Что написал писатель максимов в е. Владимир Максимов: «Я без России - ничто»


Энциклопедические сведения

Окончил охотоведческий факультет Иркутского сельскохозяйственного института, Литературный институт им. А.М. Горького. Больше известен как прозаик, автор повестей и рассказов, имеющих автобиографическую основу. Путешествия и экспедиции, жизнь сибирской природы, юношеская любовь – таковы основные темы произведений.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. Иркутск, 2011

Биография

Максимов вспоминает:

«В мои четырнадцать лет бабушка Ксения Фёдоровна, из знаменитого казачьего рода Любимовых, сосланного в Сибирь за участие в восстании Пугачёва, подарила мне трехтомник Есенина. Он у меня до сих пор сохранился ».

Подростка поразила удивительная музыкальность есенинских строк, и он взялся писать стихи, «». Вскоре семья переехала в , где будущий писатель окончил среднюю школу.

После окончание школы работал осмотрщиком вагонов на ангарской ТЭЦ – 10. Затем поступил на охотоведческий факультет Иркутского сельскохозяйственного института, который окончил в 1972 году. Факультет охотоведения был переведён в Иркутск из Пушно-меховой академии в Москве. Он единственный в СССР готовил специалистов-охотоведов, у которых, как правило, два раза в год бывала производственная практика, проходившая по желанию студента, фактически в любой точке страны.

Учёба в институте открыла Владимиру Максимову мир: во время практик он побывал в Хабаровском крае (Сихотэ – Алиньский заповедник), на Чукотке, Командорах, Сахалине, Камчатке, ходил в Тихом океане на судне по учёту котиков с заходом в Канаду, Японию, объездил всю Иркутскую область.

После института Владимир Павлович окончил аспирантуру Зоологического института в Ленинграде, работал на Беломорской биологической станции, в Лимнологическом институте на .

Почувствовав тягу к творчеству, поступил в литературный институт им. А. М. Горького, занимался в семинаре поэта Владимира Цыбина. В 1987 году он кончил литературный институт, работал в газетах «Советская молодежь», «Русский Восток», «Народная газета», журнале «Охота и природа» и др.

В годы перестройки переменил несколько мест работы: от грузчика продбазы до учителя в школе, бурового мастера, инструктора по плаванию. Времени на творчество было мало, но именно в эти годы Владимир Павлович наряду со стихами стал писать рассказы. Первый его рассказ был опубликован в 1979 году в ангарской газете «Знамя коммунизма» и назывался «Первый дождь».

В 1993 году редакция газеты «Вестник» Ангарского электролизного химического комбината выпустила небольшой сборник стихов «Нечаянная встреча», а в 1994 году издательство АО «Формат» (г. Ангарск) напечатало сборник рассказов «Три дня до осени».

В 1993 году Владимир Павлович был участником велопробега «Пекин - Париж». Он с юности увлекается спортом: плавает, играет в футбол, занимается велосипедным спортом.

Стихи, написанные во время поездки по Европе, вошли в сборник «Парижская тетрадь», он был издан как приложение к Иркутской газете «Губерния» в 1996 году.

В 1998 году Максимов стал членом Союза писателей России. А в 1997 году в пятом номере журнала «Юность» была опубликована новелла «Ненаписанный рассказ» с коротким предисловием В. Распутина. В этом же году вышли три книги В. Максимова «Загон», «За шторой, с этой стороны», «Морозный поцелуй». Эти небольшие по объему, включающие несколько рассказов, книжки были подготовлены издательством журнала «Сибирь» и отпечатаны на бумаге далеко не лучшего качества (время было такое!).

Рассказы из этих сборников Владимир Павлович включил в свою «первую, настоящую», как он считал книгу – «Формула красоты». Здесь были новые, ранее не печатавшиеся повести «Формула красоты» и «Пристань души». В этих повестях автор вспоминает о своих юношеских увлечениях, рассказывает о любви и привязанности к родной природе, размышляет о том, что такое красота.

В самом конце 1999 года, а точнее – 30 декабря, у Владимира Максимова вышел в свет новый сборник стихов «Сестра моя осень…», вобравший в себя стихи, написанные в период с 1965 по 1998 год. Стихотворение «Ангарск» из этого сборника стало песней о городе, музыку к которой сочинил Евгений Якушенко.

В 2004 году вышла книга «В то лето…», составленная из двух прозаических циклов: «Байкальские повести» и «Дни нашей жизни».

В 2005 году в издательстве «Иркутский писатель» вышла книга «Не оглядывайся назад», жанр которой В. Максимов определил как роман – параллель. Почему параллель? В романе два основных героя: Игорь Ветров, живущий и действующий в реальном времени и неведомый Игорю Олег Санин, дневник которого Ветров нашёл на чердаке дома охотника, где жил некоторое время, находясь на практике. На первый взгляд, герои, их поступки похожи, но только на первый взгляд.

«», - говорит В. Максимов.

Но стихи этого сборника о детстве, юности, первой любви оказались интересны и не только родным и знакомым, в этом неоднократно убеждался Владимир Павлович на встречах с читателями в библиотеках и области.

В 2008 году известный не только в , но и в России издатель Г. Сапронов подготовил книгу В Максимова «Предчувствие чудес». Она состоит из повести и десяти рассказов, которые писались, в отличие от других, в XXI веке.

Владимир Павлович – лауреат нескольких областных журналистских премий, в 2001 году был удостоен грамоты МПС и секретариата Союза писателей России «За литературное освещение проблем Транссиба». Он частый гость в библиотеках нашего города и области.

Сочинения

Книги

  1. Нечаянная встреча: Стихи. – Ангарск: Редакция газ. «Вестник», 1993.
  2. Три дня до осени. – Ангарск: Изд-во АО «Формат», 1994.
  3. Загон: Рассказы. – Иркутск: Изд-во журн. «Сибирь», 1997.
  4. За шторой, с этой стороны: Рассказы. – Иркутск: Изд-во журн. «Сибирь», 1997.
  5. Морозный поцелуй: Рассказы. – Иркутск: Изд-во ТОО журн. «Сибирь», 1997.
  6. Формула красоты: Повести и рассказы. – Иркутск: Вост. – Сиб. кн. изд-во, 1998.
  7. Сестра моя Осень...: Стихи. – Иркутск: Вост. – Сиб. кн. изд-во, 1999.
  8. В то лето... Повествования прошлого века: Повести, рассказы. – Иркутск: Иркутский писатель, 2004.
  9. Не оглядывайся назад: Роман. – Иркутск: Иркутский писатель, 2005.
  10. Предчувствие чудес: Повесть, рассказы. - Иркутск: Издатель Сапронов, 2008.

Публикации в периодике

  1. Записки пристрастного человека // Сибирь. – 1991. - № 4. – С. 97–105. Публицистическая статья на экологическую тему.
  2. Три встречи: Рассказ // Сибирь. – 1999. - № 3. – С. 159–161.
  3. А вот был случай: Рассказ // Сибирь. – 2002. - № 4. – С. 82 – 98.
  4. Мы никогда уже не будем молодыми: Повесть // Сибирь. – 2003. № 6. – С 91-141.
  5. «Не оглядывайся...»: [отрывок их романа] // Сибирь. – 2005. - № 6. – С. 91–148.

Интервью, беседы с писателем

  1. «Да, я счастливый человек»: [с писателем беседовал журналист О. Быков] // Вост. – Сиб. правда. – 2008. – 26 июня. – С. 4.
  2. Под стук вагонных колёс: [беседу провёл О. Гулевский] // Обл. газ. – 2007. – 2 апр. – С. 4.
  3. Памяти солнечный зайчик: [с писателем беседовала Н. Куклина] // Ямщик. – 2007. – 6 июля. – С. 15.
  4. «Созвучие души и мира»: [интервью с писателем провела Г. Котикова] // Деловой мир Сибири =Busieness Word Siberia. – 2007. -№ 1-2. – С. 108 – 109.
  5. «Идеала достигнуть невозможно, но стремиться к нему необходимо»: [ беседу с писателем провела О. Луняка] // Говорит и показывает Иркутск. – 1999. – 29 янв.

Литература

  1. Ленский Я. Дебют в юности // Вост. – Сиб. правда. – 1997. – 27 авг.
  2. Николаева Н. "Сестра моя осень..." появилась зимой // Ямщик. – 200. - № 4 (28 янв.). – С. 3.
  3. Ясникова Т. Есть у осени брат... // СМ Номер один. – 2000. – 9 июня.
  4. Клочковский А. Книга, заряжающая энергией // культура: Вести. Проблемы. Судьбы. – 2004. – нояб. – С. 15.
  5. О книге «В то лето...»
  6. Корнилов В. Тайгою меченые судьбы (Размышления о романе Владимира Максимова «Не оглядывайся назад») // Твоя газета. – 2006. – 29 июня. – С. 2.
  7. Лазарев А. Литературные события Иркутска // Всё о связи. – 2007. – 3 апр. – С. 8.
  8. О сборнике «Памяти солнечный зайчик».

Владимир Павлович Максимов: созвучие души и мира

«Наша постоянная ошибка в том, что мы не принимаем всерьёз данный, протекающий час жизни, что мы живём прошлым или будущим, что мы всё ждём какого–то особенного часа, когда наша жизнь развернётся во всей своей значительности, и не знаем, что она утекает как вода между пальцами, как драгоценное зерно из дырявого мешка, не понимая, что самым драгоценным является нынешний день... Прав был Конфуций: «Прошлого уже нет. Будущего – ещё нет. Есть только настоящее».

Так начинается роман-параллель «Не оглядывайся назад» иркутского писателя . Есть только настоящее... В настоящем, 29 июня 2008 года, Владимиру Павловичу исполнилось 60 лет.

«Памяти солнечный зайчик
В раннее детство вернёт.
Мама там, маленький мальчик
К бабушке в гости идёт.
Домик окрашенный, печка...
Мирно лампадка горит.
Бабушка Ксения: «Дочка?!» -
Маме моей говорит.
И так уютно, спокойно
В горенке тихой сидеть.
Пить молоко, есть горбушку
И на иконы глядеть».

Таким увиделось детство Владимиру Павловичу в зрелые годы. Он вспоминает: «В мои четырнадцать лет бабушка Ксения Фёдоровна, из знаменитого казачьего рода Любимовых, сосланного в Сибирь за участие в восстании Пугачёва, подарила мне трехтомник Есенина. Он у меня до сих пор сохранился». Подростка поразила удивительная музыкальность есенинских строк, и он взялся писать стихи, «написал их огромное количество, не меньше, наверное, четырёх сотен. У меня, правда, скоро хватило ума понять, что это не поэзия. И я всё безжалостно сжёг ». Вскоре семья переехала в Ангарск, где будущий писатель окончил среднюю школу.

После окончания школы работал осмотрщиком вагонов на ангарской ТЭЦ–10. Затем поступил на охотоведческий факультет Иркутского сельскохозяйственного института, который окончил в 1972 году. Факультет охотоведения был переведён в Иркутск из Пушно-меховой академии в Москве. Он единственный в СССР готовил специалистов-охотоведов, у которых, как правило, два рада в год бывала производственная практика, проходившая по желанию студента, фактически в любой точке страны.

Учёба в институте открыла Владимиру Максимову мир: во время практик он побывал в хабаровском крае (Сихотэ – Алиньский заповедник, на Чукотке, Командорах, Сахалине, Камчатке, ходил в Тихом океане на судне по учёту котиков с заходом в Канаду, Японию, объездил всю Иркутскую область). Его поражала красота природы, переполняли впечатления от увиденного, которые отразились в будущих книгах. После института Владимир Павлович окончил аспирантуру Зоологического института в Ленинграде, работал на Беломорской биологической станции, в Лимнологическом институте на Байкале. Почувствовав тягу к творчеству, поступил в литературный институт им. А. М. Горького, занимался в семинаре поэта Владимира Цыбина. В 1987 году он кончил литературный институт, сотрудничал в газетах «Советская молодежь», «Русский Восток», «Народная газета», журнале «Охота и природа» и др.

В годы перестройки переменил несколько мест работы: от грузчика продбазы до учителя в школе, бурового мастера, инструктора по плаванию. Времени на творчество было мало, но именно в эти годы Владимир Павлович наряду со стихами стал писать рассказы. Первый его рассказ был опубликован в 1979 году в ангарской газете «Знамя коммунизма» и назывался «Первый дождь». В 1993 году редакция газеты «Вестник» Ангарского электролизного химического комбината выпустила небольшой сборник стихов «Нечаянная встреча», а в 1994 году издательство АО «Формат» (г. Ангарск) напечатало сборник рассказов «Три дня до осени».

Владимир Павлович с юности увлекается спортом: плавает, играет в футбол, занимается велосипедным спортом.

В 1993 году он был участником велопробега «Пекин – Париж».

Он вспоминал об этих днях:

«Только мой велосипед пересёк границу Польши, как я почувствовал необычайный прилив творческих сил. За три месяца после этого я написал 28 стихотворений. А в Париже познакомился с известным писателем – эмигрантом Владимиром Максимовым... »

Максимов-старший хорошо отзывался о рассказах Максимова- младшего.

«Прощай Париж,Без сожаленья,
Но с грустью расстаюсь с тобой.
Ничто не ждёт, я знаю, дома.
Но всё же я хочу домой».

«Хочу домой», потому что в благополучной Европе охватывает ностальгия и тянет домой, в Сибирь, к Байкалу.

Ностальгия

Это чувство ностальгия-
Это смертная тоска.
Эти цепи. Эти гири.
Это дуло у виска
Это чувство ностальгии,
Настигающее здесь,
В центре миленькой Европы,
Словно воздух выпит весь.
Это странное смятенье,
Пригвождающее вдруг,
Так нелепо, непонятно,
Так похоже на испуг.
Так похоже на затменье
В сердцевине дня.
Но в такие лишь мгновенья
Понимаем мы себя.
Это чувство ностальгии...
Не понять. Не объяснить.
И не принято об этом
Здесь, в Европе, говорить.

Бавария, сентябрь 1993

Стихи, написанные во время поездки по Европе, вошли в сборник «Парижская тетрадь», он был издан как приложение к Иркутской газете «Губерния» в 1996 году. В 1998 году Максимов стал членом Союза писателей России. А в 1997 году в пятом номере журнала «Юность» была опубликована новелла «Ненаписанный рассказ» с коротким предисловием . В этом же году вышли три книги В. Максимова «Загон», «За шторой, с этой стороны», «Морозный поцелуй». Эти небольшие по объему, включающие несколько рассказов, книжки были подготовлены издательством журнала «Сибирь» и отпечатаны на бумаге далеко не лучшего качества (время было такое!).

Рассказы из этих сборников Владимир Павлович включил в свою «первую, настоящую», как он считал книгу – «Формула красоты». Здесь были новые, ранее не печатавшиеся повести «Формула красоты» и «Пристань души». В этих повестях автор вспоминает о своих юношеских увлечениях, рассказывает о любви и привязанности к родной природе, размышляет о том, что такое красота. В интервью одной из иркутских газет Владимир Павлович сказал:

«Красота – это гармония разнообразия, именно гармония, если нет гармонии в разнообразии – это не красота. Это лишь физическая часть так называемой красоты, а красота духовная – это стремление к идеалу».

В книге эти составляющие есть...

Идеала достигнуть невозможно, но стремиться к нему необходимо, в противном случае наша жизнь станет бессмысленной».

В самом конце 1999 года, а точнее – 30 декабря, у Владимира Максимова вышел в свет новый сборник стихов «Сестра моя осень...», вобравший в себя стихи, написанные в период с 1965 по 1998 год. Он сказал по поводу выхода этой книги:

«Стихи я пишу редко. От случая к случаю. И поэтому профессиональным поэтом себя не считаю... Я очень рад выходу этой книги, потому что в ней в стихотворной форме отразилась большая часть моей жизни, а, следовательно, и эпоха».

Как и предыдущую книгу, «Сестру мою осень...» оформила художник Ирина Цой в осенних тонах.

«Без сожаления простившись с этим летом,

Я встретил осень, радостно и просто,
Как друга лучшего,
С которым не встречался
Я много долгих серых скучных дней...
Открыв ему
Объятья, сердце, душу
Достав вина,
Я стал усердно слушать
Его рассказ:
О странствиях и странах,
О разных городах, об океанах.
О том, как закольцован долгий путь,
Что даже нет минуты отдохнуть.
Что снова дальше и южней
За сотни стран. За тридевять морей...

Всё это мне поведал свежий ветер.
Спасибо, осень, что ты есть на свете!»

Книга была доброжелательна принята иркутскими читателями и коллегами по писательскому цеху. Но, пожалуй, лучше всех о своём поэтическом творчестве сказал сам автор в предваряющем сборник стихотворении:

Моя негромкая поэзия –
Как легкий шелест ветерка,
Как лист безумный поздней осенью
В тревожном свете маяка...

Как вид печальный мокрых, темных
Без листьев, веток тополей.
И уносимых ветром, холодом
На юг последних журавлей...

Неброская моя поэзия –
Вся акварельна и легка,
Как в море северном на острове
Дымок чужого костерка...

Негромкая моя поэзия –
Молниеносное туше!
Пусть в вашей памяти останется,
Пусть громом прогремит в душе.

Стихотворение «Ангарск» из этого сборника стало песней о городе, музыку к которой сочинил Евгений Якушенко.

В 2004 году вышла книга «В то лето...», составленная из двух прозаических циклов: «Байкальские повести» и «Дни нашей жизни».

Максимов определил жанр книги как «повествование в рассказах, повестях, новеллах, связанных единством места » и пояснил, что он «так много колесивший по земле, побывавший на морях и океанах и видевший красивых много мест: Сахалин и Осетию, Курилы и Карпаты, вулканы Камчатки и свежие снежные до ненатуральности чистые вершины Сихотэ-Алиня, аккуратные эстонские пейзажи с их пушистыми белыми туманами над болотцами и беломорские заброшенные деревни в их закатной и суровой красоте, и Забайкальские грустные жёлтые дальние степи; овеваемый, обдуваемый, продуваемый ветрами Белого, Чёрного, Балтийского, Каспийского, Берингова. Японского, Охотского морей и Тихого океана» решил выбрать из всей этой мозаики мест маленькую деревеньку , в которой происходит действие «Байкальских повестей».

«Я хочу посвятить это повествование, если у меня хватит сил его написать до конца, гордым прозрачно – бело – голубым байкальским скалам, видимым на другом берегу; водам его, не ласковым, но влекущим к себе своей глубинной чистотой; свежим его ветрам, приносящим бодрость и веселье; крупным изумрудно – синим льдинкам звёзд над ним; прозрачному до жути, отполированному ветром льду и маленькой деревеньке , где мне было всегда так хорошо и покойно, как ни в каком другом месте. И где не однажды ночами я слушал плавно-мерное дыхание волн, прикрывшись пахнущим овчиной тулупом на сеновале и глядя, не в силах оторваться, в завораживающую бездну черного неба, угадываемого только из-за звёзд и смотрящего, как в зеркало, в Байкал. И где только однажды ночью, там же, на сеновале, я подслушал жалобные усталые вздохи осеннего ветра, может быть, прилетевшего откуда-нибудь с высокогорного плато, расположенного у горы Кинабалу острова Калимантан и Индийском океане...

Именно тогда, когда ветер как бы проходил сквозь меня, я осязаемо почувствовал, что я – лишь частица безмерно огромного мира, частица этого ветра и, в то же время, я – это весь Космос... И давние, чистые, давно забытые и ещё не случившиеся воспоминания, размытые, как акварель, ожили и слились со мной. И мне тогда казалось, что я понял, о чем плакал ветер...

Он скорбел обо всем и обо всех: о планете, на которой родился, и о нас, на планете живущих, - обо всех, от муравья до человека. И о том, что он жив лишь до тех пор, пока жива и ненарушима Земля. И о вечности своей, которая есть такая невыносимо тяжелая ноша..

Максимову удалось передать читателю искренность чувств, радость общения с природой, книгу отличает своеобразие языка, настойчивое желание видеть в жизни светлое и рассказать это читателю. С большим интересом читаются страницы, где говорится о подводных исследованиях на Байкале, участником которых был автор.

В 2005 году в издательстве «Иркутский писатель» вышла книга «Не оглядывайся назад», жанр которой В. Максимов определил как роман – параллель. Почему параллель? В романе два основных героя: Игорь Ветров, живущий и действующий в реальном времени и неведомый Игорю Олег Санин, дневник которого Ветров нашёл на чердаке дома охотника, где жил некоторое время, находясь на практике. На первый взгляд, герои, их поступки похожи, но только на первый взгляд. Владимир Корнилов, поэт из г. Братска, учившийся одновременно с В. Максимовым в Литературном институте, написал рецензию «Тайгою меченые судьбы» (Размышления о романе Владимира Максимова «Не оглядывайся назад»). Рецензия опубликована в еженедельнике «Твоя газета» (г. ). Не возвышая и не умоляя достоинств романа, Корнилов дал, на наш взгляд, объективную оценку книги. Он отметил, что она написана чистым, напоённым поэзией языком, сохранившим выразительный русский говор. Завершая размышления Владимир Корнилов пишет:

«Закрывая книгу, я всё ещё не могу расстаться с её героями, с этими душевно щедрыми и преданными романтике людьми. Словно все эти годы в одной упряжке я бродил с ними по диким таёжным местам, которые особой метой в их судьбах оставили неизгладимый след, вместе мёрз и плутал по заснежью, делил по-братски последний сухарь... »

Большинство читателей, познакомившихся с этим романом, разделяют мнение В. Корнилова, отмечая художественную выразительность, мастерские описания природы, так и нравственные искания и переживания героев.

В марте 2007 года в издательстве «Иркутский писатель» вышел поэтический сборник В. Максимова «Памяти солнечный зайчик».

«Книга эта очень личностная и посвящена памяти недавно ушедших в мир иной родителей. А человек, сколько бы ему не было лет, после потери родителей ощущает своё сиротство на этой земле. Оттого-то и многие стихи данного сборника очень грустные, проникнутые размышлениями о жизни и смерти, о феномене времени. И я думал, что эта книга будет, так сказать, для малого круга читателей: родных и знакомых », - говорит В. Максимов.

Но стихи этого сборника о детстве, юности, первой любви оказались интересны и не только родным и знакомым, в этом неоднократно убеждался Владимир Павлович на встречах с читателями в библиотеках Иркутска и области.

Накануне юбилея, известный не только в Иркутске, но и в России издатель Г. Сапронов подготовил книгу В Максимова «Предчувствие чудес». Она состоит из повести и десяти рассказов, которые писались, в отличие от других, в XXI веке. Как и все книги выпускаемые издательством Г. Сапронова, полиграфически книга выполнена качественно. Рассказы, включенные в сборник повествуют о наших современниках, которым пришлось жить в эпоху перемен, и на которых эти перемены по-разному отразились. В предисловии к книге В. Максимов пишет:

«... мне интересен обыкновенный человек, который и является единицей масштаба мироздания. Его душевный настрой, его заботы, переживания, его любовь... И поскольку наша жизнь, любого человека сама по себе является неповторимым чудом, часто не воспринимаемым нами как таковое, я всем вам и желаю всяческих чудес, надеясь на то, что книга не покажется вам скучной и что после её прочтения вас хоть на какое-то время не покинет предчувствие чуда ».

Жизнь ставит перед героями В. Максимова много проблем и вопросов, они стремятся сделать её лучше, справедливее и прекраснее в меру своего понимания. Это не всегда получается. Но при чтении этой книги, как и более ранних, не покидает чувство светлой печали, наверное, так и должно быть, ведь по определению другого нашего земляка, Л. Бородина, без печали чуда не бывает.

Владимир Павлович – лауреат нескольких областных журналистских премий, в 2001 году был удостоен грамоты МПС и секретариата Союза писателей России «За литературное освещение проблем Транссиба». Он частый гость в библиотеках нашего города и области, нашим читателям встречи эти памятны, потому что дарят встречу с удивительным человеком, влюбленным в Сибирь, её природу и, конечно же, сибиряков, они навевают присутствующим не только светлую печаль, но заряжают доброй энергией, присущей писателю.

P.S.

В 2008 году в издательстве Сапронова вышла новая книга В. Максимова "Предчувствие чудес". Эта книга - светлая проза, повествующая о реальных событиях и судьбах. С героями книги вы побываете на Курилах и Командорах; в Тихом океане и Японском море; на берегах Днестра и на Камчатке; в старинных и совсем молодых городах.

Литература

  1. Формула красоты. Повесть. Рассказы. Иркутск, 1998.
  2. Не оглядывайся назад. Роман-параллель. Иркутск, 2005.
  3. Предчувствие чудес. Повесть, рассказы. Иркутск, 2008.
  4. Куда все это исчезает?.. Повесть, рассказы. Иркутск, 2010.

Владимир Максимов - известный отечественный писатель. Также известен как редактор и публицист.

Биография писателя

Владимир Максимов родился в 1930 году. Он появился на свет в Москве. Его отец был простым рабочим. По одной из версий, он пропал без вести во время Великой Отечественной войны, по другой - попал под сталинские репрессии 1937 года по обвинению в троцкизме.

Имя писателя при рождении было Лев Алексеевич Самсонов. В подростковом возрасте имел бунтарский характер. Рос без отца, мать управиться с ним не могла. В юности Владимир Максимов убежал из дома. Жил на улице беспризорником, из-за того что он сменил имя и фамилию, родные не могли его отыскать. В результате воспитывался будущий прозаик в детских домах. Попадал в колонии для малолетних преступников, откуда регулярно совершал побеги. Скрывался по всей стране - в Средней Азии, Сибири и Закавказье.

В 16-летнем возрасте получил 7 лет лишения свободы за совокупность преступлений, но вскоре был освобожден по состоянию здоровья. Оказавшись на свободе, трудился на стройках и в экспедициях на Крайнем Севере и в Сибири. В конце концов осел на Кубани, устроившись в сельскохозяйственную артель "Красная Звезда" колхозником.

Первые литературные опыты

Писать стихи Владимир Максимов начал в 50-х годах. В 1952-м его впервые опубликовали в газете "Советская Кубань". С 54-го жил в городе Черкесске на Ставрополье. Тут он уже занялся журналистским трудом. Работал на радио и в местных печатных изданиях.

В Черкесске увидел свет его первый стихотворный сборник. Он назывался "Поколение на часах". В него вошли поэмы, стихотворения и даже переводы северокавказских авторов. Книга не имела успеха.

Чтобы продолжать самообразование, Максимов Владимир переехал в Москву. Здесь он занялся литературной поденщиной, писал статьи и очерки для газет и журналов, переводил стихи поэтов советских республик.

"Мы обживаем землю"

Первое значимое произведение Максимов Владимир Емельянович издал в 1961 году. В альманахе "Тарусские страницы" вышла его повесть "Мы обживаем землю". Примерно в то же время в другом литературном журнале появилась еще одна его повесть "Жив человек".

Герои Максимова имели необычную судьбу, при этом жили необустроенно и неприкаянно. Они были похожи на большинство советских граждан, но совсем не походили на персонажей других произведений того времени. Многое в этих повестях было автобиографично.

Эти произведения высоко оценили, в частности Паустовский и Твардовский. В 1963 году был принят в Союз писателей СССР Владимир Максимов. Биография прозаика дальше была связана исключительно с литературным творчеством.

Писатель в оппозиции

Причем сам Максимов, как и многие герои его произведений, был оппозиционно настроен к происходящему вокруг, плохо вписывался в советскую действительность. Особенно ярко это стало проявляться в начале 70-х годов. В своих статьях и письмах он критиковал строй и существующую власть. Эти тексты расходились исключительно в самиздате. Также публиковались в эмигрантских изданиях за рубежом.

В этот период за границей выходят два романа Максимова: "Карантин" и "7 дней творения". В них критикуется советское общество, ярко выражена христианская направленность. Эти публикации привели к окончательному разрыву автора с властями. В 1973 году был исключен из Союза писателей Владимир Максимов. Фото автора больше не появлялось в официальной советской печати.

Оказавшись не у дел на родине, прозаик становился все популярнее на Западе.

Эмиграция

В 1974 году Максимову вместе с женой было разрешено выехать во Францию на один год. Но он покинул страну навсегда, так как незадолго до этого получил повестку с требованием прибыть на медицинское освидетельствование психического состояния здоровья. В то время это могло грозить принудительным заключением в психиатрическую клинику.

В Париже Максимов ожил. Начал много писать. Особенно выделяются два романа, созданных в эмиграции. Это "Ковчег для незваных" и "Заглянуть в бездну".

В первом раскрывается образ советского генералиссимуса Сталина через контраст между его бытовой заурядностью и природными катаклизмами, к которым приводят его политики. Во втором, написанном в 1986 году, через романтическую историю была показана судьба участника Гражданской войны адмирала Колчака.

Журнал "Континент"

Самой масштабной работой Максимова во Франции был выпуск журнала "Континент". Над этим эмигрантским изданием он трудился около двадцати лет.

Таким образом, выход "Континента" стал своеобразным продолжением традиции выпускать периодическое издание о проблемах в России за границей. Первой ласточкой стал "Колокол" Герцена.

Журнал Максимова наглядно и справедливо описывал отечественную действительность, рассказывал о том, о чем нельзя было упоминать на страницах советской печати. Причем во многом это был литературный журнал. Поэтому его часто сравнивали с "Современником" Пушкина и "Отечественными записками" Некрасова. Как в этих изданиях, так и в "Континенте", новинки современной прозы и поэзии были общественно значимыми текстами, которые стимулировали социум к активной гражданской позиции, отражали главные проблемы российского общества того времени.

Владимир Максимов - писатель, который сумел сделать более прогрессивное издание, чем даже "Новый мир" Твардовского, который все-таки выходил в СССР в условиях строгой ограниченности в выборе тем и их освещения. Только так удавалось подтверждать правомерность определения интеллигенции как понятия, означающего часть общества, которая способна свободно мыслить и излагать свои взгляды на любые вопросы.

При этом среди прогрессивно настроенной части советского общества находилось немало тех, кто критически относился к изданию журнала "Континент". Среди них был известный писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Александр Солженицын. Кстати, выходец из "Нового мира". Он критиковал детище Максимова за то, что оно было слишком осторожным, пыталось стать компромиссным во многих вопросах.

Возвращение в Россию

После распада СССР стал бывать на родине Владимир Максимов. Биография писателя при этом до последних лет жизни осталась связанной с заграницей. Сам он в 90-е стал периодически приезжать в Россию. Однако и в это время к существующей власти и происходящему в стране относился весьма скептически и критически, чтобы найти понимание у власть имущих. Единственное, что изменилось кардинальным образом, это доступ к его произведениям. Печатать и издавать их на родине больше никто не запрещал.

Многих удивила и возмутила его публикация в "Правде". Горячие головы даже успели обвинить писателя в беспринципности. Ведь он всегда был известен своими антикоммунистическими настроениями. А тут высказывался в противоположном ключе. Не все понимали, что главным для Максимова был не существующий политический строй, а патриотизм и забота об истинном благе для своей родины. Его публицистические статьи и очерки, с которыми он начал регулярно выступать на страницах средств массовой информации в 90-е годы, были посвящены исключительно защите интересов русского народа. И больше ничему.

В это время в России переиздали его самые известные произведения, даже вышло полное собрание сочинений автора в восьми томах. А в 1992 году в театре имени Маяковского был поставлен спектакль по пьесе Максимова под названием "Кто боится Рэя Брэдбери?"

Смерть прозаика

Советское гражданство, которого Максимов был лишен после эмиграции за границу, оперативно ему было возвращено еще в 1990 году. В последние годы своей жизни он начал все чаще приезжать в Россию и оставаться все на более продолжительные периоды. Подолгу в это время жил в Москве. Он сильно рассчитывал на демократические преобразования в обществе и на то, что облик России кардинальным образом изменится.

Суровая окружающая действительность продемонстрировала ему и всем остальным, что эти надежды были преждевременными и напрасными. В его публичных выступлениях и статьях все чаще сквозила тема разочарования, пессимизма, неверия в светлое будущее России.

Он умер в 1995 году в Париже.

Влади́мир Емелья́нович Макси́мов (настоящее имя Лев Алексе́евич Самсо́нов ; 27 ноября 1930, Москва - 26 марта 1995, Париж) - русский писатель, публицист, редактор.

Биография

Родился в семье рабочего, пропавшего без вести на фронте в 1941.

Сменил фамилию и имя, убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детских домах и колониях для малолетних преступников, откуда постоянно совершал побеги в Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье. Был осужден по уголовным статьям и провел несколько лет в лагерях и ссылке.

После освобождения в 1951 жил на Кубани, где впервые начал публиковаться в газетах. Выпустил сборник стихов «Поколение на часах» (Черкесск, 1956).

Семья

  • отец Самсонов Алексей Михайлович (1901-1941), родился в дер. Сычёвка Узловского района Тульской губернии
  • мать Самсонова Федосья Савельевна (1900-1956), родилась в г. Узловая Тульской губернии
  • сестра отца Самсонова Мария Михайловна (1911-1995), родом из деревни Сычёвка Узловского р-на Тульской губернии, замужем никогда не была, другой семьи, кроме семьи своего брата никогда не имела
  • старший брат Лев, умер младенцем в Москве
  • старшая сестра Нина, умерла в 1940 году в Москве
  • младшая сестра Екатерина (1941), живёт в США

Творчество

По возвращении в Москву (1956) занимается разнообразной литературной работой. Первое значительное произведение - «Мы обживаем землю» (сборник «Тарусские страницы », 1961). Написанная раньше повесть «Жив человек» была напечатана в журнале «Октябрь» в 1962, затем вышла «Баллада о Савве» (1964) и другие произведения. В 1963 г. был принят в Союз советских писателей. Член редколлегии журнала «Октябрь» (октябрь 1967 - август 1968).

Романы «Карантин» и «Семь дней творенья», не принятые ни одним издательством, широко ходили в самиздате. За эти романы их автор был исключён из Союза писателей (июнь 1973), помещен в психиатрическую больницу. В 1974 Максимов был вынужден эмигрировать. Жил в Париже.

В 1974 году Максимов основал ежеквартальный литературный, политический и религиозный журнал «Континент», главным редактором которого оставался до 1992 года. Был исполнительным директором международной антикоммунистической организации «Интернационал сопротивления»

В эмиграции написаны «Ковчег для незваных» (1976), «Прощание из ниоткуда» (1974-1982), «Заглянуть в бездну» (1986) - о жизни адмирала Колчака, «Кочеванье до смерти» (1994) и др.

Написал также пьесы: «Кто боится Рэя Брэдбери?» (1988), «Берлин на исходе ночи» (1991), «Там, вдали за рекой…» (1991), «Где тебя ждут, ангел?» («Континент», № 75, 1993) «Борск - станция пограничная» («Континент», № 84, 1995).

Максимов писал неуравновешенно, жёстко. Часто меняются место и время действия, рав­но как и судьбы повествования; частности, взаимодополняя друг друга, обретают все­объемлюще-эпический характер. Проза Максимова убеждает прорывами самобытного природ­ного языкового таланта в реальную жизнь низших слоёв советского общества, мучительно знакомую ему по собственному опыту, а так­же сильным чувством моральной ответственности писателя-патриота.

Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Фразы

  • «Мы метили в коммунизм, а попали в Россию».
  • «А может, лучше было бы, чтоб Достоевский был у швейцарцев? А у нас взамен чтоб была нормальная жизнь».

Сочинения

  • Поколение на часах. Стихи, 1956
  • Мы обживаем землю // альманах «Тарусские страни­цы», 1961
  • Позывные твоих параллелей. Пье­са // «Октябрь», 1964, № 2
  • Жив человек, 1964
  • Ис­кушение // «Октябрь», 1964, № 9
  • Шаги к горизонту // «Октябрь», 1964, № 9
  • Стань за черту // «Октябрь», 1967, № 2
  • Семь дней творения, Frankfurt/M., 1971
  • Карантин, Frankfurt/M., 1973
  • Прощание из ниоткуда. Автобиографическая повесть, Frankfurt/M., 1974, кн.2, 1982
  • Сага о Сав­ве, Frankfurt/M., 1979
  • Ковчег для незваных, Frankfurt/M., 1979
  • Сага о носорогах, Frank­furt/M., 1981
  • Заглянуть в бездну, Paris, 1986
  • Растление великой империи, М., Алгоритм-Эксмо, 2010.

Наиболее полные издания

  • Собрание в 6 томах, Франкфурт-на-Майне: Посев, 1975-1979.
  • Собрание сочинений в восьми томах, М.: «ТЕРРА» - «TERRA», 1991-1993.
  • Самоистребление. М.: Голос, 1995.

Максимов
Владимир Емельянович
(Самсонов Лев Алексеевич)
(1930-1995)

Писатель, публицист, редактор.

Родился в Москве в семье рабочего, репрессированного в 30-х годах. Сменил фамилию и имя, убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детских домах и колониях для малолетних преступников, откуда постоянно совершал побеги в Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье. Был осужден по уголовным статьям и провел несколько лет в лагерях и ссылке. После освобождения в 1951 г. жил на Кубани, где впервые начал публиковаться в газетах и выпустил сборник весьма посредственных стихов.

Впечатления этих лет легли в основу первых публикаций: «Мы обживаем землю» (Сб. «Тарусские страницы», 1961), «Жив человек» (1962), «Баллада о Савве» (1964) и др. В 1963 г. был принят в Союз советских писателей. Романы «Карантин» и «Семь дней творенья», не принятые ни одним издательством, широко ходили в Самиздате. За эти романы их автор был исключен из Союза писателей, помещен в психиатрическую больницу. В 1974 г. Максимов был вынужден эмигрировать. Жил в Париже.

В 1974 г. Максимов основал ежеквартальный литературный, политический и религиозный журнал «Континент» (см. т. 3, стр. 265), главным редактором которого оставался до 1992 г.

В эмиграции написаны «Ковчег для незваных» (1976), «Прощание из ниоткуда» (1974-1982), «Заглянуть в бездну» (1986), «Кочеванье до смерти» (1994) и др.

Наиболее полные издания:

Собрание в 6 томах, Франкфурт-на-Майне: Посев, 1975-1979;

Собрание сочинений в восьми томах, М.: «ТЕРРА» - «TERRA», 1991-1993;

МАКСИМОВ, ВЛАДИМИР ЕМЕЛЬЯНОВИЧ (наст. фамилия, имя и отчество Самсонов, Лев Алексеевич) (1930–1995), русский писатель, публицист. Родился в Москве 27 ноября 1930, сын рабочего, репрессированного в кампанию борьбы с троцкизмом. Сменив фамилию и имя, сбежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детских домах и колониях для малолетних преступников, откуда совершал побеги в Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье. Получил профессию каменщика в школе ФЗО. Работал на стройках, искал алмазы на Таймыре.

В 1951, после освобождения из мест заключения, был определен на жительство в одну из станиц Кубани. Начал выступать как колхозный поэт в газетах Краснодара; в 1956 в г.Черкесске опубликовал сборник стихов и поэм Поколение на часах . Он оказался художественно невыразительным в силу поверхностной публицистичности и штампованности поэтической речи. В 1961 в сб. Тарусские страницы вышла повесть Максимова Мы обживаем землю , где на основе впечатляющего личного опыта рассказывалось о поисках таежными бродягами, мужественными и неспокойными людьми, своего места в жизни.

В 1962 известный писатель В.А.Кочетов опубликовал в руководимом им журнале «Октябрь» повесть Максимова Жив человек , вызвавшую доброжелательные отклики (инсценирована в 1965 Московским театром драмы им. А.С.Пушкина), и ввел молодого литератора, с конца 1950-х годов вернувшегося в Москву и в 1963 принятого в Союз писателей СССР, в редколлегию своего издания (1967–1968). В 1964 Максимов опубликовал «производственную» пьесу Позывные твоих параллелей .

В то же время усиление трагических нот в творчестве Максимова (рассказы Дуся и нас пятеро , Искушение ; Шаги к горизонту , др. назв. Баллада о Савве , все 1963; повести Дорога , 1966; Стань за черту , 1967), острота коллизий, обнажавших социальное неблагополучие общества, привели писателя к созданию романа-эпопеи Семь дней творения (1971), пронизанного тоской по христианскому идеалу. Здесь прослеживается судьба крестьянского рода Лашковых, оторванного от его корней – земли и православия. Автор описывает новые социальные роли ее членов– железнодорожников, строителей, дворников, актеров, лесничих, их новую житейскую географию – от Москвы до казахстанских степей, их подчиненность законам государства, возбуждавшего то тягу к перемене мест, то неистовый энтузиазм. Тяжкое прозрение переживает старейшина рода Лашковых, самоотверженно служивший «делу коммунизма» и на исходе жизни осознающий неправоту своего пути.

Проповеднически-морализаторский, откровенно тенденциозный пафос жесткой прозы Максимова вместе с тяготением писателя к «босяцкой» романтике, людям «дна» с их неизменной ненавистью к любым благополучным, особенно ярко проявившийся в первом романе Максимова, позволяет критикам видеть в его творчестве сплав художественных традиций Ф.М.Достоевского и М.Горького . Одновременно эта тенденция способствовала расцвету публицистики Максимова, затрагивающей вопросы политики, религии, идеологии, литературной жизни, национального самосознания, непримиримой к фальши не только советского, но и постперестроечного общественного устройства (как и западной демократии – памфлет О носорогах ) и ассоциирующейся порой с современным русским антизападничеством и «почвенничеством».

Углубляет разногласия с властями следующий роман Максимова – Карантин (1973), где двое людей в поезде, остановленном в степи из-за эпидемии холеры, ищут в друг друге, а затем и в Спасителе опору для духовного возрождения и выхода из круга бесцельного и греховного существования. Опубликованный на Западе и в «самиздате» , роман послужил поводом для помещения его автора в психиатрическую больницу и исключения из СП (1973). В 1974 писатель эмигрирует, поселяется в Париже и основывает там журнал «Континент» (до 1992), продолживший герценовские традиции русской литературы в изгнании. Вокруг издания собрались силы эмиграции «третьей волны» (в т.ч. А.И.Солженицын и А.А.Галич ; среди членов редколлегии журнала – В.П.Некрасов, И.А.Бродский , Э.И.Неизвестный , А.Д.Сахаров , называвший Максимова «человеком бескомпромиссной внутренней честности»). В 1990-е в один из своих приездов в Россию, Максимов передал «Континент» московским литераторам.

Во Франции Максимов пишет романы Ковчег для незваных (1976), повествующий об освоении Советским Союзом Курильских островов после Второй мировой войны, и Заглянуть в Бездну (1986), историю любви адмирала А.В.Колчака , – оба на подкрепленном документальными сценами и справочными материалами историческом фоне, с неприятием большевизма, трактуемого как апофеоз насилия и исторического волюнтаризма, антипод христианской цивилизации; а также роман Кочевание до смерти (1994), насыщенный автобиографическими реминисценциями, полный обличений не только советской действительности (особенно через призму рассказа о казачьем мятеже 1920-х), но и тяжкой атмосферы русской эмиграции.

Он был антикоммунистом и постоянным (в последние полтора года жизни) автором газеты «Правда», беспощадным аналитиком и верующим христианином, для одних – беспринципным капитулянтом, для других – пророком. По мнению многих литературоведов Максимов явил в своем противоречивом облике некую ипостась протопопа Аввакума с его идеей «отстаивания» России и всего русского во враждебном кольце западной цивилизации.

Выбор редакции
контрапункт контрапункта, мн. нет, м. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии...

итальянский композитор Краткая биографияДжузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября...

«Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры » А.В. Щусев Архитектор...

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется...
Интересные факты о Александре Грине расскажут о неизвестных событиях в жизни писателя. Интересные факты о книге «Алые паруса» также...
Мы вдохновились японским аниматором и иллюстратором Kazuhiko Okushita. Художник создает рисунки, не отрывая карандаша от бумаги. Очень...
Вчера в ресторане Modus на Плющихе Светлана Лобода устроила яркую вечеринку в честь своего 35-летия, пригласив на нее лишь самых...
Что такое цимбалы? Это струнный ударный музыкальный инструмент. У него плоский трапециевидный корпус с натянутыми струнами. По струнам...