Джованни пизано скульптуры. Школьная энциклопедия


Джованни Пизано родился в Пизе между 1245 и 1250 гг. Сын Никколо Пизано , его ученик и помощник, стал гораздо более известным скульптором, чем его знаменитый отец.
В 1265-78 гг. Джованни работал вместе с отцом, в частности при его непосредственном участии была создана кафедра для городского собора в Сиене, а также фонтан Фонте Маджоре в Перудже.

Первая самостоятельная работа Джованни - скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия, над которой он трудился в 1278-84 гг. Впервые в Тоскане монументальная скульптура была органично включена в архитектурный дизайн. Необычайная живость пизанских скульптурных изображений являет собой полную противоположность спокойной безмятежности персонажей Никколо Пизано.
В 1285 г. Джованни переехал на жительство в Сиену, где с 1287 по 1296 гг. исполнял должность главного архитектора кафедрального собора. Полные динамики и острого драматизма фигуры скульптурной композиции фасада собора («Мириам» ) свидетельствуют о значительном влиянии на искусство Джованни Пизано французской готической пластики (предполагается, что между 1268 и 1278 гг. скульптор посетил Францию). Из всех готических итальянских фасадов сиенский собор имеет самое роскошное скульптурное убранство («Платон» , «Исайя» ). В дальнейшем именно он послужил образцом при декорации готических храмов Центральной Италии.

Мириам . Джованни Пизано 1285-97 гг.


Платон . Джованни Пизано . Около 1280 г.


Исайя. Джованни Пизано. 1285-97 гг.


Моисей . Джованни Пизано . 1285-97 гг.

В 1299 г ., после того как работы в Сиене были закончены, Джованни вернулся в Пизу, где работал как архитектор и скульптор на строительстве церковных зданий.

Одно из величайших достижений творчества Джованни Пизано - кафедра для церкви Сант-Андреа в Пистойе (1297-1301 ). В этом творении мастера влияние французской готической пластики проявилось особенно сильно. Сант-Андреа - небольшая церквушка в романском стиле; возможно, поэтому скульптор остановил свой выбор на форме шестигранника - такую же форму сорок лет назад выбрал его отец для кафедры пизанского баптистерия. Тематика украшающих кафедру рельефов также сходна с пизанскими. Однако стиль Джованни отличается большей свободой и непринужденностью, большей динамикой; его образы проникнуты страстной эмоциональной напряженностью и духовной силой. Лица персонажей выразительны, позы и жесты полны драматизма. Особенной экспрессией отличаются сцены «Распятие» и «Избиение младенцев». В последней эмоциональность и драматизм достигают своего апогея. Люди, животные, драпировки, элементы пейзажа - все смешалось в каких-то причудливых, необычных конфигурациях. Такого откровенного «буйства» движений и чувств уже нет в последующих работах мастера.


Кафедра церкви Сант-Андреа в Пистойе . Джованни Пизано. 1301 г.


Избиение младенцев. Рельеф кафедры церкви Сант-Андреа в Пистойе. Джованни Пизано. 1301

Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Его скульптурам присущи резкие повороты, угловатые очертания. Вслед за французскими мастерами он обратился к образу Мадонны с Младенцем на руках, наиболее известный из них находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305).

Мадонна с Младенцем. Капелла Скровеньи (капелла дель Арена), Падуя. Пизано Джованни. 1305-06 гг.

С 1302 по 1320 гг. Джованни Пизано работал над кафедрой, предназначавшейся для пизанского собора. После пожара 1599 г. кафедра была разобрана (на время ремонта), однако вновь восстановлена только в 1926 г. Реконструкция считается не слишком удачной. Оставшиеся «лишними» фрагменты хранятся в нескольких музеях мира. В этой работе мастер в значительной мере возвращается к классическим мотивам, влияние французской готики здесь заметно слабее («Стойкость и Благоразумие», «Геркулес»).
В 1313 г. Джованни начал работу над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (не закончена).


Фрагменты надгробия Маргариты Люксембургской . Джованни Пизано. Мрамор. 1313 г.

Последнее упоминание о Джованни Пизано относится к 1314 г .; считается, что вскоре после этого он умер.

1. * Мариам (ивр. מירים‎, Мириам; в Септуагинте Μαριάμ, в Вульгате Maria) - дочь Амрама и Иохаведы - Мариам-пророчица, старшая сестра Аарона и Моисея.

Джованни Пизано родился в Пизе между 1245 и 1250 гг. Ученик и помощник Никколо Пизано, он стал гораздо более известным скульптором, чем его знаменитый отец. Почти ровесник Джотто, Джованни Пизано являл собой полную противоположность мудрой сдержанности своего флорентийского современника.

В 1265-78 гг. Джованни работал вместе с отцом, в частности при его непосредственном участии была создана кафедра для городского собора в Сиене, а также фонтан Фонте Маджоре в Перудже.

Первая самостоятельная работа Джованни - скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия, над которой он трудился в 1278-84 гг. Впервые в Тоскане монументальная скульптура была органично включена в архитектурный дизайн. Необычайная живость пизанских скульптурных изображений являет собой полную противоположность спокойной безмятежности персонажей Никколо Пизано.

В 1285 г. Джованни переехал на жительство в Сиену, где с 1287 по 1296 гг. исполнял должность главного архитектора кафедрального собора. Полные динамики и острого драматизма фигуры скульптурной композиции фасада собора («Мириам») свидетельствуют о значительном влиянии на искусство Дж. Пизано французской готической пластики (предполагается, что между 1268 и 1278 гг. скульптор посетил Францию). Из всех готических итальянских фасадов сиенский собор имеет самое роскошное скульптурное убранство («Платон», «Исайя»). В дальнейшем именно он послужил образцом при декорации готических храмов Центральной Италии.

В 1299 г., после того как работы в Сиене были закончены, Джованни вернулся в Пизу, где работал как архитектор и скульптор на строительстве церковных зданий.

Джованни Пизано. Нижняя часть фасада собора в Сиене. 1284-99.

Одно из величайших достижений творчества Джованни Пизано - кафедра для церкви Сант-Андреа в Пистойе (1297-1301). В этом творении мастера влияние французской готической пластики проявилось особенно сильно. Сант-Андреа - небольшая церквушка в романском стиле; возможно, поэтому скульптор остановил свой выбор на форме шестигранника - такую же форму сорок лет назад выбрал его отец для кафедры пизанского баптистерия. Тематика украшающих кафедру рельефов также сходна с пизанскими.

Джованни Пизано. Кафедра церкви Сант-Андреа в Пистое. Мрамор. Окончена в 1301.

Однако стиль Джованни отличается большей свободой и непринужденностью, большей динамикой; его образы проникнуты страстной эмоциональной напряженностью и духовной силой. Сложные многофигурные рельефы охвачены порывистым движением, они словно стремятся вырваться из камня. Лица персонажей выразительны, позы и жесты полны драматизма. Особенной экспрессией отличаются сцены «Распятие» и «Избиение младенцев». В последней эмоциональность и драматизм достигают своего апогея. Люди, животные, драпировки, элементы пейзажа - все смешалось в каких-то причудливых, необычных конфигурациях. Такого откровенного «буйства» движений и чувств мы не найдем в последующих работах мастера.

Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Его скульптурам присущи резкие повороты, угловатые очертания. Вслед за французскими мастерами он обратился к образу Мадонны с Младенцем на руках, наиболее известный из них находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305). Небесная Царица охвачена сильным духовным переживанием; ее строгое, почти суровое лицо с резким прямым профилем обращено к Спасителю, с которым она обменивается долгим пристальным взглядом.

Джованни Пизано. Мадонна. Падуя, капелла дель Арена. Начало 14 в.

С 1302 по 1320 гг. Джованни Пизано работал над кафедрой, предназначавшейся для пизанского собора. После пожара 1599 г. кафедра была разобрана (на время ремонта), однако вновь восстановлена только в 1926 г. Реконструкция считается не слишком удачной. Оставшиеся «лишними» фрагменты хранятся в нескольких музеях мира. В этой работе мастер в значительной мере возвращается к классическим мотивам, влияние французской готики здесь заметно слабее («Стойкость и Благоразумие», «Геркулес»). В 1313 г. Джованни начал работу над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (не закончена).

Джованни Пизано. Рождество. Рельеф кафедры церкви Сант Андреа в Пистойе. Мрамор. 1301

Последнее упоминание о Джованни Пизано относится к 1314 г.; считается, что вскоре после этого он умер.

При составлении этого материала использовались:

1. Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. - М.: Аванта+, 2003.
2. Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. - Т. 1-2. - М., 1956-59; Арган Дж. К. История итальянского искусства. - М., 2000; Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению. - М., 1975; Вазари Дж. Жизнеописания знаменитых ваятелей и зодчих: Пизано, Гиберти и другие / Пер. с ит. А. Венедиктова, А. Габричевского. - СПб: Азбука-классика, 2006.
3. Онлайн энциклопедия Кругосвет.

Giovanni Pisano

Джованни Пизано (итал. Giovanni Pisano ) (ок. 1250 – ок. 1315) - итальянский скульптор и архитектор. Сын и ученик Никколо Пизано , один из деятелей Проторенессанса , он стал гораздо более известным скульптором, чем его отец. Стиль Джованни Пизано отличается большей свободой и динамичностью, он показывает фигуры в движении и использует различные средства драматизации, его скульптурам присущи резкие повороты и угловатые очертания.

Биография

Фасад кафедрального собора в Сиене

Джованни Пизано родился в Пизе около 1245 года. В 1265-78 гг. Джованни работал вместе с отцом, и при его участии была создана кафедра для городского собора в Сиене, а также фонтан Фонте Маджоре в Перудже. Первая самостоятельная работа Пизано - скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия (1278-84). Впервые в Тоскане монументальная скульптура была органично включена в архитектурный дизайн. Необычайная живость пизанских скульптурных изображений являет собой противоположность спокойной безмятежности скульптур его отца. Около 1270-1276 Пизано посетил Францию. В большинстве его произведений заметно влияние французской готики.

В 1285 г. Джованни приехал в Сиену , где с 1287 по 1296 гг. исполнял должность главного архитектора кафедрального собора. Полные динамики и драматизма фигуры скульптурной композиции фасада собора свидетельствуют о значительном влиянии на Пизано французской готической пластики. Из всех готических итальянских фасадов сиенский собор имеет самое роскошное скульптурное убранство. В дальнейшем, он послужил образцом при декорации готических соборов Центральной Италии. В 1299 г. Джованни возвращается в Пизу, где работает в качестве архитектора и скульптора на строительстве церковных зданий.

Одним из величайших достижений Джованни Пизано считается кафедра для церкви Сант-Андреа в Пистойе (1297-1301). Тематика украшающих кафедру рельефов также сходна с пизанскими. Однако лица персонажей более выразительны, их позы и жесты, более драматичны. Особенной экспрессией отличаются сцены «Распятие» и «Избиение младенцев». Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Наиболее известная скульптура Мадонны находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305).

С 1302 по 1320 гг. Джованни Пизано работал над кафедрой, предназначавшейся для пизанского собора. После пожара 1599 г. кафедра была разобрана (на время ремонта) и восстановлена только в 1926 г. Оставшиеся «лишними» фрагменты хранятся в нескольких музеях мира. В 1313 г. Джованни начал работу над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (не закончена). Последнее упоминание о Джованни Пизано относится к 1314 г., считается, что вскоре после этого он умер.

Никколо (Никола) Пизано Раньше, чем в архитектуре и живописи, новые художественные искания наметились в скульптуре, и прежде всего в пизанской школе, основателем которой был Никколо Пизано (около 1220 - между 1278 и 1284). Он родился на юге, в Апулии, но, работая в Пизе, так сроднился с городом, что получил прозвище Пизано, с которым вошёл в историю итальянского искусства.

Начальный период Пизано. Римская традиция Начальный период своей деятельности Никколо Пизано провел на юге Италии, при дворе императора Фридриха II Гогенштауфена. Именно там он соприкоснулся с римской традицией, которой подражали придворные апулийские мастера. Самое раннее из известных нам произведений Никколо, исполненное им уже в Пизе, где он основал свою школу, относится к 1200 году и свидетельствует о знакомстве мастера с образцами позднеримского античного рельефа. Кафедра пизанского баптистерия - памятник огромного значения в развитии итальянской скульптуры.

Кафедра баптистерия в Пизе. 1260 г. В 1260 году Пизано завершил в баптистерии Пизанского собора мраморную кафедру, покрытую сюжетными рельефами. Она представляет собой обособленное, самостоятельное сооружение. Из-за скученности фигур рельефов скульптурные элементы с трудом отделяются от архитектурных. Трибуна кафедры представляет собою шестиугольник, поддерживаемый снизу шестью колоннами, из которых три стоят на спинах львов, седьмая же, подпирающая середину трибуны, - на группе из трех человеческих фигур (еретика, грешника и некрещеного), грифа, собаки и льва, держащих между передними лапами баранью и бычью головы и сову.

Кафедра баптистерия в Пизе. 1260 г. Капители угловых колонн соединены между собою арками. На угловых полях, образуемых этими арками, изваяны пророки и евангелисты, на самих же капителях поставлены аллегорические фигуры шести добродетелей. Бока трибуны украшены пятью рельефами, изображающими: Благовещение, Рождество Христово, Поклонение волхвов, Принесение Младенца Христа во храм. Распятие и Страшный суд.

Кафедра баптистерия в Пизе открыла собой новую эпоху в истории итальянской и западноевропейской скульптуры. Подобные кафедры, на которые поднимались по лестнице священники, чтобы произнести проповедь, были очень распространены в итальянских церквах со времен Средневековья, были характерной деталью церковных интерьеров. Иногда они представляли собой подобие балконов, украшавших одну из стен, но большей частью выглядели как отдельные, опирающиеся на каменные столбы сооружения, обычно прямоугольной формы. Итальянские кафедры богато украшались скульптурой. На балюстрадах помещались рельефы на сюжеты из истории Христа, между которыми ставились фигуры предшественников христианства – ветхозаветных пророков и сивилл, а подножием для опорных колонн служили фигуры животных или скорченных человечков – символ поверженных пороков и зла. Эта старинная символика, в основе которой лежит мысль об искупительной жертве Христа, сохранена и в кафедре Никколо Пизано. И вместе с тем его рельефы производят совершенно иное впечатление, чем работы его предшественников. В рельефах Никколо Пизано, прежде всего, поражает их земной, светский характер. Кажется, что здесь представлены не чудеса евангельской легенды, а земные события, в которых действующими лицами являются римские патриции и матроны.

Рельефы кафедры. Сюжеты Не сразу можно разобрать, что изображено на рельефах, поскольку Пизано, следуя средневековой традиции, объединил в одной композиции несколько сюжетов. В левом углу он изобразил Благовещение, в центральной части - Рождество Христово: Мария приподнимается на ложе, две служанки омывают младенца, а Святой Иосиф показан сидящим слева внизу. Вначале может показаться, что на эту группу надвигается стадо овец, но на самом деле оно относится к третьему эпизоду - Поклонение пастухов, где снова можно увидеть младенца Христа, на сей раз лежащим в яслях.

Рельефы кафедры. Аллегоризм Вся композиция основана на идеальной иерархии, господстве духовных сил - аллегории добродетелей и пророки, над языческими символами и природными силами - львы, откуда прямой путь ведет к божественному откровению, отождествляемому с земной жизнью Христа и приводящему в конечном счете к Страшному суду. В ходе развития этой мысли каждый образ приобретает сложное значение.

Аллегория Силы. Рельеф кафедры баптистерия в Пизе. 1260. Мрамор. Оттенок духовной озаренности определяет облик стоящих в углах трехлопастных арок аллегорических фигур – в том числе и самой известной из них – аллегории Силы, предстающей в облике обнаженного Геркулеса.

Аллегория Любви. Рельеф кафедры баптистерия в Пизе. Несмотря на факт сохранения в данных рельефах разновидностей характерных для византийского искусства, общая выдержанность и характер требовательного барельефного стиля говорят об ознаменовании возрождения пластики античности.

Баптистерий (крещальня) в Пизе Между 1260 и 1264 годами он завершил строительство купола баптистерия в Пизе, который был начат архитектором Диотисальви. Пизано увеличил высоту баптистерия и увенчал его системой из двух куполов: на вершине полусферического купола разместил небольшой в форме усечённого конуса.

Баптистерий в Пизе. Рельефы Фасад баптистерия декорировал скульптурами сын Никколо – Джованни Пизано в 1277 – 1284 годах.

Особенности творческой манеры Никколо Пизано Классическая манера, проявившаяся в данном произведении, не исчезает, а появляется и в других произведениях Пизано, но в более мягкой форме. Примером служит рельеф саркофага св. Доминика (церковь C. Domenico, Болонье) и кафедра сиенского собора, исполненной в 1266 году при участии его сына Джованни. Общие мотивы прослеживаются с кафедрой пизанской крестильницы, но также существуют и отличия, заключающиеся в большей степени роскоши орнаментации, а также прибавляются ещё две сцены из жизни Спасителя: «Бегство в Египет» и «Избиение младенцев» . Реалистичность исполнения пафоса и движения характеризуют произведения скульптора. Главная заслуга Пизано состоит в том, что он отказался от византийского веяния в архитектуре в пользу античности.

Особенности творческой манеры Никколо Пизано Возможно, в юности Никколо Пизано испытал влияние классицизирующего позднероманского искусства Южной Италии. Во всяком случае, влияние античности заметно сказывается в его произведениях, в особенности в ранний период творчества. Но в отличие от своих южноитальянских предшественников, Никколо не только подражает античным памятникам, используя отдельные приемы древних мастеров. Значение его искусства состоит в том, что он отходит от средневекового аскетизма, вносит в изображение черты чувственной земной красоты, придает материальность и телесность формам. Отмеченные печатью яркой творческой индивидуальности, его произведения резко выделяются на фоне позднероманской пластики Италии. Никколо Пизано работал в Пизе (1260 г.), Сиене (1265– 1268 гг.), Перудже (1278 г.).

Кафедра собора в Сиене С 1265 по 1269 Никколо Пизано создал аналогичную, но большего размера восьмиугольную кафедру для Сиенского собора при помощи своего сына Джованни Пизано и ученика Арнольдо Донато ди Камбио. Рельефы этой кафедры содержат большее количество фигур, движения которых кажутся более взволнованными и экспрессивными. Здесь заметно сильное влияние искусства французской готики; художник, вероятно, бывал во Франции. Здесь влияние античности в значительной мере вытеснено воздействием готики. Эта эволюция художника закономерна, но его реформа оказалась преждевременной, его начинания не имели непосредственного продолжения в итальянской скульптуре.

Джованни Пизано (около 1245 -1250 - после 1314), скульптор и архитектор, сын и ученик Никколо Пизано, около 1270 -1276 работал, видимо, во Франции, испытал влияние французской готической пластики. Скульптурным работам Джованни Пизано (статуи на фасаде сиенского собора, 1284 -1299, кафедра церкви Сант-Андреа в Пистое, окончена в 1301), проникнутым страстной эмоциональной напряженностью, присуще сочетание проторенессансных пластических исканий с готической изломанностью контуров. Его архитектурное творчество (нижняя часть фасада сиенского собора, 1284 -1299) развивалось в русле готики.

Апокалипсический Христос (Христос на Страшном суде) Рельеф кафедры собора в Сиене. 1265- 68. Мрамор. Дуомо, Сиена

Гробница Св. Доминика. Болонье В те же годы вместе с Фра Гульельмо Никколо Пизано создал гробницу св. Доминика для одноименной церкви в Болонье (1264 -1267).

Базилика Сан-Доменико В 1264 году Никколо был заказан ковчег для мощей святого Доминика в болонской базилике Сан-Доменико. Пизано, безусловно, разработал проект ковчега, но вклад Никколо в воплощение замысла в материале был, вероятно, минимален.

Рака Св. Доминика. Н. Пизано Niccolò dell"Arca. Пьета (Арка ди Сан Доменико)

Фонтан Маджоре - Перуджа, Умбрия. Никколо и Джованни Пизано Последней работой мастера Никколо стал фонтан для украшения соборной площади в Перудже (1278), в создании которого участвовал и его сын Джованни. Великий Пизано скончался примерно в 1280 году. Его главной заслугой является отказ от византийской традиции в пользу возрождения пластики античного стиля.

Кафедра Сант-Андреа в Пистойе. Дж. Пизано. 1301 -11. Одним из величайших достижений сына знаменитого отца Джованни Пизано считается кафедра для церкви Сант. Андреа в Пистойе (1297- 1301). Тематика украшающих кафедру рельефов также сходна с пизанскими. Однако лица персонажей более выразительны, их позы и жесты, более драматичны. Особенной экспрессией отличаются сцены «Распятие» и «Избиение младенцев» . Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Наиболее известная скульптура Мадонны находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305).

Кафедра Сант-Андреа в Пистойе. Рельефы. Дж. Пизано Исайя (деталь). 1285 -97. Мрамор. Музей оперного дель Дуомо, Сиена Мария Моис (Мириам). 1285 -97. Мрамор. Музей оперного дель Дуомо, Сиена Платон. АР. 1280. Камень. Дуомо, Сиена Сибила. 1285 -95. Мрамор. Музей оперного дель Дуомо, Сиена Аггея. 1285 -95. Мрамор, высота: 61 см. Дуомо, Сиена

Мадонна. Дж. Пизано Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Его скульптурам присущи резкие повороты, угловатые очертания. Вслед за французскими мастерами он обратился к образу Мадонны с Младенцем на руках, наиболее известный из них находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305).

Скульптуры Мадонны. Джованни Пизано Слева – направо: Мадонна и ребенок. 1305 -06. Мрамор, высота: 129 см. Капелла Скровеньи (Капелла Арена), Падуя Мадонна и ребенок. АР. 1299. Кот. Казначейства, Дуомо, Пиза Мадонна и ребенок. АР. 1280. Мрамор. Кампосанто, Пиза

Последняя работа Дж. Пизано В 1313 г. Джованни начал работу надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (не закончена).

Вклад в эпоху Проторенессанса Сын и ученик Никколо Пизано, один из деятелей Проторенессанса, Джованни Пизано стал гораздо более известным скульптором, чем его отец. Стиль Джованни Пизано отличается большей свободой и динамичностью, он показывает фигуры в движении и использует различные средства драматизации, его скульптурам присущи резкие повороты и угловатые очертания. Эмоциональность, неистощимую фантазию, страстность произведений Джованни Пизано невозможно объяснить только подражанием прекрасным образцам. Эти качества свидетельствуют о его богатой, пылкой натуре, об особенностях его мировосприятия. Творчество Джованни Пизано - редкий пример искусства, которое опережало своё время и протягивало нити в будущее. Неслучайно его искания имеют сходство с опытами прославленного скульптора Микеланджело.

Pisano, Giovanni) Ок. 1245 - после 1317. Итальянский скульптор, сын Никколо Пизано, один из ведущих мастеров т. н. "эпохи Данте и Джотто". Вплоть до смерти Никколо Пизано (1278/1284) работал в мастерской своего отца, участвовал в создании скульптурного декора кафедры Никколо Пизано в соборе Сиены (1265-1268) и Большого фонтана в Перудже (1278). После смерти Никколо Пизано возглавил собственную мастерскую. Работал в Пизе (1280-1290-е и 1302-1310), Сиене (1280-1290-е), Пистойе (1300-1301), Падуе (1302-1306) и др. городах Италии. Творческий путь Джованни Пизано совпадает с драматическим и сложным периодом истории Италии, ожесточенной борьбой за власть в итальянских городах - сначала между представителями дворянства - гибеллинами и горожанами - гвельфами, а затем и между расколовшимися на две партии гвельфами. Во Флоренции эта борьба завершилась изгнанием из города в 1302 великого Данте Алигьери и его сторонников. Джованни Пизано, так же как и его великий современник Данте, особенно остро ощутил драматический пафос этой новой эпохи, чуждый его предшественникам - Никколо Пизано и Арнольфо ди Камбио. Этим, видимо, и объясняется его интерес к готике, уже проникшей в то время в Италию, особенно в ее северные регионы. Одной из первых замечательных работ Джованни Пизано является цикл монументальных, частично неоконченных скульптур, выполненный им вместе с помощниками для фасада собора в Сиене в 1280-1290 (ныне - Сиена, Музей собора). Нарочито угловатые, изображенные в сложных, напряженных позах, задрапированные одеяниями с глубокими, ломающимися под острыми углами складками, пронизанные резким, иногда почти неистовым движением, они полны драматического пафоса и одухотворенности. Пластической мощью и патетикой наделены и выполненные Джованни Пизано с помощниками полуфигуры пророков для пизанского баптистерия (1280-1290-е, Пиза, баптистерий). Вслед за отцом Джованни Пизано обращался и к такому излюбленному в его время архитектурно-скульптурному ансамблю, как церковная кафедра. В кафедре церкви Сант Андреа в Пистойе (1300-1301) Джованни Пизано, сохраняя композиционные принципы пизанской кафедры своего отца - шестигранник, украшенный рельефами, трехлопастные арки с фигурами пророков и сивилл, мраморных львов, на которых опираются три из шести колонн, поддерживающих кафедру, наделяет скульптурные элементы кафедры напряженностью пластической энергии и силой эмоций. Величественные фигуры сивилл на углах кафедры изображены в сложных, динамических позах, окутаны водопадом тяжелых, ломающихся складок. Как бы сгибается под тяжестью коленопреклоненный атлант, рельефы кафедры плотно заполняют переплетающиеся фигуры (Страшный Суд), полны ярости рычащие львы, терзающие добычу, на которые опираются три из шести колонн кафедры. Экспрессия пластического языка, драматическая патетика еще в большей мере свойственна более поздней кафедре собора в Пизе (1302-1310). С именем Джованни Пизано связано несколько статуй Мадонны с Младенцем. Одна из самых ранних - Мадонна с Младенцем, созданная мастером для фасада баптистерия в Пизе (1284, ныне - Пиза, Кампосанто). Строгость и величие облика Мадонны, торжественность ритма крупных ниспадающих складок, монументальное начало уже соединяются здесь с необычным мотивом - пристальным, выразительным взглядом, которым обмениваются Мать и Дитя. В более поздних работах мастера - Мадонне с Младенцем в капелле дель Арена, расписанной Джотто (ок. 1304-1306, Падуя), и прелестной Мадонне делла Чинтола (ок. 1312, Прато, собор, капелла дела Чинтола) во взглядах, которыми обмениваются Мария и маленький Христос, - нежность и доверие, в статуе из Прато ребенок нежно касается головы матери. В то же время в этих статуях в гораздо большей степени, чем в других работах Джованни Пизано, проступают элементы готической стилистики, достаточно активно проникавшей в Италию из других европейских стран. К числу самых примечательных работ Джованни Пизано относится сохранившийся до наших дней фрагмент надгробия Маргариты Брабантской (ок. 1312, Генуя, палаццо Бьянко). В образе встающей из мертвых молодой женщины есть некое триумфальное начало, ее волевое, прекрасное лицо полно волнения, стремительным движением пронизано сильное, обрисованное плотно прилегающей одеждой тело. В этой последней работе Джованни Пизано в гораздо большей степени, чем его современники, предвосхищает стиль и дух ренессансной скульптуры.

Выбор редакции
контрапункт контрапункта, мн. нет, м. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии...

итальянский композитор Краткая биографияДжузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября...

«Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры » А.В. Щусев Архитектор...

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется...
Интересные факты о Александре Грине расскажут о неизвестных событиях в жизни писателя. Интересные факты о книге «Алые паруса» также...
Мы вдохновились японским аниматором и иллюстратором Kazuhiko Okushita. Художник создает рисунки, не отрывая карандаша от бумаги. Очень...
Вчера в ресторане Modus на Плющихе Светлана Лобода устроила яркую вечеринку в честь своего 35-летия, пригласив на нее лишь самых...
Что такое цимбалы? Это струнный ударный музыкальный инструмент. У него плоский трапециевидный корпус с натянутыми струнами. По струнам...