Е а кибрик картины. Евгений Адольфович Кибрик: биография


    - (1906 1978), советский график и живописец. Народный художник СССР (1967), действительный член АХ СССР (1962). Учился в Институте изобразит, искусств в Одессе (1922 25) и в ленингр. АХ (1925 27). Преподавал в МХИ (с 1953). Работая… … Художественная энциклопедия

    - [р. 8(21).2.1906, Вознесенск, ныне Николаевской области УССР], советский график и живописец, народный художник СССР (1967), действительный член ЛХ СССР (1962). Учился в Одессе в институте изобразительных искусств (1922‒25) у П. Г. Волокидина и Т … Большая советская энциклопедия

    - (1906 78) российский график и живописец, народный художник СССР (1967), действительный член АХ СССР (1962). Графические серии, иллюстрации (Кола Брюньон Р. Роллана, 1934 36; Тарас Бульба Н. В. Гоголя, 1943 45) отмечены исторической и… … Большой Энциклопедический словарь

    Род. 8 (21) февраля 1906 г., в Вознесенске, ум. 1978. Живописец и график, книжный иллюстратор, ученик П. Н. Филонова, член общества "Мастера аналитического искусства". Лауреат Государственной премии СССР (1948), народный художник СССР… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1906 1978), график и живописец, народный художник СССР (1967), действительный член АХ СССР (1962). Графические серии, иллюстрации («Кола Брюньон» Р. Роллана, 1934 36; «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, 1943 45) отмечены исторической и психологической… … Энциклопедический словарь

    Кибрик Евг. Адольфович - (1906 78) график, живописец, нар. художник СССР (1967), действит. чл. АХ СССР (1962); учился в Одес. худож. ин те (1922 25), во ВХУТЕИНе (1925 27), чл. об ва Мастера аналитич. иск ва (1930). Рисовальщик, мастер литографии и акварели,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Кибрик, Евгений Адольфович Место рождения: Вознесенск, Николаевская губерния Евгений Адольфович Кибрик (8 (21) февраля 1906 18 июля 1978) советский художник. В 1920 х участник школы Филонова. Наиболее прославился как иллюстратор книг. Среди его… … Википедия

    Адольфович Место рождения: Вознесенск, Николаевская губерния Евгений Адольфович Кибрик (8 (21) февраля 1906 18 июля 1978) советский художник. В 1920 х участник школы Филонова. Наиболее прославился как иллюстратор книг. Среди его работ… … Википедия

    Кибрик, Евгений Адольфович Место рождения: Вознесенск, Николаевская губерния Евгений Адольфович Кибрик (8 (21) февраля 1906 18 июля 1978) советский художник. В 1920 х участник школы Филонова. Наиболее прославился как иллюстратор книг. Среди его… … Википедия

КИБРИК, ЕВГЕНИЙ АДОЛЬФОВИЧ (1906–1978), русский художник, мастер книжной иллюстрации.

Родился в Вознесенске (Николаевская губерния) 8 (21) февраля 1906 в семье управляющего хлебоэкспортной фирмы. Учился в Одесском художественном институте, в частности у П.Г.Волокидина, и в ленинградском Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин, 1925–1927). В 1927–1930 был одним из самых активных членов созданного П.Н.Филоновым объединения «Мастера аналитического искусства» (МАИ). После раскола МАИ до 1931 работал в Изораме (Изостудии рабочей молодежи) – организации, призванной развивать массовую художественную самодеятельность. В период развернувшейся травли Филонова выступил в газете «Советское искусство» и журнале «Юный пролетарий» с резкой критикой своего учителя (1932), после чего другие «филоновцы» считали его ренегатом. С 1943 жил в Москве.

Создавал станковые листы и журнальную графику, но завоевал известность прежде всего как художник книги. Его ранние иллюстрации к Поручику Киже Ю.Н.Тынянова (1930) всецело примыкают к методике «аналитического искусства» – с характерным для последнего «выявлением» (как бы рентгеновским высвечиванием) внутренней жизни вещей и фигур. Позднее перешел к стилистике умеренного, «академического» модерна, сквозь который достаточно экспрессивно проступал тот северный модерн и символизм начала 20 в., что был ранней базой и филоновского искусства. Предпочитая технику рисунка углем и карандашом, а также литографии, сочетал монументально-эпические формы и мотивы с мягкостью светотеневых эффектов. К наиболее значительным графическим циклам Кибрика принадлежат серии романтичных иллюстраций к Кола Брюньону Р.Роллана (1934–1936), Легенде об Уленшпигеле Ш.де Костера (1937–1938), Тарасу Бульбе Н.В.Гоголя (1943–1945) и русским Героическим былинам (1948–1950). К тому же эпосу – но уже как бы современному героическому эпосу – стремился и в своих историко-революционных композициях, ставших образцами соцреалистической графики (серия рисунков В.И.Ленин в 1917 году , 1947, Центральный музей В.И.Ленина, Горки; два листа из этой серии – Есть такая партия ! и Ленин в Разливе – были удостоены Сталинской премии 1948). Среди поздних его работ наиболее известны иллюстрации к Борису Годунову А.С.Пушкина (чернила, 1959–1964, Третьяковская галерея).

С 1930 активно работал как педагог – в Изостудии рабочей молодежи, Академии художеств и Московском институте имени В.И.Сурикова. Из нескольких его публикаций особый интерес представляет «автомонография» Работа и мысли художника (1984), где Кибрик возвращается к творческим впечатлениям юности, объясняя свой разрыв с ленинградским авангардом, но в то же время сообщая и немало ценных сведений о последнем.

    Кибрик Евгений Адольфович

    Кибрик Евгений Адольфович - (1906 1978), советский график и живописец. Народный художник СССР (1967), действительный член АХ СССР (1962). Учился в Институте изобразит, искусств в Одессе (1922 25) и в ленингр. АХ (1925 27). Преподавал в МХИ (с 1953). Работая… … Художественная энциклопедия

    Кибрик Евгений Адольфович - [р. 8(21).2.1906, Вознесенск, ныне Николаевской области УССР], советский график и живописец, народный художник СССР (1967), действительный член ЛХ СССР (1962). Учился в Одессе в институте изобразительных искусств (1922‒25) у П. Г. Волокидина и Т … Большая советская энциклопедия

    КИБРИК Евгений Адольфович - (1906 78) российский график и живописец, народный художник СССР (1967), действительный член АХ СССР (1962). Графические серии, иллюстрации (Кола Брюньон Р. Роллана, 1934 36; Тарас Бульба Н. В. Гоголя, 1943 45) отмечены исторической и… … Большой Энциклопедический словарь

    Кибрик, Евгений Адольфович - Род. 8 (21) февраля 1906 г., в Вознесенске, ум. 1978. Живописец и график, книжный иллюстратор, ученик П. Н. Филонова, член общества "Мастера аналитического искусства". Лауреат Государственной премии СССР (1948), народный художник СССР… … Большая биографическая энциклопедия

    Кибрик Евгений Адольфович - (1906 1978), график и живописец, народный художник СССР (1967), действительный член АХ СССР (1962). Графические серии, иллюстрации («Кола Брюньон» Р. Роллана, 1934 36; «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, 1943 45) отмечены исторической и психологической… … Энциклопедический словарь

    Кибрик Евг. Адольфович - (1906 78) график, живописец, нар. художник СССР (1967), действит. чл. АХ СССР (1962); учился в Одес. худож. ин те (1922 25), во ВХУТЕИНе (1925 27), чл. об ва Мастера аналитич. иск ва (1930). Рисовальщик, мастер литографии и акварели,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Евгений Адольфович Кибрик - Кибрик, Евгений Адольфович Место рождения: Вознесенск, Николаевская губерния Евгений Адольфович Кибрик (8 (21) февраля 1906 18 июля 1978) советский художник. В 1920 х участник школы Филонова. Наиболее прославился как иллюстратор книг. Среди его… … Википедия

    Кибрик, Евгений - Адольфович Место рождения: Вознесенск, Николаевская губерния Евгений Адольфович Кибрик (8 (21) февраля 1906 18 июля 1978) советский художник. В 1920 х участник школы Филонова. Наиболее прославился как иллюстратор книг. Среди его работ… … Википедия

    Евгений Кибрик - Кибрик, Евгений Адольфович Место рождения: Вознесенск, Николаевская губерния Евгений Адольфович Кибрик (8 (21) февраля 1906 18 июля 1978) советский художник. В 1920 х участник школы Филонова. Наиболее прославился как иллюстратор книг. Среди его… … Википедия

Страна:

СССР →
Россия

Научная сфера: Место работы: Учёная степень: Учёное звание: Альма-матер : Научный руководитель: Известные ученики: Известен как: Сайт:

Алекса́ндр Евге́ньевич Ки́брик (26 марта , Ленинград - 31 октября , Москва) - российский лингвист , доктор филологических наук, профессор МГУ , член-корреспондент РАН (), заслуженный деятель науки Республики Дагестан . Автор работ по прикладной лингвистике , синтаксису , функциональной и когнитивной типологии , общим проблемам теории языка. Автор и редактор грамматических описаний нескольких малых и исчезающих языков России. Организатор десятков лингвистических экспедиций, один из лидеров российской школы полевой лингвистики . Один из ведущих преподавателей Отделения теоретической (структурной) и прикладной лингвистики , с по 2012 год - заведующий кафедрой ТиПЛ.

Биография

По собственному признанию, «программой-максимум» А. Е. Кибрика было стать кинорежиссёром . Однако сначала он решил получить филологическое образование («Я считал, что филология даст мне такое хорошее образование, что я буду про всё что-то знать » ). В 1961 году он окончил классическое отделение филологического факультета МГУ , его однокурсником был Сергей Аверинцев . Однако ещё в процессе учёбы А. Е. Кибрик заинтересовался современной лингвистикой, а также семиотикой , которая с конца 1950-х годов начинала приобретать популярность в СССР. В 1960 году на факультете было открыто новое отделение теоретической и прикладной лингвистики , куда А. Е. Кибрик стал ходить на лекции. Там он познакомился и с математиком Владимиром Успенским - одним из основателей отделения, читавшим на нём математические курсы.

Уже дипломная работа А. Е. Кибрика «Спектральный анализ гласных новогреческого языка» (выполненная под руководством Петра Саввича Кузнецова) была посвящена не классической филологии, а экспериментальному исследованию с использованием новейших технологий (правда, единственный спектрометр для анализа речи находился тогда в и был размером со шкаф). Статью на основе диплома он отправил в «Вопросы языкознания », где её приняли к печати, в 1962 году статья была опубликована . Вскоре автору позвонили из редакции журнала и попросили зайти за откликом читателя на его статью. Читателем оказался известнейший математик А. Н. Колмогоров , который сообщал «уважаемому профессору Кибрику», что статья ему понравилась и он хотел бы обсудить её. В результате А. Е. Кибрик сделал доклад на семинаре, который Колмогоров вёл на мехмате МГУ .

Внешние изображения
Лидия Тимошенко. Портрет сына (А. Е. Кибрик). Холст, масло. 1962

В аспирантуру А. Е. Кибрика не приняли, поскольку факультетское начальство сочло его неблагонадёжным - в частности, это было связано с тем, что в студенческие годы он был редактором факультетской стенгазеты, в котором тогдашнему декану не понравились некоторые «подрывные» стихи. Помимо стенгазеты, студент Кибрик прославился ещё и тем, что снял художественный фильм о студенческой жизни. Фильм был без слов (и так и назывался «Нет слов»), его героями были реальные студенты. Одна из сцен изображала лекцию по политэкономии, на которой студенты занимались своими делами. Из-за отказа вырезать эту сцену показ фильма в клубе, находившемся в здании Храма Св. Татианы , был отменён . Сам фильм не сохранился.

А. Е. Кибрик умер в Москве после тяжёлой болезни 31 октября 2012 года . Отпевание прошло в Храме святителя Николая на Трёх Горах . Похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с отцом (участок № 9).

Семья

  • Отец - художник Евгений Адольфович Кибрик
  • Мать - художница Лидия Яковлевна Тимошенко
  • Жена - лингвист, африканист Антонина Ивановна Коваль
    • сын - лингвист Андрей Кибрик
    • дочь - художница Нина Кибрик

Вклад в науку

Работы по прикладной лингвистике, описанию кавказских языков , синтаксису , функциональной и когнитивной типологии , общим проблемам теории языка. Организатор большого количества лингвистических экспедиций по изучению языков (полевая лингвистика), один из лидеров российской школы полевой лингвистики.

Основные труды

Монографии

  • Кибрик А. Е. Модель автоматического анализа письменного текста (на материале ограниченного военного подъязыка) . (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 3.) М.: МГУ, 1970. - 365 с.
  • Городецкий Б. Ю., Кибрик А. Е., Логахина Л. С. и др. Словари словосочетаний и частотные словари слов ограниченного военного подъязыка . (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 4.) М.: МГУ, 1971. - 538 с.
  • Алпатов В. М. , Вентцель А. Д., Журинский А. Н. , Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. , Поливанова А. К. и др. 200 задач по языковедению и математике . (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 8.) М.: МГУ, 1972. - 252 с.
  • Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. , Оловянникова И. П. Фрагменты грамматики хиналугского языка . (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 9.) М.: МГУ, 1972. - 380 с.
  • Кибрик А. Е. Методика полевых исследований (к постановке проблемы) . (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 10.) М.: МГУ, 1972. - 181 с.
  • Kibrik A. The methodology of field investigations in linguistics (setting up the problem) . (Janua Linguarum. Series Minor, 142.) The Hague/Paris: Mouton, 1977. - 130 p. (Англ. пер. монографии 1972 года)
  • Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. . Т. 1. Лексика. Фонетика. (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 11.) М.: МГУ, 1977. - 362 с.
  • Кибрик А. Е. Опыт структурного описания арчинского языка . Т. 2. Таксономическая грамматика. (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 12.) М.: МГУ, 1977. - 346 с.
  • Кибрик А. Е. Опыт структурного описания арчинского языка . Т. 3. Динамическая грамматика. (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 13.) М.: МГУ, 1977. - 320 с.
  • Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. , Оловянникова И. П., Самедов Д. С. Арчинский язык: тексты и словари . (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 14.) М.: МГУ, 1977. - 392 с.
  • Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. Сопоставительное изучение дагестанских языков. Глагол . М.: МГУ, 1988. - 226 с.
  • Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. Сопоставительное изучение дагестанских языков. Имя. Фонетика . М.: МГУ, 1990. - 366 с.
  • Кибрик А. Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания: универсальное, типовое и специфичное в языке . М.: Изд-во МГУ, 1992. - 336 с. (Переиздано: М.: УРСС/КомКнига, 2001, 2001, 2004, 2005, 2012. Серия: Лингвистическое наследие XX века.)
  • Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. , Муравьёва И. А. Язык и фольклор алюторцев . М.: Наследие, 2000. - 468 с.
  • Кибрик А. Е. Константы и переменные языка . СПб: Алетейя, 2003. - 720 с.

Редактор и составитель

  • Табасаранские этюды. Материалы Дагестанской экспедиции. 1979. (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 15.) М.: МГУ, 1972.
  • . Вып.11. Современные синтаксические теории в американской лингвистике. М., 1982.
  • Новое в зарубежной лингвистике . Вып. 15. Современная зарубежная русистика. М., 1985.
  • Моделирование языковой деятельности в интеллектуальных системах. М.: Наука, 1987.
  • Лидия Тимошенко - художник и личность. Живопись. Графика. Дневники. Воспоминания современников. М.: Советский художник, 1991.
  • Эдвард Сепир . Избранные труды по языкознанию и культурологии. (Серия «Языковеды мира ».) М.: Прогресс-Универс, 1993.
  • The noun phrase in the Andalal dialect of Avar as spoken at Sogratl. (Eurotyp working papers. Theme 7: Noun phrase structure. Working paper no. 18.) Konstanz, 1993.
  • Godoberi’s noun phrase. (Eurotyp Working Papers. Theme 7: Noun phrase structure. Working paper no. 21.) Konstanz, 1994.
  • Godoberi. (Lincom Studies in Caucasian Linguistics, 02.) München/Newcastle, 1996.
  • Элементы цахурского языка в типологическом освещении. М.: Наследие, 1999.
  • Багвалинский язык. Грамматика, тексты, словари. М.: Наследие, 2001.
  • Лидия Тимошенко. Реальность других измерений: дневники, письма, воспоминания. М.: Прогресс-Традиция, 2004.
  • Малые языки и традиции: существование на грани. Вып. 1. Лингвистические проблемы сохранения и документации малых языков. М.: Новое издательство, 2005.
  • Малые языки и традиции: существование на грани. Вып. 2. Тексты и словарные материалы. М.: Языки славянской культуры, 2008.

Примечания

Ссылки

  • Профиль Александра Евгеньевича Кибрика на официальном сайте РАН
  • Личная страница и мемориальная страница на сайте ОТиПЛ филологического факультета МГУ
  • Личная страница на сайте
  • Некролог на сайте филологического факультета МГУ
  • Некролог на сайте LINGUIST List (англ.)
  • Потери: В. Плунгян, Г. Крейдлин, М. Кронгауз об А. Е. Кибрике («Троицкий вариант », 6 ноября 2012 г.)

Е. Кибрик. Рисунки из серии «Сталинград. 1943 год». Карандаш.

Кибрик Евгений Адольфович народный художник СССР

В сентябре 1943 года я приехал из Самарканда в Москву по вызову Комитета по делам искусств и почти сразу же был командирован на зарисовки в Сталинград.

В Сталинграде не осталось ни одной крыши, в нем никто не жил. Кое-где только в землянках обитали бывшие жители, вернувшиеся на пепелище восстанавливать разрушенный город.
Все учреждения находились в 12 километрах от города - в Бекетовке. Весь путь Сталинград- Бекетовка занимало кладбище фашистских самолетов. Они были свалены по обе стороны дороги. Мальчишки из ремесленных училищ разбивали на куски останки самолетов для переплавки.
Страшные руины увидел я на месте бывшего города.
В большинстве случаев улицами были не привычные нам мостовые, а окопы, траншеи, укрытия защитников Сталинграда, сражавшихся за каждый дом. На уцелевших участках стен первого этажа виднелись надписи, сделанные неровными, крупными черными буквами: «Клянемся Родине стоять насмерть!», «Здесь стояли гвардейцы Родимцева», «Смерть фашистам!» Земли не было видно. Все покрыто толстым слоем боевого железа - осколками снарядов, стреляными гильзами, обломками автоматов, мятыми касками. Там и тут валялись погнутые железные кровати. Они, как символ человеческого обитания, виднелись на этажах бывших квартир, сейчас открытых взору из-за обвалившихся наружных стен. Такие двух- или трехстенные комнаты, с черной кроватью, зацепившейся чудом над пропастью, с обрывками обоев, напоминали о том, что здесь жили люди…
Все это я рисовал, думая: потомки должны знать, что такое фашизм в действии. Много лет нужно, чтобы вырастить взрослое дерево, и только один снаряд, чтобы его погубить. Среди развалин стояло дерево, в ствол которого попал снаряд, расщепив и изуродовав его. Это дерево я увидел как образ войны, поголовного «тотального» разрушения и нарисовал его. Особенно меня привлекали мотивы пробуждающейся жизни. Под корень срезанное снарядом дерево и живая веточка с ярко-зелеными листочками - как обещание будущего, как напоминание того, что жизнь неистребима.
А жизнь пробивалась всюду. Вот несколько человек прокладывают рельсы для будущего трамвая. На разрушенной стене сидит человек и по кирпичику восстанавливает ее. У остатков маленького домика собирают уцелевшие кирпичи и складывают их впрок двое мужчин, а понурая лошадка, запряженная в тележку, терпеливо поджидает. Через изрытую окопами черную полосу «ничейной» земли видны вдалеке маленькие фигурки сидящих на берегу реки солдата и девушки, а перед ними сияющая красавица Волга. Залитая солнцем улица у вокзала, по бокам ее темные громады разбитых домов, а на тротуаре чистильщик наводит глянец на сапог молоденького офицера…

В воскресенье отправляюсь на Мамаев курган, где ныне расположен мемориал Сталинградской битвы, созданный Е. В. Вучетичем. Рисую куст на вершине Мамаева кургана, за ним высокий тонкий обелиск братской могилы, город вдалеке.
Весь курган изрыт окопами - нашими и фашистскими. Достаю из окопа немецкую каску со свастикой, полную земли, очищаю ее и забираю с собой как сувенир.
Только через 33 года большинство этих рисунков, так нигде до того и не показанных, попали в волгоградский музей.
Приехав в Москву, я сразу отправился в Гослитиздат, в Ленинградском отделении которого вышли мои «Кола Брюньон» и «Тиль Уленшпигель». Я пока не наметил книги для иллюстрирования. Для меня всегда было проблемой найти
себе книгу по характеру. Завецующий художественной редакцией Николай Васильевич Ильин проявил поразительную прозорливость. Минуту подумав, он предложил мне иллюстрировать «Тараса Бульбу». Это было точное попадание в цель, и я не раз удивлялся тому, как мне самому не приходило в голову иллюстрировать «Тараса». Предложение меня устраивало не только с художественной стороны. Оно давало возможность создать работу, созвучную времени, - была осень 1943 года.

Если бы не война, я начал бы с поездки на места Запорожской Сечи, но немцы в то время занимали еще часть Украины. Положился на интуицию и воображение. Южная Украина - моя родина, и ковыльную степь я помню. Решил строить иллюстрации на характерах, образах героев, главных конфликтах.
Для меня основными стали сюжеты Запорожской Сечи, героический, патриотический дух повести - все, что так соответствовало народному настроению в дни Великой Отечественной войны. Многое в «Тарасе» перекликалось с современностью. Когда я рисовал Остапа, мужественно идущего во главе запорожцев на казнь, то думал о казни Зои Космодемьянской. Рисуя Тараса, горюющего об Остапе, думал, что изображаю сюжет общенародного значения, - кто в те дни не горевал о судьбе близких, погибших на полях войны или пропавших без вести… А смерть Тараса, сцены боя, речь Тараса перед казаками - все перекликалось с войной.
Образ Остапа, в дореволюционных иллюстрациях незначительный и бледный, вырос по своему значению вровень с образом Тараса. Наоборот, линия Андрия и прекрасной полячки меня в отличие от старых иллюстраторов привлекала гораздо меньше.

Большое значение имела национальная окраска всей работы. Я хотел показать ярких, сильных, мужественных людей, их разнообразные характеры, но все они должны быть обязательно украинцы.
Чем отличаются украинцы от русских? И те и другие бывают длинноголовыми и круглоголовыми, курносыми и украшенными «орлиными» носами, большими и маленькими, толстыми и тонкими. На словах не определишь разницу, и в то же время мы отчетливо видим: вот русский, а это украинец. Я решил вопрос просто. Если буду рисовать типичных украинцев, то, естественно, получатся украинцы. Так я и поступил. Среди множества подготовительных рисунков к моим композициям нет ни одного, сделанного не с украинца.
Образы героев, их психологическая содержательность занимали меня в первую очередь. Если Остап - характер каменно твердый, упрямый и непоколебимый - он истый сын Тараса, то Андрий - человек страстный, нервный, способный потерять голову в порыве увлечения. Я видел его красивым, узколицым, с большими серыми глазами, густыми черными ресницами. Глазами, которые могут загореться в пылу боя или влюбленности. У Остапа же глаза матово-черные, под широкими черными бровями. Весь он - сила молодая, но уже сложившаяся, несклонная к изменениям, а Андрий изменчив, порывист даже в спокойные минуты.
Я рисовал фигуру Тараса в момент его казни. Положение тела Тараса, тяжелого, грузного, висящего на цепях, с руками, прибитыми гвоздями к дереву, у подножия которого разведен огонь, - положение жалкое, униженное. Но дух его сильнее страданий. Грозен он в своем презрении к мучительной смерти. Всей душой он со своими товарищами, изо всех сил кричит им сверху, куда бежать, где ненавистные ляхи. Много я провозился над этой композицией. По моему рисунку Екатерина Федоровна Белашова вылепила фигуру Тараса, я подвесил эту фигуру на цепи от ходиков к обугленному полену и рисовал со всех точек: в лицо, со спины, с боков, в поисках наиболее выгодного положения. У меня сохранилось девять таких эскизов, рисованных быстро и порывисто угольным карандашом.
«Тарас» имел успех. Впервые он был показан на всесоюзной выставке 1946 года, первой после войны.
В годы, когда я иллюстрировал «Героические былины», моя мастэрская была полна старинного оружия и старинных костюмов, набросков моделей нового для меня типа. Я выбирал самых могучих людей, каких только можно встретить. Борцов-тяжеловесов, цирковых атлетов и просто обладателей поражающей своими размерами фигуры. Упорно искал я «богатырскую» пластику, какую-то чрезвычайную, ибо богатыри в былинах обладают силой немыслимой, сверхчеловеческой.
Былины полны конкретных, осязаемых, наглядных деталей. «…А палица его сорока пуд…» Ясно, что сорокапудовую палицу не может поднять человек обычного телосложения. Люди, отягощенные в таком изобилии силой, и двигаться будут по-особому. Вот мне и нужно было изучить систему поведения подобных людей.
Под стать богатырям должны быть и кони. Взялся изучать я лошадей. Мне нужны были тяжелые кони, способные нести на себе многопудовых всадников. Стал я рисовать лошадей в конюшнях Тимирязевской академии, располагающих конями многих пород. Рисовал не только живых коней, а перерисовывал и все скульптуры, изображающие лошадей, в запасниках Третьяковской галереи и Русского музея.

Скульптуры, в особенности малого размера, которые легко передвигать, рисовать очень удобно. Их можно и осветить нужным образом, и выбрать подходящую точку зрения. Например, нарисовать лошадь как бы летящую по воздуху «выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего», в ракурсе, увиденную снизу, удобнее всего со скульптуры.
Особенную значительность фигуры приобретают, будучи увиденными снизу. Они как бы вырастают, возвышаясь над пейзажем. Поэтому в большинстве иллюстраций я рисовал богатырей, представляя свои глаза на уровне горизонта. Возникла проблема неба, ибо оно стало фоном для большинства фигур.
Целое лето я рисовал небо на рассвете, на закате солнца, полуденное, грозовое, с облаками разных систем. У меня собралась целая папка рисунков разнообразного неба. Я начал разбираться в архитектуре облаков, которые располагаются закономерно по небесному своду. Облака обладают чудесной пластикой. Форму их интересно и трудно рисовать, ведь она быстро изменяется под воздействием ветра. Вообще-то все интересно рисовать, если углубиться в задачу. Даже землю.

Мне нужно было нарисовать поле, вспаханное сохой Микулы Селяниновича. С низкой точки зрения, увиденное как бы лежа на земле. Много раз я рисовал вспаханное под озимые поле под Москвой, пока удалось найти то, что было нужно.
Но все же самым главным для меня были образы богатырей. Они различны и по характерам, и по социальной принадлежности.
Микула Селянинович - крестьянин, пахарь. Алеша Попович, что видно и по прозвищу, сын попа, молодой, хвастливый, хитрый. Добрыня Никитич - благородный, прямодушный боярский сын. Святогор - старший богатырь, наиболее сказочный, фантастический, непомерной величины. В былине «Илья Муромец и Егор-Святогор» спящий на коне Святогор, разбуженный налетевшим на него Ильей, просыпается и бросает Илью вместе с его конем в суму переметную.
Илья Муромец, которому посвящен целый цикл былин, складывающихся прямо-таки в жизнеописание героя, может быть, самый реальный и емкий образ русского богатыря. Он, если так можно сказать, общерусский богатырь, олицетворяющий русский характер, русский дух в самом широком смысле. Чисто национальный тип, совершенно лишенный татарских черт, так цепко укоренившихся после татарского ига в русской внешности. Мне кажется, что Виктор Васнецов с поразительной убедительностью создал образ Ильи в своей картине «Три богатыря», которую люблю с детства. Я сознательно придерживался васнецовской трактовки Ильи Муромца.
Почти трехлетняя работа над иллюстрациями к «Героическим былинам» - совсем особая полоса моей жизни, как, впрочем, и любая длительная работа над значительной темой.
Для меня значение этой темы прежде всего в высокопатриотическом духе. Поэтому я задумал иллюстрации к былинам еще тогда, когда работал над «Тарасом Бульбой». «Богатыри» для меня - прямое продолжение «Тараса».
Эта тема представляет своеобразный мир, в котором все гармонично связано в нечто единое, живущее по своим, присущим ему законам. Высокий поэтический дух народного гения заключен в былинах.
«Да ездил там стар по чисту полю, От младости ездил до старости».
Уже в этих двух строчках выступает величавая простота, торжественная музыка сказа. Почему-то мороз идет по коже от подобных слов. Они полновесны, они западают в душу и будят в ней то особое волнение, которое возникает от встречи с великим, вечно живым и прекрасным.
Живой дух былин неподражаем. Он течет как чистый ручей «живой воды», о которой часто упоминают народные сказки.
Таинственное это дело - искусство. Все в нем понятно: темы, сюжеты, обстоятельства творческого процесса, все, что его сопровождает. Кроме самого главного - как и почему в одном случае рождается нечто способное вызвать любовь и восхищение людей, а в другом возникает нечто безжизненное, оставляющее людей равнодушными.

Выбор редакции
контрапункт контрапункта, мн. нет, м. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии...

итальянский композитор Краткая биографияДжузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября...

«Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры » А.В. Щусев Архитектор...

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется...
Интересные факты о Александре Грине расскажут о неизвестных событиях в жизни писателя. Интересные факты о книге «Алые паруса» также...
Мы вдохновились японским аниматором и иллюстратором Kazuhiko Okushita. Художник создает рисунки, не отрывая карандаша от бумаги. Очень...
Вчера в ресторане Modus на Плющихе Светлана Лобода устроила яркую вечеринку в честь своего 35-летия, пригласив на нее лишь самых...
Что такое цимбалы? Это струнный ударный музыкальный инструмент. У него плоский трапециевидный корпус с натянутыми струнами. По струнам...