Художник промышленной революции. Джозеф Райт — один из выдающихся британских живописцев XVIII столетия


РАЙТ Джозеф, прозванный Райт из Дерби

Wright, Joseph, Wright of Derby, dit

(1734, Дерби - 1797, там же)

Английский художник.

В 1751-1753 и в 1756-1757 он учился

в мастерской Томаса Хадсона. Ранние

портреты (до 1760) исполнены Райтом

в манере своего учителя (<Портрет

мисс Кеттон>, Сант-Луис, Миссури,

Гор. художественная гал.; <Портрет

Томаса Беннета>, Дерби, музей). В

1760-1773, период его творческих

исканий, художник живет в Дерби; он

интересуется необычными световыми

эффектами, моделирующими пространс-

тво и восходящими к искусству ут-

рехтских караваджистов. В Дерби он

знакомится с мастером по керамике

Джошуа Веджвудом и химиком Джозефом

Пристли, способствовавших развитию

индустриальной революции, и при-

сутствует при их экспериментах.

Картины <Планетарий> (1766, Дерби,

музей; вариант - Нью-Хэвен, Йель-

ский центр Британского искусства) и

<Испытание насоса> (1768, Лондон,

гал. Тейт; вариант - собрание Ч.

Роджерса-Колтмана) отражают интерес

жителей Средней Англии к научным

изысканиям. Этот новый жанр живопи-

си, блестящей иллюстрацией которого

являются произведения Райта, был

назван Дидро <серьезным жанром>.

Художник писал также портреты

(<Портрет супругов Томас Колтман>,

ок. 1770-1772, Лондон, Нац. гал.) и

композиции на исторические сюжеты.

В картине <Мираван, открывающий

гробницу своих предков> готические

элементы сочетаются с неоклассицис-

тическими, а сама композиция по

своему странному характеру близка

атмосфере романов А.Радклифф. Во

время итальянского путешествия

(1773) Райт пишет различные, впе-

чатлившие его виды (<Везувий>,

1774, Дерби, музей; 1778, Москва,

Музей изобразительных искусств им.

А. С. Пушкина; <Иллюминация Замка

св. Ангела> (1774, Дерби, музей;

1774-1775, Бирмингем, Гор. музей;

1775-1778, Ливерпуль, гал. Уокер;

1778-1779, Санкт-Петербург, Гос.

Эрмитаж); эти темы вдохновляли ху-

дожника и по возвращении в Англию

(1775). Он изображает эффекты лун-

ного света, чем-то напоминающие

произведения Берне, однако трактует

их, скорее, с позиции ученого, наб-

лидающего физическое явление, неже-

ли романтика. В 1775 Райт уезжает в

Бат, где тщетно пытается привлечь

клиентуру Томаса Гейнсборо и, в

1777, возвращается в Дерби. Начиная

с этого времени были написаны неко-

торые его лучшие портреты (<Портрет

сэра Брука Бутби>, 1781, Лондон,

гал. Тейт; <Портрет Юса Кока с же-

ной и Дэниэлом Паркером Коком>,

1780-1782, Дерби, музей; <Портрет

Томаса Гисборна с женой>, 1786,

Нью-Хейвен, Иельский центр Британс-

кого искусства). С 1778 произведе-

ния Райта выставляются в Кор. Ака-

демии, членом которой он становится

в 1781. В 1784 он пишет <Коринфскую

девушку> (там же); выбор этой темы,

развитой в поэме Хэйли, свидетель-

ствует о том, что источником вдох-

новения для Райта была современная

литература. Он более не покидал

Дерби вплоть до самой смерти, ис-

полняя портреты, пейзажи графства

Дербишир, исторические композиции и

произведения, навеянные воспомина-

ниями об Италии (<Озеро Неми>, Па-

риж, Лувр). Он остался провинциаль-

ным художником, но в лучшем смысле

этого слова; благодаря его глубоко

оригинальной манере, в которой со-

четались элементы готики и неоклас-

сицизма, его интересу к научным

исследованиям и к современной лите-

ратуре, он явился одним из пред-

шественников романтического искусс-

Творческое наследие Райта представ-

лено главным образом в Иельском

центре Британского искусства в

Нью-Хэвене (<Автопортрет>, 1768;

<Кузница>, 1771; <Портрет доктора

Ричарда Райта>, 1785-1787; <Сцена в

тюрьме>, 1787-1790; <Итальянский

пейзаж>, 1790; <Вид озера Неми на

закате>, ок. 1790), в Уодсворт Ате-

неум в Хартфорде (<Старик и

смерть>, ок. 1773), в гал. Тейт в

Лондоне (<Портрет Томаса Стенифор-

и в музее Дерби (<Портрет Томаса

Борроу>, ок. 1762- 1763; <Автопорт-

рет>, 1767-1770; <Портрет Сары Кар-

вер с дочерью>, 1769-1770; <Отшель-

ник, изучающий скелет>, ок.

1771-1773; <Алхимик, открывающий

фосфор>, 1771-1795; <Портрет Самуэ-

ля Уорда>, ок. 1782-1783; <Индийс-

кая вдова>, 1783-1785; <Вид Тиво-

ли>, 1783-1786; <Пейзаж с радугой>,

1794-1795). В музее Дерби находится

также значительное собрание рисун-

ков и акварелей (в особенности,

этюды с антиков и пейзажи).

В 1990 в Лондоне (гал. Тейт), Пари-

же (Гран Пале) и Нью-Йорке (музей

Метрополитен) прошли ретроспектив-

ные выставки работ Райта.

Автопортрет (около 1780 г.)


Джозеф Райт, Джозеф Райт из Дерби, Райт из Дерби (англ. Joseph Wright, англ. Joseph Wright of Derby, англ. Wright of Derby) (3 сентября 1734 г., Дерби, Англия - 29 августа 1797 г., Дерби, Англия) - один из выдающихся британских живописцев XVIII столетия. Художник выделяется мастерством световых эффектов, считается одним пионером индустриальной темы в изобразительном искусстве. Испытал влияние караваджизма, в первую очередь от нидерландских художников Геррита ван Хонтхорста и Хендрика Тербрюггена.
Успех Джозефа Райта в качестве портретиста приносил ему стабильный доход. Однако, в первую очередь, он известен своими научными и индустриальными работами, полными драматизма, что отличало его от других современников, ставя в один ряд с другими великими британскими художниками. Впервые героями больших композиций стали рабочие и ученые, а не античные и библейские персонажи или жанрово-аллегорические фигуры. Место проживание художника в Дерби, как раз способствовало этому, так как именно здесь проявилась Индустриальная революция через кузницы, стекольные и глиняные магазинчики и местные фабрики. Дух этих мест нашел отражение во многих работах художника, например, «Лекция о солнечной системе» (ок. 1763-1765, Художественная галерея, Дерби), «Опыт с воздушным насосом» (1768, Галерея Тейт Бритейн, Лондон), «Кузница» (1773, Эрмитаж, Петербург).
Джозеф Райт родился 3 сентября 1734 года в Дерби в семье адвоката - Джона Райта (1697-1767 гг.), который впоследствии стал городским чиновником, и его жены Ханны Брукс (1700-1764 гг.), он был третьим из пятерых детей. Райт получил образование в школе Дерби и сам научился рисовать копируя гравюры.



«Опыт с воздушным насосом» (1768, Галерея Тейт Бритейн, Лондон)
Решив стать художником, Райт отправился в Лондон в 1751 году. Три года (1751-1753 гг. и 1756-1757 гг.) будущий живописец учился в Лондонской студии у очень известного портретиста Томаса Хадсона.
В ранний период творческих исканий - с 1760 по 1773 годы - художник живёт в Дерби. Первую попытку пройти практику в качестве художника Райт делал в Ливерпуле, регулярно выставляя свои картины в Королевском Обществе Искусств в Лондоне. Однако, его родной и любимый Дерби навсегда оставался основным местом, где художник жил и работал.
В период с 1773 по 1775 годы Джозеф находился в Италии, где рисовал древние руины, копировал классические статуи и наблюдал над захватывающим фейерверком во время карнавала в Риме.
В Неаполе Джозеф Райт стал свидетелем грандиозного извержения вулкана Везувий, который вдохновил его на написание нескольких десятков картин, изображающих драматический эффект борьбы огня и тьмы. Впоследствии эта тема очень часто находила отражение в его работах.


Везувий. Коллекция произведений искусства из Хантингтон в Пасадене, Калифорния

Везувий в Посиллипо (около 1788)


Дом в огне ночью (около 1785-1793)
На берегу Неаполитанского залива художник исследовал живописные пещеры и гроты. Свои впечатления об итальянской природе он выразил словами: «красивая и необыкновенная атмосфера, столь чистая и понятная» , что впоследствии нашло отражение в его работах.


Пещера, близ Неаполя (1774)
Начиная с 1778 произведения Райта выставляются в Королевской Академии, членом которой он вскоре становится (ассоциированным с 1781 года, а в 1784 году - полным).
В последние годы жизни он часто болел и лечился у своего друга Эразма Дарвина.
Умер Джозеф Райт в Дерби 29 августа 1797 года в кругу семьи и был похоронен в основании церкви святого Алькмунда.
В 1968 году церковь была разрушена, чтобы освободить место для нового крупного раздела внутренней кольцевой дороги, проходящей через центр города, и, в настоящее время, находится под дорогой. Останки Райта были вывезены в кладбище Ноттингем Роад.
У Райта и его единственной жены было шестеро детей, трое из которых умерли в младенчестве.

Кузница,1772.Бродлендс коллекция,Соединенное Королевство


Фейерверк на Анджело Castel Sant "в Риме. 1779. Эрмитаж, Петербург


«Кузница» (1773, Эрмитаж, Петербург).

Залив Салерно, 1783/85. Институт искусств


Доведейл в лунном свете.1785. Художественный музей,Оберлин, штат Огайо, США.


Озеро Неми на закате. c.1790. Лувр, Париж, Франция.


Озеро с замком на холме.1787. Музей Сент-Луис, штат Миссури, США


Пейзаж с радугой, 1795, Дерби музей и художественная галерея, Великобритания


Moonlight с озера и зазубренный башни. 1787. Частная коллекция.


Закат на побережье недалеко от Неаполя.1785-90. Частная коллекция


Мэтлок Tor при дневном свете. середине 1780-х гг. Фицвиллиам музей, Кембридж,


Монастырь Сан-Cosimato и часть Клавдиев Акведук около
Vicovaro в Римской Кампаньи. c.1786. Частная коллекция.


Озеро Альбано. c.1790-2. Йельский центр по изучению британского искусства,
Нью-Хейвен, штат Коннектикут, США.


Итальянский пейзаж. 1790. Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, США.

Вергилия гробниц 1782

Алхимик в поисках философского камня, масло 1771

Miravan Взлом гробниц своих предков. 1772


Penelope Unraveling Her Web. 1783 - 1784 .Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес


Джон Whetham из Кирклингтон. 1779/80
Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес

Портрет Сара Карвер и ее дочь Сара. 1769-1770

Ромео и Джульетта. 1790

Дети Хью и Сара Суэнвик Дербишир. 1789

Портрет Джейн Дарвина и ее сын Уильям Браун Дарвина-1776

Портрет Сюзанны Ли (1736-1804)

Портрет миссис Абни


Преподобный Василий Бёри Беридж (1780/90)

Райт называл себя «величайшим в мире архитектором» и был потрясающим пропагандистом собственных идей. Это подтверждает выставка к его 150-летию в Музее современного искусства в Нью-Йорке

Фрэнк Ллойд Райт. Вид с востока на храм Согласия в Оак-парке. 1905-1908. Акварель. Фото: МоМА

16 октября 1956 года Фрэнк Ллойд Райт провел пресс-конференцию в чикагском отеле Sherman на 1,7 тыс. номеров. Самому знаменитому архитектору Америки нужна была по-настоящему большая площадка, чтобы представить свой «Иллинойс» — проект более чем полуторакилометрового в высоту 528-этажного небоскреба c 56 лифтами на атомной энергии, рассчитанного на 130 тыс. жильцов, оснащенного гаражом на 15 тыс. машин и сдвоенной площадкой на 100 вертолетов.

Небоскреб размером с город

Зная, чем соблазнить журналистов, Райт при помощи фототехники увеличил почти трехметровый чертеж башни, который и сам по себе был весьма впечатляющим, до 6,7 м. Он мыслил не только масштабно, но и радикально. Может показаться странным, но проект «Иллинойса» был неразрывно связан с убежденностью Райта в том, что современный город — чудовищное, расползающееся создание, которое необходимо обуздать. В идеале город размером с Чикаго можно было бы уместить в нескольких высоченных небоскребах, окруженных бурной растительностью вместо улиц. Природа с большой буквы «П» была для Райта почти предметом культа. «Иллинойс» задумывался как средство защитить природу, уплотнив и ограничив современный город.

Фрэнк Ллойд Райт. Проект планетария Гордона Стронга в Мэриленде. 1924-1925. Цветной карандаш на кальке. Фото: МоМА

Пресса восприняла этот проект с большим энтузиазмом: 88-летний архитектор обеспечил журналистов интересным материалом, что, впрочем, постоянно случалось и в предыдущие 70 лет. Скандальный, прямолинейный, остроумный и полностью поглощенный своим делом, Райт мыслил широко и действовал решительно. Его жизнь была полна драматизма и настоящих трагедий. Два сгоревших дома. Любовница и двое ее детей, зарубленные топором. Шумные разводы. И конечно, множество великолепных новаторских зданий и проектов, разрабатывавшихся с самого основания мастерской под его именем в 1893-м. Фрэнк Ллойд Райт был очень разносторонним человеком.

Пожалуй, неудивительно, что и архив Райта так богат и многогранен. В 2012 году его перевезли из бывших мастерских архитектора в Талиесин-Исте (Висконсин) и Талиесин-Уэсте (Аризона) в Колумбийский университет и нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА). И кураторы приступили к изучению приблизительно 55 тыс. эскизов, 300 тыс. страниц переписки, 285 фильмов и 2,7 тыс. рукописей.

Распакованный архив

В честь 150-летия Райта МоМА проводит выставку «Распаковывая архив», где представлено около 450 работ архитектора. Музей выпустил объемный каталог, авторы которого предприняли попытку интерпретировать все это архитектурное богатство. А оно определенно нуждается в интерпретации, поскольку за 72 года деятельности Райта стиль его эскизов и рисунков развивался и переживал разные периоды, как это бывает у художников-долгожителей. Все эти периоды объединяет очень интересная, часто блестящая техника, последовательно обнаруживающая влияние «Движения искусств и ремесел», японской печатной графики, венского Сецессиона, ар-деко, европейского модернизма, автомобильного дизайна (всего у него было 85 автомобилей) и даже Голливуда.

Из Райта получился бы великолепный художник-постановщик и декоратор. Его собственная жизнь отчасти легла в основу романа-бестселлера Айн Рэнд «Источник» (1943), по которому в 1949 году в США сняли мелодраму с Гэри Купером в главной роли. Хотя мировоззрение и идеалы героя в равной степени можно отнести и к Ле Корбюзье, колоритный архитектор из Висконсина был безусловной звездой. И Райт знал это. Когда однажды в суде его спросили о профессии, он ответил: «Я величайший в мире архитектор». Его третья жена, черногорская балерина Ольгиванна Лазович, возмутилась такой бравадой, на что он ответил: «У меня не было выбора, Ольгиванна. Я был под присягой».

Неизвестный фотограф. Фрэнк Ллойд Райт. Фото: МоМА

Вербовщик талантов

В конце 1950-х, когда на Пятой авеню рос Музей Соломона Р. Гуггенхайма, архитектор несколько раз появился на телевидении. Особенно ярким было его интервью в прямом эфире в сентябре 1957-го в передаче Mike Wallace Interview, где он говорил о религии, войне, эвтаназии, искусстве, критике, американской молодежи, сексе, морали, политике, природе, смерти и своем полуторакилометровом небоскребе.

Движимый глобальными идеями и желанием выйти на широкую аудиторию, Райт овладел множеством техник представления информации — от рисунка цветными карандашами до книг, журналов, выставок, монографий, фильмов, радио и телевидения. Он даже принял участие в популярной телевикторине What’s My Line? Кроме того, он привлекал одаренных молодых ассистентов, которые умели хорошо рисовать. Многие из образцовых эскизов Райта были созданы его помощниками, в первую очередь Джеком Хау, известным как «карандаш в руке Фрэнка Ллойда Райта». Начав работать в мастерской в 1932 году в 19 лет, он стал ее главным чертежником в 1937-м, в период строительства Дома над водопадом — одного из самых знаменитых зданий Америки.

Неизвестный фотограф. Фрэнк Ллойд Райт за работой. Фото: МоМА

Ассистентку Райта, нанятую им в 1895 году, звали Марион Махони, она была одной из первых женщин, получивших высшее архитектурное образование. Вклад Махони в работу Райта весьма значителен: она создавала рисунки и акварели высочайшего качества. В 1910 году берлинский издатель Эрнст Васмут выпустил двухтомник с литографиями планов и перспектив зданий Райта. Автором более половины этих изображений, сделанных в едином «фирменном» стиле, была Махони. Она не только задала тон и стиль эскизных портфолио, но и — в одно мгновение и под именем Райта — завладела умами и карандашами ведущих представителей первого поколения архитекторов европейского модернизма.

Экземпляр книги «Возведенные здания и проекты Фрэнка Ллойда Райта» был доставлен и в берлинскую мастерскую Петера Беренса. Говорят, работа в ней замерла на несколько дней, пока ученики архитектора внимательно разглядывали рисунки. Учеников звали Ле Корбюзье, Людвиг Мис ван дер Роэ и Вальтер Гропиус. Другие экземпляры попали в руки молодых австрийских архитекторов Рудольфа Шиндлера и Рихарда Нойтра. Оба они впоследствии эмигрировали в США и работали на Райта, а позднее внесли свою лепту в формирование модернистской архитектуры Калифорнии. В конце Первой мировой войны рисунки для райтовских проектов «американских сборных домов» делали Шиндлер и молодой чешский архитектор Антонин Раймонд, после Второй мировой войны ставший одним из отцов модернистской архитектуры в Японии.

Фрэнк Ллойд Райт. План участка и дома Дарвина Мартина в Буффало. 1903-1906. Рисунок чернилами. Фото: МоМА

С Японией был тесно связан и сам Райт (всю жизнь он коллекционировал японскую печатную графику). На выставке представлена редкая подборка фотографий его отеля Imperial (1913-1923) в Токио — сложного здания, пострадавшего во время крупного землетрясения 1923 года и снесенного в 1968-м. Спроектированное, по словам Райта, как «система садов, висячих садов, опущенных ниже уровня земли садов, садов-балконов, садов-лоджий и садов-крыш», это здание послужило связующим звеном между его ранним и средним периодами как художника-архитектора и между западным и восточным дизайном.

Райт провел в Токио много времени, именно там он начал рисовать на японской рисовой и копировальной бумаге, которую, вернувшись в США, продолжал заказывать для своей мастерской в Талиесине. В 1920-х в число его ассистентов входили японские архитекторы супруги Камеки и Нобуко Цутиура, работавшие и над отелем Imperial. Нобуко была первой японской женщиной-архитектором.

Среди ассистентов Райта более позднего времени, трудившихся в Талиесин-Уэсте (это была наполовину архитектурная мастерская, наполовину пасторальная ферма в духе «возвращения к земле»), была Элизабет (Бетти) Бауэр, возглавлявшая отдел архитектуры и дизайна в МоМА во время Второй мировой. «Бетти в окопах в синей форме, — писал Райт другу, — и все вокруг покрываются потом, как мальчишки».

Фрэнк Ллойд Райт. Проект Дома над водопадом (Дома Кауфмана) в Пенсильвании. 1934-1937. Цветной карандаш. Фото: МоМА

Романтический рурализм

Особое внимание на выставке уделяется любви Райта к природе и его уверенности в том, что лучшая жизнь — за пределами города. В 1932 году, воспользовавшись «Новым курсом» Рузвельта, Райт вместе с инженером, бухгалтером и консультантом по вопросам управления пищевой промышленностью США Уолтером Дэвидсоном разрабатывал планы «малых фермерских единиц» — небольших хозяйств размером до полутора гектаров, объединяющих фермы и придорожные рынки. Только представьте себе такой — Райтов — образ жизни вместо пригородных спальных районов XXI века, не имеющих ничего общего ни с природой, ни с землей, на которой они стоят!

Модель «малых фермерских единиц» так и не была воплощена в жизнь, но их макеты демонстрируют самую суть романтического рурализма Райта. Его неизменная любовь к природе и увлеченность индивидуализмом восходят к сочинениям таких авторов XIX века, как Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Дэвид Торо и Уолт Уитмен. Все трое воспевали самодостаточный, независимый и индивидуалистический образ жизни сельской Америки. Райт читал своим ученикам в Талиесин-Уэсте стихотворения Уитмена из сборника «Листья травы» (1855). И жил в соответствии с принципом, сформулированным в конце книги Торо «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854): «Если человек не идет в ногу со своими спутниками, быть может, дело в том, что он слышит другой ритм? Пусть он шагает под ту музыку, которую слышит, каким бы ни был ее ритм и как бы удаленно он ни звучал».

Фрэнк Ллойд Райт. Один из «американских сборных домов». Проект. 1915-1917. Литография. Фото: МоМА

Райт был плодовитым и уникальным художником, но все же он не был одинок. Об этом свидетельствуют макет и эскизы Broadacre City («Широкоплощадный город»), являющегося, согласно уравнению Райта, суммой архитектуры и площади. Работа над проектом города-сада с низкой плотностью застройки велась с начала 1930-х. Это был своеобразный ответ Нью-Йорку и Чикаго, созданный группой молодых архитекторов. Даже если вы не сторонник антиурбанистической философии, придется признать, что сегодня эта нереализованная пригородная утопия производит такое же сильное впечатление, как и в апреле 1935-го, когда ее представили в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке. Broadacre City трансформировался в проект «Живой город» 1958 года, дополненный футуристическими летающими машинами для привлечения новой аудитории. Это был парный объект к полуторакилометровому небоскребу Райта. Он, может быть, и хотел бы, чтобы американцы жили сельской жизнью, но прекрасно знал, как поразить городскую публику завораживающими проектами с использованием всех доступных средств.

Выставка «Распаковывая архив» показывает, что Райт был не только самобытным архитектором, умевшим находить талантливых ассистентов, но и потрясающим пропагандистом. Никому из архитекторов не было посвящено столько выставок. Его работы вошли в первый в истории архитектурный проект МоМА «Международная выставка современной архитектуры» в 1932-м — и вот спустя 85 лет Фрэнк Ллойд Райт все такой же живой и интересный, как и тогда, когда в центре Чикаго представлял свой невероятный небоскреб.

Нью-Йорк, Музей современного искусства
Фрэнку Ллойду Райту — 150. Распаковывая архив
До 1 октября

Джозеф Райт, Джозеф Райт из Дерби, Райт из Дерби (англ. Joseph Wright, англ. Joseph Wright of Derby, англ. Wright of Derby) (3 сентября 1734, Дерби, Англия - 29 августа 1797, Дерби, Англия) - один из выдающихся британских живописцев XVIII столетия.

Художник выделяется мастерством световых эффектов, а также картинами, сцены которых освещены свечами. Испытал влияние караваджизма , в первую очередь, нидерландских художников Геррита ван Хонтхорста и Хендрика Тербрюггена .

Считается пионером индустриальной темы в изобразительном искусстве. Его картины на тему зарождения науки из алхимии часто были основаны на темах, обсуждавшихся на заседаниях Лунного общества, группы влиятельных ученых и промышленников, живших в Мидлендсе, и отражают борьбу науки против религиозного мировосприятия в эпоху Просвещения.

Многие из картин Райта и рисунки являются собственностью городского совета города Дерби и выставлены в Музее и художественной галерее города Дерби.

Джозеф Райт родился 3 сентября 1734 года в Дерби в семье адвоката - Джона Райта (1697-1767), который впоследствии стал городским чиновником, и его жены Ханны Брукс (1700-1764). Джозеф был третьим из пятерых детей. Райт получил образование в грамматической школе Дерби и сам научился рисовать, копируя гравюры.

Решив стать художником, Райт в 1751 году отправился в Лондон. Три года (1751-1753 и 1756-1757) будущий живописец учился в Лондонской студии у известного портретиста Томаса Хадсона, у которого также учился Джошуа Рейнольдс . До 1760 года ранние портреты писались Райтом в манере своего учителя («Портрет мисс Кеттон», Сант-Луис, Миссури, Гор. художественная гал.; «Портрет Томаса Беннета», музей Дерби).

В ранний период творческих исканий - с 1760 по 1773 годы - художник жил в Дерби. Здесь он познакомился с мастером по керамике Джошуа Веджвудом (англ. Josiah Wedgwood), основателем компании «Веджвуд», и химиком Джозефом Пристли. Присутствовал при экспериментах учёных и изображал их в своих работах. В частности, в этот период им были написаны картины «Планетарий» (1766, Дерби, музей; вариант - Нью-Хэвен, Йельский центр Британского искусства) и «Испытание насоса» (1768, Лондон, галерея Тейт Роджерса-Колтмана), отражающие интерес жителей Средней Англии к научным изысканиям. Дени Дидро отметил эти работы Райта, назвав их «серьёзным жанром».

Первую попытку пройти практику в качестве художника Райт сделал в Ливерпуле, регулярно выставляя свои картины (напр., Мираван) в Королевском Обществе Искусств в Лондоне. Однако его родной и любимый Дерби навсегда оставался основным местом, где художник жил и работал.

В период с 1773 по 1775 годы Джозеф находился в Италии, где рисовал древние руины (например, могилу Вергилия), изучал прорисовку ландшафтов («Человек, закапывающий норы»), копировал классические статуи и наблюдал над захватывающим фейерверком во время карнавала в Риме.

В Неаполе Джозеф Райт стал свидетелем грандиозного извержения вулкана Везувий, который вдохновил его на написание нескольких десятков картин, изображающих драматический эффект борьбы огня и тьмы. Впоследствии эта тема очень часто находила отражение в его работах.

На берегу Неаполитанского залива художник исследовал живописные пещеры и гроты. Свои впечатления об итальянской природе он выразил словами: «красивая и необыкновенная атмосфера, столь чистая и понятная», что впоследствии нашло отражение в его работах.

Два года (1775-1777) художник работал в Бате, где тщетно пытался привлечь клиентуру Томаса Гейнсборо . Потерпев неудачу, вернулся в Дерби.

Начиная с 1778 года были написаны некоторые его лучшие портреты («Портрет сэра Брука Бутби», 1781, Лондон, гал. Тейт; «Портрет Юса Кока с женой и Дэниэлом Паркером Коком», 1780-1782, Дерби, музей; «Портрет Томаса Гисборна с женой», 1786, Нью-Хейвен, Иельский центр Британского искусства, а также портрет Самуэля Уорда из коллекции музея Дерби). С этого времени произведения Райта выставляются в Королевской Академии, членом которой он вскоре становится (ассоциированным с 1781 года, а в 1784 году - полным). Портреты Райт, впрочем, писал и ранее (например, Томаса и Анны Борроу).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Джозеф Райт , Джозеф Райт из Дерби , Райт из Дерби (англ. Joseph Wright, англ. Joseph Wright of Derby, англ. Wright of Derby) (3 сентября 1734, Дерби, Англия - 29 августа 1797, Дерби, Англия) - один из выдающихся британских живописцев XVIII столетия.

Художник выделяется мастерством световых эффектов, а также картинами, сцены которых освещены свечами. Испытал влияние караваджизма, в первую очередь, нидерландских художников Геррита ван Хонтхорста и Хендрика Тербрюггена.

Считается пионером индустриальной темы в изобразительном искусстве. Его картины на тему зарождения науки из алхимии часто были основаны на темах, обсуждавшихся на заседаниях Лунного общества, группы влиятельных ученых и промышленников, живших в Мидлендсе, и отражают борьбу науки против религиозного мировосприятия в эпоху Просвещения.

Многие из картин Райта и рисунки являются собственностью городского совета города Дерби и выставлены в Музее и художественной галерее города Дерби.

Биография

Джозеф Райт родился 3 сентября 1734 года в Дерби в семье адвоката - Джона Райта (1697-1767), который впоследствии стал городским чиновником, и его жены Ханны Брукс (1700-1764). Джозеф был третьим из пятерых детей. Райт получил образование в грамматической школе Дерби и сам научился рисовать, копируя гравюры.

Решив стать художником, Райт в 1751 году отправился в Лондон. Три года (1751-1753 и 1756-1757) будущий живописец учился в Лондонской студии у известного портретиста Томаса Хадсона, у которого также учился Джошуа Рейнольдс. До 1760 года ранние портреты писались Райтом в манере своего учителя («Портрет мисс Кеттон», Сант-Луис, Миссури, Гор. художественная гал.; «Портрет Томаса Беннета», музей Дерби).

Используйте курсор для определения, кто есть кто

В ранний период творческих исканий - с 1760 по 1773 годы - художник жил в Дерби. Здесь он познакомился с мастером по керамике Джошуа Веджвудом (англ. Josiah Wedgwood), основателем компании «Веджвуд», и химиком Джозефом Пристли. Присутствовал при экспериментах учёных и изображал их в своих работах. В частности, в этот период им были написаны картины «Планетарий» (1766, Дерби, музей; вариант - Нью-Хэвен, Йельский центр Британского искусства) и «Испытание насоса» (1768, Лондон, галерея Тейт Роджерса-Колтмана), отражающие интерес жителей Средней Англии к научным изысканиям. Дени Дидро отметил эти работы Райта, назвав их «серьёзным жанром».

Первую попытку пройти практику в качестве художника Райт сделал в Ливерпуле, регулярно выставляя свои картины (напр., Мираван) в Королевском Обществе Искусств в Лондоне. Однако его родной и любимый Дерби навсегда оставался основным местом, где художник жил и работал.

В период с 1773 по 1775 годы Джозеф находился в Италии, где рисовал древние руины (например, могилу Вергилия), изучал прорисовку ландшафтов («Человек, закапывающий норы»), копировал классические статуи и наблюдал над захватывающим фейерверком во время карнавала в Риме.

В Неаполе Джозеф Райт стал свидетелем грандиозного извержения вулкана Везувий, который вдохновил его на написание нескольких десятков картин, изображающих драматический эффект борьбы огня и тьмы. Впоследствии эта тема очень часто находила отражение в его работах.

    Извержение Везувия (1774)

    Дом в огне ночью (ок. 1785 - 1793)

    Везувий в Посиллипо (ок. 1788)

    Пещера, близ Неаполя (1774)

    Грот в Салернском заливе, закат (ок 1780 - 1781)

На берегу Неаполитанского залива художник исследовал живописные пещеры и гроты. Свои впечатления об итальянской природе он выразил словами: «красивая и необыкновенная атмосфера, столь чистая и понятная», что впоследствии нашло отражение в его работах.

Два года (1775-1777) художник работал в Бате, где тщетно пытался привлечь клиентуру Томаса Гейнсборо. Потерпев неудачу, вернулся в Дерби.

Начиная с 1778 года были написаны некоторые его лучшие портреты («Портрет сэра Брука Бутби», 1781, Лондон, гал. Тейт; «Портрет Юса Кока с женой и Дэниэлом Паркером Коком», 1780-1782, Дерби, музей; «Портрет Томаса Гисборна с женой», 1786, Нью-Хейвен, Иельский центр Британского искусства, а также портрет Самуэля Уорда из коллекции музея Дерби). С этого времени произведения Райта выставляются в Королевской Академии, членом которой он вскоре становится (ассоциированным с 1781 года, а в 1784 году - полным). Портреты Райт, впрочем, писал и ранее (например, Томаса и Анны Борроу).

Выбор редакции
контрапункт контрапункта, мн. нет, м. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии...

итальянский композитор Краткая биографияДжузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября...

«Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры » А.В. Щусев Архитектор...

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется...
Интересные факты о Александре Грине расскажут о неизвестных событиях в жизни писателя. Интересные факты о книге «Алые паруса» также...
Мы вдохновились японским аниматором и иллюстратором Kazuhiko Okushita. Художник создает рисунки, не отрывая карандаша от бумаги. Очень...
Вчера в ресторане Modus на Плющихе Светлана Лобода устроила яркую вечеринку в честь своего 35-летия, пригласив на нее лишь самых...
Что такое цимбалы? Это струнный ударный музыкальный инструмент. У него плоский трапециевидный корпус с натянутыми струнами. По струнам...