил путь к пониманию культурного значения и прелести классического искусства, оживил интерес к нему в образованном обществе и явился основателем не только его истории, но и художественной критики, для которой предложена им стройная, хотя и устаревшая для наших дней система.

Открытие последовательности стилей в древнем искусстве, удавшееся ученому, было тесно связано с неприятием, которое вызывало у него искусство барокко и рококо по сравнению с искусством Высокого Возрождения. Аналогия с этим изменением вкуса стояла у него перед глазами повсюду, в том числе и при исследовании произведений античного искусства, и помогала ему расчленить их на исторические ступени.

По Винкельману, главной задачей искусства должно быть «прекрасное», которому подчиняются и индивидуальная правда, и действие, и эффект; сущность же прекрасного заключается в изображении типа, созданного нашей фантазией и природой; в её основании лежат верность пропорций, благородная простота, спокойное величие и плавная гармоничность контуров. Существует, учил Винкельман, только одна красота, имеющая вневременное значение, так как она заложена в самой природе и реализуется ею там, где счастливо совпадают милость небес, благотворное воздействие политической свободы и национального характера, например, у греков времен Фидия и Праксителя. Вся история искусства других народов была для него только фоном, который служил лишь тому, чтобы эта истина ярче блестела.

немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и науки археологии

Жизнь

Образование

Сын бедного сапожника, Винкельман, несмотря на свои крайне скудные материальные средства, окончил в Берлине гимназию и посещал университет в Галле , где занимался преимущественно древней словесностью.

После того он был довольно долго домашним учителем в разных семействах, затем изучал медицину в Йенском университете; в 1743-1748 гг. он работал в училище под Берлином, затем поступил в библиотекари к графу Бюнау, в Нетнице. Здесь, живя неподалеку от Дрездена , будущий историк искусства имел возможность часто видеть и изучить собранные там художественные сокровища. Они возбудили в нём горячую любовь к классической древности и отвращение к стилю рококо, господствовавшему в тогдашней немецкой архитектуре и пластике.

Работа в Италии

Желание попасть в Рим и познакомиться с его памятниками побудило его завести переговоры с папским нунцием Аркинто относительно получения места при библиотеке кардинала Пассионеи, но непременным условием для того был ему поставлен переход из лютеранства в католичество. После пятилетних колебаний в 1754 г. Винкельман решился на этот важный шаг и на следующий год оказался в Риме, где сблизился с живописцем Рафаэлем Менгсом , проникнутым теми же, как и он, эстетическими убеждениями и стремлениями, и всецело предался изучению антиков.

Обогатив свои познания и расширив взгляды поездкой в Неаполь и посещением Геркуланума и Помпей, незадолго перед тем выступивших из-под пепла Везувия, он составил каталог коллекции гемм барона Стоша во Флоренции и после вторичного путешествия в Неаполь приступил к изданию «Истории античного искусства» - главного своего труда, вышедшего в свет в 1764 г., вскоре за тем (в 1767 г.) дополненного «Заметками об истории искусства» и впоследствии переведенного на французский и другие языки.

Гибель

Побывав ещё раз в Неаполе, он отправился в сопровождении скульптора Кавачеппи в Германию, но доехал только до Вены, откуда вернулся в Италию. Неподалеку от Триеста Винкельман случайно познакомился с только что выпущенным из тюрьмы преступником Арканджели. Притворившись любителем искусства, Арканджели втёрся к нему в доверие с целью воспользоваться бывшими при нём медалями и деньгами. В Триесте, где Винкельман намеревался сесть на корабль до Анконы и остановился на несколько дней, Винкельман провёл ночь с Арканджели, а на утро тот заколол великого учёного прямо в постели и похитил его пожитки.

Идеи

Как показал биограф Винкельмана Юсти, в области искусства его предшественником был французский знаток предмета граф Келюс.

Заслуга Винкельмана заключается преимущественно в том, что он первый проложил путь к пониманию культурного значения и прелести классического искусства, оживил интерес к нему в образованном обществе и явился основателем не только его истории, но и художественной критики, для которой предложена им стройная, хотя и устаревшая для наших дней система.

Открытие последовательности стилей в древнем искусстве, удавшееся ученому, было тесно связано с неприятием, которое вызывало у него искусство барокко и рококо по сравнению с искусством Высокого Возрождения. Аналогия с этим изменением вкуса стояла у него перед глазами повсюду, в том числе и при исследовании произведений античного искусства, и помогала ему расчленить их на исторические ступени.

По Винкельману, главной задачей искусства должно быть «прекрасное», которому подчиняются и индивидуальная правда, и действие, и эффект; сущность же прекрасного заключается в изображении типа, созданного нашей фантазией и природой; в её основании лежат верность пропорций, благородная простота, спокойное величие и плавная гармоничность контуров. Существует, учил Винкельман, только одна красота, имеющая вневременное значение, так как она заложена в самой природе и реализуется ею там, где счастливо совпадают милость небес, благотворное воздействие политической свободы и национального характера, например, у греков времен Фидия и Праксителя . Вся история искусства других народов была для него только фоном, который служил лишь тому, чтобы эта истина ярче блестела.

Библиография

Из многочисленных сочинений, посредством которых распространял он свои выводы и идеи, особенно любопытны, сверх вышеупомянутых, ещё следующие: «Gedanken ?ber die Nachahmung der griechischen Werke in Malerei und Bildhauerkunst» (1753), «Sendschreiben ?ber die Gedanken von der Nachahmung» и принадлежащие к этому труду «Дополнения» (1756), «Anmerkungen ?ber die Baukunst der Alten» (1761), «Abhandlungen von der Empfindung der Sch?nen» (1763), «Versuch einer Allegorie» (1766) и находящееся в связи с «Историей искусства» обширное издание: «Monumenti antichi inediti» (1767, 1768 и 1821).

Полное собрание сочинений Винкельмана издано Ферновым, Генрихом Мейером, Шульце и Зибелисом (в 1808-1825 гг., 11 томов; вторично в Аугсбурге в 1838 и след. гг.). В богатой литературе о Винкельмане и его трудах, можно указать на очерк Гёте «Winckelmann und sein Jahrhundert» (1805) и Justi, «Leben W.» (1866-1872). На русском языке см. этюд Н. М. Благовещенского (СПб., 1891).

Выбор редакции
контрапункт контрапункта, мн. нет, м. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии...

итальянский композитор Краткая биографияДжузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября...

«Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры » А.В. Щусев Архитектор...

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется...
Интересные факты о Александре Грине расскажут о неизвестных событиях в жизни писателя. Интересные факты о книге «Алые паруса» также...
Мы вдохновились японским аниматором и иллюстратором Kazuhiko Okushita. Художник создает рисунки, не отрывая карандаша от бумаги. Очень...
Вчера в ресторане Modus на Плющихе Светлана Лобода устроила яркую вечеринку в честь своего 35-летия, пригласив на нее лишь самых...
Что такое цимбалы? Это струнный ударный музыкальный инструмент. У него плоский трапециевидный корпус с натянутыми струнами. По струнам...