Сергей образцов как артист 8 букв. Сергей владимирович образцов


Режиссер Государственного театра кукол, народный артист СССР.

Образцов Сергей Владимирович родился летом 1901 года в Москве, в семье потомственных дворян. Его отец был ученым, членом Академии наук СССР, дважды лауреатом Сталинской премии. Когда началась Великая Отечественная война, Владимир Образцов купил самолет ЯК-1 и подарил его герою Советского Союза Александру Лавренову , чем заслужил всероссийское признание.

Родители считали, что сын непременно должен окончить высшее учебное заведение, но Сергей целенаправленно поступил в училище, после чего стал студентом живописного факультета Высшей художественно-театральной мастерской.

Решение стать кукловодом Сергей принял еще в детстве, после того как мама купила ему первую куклу, одевающуюся на руку. Вместе с однокурсниками он начал изготавливать кукол и продавать их. При этом друзья замечали, что вокруг Образцова всегда собиралась целая толпа людей, и не было и дня, чтобы он не продал хотя бы одной игрушки.

Творческий путь Сергея Образцова

В 1923 году он должен был сыграть старика в спектакле Владимира Немировича-Данченко , но роль никак не удавалась ему. Тогда Образцов собственноручно сделал куклу старика и одел ее на руку – тут же появились нужные слова и интонации.

Сергей Образцов играл на сцене Музыкального театра Немировича-Данченко и Московского художественного академического театра вплоть до 1930 года, но за десять лет до этого он уже периодически выходил к зрителям с кукольными спектаклями.

Осенью 1931 года Сергей занял пост художественного руководителя Государственного академического центрального театра кукол. Из воспоминаний его внучки, Екатерины Михайловой:

– Дали ему тогда маленькую комнатку при доме эстетического воспитания детей. Он набрал несколько человек, но играть было нечего. А был такой потрясающий кукольник Иван Зайцев, иллюзионист, шпагоглотатель. Он вышел из бродячих артистов, и у него был настоящий балаган. Зайцев играл в разных стилях и системах – управлялся как с перчаточными куклами, так и с марионетками. И Сергей Владимирович попросил его немного поиграть под маркой своего театра. И Зайцев играл, а они в это время делали свой первый спектакль, который назывался «Джим и доллар». Именно с него идет отсчет театра Образцова, с 1931 года. Вокруг театра постепенно стали собираться люди. Пришел великолепный актер Евгений Сперанский, потом он начал писать и пьесы – знаменитый спектакль «И-го-го» его творение. Позже появились Семен Самодуров, Зиновий Гердт – все они стали народными. И вот вместе выдумывали спектакли – писали и делали кукол.

Более шестидесяти лет своей жизни Образцов посвятил театру. Используя опыт кукловодов со всего мира и изучая новые методики и теорию жанра, Сергей Владимирович представил более семидесяти спектаклей в России и за рубежом.

В 1973 году Образцов стал профессором ГИТИСа. Он также выступал в качестве кинорежиссера, на его счету такие документальные фильмы, как «Кинокамера обвиняет », «Необыкновенный концерт » и «Божественная комедия ».

В 1976 году Сергей Образцов возглавил Международный союз кукольников, а с 1984 года стал его почетным пожизненным президентом.

Режиссеру присвоено звание Героя Социалистического труда, лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского.

8 мая 1992 года Сергей Образцов скончался на девяностом году жизни и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

5 июля 2011 года в Москве открылась выставка «Пространство кукол», приуроченная к 110-летию со дня рождения кукловода.

Из воспоминаний внучки Екатерины Михайловой:

– Он был счастлив тем, что ему никогда не было скучно. Он никогда не показывал своего настроения. Его можно было оставить в пустой комнате, где ничего интересного нет. Он бы тогда рассматривал эти прожилки. Господи, ну что вы все говорите, что дождь идет и плохая погода. Ну возьмите зонтик. Холодно – оденьте шубу. Жарко – снимите шубу! Вот и все.

Фильмография Сергея Образцова (режиссер)
  • Дон Жуан (ТВ) (1988)
  • Мистер Твистер (ТВ) (1977), короткометражка
  • Волшебная лампа Аладдина (1974)
  • Необыкновенный концерт (1972)
  • Божественная комедия (1961)

Сергей Владимирович Образцов. Родился 22 июня (5 июля) 1901 года в Москве - умер 8 мая 1992 года в Москве. Советский и российский актёр и режиссёр театра кукол, театральный деятель. Народный артист СССР (1954). Герой Социалистического Труда (1971). Лауреат Ленинской (1984) и Сталинской премии второй степени (1946).

Отец - Владимир Николаевич Образцов, был инженером-путейцем, до революции дослужился до поста директора строительного училища, имел личное дворянство, вицмундир и шпагу. При советской власти читал лекции в МВТУ и в Московском институте инженеров транспорта, создал теорию проектирования железнодорожных станций и узлов, стал академиком, лауреатом Государственных премий СССР (1942, 1943).

Мать - учительница.

Младший брат - Борис Образцов, стал ученым-зоологом.

В том же 1918-м поступил во ВХУТЕМАС на живописный факультет, его педагогами были А.Е. Архипов и В.А. Фаворский.

В 1922-1930 годах работал у актером Музыкальной студии Московского художественного театра, МХАТа 2-го.

В 1920 году впервые начал выступления с театральными куклами. К середине 1930-х годов он приобрел известность как эстрадный артист, ставящий номера с куклами в пародийном стиле «романсов с куклами». В этот период он также поставил несколько кукольных спектаклей в жанре водевиля. Объектом его пародий становилась пошлость, характерная для исполнения некоторых эстрадных актеров, и обывательское мещанство - «Минуточка», «Мы только знакомы, как странно», «Налей бокал», «Мы сидели с тобой», «Хабанера» и др.

16 сентября 1931 года его пригласили в Дом художественного воспитания детей и предложили возглавить Государственный центральный театр кукол. Четыре года театр был бродячим, собственной сцены не имел и ставил ширму где придется. А потом Образцову отдали здание Реалистического театра на площади Маяковского (который объединяли с Камерным).

Центральным театром кукол руководил до конца жизни. Он много сделал для разработки теории и методики театра кукол, определения его жанровых особенностей, изобретения новых систем кукол, вырастил и воспитал несколько поколений блистательных актёров, режиссёров, сценографов, художников и драматургов театра кукол, которые и сегодня работают в сотнях театров нашей страны, в десятках стран мира.

С 1948 года театр осуществлял зарубежные гастроли.

Актёр-кукловод в спектаклях, поставленных С.В. Образцовым, является отнюдь не подсобной фигурой, приводящей в движение куклу, а творцом сценического образа. Применяя действенный аназиз, метод физических действий, Образцов-режиссер убеждает в том, что сложный процесс создания актёром художественного образа имеет в театре кукол те же законы, что и в театре драматическом. Режиссёрское искусство Образцова отличает глубина анализа, поиски новых решений в конструкции щирмы и декораций, «анатомии» кукол.

Система режиссёрской, актёрской работы, изложенная С.В. Образцовым в его книгах «Актёр с куклой» (1938), «Моя профессия» (1950) - уникальный документ эпохи. Своё богатейшее литературно-теоретическое наследие он завещал также в кигах: «Эстафета искусств», «По ступенькам памяти», «Моя кунсткамера», «О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон» (1956), «Театр китайского народа» и др. Все эти книги хранятся в библиотеке театра.

С 1956 года работал также в кино как сценарист и режиссёр, создатель жанра документального киномонолога. В этом же году на киностудии «Союзмультфильм» вместе с Георгием Натансоном создал полнометражный кукольный мультфильм «Небесное создание».

Творческий путь Образцова-режиссёра отмечен спектаклями, навсегда вошедшими в золотой фонд отечественного и мирового театрального искусства. Среди них: «По щучьему велению» (1936), «Кот в сапогах» (1937), «Волшебная лампа Аладдина» (1940), «Король-Олень» (1943), «Весёлые медвежата» (1945), «Необыкновенный концерт» (1946), «Божественная комедия» (1961), «Дон Жуан» (1975) и многие другие. Получившие зрительскую любовь и признание специалистов, они до настоящего времени не сходят с афиши театра.

С 1935 года вёл педагогическую работу, с 1973 года был профессором ГИТИСа.

С 1976 по 1984 год - президент Международного Союза кукольников (с 1984 года - почётный президент) и Совета центра этой организации (с 1958 года). Член-корреспондент Берлинской академии искусств (с 1955 года).

Коллекционировал экзотических кукол. Его коллекция - самая большая в России и одна из самых больших в мире.

Необыкновенный концерт

Сергей Владимирович Образцов умер 8 мая 1992 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Имя Образцова присвоено Государственному Академическому Центральному театру кукол, которым он руководил 60 лет. Рядом с театром его имени в 2006 году установлен памятник. В доме, где жил и работал С.В. Образцов, открыт Музей-квартира.

С 2012 году один из теплоходов 305 проекта Московского речного пароходства носит имя «Сергей Образцов».

С 2013 года один из самолётов авиакомпании Аэрофлот носит имя «Сергей Образцов».

Личная жизнь Сергея Образцова:

Дважды был женат.

Первая жена - Софья Семеновна, учительница, работала в детском доме «Улей» у Преображенской заставы. Там он с ней и познакомился в возрасте 17 лет, когда устроился туда учителем рисования. Вскоре между ними начались отношения, затем пара оформила брак.

В декабре 1925 года у пары родился сын Алексей.

В 1928 году у них родилась дочь Наталья. Но при родах жена умерла. Это стало большим ударом для Образцова.

Вторая жена - Ольга Александровна Шаганова, актриса. Поженились в 1931 году. «Черненькая, худенькая, отчетливая, энергичная, не слишком добрая», - описывал ее Евгений Шварц. Их сдружила общая любовь к собакам. Для роли в спектакле «Чудак» в МХАТ требовалась собака, Сергей купил рыжего сеттера Мая. А в «Хижине дяди Тома» беглых негров на сцене преследовала другая собака - серая догиня Муза, принадлежавшая Шагановой. Оба спектакля повезли на гастроли в Донбасс, с труппой отправились и собаки. Но оказалось, ни в гостиницы, ни на частные квартиры с собаками не пускают. В первом же городке - Макеевке - Образцов с Шагановой до ночи просидели на скамеечке в сквере, наблюдая за питомцами. А после гастролей они оформили брак.

Во втором браке детей не было. Шаганова как могла пыталась заменить мать детям Образцова Алеше и Наташе.

Ольга Шаганова - вторая жена Сергея Образцова

Дочь Наталья окончила ГИТИС, работала в Московском кукольном театре на Спартаковской площади. Затем отец позвал ее к себе, доверил роль Шахерезады Степановны в «Необыкновенном концерте». Еще одной знаменитой работой Натальи Образцовой стал заяц Тепа в «Спокойной ночи, малыши!» (предшественник нынешнего Степашки в 60-70-х годах).

Внучка Катя продолжила династию - она режиссер образцовского театра.

Сын Алексей стал архитектором.

Сергей Владимирович Образцов был заядлым птичником, особую любовь питал к голубям. Держал голубятню, при том что у него была аллергия на птиц.

Фильмография Сергея Образцова:

1940 - Концерт на экране (фильм-спектакль) - исполнитель музыкального номера с куклами

1971 - Заячья школа (фильм-спектакль) - вступительное слово
1973 - Божественная комедия (фильм-спектакль) - вступительное слово
1974 - Волшебная лампа Аладдина (фильм-спектакль) - эпизод
- ведущий
1976 - Ноев ковчег (фильм-спектакль) - вступительное слово
1977 - Мистер-Твистер (фильм-спектакль) - рассказчик
1977 - Корней Чуковский (документальный)
1979 - Огневой вы человек! (документальный)
1981 - Романса трепетные звуки (документальный)
1981 - 50 лет театру кукол Сергея Образцова (фильм-спектакль)
1983 - Любовь Орлова (документальный)

1989 - ...Полночь и вновь рассвет (документальный)

Озвучивание Сергея Образцова:

От автора

Режиссерские работы Сергея Образцова:

1956 - Небесное созданье (анимационный)
1962 - Удивительное рядом (документальный)
1967 - Кинокамера обвиняет (документальный)
1970 - Волшебная калоша (фильм-спектакль)
1971 - Заячья школа (фильм-спектакль)

1973 - Божественная комедия (фильм-спектакль)
1974 - Волшебная лампа Аладдина (фильм-спектакль)
1975 - Наша Чукоккала (фильм-спектакль)
1976 - Ноев ковчег (фильм-спектакль)
1977 - Петрушка - иностранец (фильм-спектакль)
1977 - Мистер-Твистер (фильм-спектакль)
1984 - По щучьему велению (фильм-спектакль)
1985 - Приключения Буратино (фильм-спектакль)
1988 - Дон Жуан (фильм-спектакль)

Сценарии работы Сергея Образцова:

1956 - Небесное созданье (анимационный)
1972 - Необыкновенный концерт (фильм-спектакль)
1975 - Наша Чукоккала (фильм-спектакль)

Награды и звания Сергея Образцова:

Заслуженный артист РСФСР (1935);
- Народный артист РСФСР (1947);
- Народный артист СССР (1954);
- Герой Социалистического Труда (1971);
- Ленинская премия (1984) - за постановку спектаклей последних лет (Премия за произведения литературы и искусства для детей);
- Сталинская премия второй степени (1946) - за выдающиеся достижения в области кукольного театра;
- Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1967) - за постановку спектаклей для взрослых и детей;
- три ордена Ленина (27.10.1967, 9.7.1971, 3.7.1981);
- два ордена Трудового Красного Знамени (2.2.1946, 11.7.1961);
- орден Улыбки (Польша).


Серге́й Влади́мирович Образцо́в ( -) - советский российский актёр и режиссёр кукольного театра , театральный деятель. Народный артист СССР () , Герой Социалистического Труда (). Лауреат Ленинской () и Сталинской премии второй степени ().

Биография

Сергей Владимирович Образцов родился 22 июня (5 июля) года в Москве . Отец его, В. Н. Образцов был инженером-железнодорожником (впоследствии - академик АН СССР) , мать - учительницей.

После окончания реального училища в 1918 году поступил во ВХУТЕМАС на живописный факультет (ученик А. Е. Архипова и В. А. Фаворского). В 1922-1930 годах работал у Вл. И. Немировича-Данченко как актёр Музыкальной студии Московского художественного театра , МХАТа 2-го .

Образцов коллекционировал экзотических кукол. Его коллекция - самая большая в России и одна из самых больших в мире.

Сергей Владимирович Образцов умер 8 мая 1992 года (по другим источникам - 8 марта ) и был похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Награды и звания

Лучшие постановки

  • - «Каштанка» Е. В. Сперанского (по А. П. Чехову)
  • - «По щучьему велению» Е. Я. Тараховской
  • - «В гостях у Чуковского»

Для взрослых

  • - «Ночь перед рождеством» Е. В. Сперанского (по Н. В. Гоголю)
  • - «Необыкновенный концерт»
  • - «Божественная комедия» И. В. Штока
  • - «Дон Жуан» Г. Я. Бардина и В. Б. Ливанова
  • - «Ноев ковчег» И. В. Штока

Премьера спектаклей (требует дополнения)

  • 1932 - «Джим и доллар»
  • 1935 - «Каштанка»
  • 1936 - «Волшебная калоша»
  • 1936 - «По щучьему веленью»
  • 1937 - «Кот в сапогах»
  • 1940 - «Волшебная лампа Аладдина»
  • 1941 - «Ночь перед рождеством»
  • 1943 - «Король-олень»
  • 1945 - «Весёлые медвежата»
  • 1945 - «Маугли»
  • 1946 - «Обыкновенный концерт» / «Необыкновенный концерт»
  • 1953 - «Чёртова мельница»
  • 1961 - «Божественная комедия»
  • 1961 - «Мистер Твистер»
  • 1962 - «В гостях у Чуковского»
  • 1965 - «Тигрик-Петрик»
  • 1968 - «Ноев ковчег»
  • 1970 - «Новоселье» («А что у нас в театре»)
  • 1973 - «Говорит и показывает Центральный театр кукол»
  • 1975 - «Дон Жуан»
  • ???? - «Буратино»
  • ???? - «Петрушка-иностранец»
  • 1970 - «Солдат и ведьма»
  • ???? - «Чукокола»
  • ???? - Спектакли ВОВ

Фильмография

  • «Фильм-концерт» (1940)
  • «Удивительное рядом» (1962)
  • «Кинокамера обвиняет» (1968)
  • «Невероятная правда» (1970)
  • «Кому он нужен, этот Васька!» (1973).

Память

  • на сайте Московского государственного Центрального театра кукол им. С. В. Образцова
  • (англ.)
  • (англ.)
  • Разумный В. А.
  • рассказ о театре Сергея Образцова для журнала «Кругозор» (1965)

Отрывок, характеризующий Образцов, Сергей Владимирович

Она проскользнула между горшками на другую сторону цветов и, опустив голову, остановилась.
– Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но…
– Вы влюблены в меня? – перебила его Наташа.
– Да, влюблен, но, пожалуйста, не будем делать того, что сейчас… Еще четыре года… Тогда я буду просить вашей руки.
Наташа подумала.
– Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать… – сказала она, считая по тоненьким пальчикам. – Хорошо! Так кончено?
И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо.
– Кончено! – сказал Борис.
– Навсегда? – сказала девочка. – До самой смерти?
И, взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную.

Графиня так устала от визитов, что не велела принимать больше никого, и швейцару приказано было только звать непременно кушать всех, кто будет еще приезжать с поздравлениями. Графине хотелось с глазу на глаз поговорить с другом своего детства, княгиней Анной Михайловной, которую она не видала хорошенько с ее приезда из Петербурга. Анна Михайловна, с своим исплаканным и приятным лицом, подвинулась ближе к креслу графини.
– С тобой я буду совершенно откровенна, – сказала Анна Михайловна. – Уж мало нас осталось, старых друзей! От этого я так и дорожу твоею дружбой.
Анна Михайловна посмотрела на Веру и остановилась. Графиня пожала руку своему другу.
– Вера, – сказала графиня, обращаясь к старшей дочери, очевидно, нелюбимой. – Как у вас ни на что понятия нет? Разве ты не чувствуешь, что ты здесь лишняя? Поди к сестрам, или…
Красивая Вера презрительно улыбнулась, видимо не чувствуя ни малейшего оскорбления.
– Ежели бы вы мне сказали давно, маменька, я бы тотчас ушла, – сказала она, и пошла в свою комнату.
Но, проходя мимо диванной, она заметила, что в ней у двух окошек симметрично сидели две пары. Она остановилась и презрительно улыбнулась. Соня сидела близко подле Николая, который переписывал ей стихи, в первый раз сочиненные им. Борис с Наташей сидели у другого окна и замолчали, когда вошла Вера. Соня и Наташа с виноватыми и счастливыми лицами взглянули на Веру.
Весело и трогательно было смотреть на этих влюбленных девочек, но вид их, очевидно, не возбуждал в Вере приятного чувства.
– Сколько раз я вас просила, – сказала она, – не брать моих вещей, у вас есть своя комната.
Она взяла от Николая чернильницу.
– Сейчас, сейчас, – сказал он, мокая перо.
– Вы всё умеете делать не во время, – сказала Вера. – То прибежали в гостиную, так что всем совестно сделалось за вас.
Несмотря на то, или именно потому, что сказанное ею было совершенно справедливо, никто ей не отвечал, и все четверо только переглядывались между собой. Она медлила в комнате с чернильницей в руке.
– И какие могут быть в ваши года секреты между Наташей и Борисом и между вами, – всё одни глупости!
– Ну, что тебе за дело, Вера? – тихеньким голоском, заступнически проговорила Наташа.
Она, видимо, была ко всем еще более, чем всегда, в этот день добра и ласкова.
– Очень глупо, – сказала Вера, – мне совестно за вас. Что за секреты?…
– У каждого свои секреты. Мы тебя с Бергом не трогаем, – сказала Наташа разгорячаясь.
– Я думаю, не трогаете, – сказала Вера, – потому что в моих поступках никогда ничего не может быть дурного. А вот я маменьке скажу, как ты с Борисом обходишься.
– Наталья Ильинишна очень хорошо со мной обходится, – сказал Борис. – Я не могу жаловаться, – сказал он.
– Оставьте, Борис, вы такой дипломат (слово дипломат было в большом ходу у детей в том особом значении, какое они придавали этому слову); даже скучно, – сказала Наташа оскорбленным, дрожащим голосом. – За что она ко мне пристает? Ты этого никогда не поймешь, – сказала она, обращаясь к Вере, – потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет, ты только madame de Genlis [мадам Жанлис] (это прозвище, считавшееся очень обидным, было дано Вере Николаем), и твое первое удовольствие – делать неприятности другим. Ты кокетничай с Бергом, сколько хочешь, – проговорила она скоро.
– Да уж я верно не стану перед гостями бегать за молодым человеком…
– Ну, добилась своего, – вмешался Николай, – наговорила всем неприятностей, расстроила всех. Пойдемте в детскую.
Все четверо, как спугнутая стая птиц, поднялись и пошли из комнаты.
– Мне наговорили неприятностей, а я никому ничего, – сказала Вера.
– Madame de Genlis! Madame de Genlis! – проговорили смеющиеся голоса из за двери.
Красивая Вера, производившая на всех такое раздражающее, неприятное действие, улыбнулась и видимо не затронутая тем, что ей было сказано, подошла к зеркалу и оправила шарф и прическу. Глядя на свое красивое лицо, она стала, повидимому, еще холоднее и спокойнее.

В гостиной продолжался разговор.
– Ah! chere, – говорила графиня, – и в моей жизни tout n"est pas rose. Разве я не вижу, что du train, que nous allons, [не всё розы. – при нашем образе жизни,] нашего состояния нам не надолго! И всё это клуб, и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и Бог знает что. Да что обо мне говорить! Ну, как же ты это всё устроила? Я часто на тебя удивляюсь, Annette, как это ты, в свои годы, скачешь в повозке одна, в Москву, в Петербург, ко всем министрам, ко всей знати, со всеми умеешь обойтись, удивляюсь! Ну, как же это устроилось? Вот я ничего этого не умею.
– Ах, душа моя! – отвечала княгиня Анна Михайловна. – Не дай Бог тебе узнать, как тяжело остаться вдовой без подпоры и с сыном, которого любишь до обожания. Всему научишься, – продолжала она с некоторою гордостью. – Процесс мой меня научил. Ежели мне нужно видеть кого нибудь из этих тузов, я пишу записку: «princesse une telle [княгиня такая то] желает видеть такого то» и еду сама на извозчике хоть два, хоть три раза, хоть четыре, до тех пор, пока не добьюсь того, что мне надо. Мне всё равно, что бы обо мне ни думали.
– Ну, как же, кого ты просила о Бореньке? – спросила графиня. – Ведь вот твой уже офицер гвардии, а Николушка идет юнкером. Некому похлопотать. Ты кого просила?
– Князя Василия. Он был очень мил. Сейчас на всё согласился, доложил государю, – говорила княгиня Анна Михайловна с восторгом, совершенно забыв всё унижение, через которое она прошла для достижения своей цели.
– Что он постарел, князь Василий? – спросила графиня. – Я его не видала с наших театров у Румянцевых. И думаю, забыл про меня. Il me faisait la cour, [Он за мной волочился,] – вспомнила графиня с улыбкой.
– Всё такой же, – отвечала Анна Михайловна, – любезен, рассыпается. Les grandeurs ne lui ont pas touriene la tete du tout. [Высокое положение не вскружило ему головы нисколько.] «Я жалею, что слишком мало могу вам сделать, милая княгиня, – он мне говорит, – приказывайте». Нет, он славный человек и родной прекрасный. Но ты знаешь, Nathalieie, мою любовь к сыну. Я не знаю, чего я не сделала бы для его счастья. А обстоятельства мои до того дурны, – продолжала Анна Михайловна с грустью и понижая голос, – до того дурны, что я теперь в самом ужасном положении. Мой несчастный процесс съедает всё, что я имею, и не подвигается. У меня нет, можешь себе представить, a la lettre [буквально] нет гривенника денег, и я не знаю, на что обмундировать Бориса. – Она вынула платок и заплакала. – Мне нужно пятьсот рублей, а у меня одна двадцатипятирублевая бумажка. Я в таком положении… Одна моя надежда теперь на графа Кирилла Владимировича Безухова. Ежели он не захочет поддержать своего крестника, – ведь он крестил Борю, – и назначить ему что нибудь на содержание, то все мои хлопоты пропадут: мне не на что будет обмундировать его.
Графиня прослезилась и молча соображала что то.
– Часто думаю, может, это и грех, – сказала княгиня, – а часто думаю: вот граф Кирилл Владимирович Безухой живет один… это огромное состояние… и для чего живет? Ему жизнь в тягость, а Боре только начинать жить.
– Он, верно, оставит что нибудь Борису, – сказала графиня.
– Бог знает, chere amie! [милый друг!] Эти богачи и вельможи такие эгоисты. Но я всё таки поеду сейчас к нему с Борисом и прямо скажу, в чем дело. Пускай обо мне думают, что хотят, мне, право, всё равно, когда судьба сына зависит от этого. – Княгиня поднялась. – Теперь два часа, а в четыре часа вы обедаете. Я успею съездить.
И с приемами петербургской деловой барыни, умеющей пользоваться временем, Анна Михайловна послала за сыном и вместе с ним вышла в переднюю.

8 мая 1992 года ушел из жизни знаменитый русский актер и режиссер кукольного театра Сергей Владимирович Образцов . Знаменитый театральный деятель родился 5 июля 1901 года в Москве, в семье инженера-путейца и учительницы. Его отец - Владимир Николаевич - еще до революции дослужился до поста директора строительного училища и считал своего старшего сына, выбравшего актерскую карьеру, откровенным неудачником. Но несмотря на осуждение отца, юноша твердо решил связать свою жизнь с лицедейством. Свои первые выступления с театральными куклами Сергей начал еще в 19-летнем возрасте. Благодаря номерам в пародийном стиле уже к 25 годам артист стал невероятно популярным. В 1931 году он открыл знаменитый Центральный театр кукол, которым руководил до конца жизни.

Семейная же жизнь театрального режиссера складывалась непросто. Его первая супруга Соня неожиданно скончалась вскоре после рождения второго ребенка. 27-летний Образцов, безумно любивший жену, почти на три года впал в глубокую депрессию. Выйти из нее Сергею Владимировичу помогла актриса Ольга Шаганова. Она была по-цыгански красива, очень энергична, и быстро нашла путь к сердцу Образцова благодаря общему увлечению собаководством. Уже после первых совместных гастролей они поженились. Однако главной любовью Сергея Владимировича, по его же словам, стали... куклы. Именно «брак» с ними и оказался самым долгим а, может быть, и самым удачным в жизни легендарного «кукольника».

«Ваша жена не умеет плавать?» - однажды в Евпатории спросил Образцова писатель Анатолий Мариенгоф, любуясь точеной фигуркой Ольги Шагановой-Образцовой, которая на пляже отчего-то ни разу не сменила сарафан на купальный костюм. Образцов задумался: «Плавает ли Ольга? Сам не знаю. Я вообще-то с ней мало знаком. Вот Соня - та ужасно боялась воды...»

Слез больше не было. Разницы между днями и ночами - тоже. Сутки напролет Образцов лежал поверх одеяла на кровати и бесконечно курил. Ему было всего 27 лет, но что хорошего ждало его впереди? Зачем нужно было это лето, эти солнечные блики за окном, это поле, эта дальняя роща, этот птичий щебет? Почему все это есть, а Сони нет? Все, что осталось у него теперь, - ее любимая полосатая шаль да еще воспоминания…

…Вот ему 17 лет, и он только что устроился на свою первую службу. В детском доме «Улей» у Преображенской заставы весь педагогический состав: две учительницы - Софья Семеновна и Олимпиада Анемподистовна (одна молодая, добрая и красивая, другая злющая пятидесятилетняя старая дева), еще выпивоха преподаватель пения и неправдоподобно красивый руководитель драмкружка. Образцов стал пятым - его наняли учителем рисования. Ведь он - студент Вхутемаса, почти художник. И еще, между прочим, учится на певческом отделении частной консерватории. Служба, две учебы… Концы по Москве неблизкие, километров по двадцать в день. И все пешком: извозчики давно исчезли из города - заканчивался голодный 1918 год.

Зато в детском доме Сереже дали хороший паек: мороженую картошку, чечевицу, конину, жмыхи. Все это он погрузил в заплечный мешок, идет, боится, как бы не налетели «попрыгунчики», - рассказывали по Москве всякое о банде грабителей в белых балахонах, с пружинами на ногах: налетят, собьют с ног, схватят что есть ценного - и нет их. Попрыгунчиков, слава богу, не было. Зато впереди Сережа углядел две смутно знакомые фигуры. Одна милая, ладная, в драной кроличьей курточке с высоким воротником. Другая важная, осанистая, в каком-то неслыханном пестром артистическом пальто, кажется сшитом из пледа. Так и есть, знакомые: учительница Софья Семеновна и руководитель драмкружка из «Улья». Неужели у них роман? И у Сережи отчего-то тоскливо сжалось сердце…

Лето. Всем «Ульем» выехали в лагерь в Рузу. Луга, лес, солнце, а дали такие, что глаз не достает. В пять утра всем кагалом ходили в деревню, косить. Крестьяне платили яичницей с луком, хлебом и кувшинами молока. По вечерам гуляли вдоль Рузы, до самого впадения в Москву-реку, - это уж вдвоем с Софьей Семеновной. Исподтишка он любовался на простоватое и милое лицо в профиль, густые волосы, расчесанные по-девичьи на пробор, на ее смуглую ручку с коротко остриженными ногтями и чуть кривоватым трогательным мизинчиком. Невыясненным оставался вопрос о сопернике. И Образцов решился спросить, воспользовавшись одним своим давним испытанным приемом…


Его «Необыкновенный концерт» был занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самый посещаемый. Его куклы на сцене были очень живыми, а сами выступления яркими, задорными, местами трогательными. А сам руководитель этого действа Сергей Образцов всю жизнь любил одну женщину, был женат на двух, а самый крепкий брак у него получился с кукольным театром.

Первая любовь


Ему было всего 17 лет, когда он впервые влюбился. Он был студентом и только поступил на работу в детский дом учителем рисования. В этом же детском доме трудилась очень милая преподавательница Софья Семеновна. Почему-то у юного Сергея всегда замирало сердце, если она оказывалась вблизи.


Когда же он увидел ее с руководителем драматического кружка, то не нашел ничего лучшего, как спросить Софью Семеновну о романе с театралом.

Они в то время были вместе с детским домом в лагере в Рузе. Софья с удовольствием прогуливалась с ним вечерами, но вопрос о сопернике не давал покоя молодому учителю рисования. Он был столь застенчив, что вопрос задал не он сам, а его кукла, смешной арапчонок. Он сделал его когда-то собственноручно из папье-маше, надеясь что-нибудь заработать, продав. Но куклой никто не заинтересовался, и негритёнок стал его постоянным спутником. С его помощью он осваивал пение. Когда на занятии нужно было спеть романс, разыграв его сюжет, сам студент спрятался за стул, а кукла артистично и очень живо упирала руки в бока и отдавала команды аккомпаниатору.

Вот и теперь вопрос о романе Сонечки задал смешной негритенок. Соня от вопроса слегка опешила, но ответила, глядя прямо в глаза-бусинки куколки, что ее ничего не связывает с руководителем драмкружка.


Когда они вернулись в Москву, то на балу он решился впервые поцеловать Соню. А вечером рассказал об этом отцу. Отец, человек старой закалки, сказал, что Сергей должен теперь сделать предложение Софье Семеновне. Осенью они стали мужем и женой. Через три года у Образцовых родился сын Алешка. Сергей Владимирович нежно любил своего первенца, готов был на все ради жены и сына.


Он уже работал в Музыкальной студии МХТ и должен был уехать на длительные зарубежные гастроли. Софья Семеновна, зная, насколько чувствителен ее супруг, сказала ему на прощанье, чтоб он не слишком переживал, если у него случится там роман с какой-нибудь юной актрисой. Но разве мог Сергей Владимирович предать ту, которую любил больше жизни? По возвращении он не мог налюбоваться на свою, такую милую и родную супругу.

Но их счастью суждено было быстро закончиться. Софья скончалась сразу же после вторых родов. А Сергей Владимирович остался один, с новорожденной Наташей и четырехлетним Алешкой.

Жизнь продолжается


Он долгое время не мог выбраться из депрессии. Казалось, что его жизнь закончена. От былого счастья осталась только шаль Сони на спинке кресла в опустевшей квартире. Он не верил в то, что когда-нибудь снова сможет стать счастливым.

Но прошло три года после смерти Сонечки, и на гастролях Сергей Владимирович вдруг заметил Ольгу Шаганову. Хрупкую, по-цыгански красивую. Они стали общаться на почве любви к собакам. Для постановки во втором МХАТе, где он теперь работал, понадобилась собака. Образцов купил задорного сеттера Мая. А в другом спектакле участвовала питомица Шагановой – серый дог Муза. Когда МХАТ был на гастролях на Донбассе, они вместе выгуливали своих любимцев в скверике в городе Макеевке. И разместили их на ночлег в одном помещении – в парикмахерской, потому что ни в одну гостиницу или общежитие с собаками заселяться было запрещено. С гастролей они вернулись уже мужем и женой.


Ольга старалась заменить Алешке и Наташеньке маму. У нее всегда хватало времени, тепла и заботы для двоих малышей. Сергей Владимирович Ольгу, несомненно, любил. Но о Соне забыть у него не получалось. Когда ему было грустно, он уходил в кабинет и долго-долго смотрел на Сонечкин портрет, хранившийся у него в бюро.

Он нежно оберегал свою вторую жену Ольгу Александровну, трогательно о ней заботился, но с его грустью по неугасшей любви ей пришлось смириться.

Настоящая любовь



Сам Сергей Владимирович считал, что по-настоящему женат он на своих куклах. Они действительно жили в его руках, а потом и в руках его актеров. Они любили, страдали, грустили. Может быть, только потому, что он вдохнул в них эту жизнь, кукольные спектакли Образцова имели такой огромный успех во всем мире. Билеты на его представления раскупались мгновенно.


«Необыкновенный концерт» был сыгран больше шести тысяч раз и поставлен на театральных подмостках тридцати девяти стран. Зиновий Гердт, который был конферансье в этом спектакле, стал говорить со зрителями на разных языках.


Кадр из "Необыкновенного концерта". / Фото: www.puppet.ru

Сергей Образцов, начинавший когда-то свою трудовую биографию со скромной должности учителя рисования, стал Великим кукольником, которого любила вся страна, слушались куклы и уважали все советские правители. Ему позволялось то, что никогда и никому быть позволено не могло. Но он был такой единственный в стране, с его мнением невозможно было не считаться, а его талант – не почитать. Можно сказать, что равных ему мастеров кукольного жанра нет и поныне.


Кукла, которая когда-то просто помогала ему выражать свои эмоции, чувства, вживаться в роли, вдруг стала его самой большой любовью. Кажется, их судьбы действительно слились воедино, превратившись в самый настоящий брак Великого Мастера и его кукол. Он сам не раз говорил, что у них совместная линия жизни. Куклы стали его жизнью, его семьей, его профессией.


Наверное, именно этот «брак» и стал самым счастливым и самым удачным в его жизни. Он оказался даже сильнее смерти. Ведь Великий кукольник жив и сейчас в своих живых куклах. И жизнь эта будет длиться столько, сколько будут выходить на сцену его очаровательные создания.

Удивительно, но любовь всей своей жизни конферансье "Необыкновенного концерта" обрел именно благодаря этой постановке.

Выбор редакции
контрапункт контрапункта, мн. нет, м. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии...

итальянский композитор Краткая биографияДжузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября...

«Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры » А.В. Щусев Архитектор...

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется...
Интересные факты о Александре Грине расскажут о неизвестных событиях в жизни писателя. Интересные факты о книге «Алые паруса» также...
Мы вдохновились японским аниматором и иллюстратором Kazuhiko Okushita. Художник создает рисунки, не отрывая карандаша от бумаги. Очень...
Вчера в ресторане Modus на Плющихе Светлана Лобода устроила яркую вечеринку в честь своего 35-летия, пригласив на нее лишь самых...
Что такое цимбалы? Это струнный ударный музыкальный инструмент. У него плоский трапециевидный корпус с натянутыми струнами. По струнам...