Отто рунге. Цветовая теория Ф.О


Цветовое тело О.Рунге - это глобус, по экватору которого находится 12-тичастный цветовой круг.

Ф.О.Рунге Родной дом Рунге в Вольгасте, ныне - музей.

Родился в многодетной семье корабелов в Западной Померании, находившейся в тот период под управлением Швеции. Его школьным учителем был Людвиг Козегартен. С 1799 при финансовой поддержке брата (впоследствии его трудами были изданы статьи, письма и заметки художника) обучался живописи у Йенса Юэля в академии Копенгагена. В 1801 сблизился в Дрездене с К. Д. Фридрихом и Людвигом Тиком, углубился в мистические трактаты Бёме, на которые обратил его внимание Тик. В 1803 познакомился и подружился с Гёте, с которым разделял интерес к проблематике цвета, - натурфилософские и естественнонаучные поиски обоих, питаясь разными источниками, шли в сходном направлении: Гёте, всегда более чем сдержанно относившийся к романтизму, с неизменным одобрением высказывался о творчестве и теоретизировании Рунге. В 1804 женился и переехал в Гамбург. В 1810 опубликовал трактат о цветоделении и цветовой классификации Цветовая сфера (гётевское Учение о цвете появилось в том же году). Последние годы работал над большим мистико-философским живописным замыслом Четыре времени дня, работа осталась незавершенной. Умер от туберкулёза.

Филипп Отто Рунге (1777-1810 гг.), выдающийся живописец романтической школы, был современником Гёте. Он внес значительный вклад в учение о цвете. Он понимал, что все многообразие цветов нельзя представить в виде цветового круга или полосы спектра и предложил систему расположения цветов, напоминающую внешним видом глобус.

Цветовой шар Рунге.

На линии экватора Рунге нанес чистые цвета цветового круга. На северном полюсе он расположил белый цвет, а на южном - черный. На меридианах (используя градусы долготы) ему удалось представить все цвета, получающиеся при смешении чистых цветов с белым и черным. Внутри шара систематически располагались все замутненные цвета. Рунге впервые в истории увязал расположение цветов в пространстве с их эстетически-художественным использованием.

Схематическое изображение цветового тела Рунге

Как художника его занимал вопрос применения малонасыщенных цветов (с более или менее значительной примесью серого) при изображении цветовой перспективы. Он использовал в своей системе в качестве типичных цветовых рядов так называемые ряды цветов для дальнего плана. Это поперечные линии, которые проходят по продольному разрезу цветового глобуса от чистых цветов на поверхности шара к серым цветам в области ахроматической оси. Размещение цветов в пространстве, предложенное Рунге, впоследствии претерпело ряд усовершенствований, однако основной принцип размещения всего многообразия цветов в трехмерной системе был признан правильным и заимствован всеми его последователями.

Из переписки Рунге с Гёте видно, что их взгляды на воздействие цвета на человека совпадали.

Современник Гёте художник Отто Рунге первым построил цветовое тело. Мне известно, что его теория появилась одновременно с гётевской, что они переписывались и обсуждали целый ряд вопросов. Не могу сказать по какой причине Рунге в основу своей модели включил всё же круг, построенный на синем–красном–желтом. Интересно, что по схеме Рунге, смесь этих трех цветов дает тоже серый. Мой собственный опыт смешивания аналогичен, равно как и образование серого из циана–пурпурного–желтого. А вот черному и белому цветам Рунге отводит совсем иную роль, превращающую плоский цветовой круг в объемный шар.

Модель строится уже не на шести цветах, а на 12-и, т.е. Рунге использует 3 основных цвета, их смеси 1-го порядка и попарные смеси 6-и цветов знакомого нам уже круга, которые образуют новые 6 цветов 2-го порядка. Шар Рунге иногда называют «глобусом».

Если в сферическом теле Рунге цветовой круг – «экватор», то черная и белая точки – два полюса, в направлениях к которым получаются новые оттенки спектральных цветов. Двигаясь к белому полюсу, цвета постепенно осветляются, разбеливаются, теряя свою исходную яркость (левый верхний шар). Приближаясь к черному – сгущаются, затемняются (правый верхний шар).

Нижние рисунки иллюстрируют происходящее в центре шара. Для этого он разрезан по экватору, в результате чего мы снова попадаем в плоский круг. В горизонтальном сечении по экватору пары противоположных (комплиментарных, дополнительных) цветов, устремляясь навстречу друг другу (смешиваясь в разных пропорциях), теряют свою цветовую насыщенность и в центре, при равных долях в смеси, образуют серый. Если распилить шар вертикально, от полюса к полюсу, то полярные цвета (черный и белый), сближаясь (или смешиваясь), дадут в центре тот же серый. Модель тем самым отражает универсальный принцип и может рассматриваться как в достаточной мере целостный закон цветовой гармонии.

Ту же операцию рассечения по экватору можно совершить с помощью компьютерной модели CMY с тем же результатом:

Сечения цветового шара по экватору

На картинке две проекции шара, из которых вырезаны четвертинки. Слева – вид сверху (со стороны белого полюса), справа – вид снизу (со стороны черного), что и зафиксировано в левых полукругах обеих проекций. Правые же полукруги в черных рамках – сечения, "внутренности" шара, где можно увидеть серую "точку" в самом центре и постепенное "угасание" (потеря хроматичности) цвета от экватора к этой сердцевине. Все смеси получены фактически математически, так как в этом процессе полностью использовались возможности компьютерного моделирования цвета.

И в шаре Рунге, и в компьютерной модели спектральные пары, смешиваясь между собой, образуют серый. Надо еще учесть, что в компьютерной модели цвета практически совпадают со спектральными, в отличие от красок, которые использовали и Гёте, и Рунге, и многие другие исследователи цвета. А если это учтено, то –

На мой взгляд, можно сделать два вывода:

Либо компьютерный CMY создавался таким образом, что «по замыслу» смеси основных цветов складываются в серый, а не в черный. Тогда, правда, не понятно, зачем повсеместно используемая модель должна заведомо противоречить той теории, на которой она и построена?

Либо черный из трёх основных цветов вовсе не может быть получен, а теория все-таки вновь не вполне соответствует практике. И эта версия звучит для меня намного убедительнее.

- (Runge) (1777 1810), немецкий живописец, график и теоретик искусства. Один из основоположников романтизма в немецкой живописи. Учился в АХ в Копенгагене (1799 1801) и Дрездене (1801 03). В символико аллегорических композициях Времена дня… … Художественная энциклопедия

Рунге Филипп Отто - (Runge) (1777 1810), немецкий живописец и график, теоретик искусства. Один из основоположников романтизма. Писал портреты, для которых характерно пристальное внимание к натуре в сочетании с подспудной эмоциональностью («Мы втроём», 1805); в… … Энциклопедический словарь

Рунге, Филипп Отто - Филипп Отто Рунге. Поpтpет детей Хюльзенбек. РУНГЕ (Runge) Филипп Отто (1777 1810), немецкий живописец и график, теоретик искусства. Представитель раннего романтизма. Острохарактерные портреты (“Мы втроем”, 1805), аллегорические композиции… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Рунге Филипп Отто - Рунге (Runge) Филипп Отто (23.7.1777, Вольгаст, Мекленбург, ‒ 2.12.1810, Гамбург), немецкий живописец, график и теоретик искусства. Учился в копенгагенской (1799‒1801) и дрезденской (1801‒1803) АХ. Один из основоположников романтизма в немецкой… …

РУНГЕ (Runge) Филипп Отто - (1777 1810) немецкий живописец и график, теоретик искусства. Представитель раннего романтизма. Правдивые, острохарактерные портреты (Мы втроем, 1805), аллегорическая композиция Утро (1808) … Большой Энциклопедический словарь

Рунге - Фамилия Рунге, Карл (1856 1927) немецкий математик и физик Рунге, Борис Васильевич (1925 1990) актёр московского театра Сатиры Рунге, Владимир Фёдорович (род. 1937) советский и российский дизайнер. Рунге, Фридлиб Фердинанд (1794 … Википедия

Рунге - Филипп Отто (Runge, Philipp Otto) 1777, Ваольгаст, Померания 1810, Гамбург. Немецкий живописец, рисовальщик. Учился в 1799 1801 в копенгагенской Академии художеств у Н. Альбигора, затем в Дрездене (1801 1803). С 1804 работал в Гамбурге. В раннем… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Рунге - (runge) Филипп Отто (1777, Вольгаст, Мекленбург – 1810, Гамбург), немецкий живописец, график, поэт и теоретик искусства; представитель романтизма. Получил коммерческое образование, затем учился в копенгагенской (1799–1801) и дрезденской академиях … Художественная энциклопедия

Рунге - (Runge) Филипп Отто (23.7.1777, Вольгаст, Мекленбург, 2.12.1810, Гамбург), немецкий живописец, график и теоретик искусства. Учился в копенгагенской (1799 1801) и дрезденской (1801 1803) АХ. Один из основоположников Романтизма в немецкой… … Большая советская энциклопедия

Рунге Ф. О. - РУ́НГЕ (Runge) Филипп Отто (1777–1810), нем. живописец и график, теоретик иск ва. Один из основоположников романтизма. Писал портреты, в к рых пристальное внимание к натуре сочеталось с подспудной эмоциональностью (Мы втроём, 1805); в… … Биографический словарь

Книги

  • Классицизм и романтизм. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок 1750 - 1848 , Эта книга посвящена изобразительному искусству и архитектуре эпохи классицизма и романтизма. Богатство и многообразие художественного творчества в период междурококо и реализмом, конечно же,… Категория: Культурология. Искусствоведение Издатель:

ФИЛИПП ОТТО РУНГЕ (Philipp Otto Runge)


Автопортрет, 1802-1803 г.г.

Немецкий художник и теоретик, один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве.
Родился в Вольгасте (городе на территории современной Польши) в семье купца-судовладельца. В восемнадцать лет он приехал в Гамбург обучаться торговому делу, но вскоре (в 1897) почувствовал склонность к живописи и стал брать частные уроки рисования.
В 1799-1801 годах учился в Академии художеств в Копенгагене у известного датского живописца и рисовальщика Н. А. Абильгора, затем в Дрездене (1801-1803), где познакомился с поэтом и мыслителем Иоганном Вольфгангом Гёте.
Особое влияние на него в эти годы оказал датчанин Н.Абильгор с его четкой классицистической манерой рисунка. Испытал также заметное воздействие Дж.Флаксмена.


Под влиянием Абильгора, жившего в Италии, сформировался интерес Рунге к античности, классической живописи. В раннем произведении — картине «Триумф любви» (1801, Кунстхалле, Гамбург) — композиция с фигурками путти в виде рельефа исполнена в монохромной гамме. Строгое классицистическое построение композиции свидетельствует о влиянии академической традиции, в частности Абильгора.В 1800 художник знакомится с рисунками Дж. Флаксмена к произведениям Гомера и Эсхила, читает о них статьи А. В. Шлегеля в журнале «Атенеум» (1799). Влияние линейного рисунка английского художника проявилось в созданных Рунге иллюстрациях к «Илиаде» и на темы «Песен Оссиана», популярных среди европейских мастеров предромантической эпохи. Однако Рунге создает свой стиль рисунка пером и кистью, который строится на тонкой эфемерной линии, но значительную роль в нем играют эффекты света и тени. Рисунки Рунге отразили предромантические настроения в европейском искусстве конца 18 в.
В 1802-03 Р. работал над аллегорической композицией "Времена дня".
Вернувшись в 1803 г. в Гамбург, он занимался живописью и одновременно служил в торговой фирме своего старшего брата Даниэля. С 1804 жил в основном в Гамбурге.
На протяжении всей жизни художник обращался к портрету, ставшему излюбленным жанром романтиков.
В полотне «Мы втроем» (1805, в 1931 г. погибла при пожаре) и двух автопортретах художника (1805, 1806, все — Кунстхалле, Гамбург) ярко выражена концепция европейского романтического портрета. Рунге изображает себя в моменты различных душевных движений — взволнованности, меланхолии, погруженным в раздумье. Автопортретом является и полотно «Мы втроем», где художник изобразил себя с братом Даниелем и его женой Полиной (картина не сохранилась). Ощущение меланхолической гармонии общего настроения портретируемых усиливает горный пейзаж, на фоне которого изображены фигуры.




Этот портрет, как и часто встречающиеся у романтиков парные портреты, символизирует братскую дружбу, духовную близость, но акцентирует и внутренние духовные различия, индивидуальность натур. Рунге часто обращается и к форме парного портрета («Мои родители», 1806, Кунстхалле, Гамбург), позволяющему передать мир человеческих чувств в сопоставлении характеров, настроений. Портреты с изображением детей («Дети Хюльзенбек», 1805-1806; «Портрет сына», 1805; оба — Кунстхалле, Гамбург) искренней непосредственностью в воспроизведении натуры предвосхищают работы мастеров раннего реализма — бидермейера.





В русле романтических устремлений эпохи и обращение художника к национальной традиции, темам из национальной истории. Для немецких церквей он создает полотна «Отдых на пути в Египет» (1805-1806) и «Христос, шагающий по водам» (1806-1807; оба — Кунстхалле, Гамбург). В плавном абрисе фигур, воспроизведении деталей яркого пейзажного фона с фантастическими растениями, глубокой духовной сосредоточенности персонажей ощущается влияние мастеров Северного Возрождения, изучение произведений Дюрера.




Суммой мистических настроений мастера, с одной стороны, навеянных учением Я.Бёме, а с другой — связанных с поисками эстетического абсолюта, свойственными романтизму в целом, призван был стать четырехчастный цикл Времена дня, символизирующий слияние человека с природой, — его предполагалось демонстрировать в виде настенных панно под музыку и чтение стихов, при специальном освещении. Подготовительные рисунки к циклу, с их орнаментально-ритмической эмблематикой, а также феерически-сказочное по колориту Утро (единственный живописный эскиз, осуществленный в 1808-1809) принадлежат к числу самобытных предвосхищений символизма и модерна.
Ещё в 1802 г. Рунге задумал живописный цикл, изображающий времена суток. Утро, день, вечер и ночь, сменяющие друг друга, были для романтиков символом и человеческой жизни, и земной истории; они воплощали вечный закон, по которому всё в мире рождается, растёт, стареет и уходит в небытие — чтобы возродиться вновь. Рунге глубоко чувствовал это вселенское единство, как и внутреннее родство разных видов искусства: он предполагал выставить «Времена суток» в специально спроектированном здании, сопроводив их музыкой и стихотворным текстом. Рунге не хватило жизни, чтобы воплотить свой замысел: из четырёх картин закончена только одна, «Утро». Она наивна и светла, как сказка. Младенец, лежащий на жёлто-зелёном лугу, символизирует зарождающийся день; женская фигура на фоне золотого неба и сиреневых далей — древнеримская богиня утренней зари Аврора. По свежести красок и лёгкости тоновых переходов эта картина намного превосходит прежние произведения художника. «Иногда, — писал Рунге, — цвет волнует своей бледностью, а подчас привлекает своей глубиной. Когда зелень луга, насыщенность цвета росистой травы, нежная листва молодого букового леса или прозрачная зелёная волна привлекают тебя больше? Тогда, когда они в сверкающих лучах солнца или в покое тени?» В многообразии красок, в сложных соотношениях цвета, света и тени художник видел ключ к тайнам Вселенной, откровение Мирового Духа — так некоторые романтики называли Бога, который представлялся им растворённым в природе. «Мы не в состоянии выразить, как трогает нас каждый цвет, — отмечал друг Рунге, немецкий писатель-романтик Людвиг Тик, — ибо краски говорят с нами на более нежном наречии. Это — Мировой Дух, и он радуется, что может дать понятие о себе тысячами способов, одновременно скрываясь от нас... Но тайная магическая радость охватывает нас, мы познаём себя и вспоминаем о некоем древнем, неизмеримо блаженном духовном союзе».



The Great Morning, 1809-10, Kunsthalle, Hamburg






The Small Morning, 1809-10, Kunsthalle, Hamburg

Считая оптику цветов ключом к искусству будущего, Рунге переписывался об этом с Гёте. Выделив три основных цвета (желтый, красный, синий) и три производных (оранжевый, фиолетовый и зеленый), он обобщил свои размышления и эксперименты в книге «Шар цветов, или конструкция связей между всеми взаимными смешениями красок и их полного сродства» (Farbenkugel oder Construction des Verhдltnisses aller Mischungen der Farben zu einander und ihrer vollstandigen Affinitдt, 1810), которая явилась примечательным этапом в развитии постньютоновской оптики, до сих пор сохраняя и художественно-практический интерес.

Книга вышла в 1810 г., в год смерти Рунге.

Рунге умер молодым, оставшись верен протестантскому принципу, что у изобразительного искусства должно быть духовное предназначение.

В 1840-1841 были изданы два тома его сочинений (наряду с Шаром цветов — две сказки, сочиненные Рунге на «платтдойч», нижненемецком диалекте, и включенные в Сказки братьев Гримм: О рыбаке и его жене и Можжевельник, обе 1806, вкупе с эпистолярным наследием).

Рунге были сделаны несколько автопортретов

I will have no man in my boat who is not afraid of a whale.

Немецкий живописец-романтик, график, работал в технике акварели, известен также как талантливый поэт и теоретик искусства.

Родился в Вольгасте (Мекленбург). Начальное художественное образование получил в Гамбурге.
С 1799 по 1801 г. учился в копенгагенской Академии у Н. Абильгора. В начале 1800-х гг. работал под влиянием учителя. Особенно сильно оно чувствуется в картине «Триумф любви» (1801, Кунстхалле, Гамбург), написанной в строгой академической манере. Для этого полотна характерна однотонность композиции. В это время художник сблизился с кружком романтиков, во главе которого были Л. Тик и Ф. Шлегель. С 1801 по 1803 г. продолжал образование в Дрездене. Тесно общался с дрезденскими романтиками. В этот период художник серьезно изучал копии иллюстраций Дж. Флаксмена к произведениям Гомера и Эсхила, познакомился с посвященной им статьей А. В. Шлегеля, опубликованной в журнале «Атениум» в 1799 г. Позднее под воздействием этих рисунков и иллюстраций Корнелиуса к «Фаусту» Гёте (1808) Рунге выполнил серию картинок к «Илиаде» Гомера. Индивидуальный стиль автора проявился здесь в особой игре света и тени.
Рунге обладал своеобразной манерой письма, в которой ощущается влияние искусства бидермейера. В своем творчестве он был близок к йенскому романтизму. Стремление к романтической подаче мира воплотилось в портретной живописи Рунге, особенно в таких портретах, как «Мы втроем» (1805, не сохранилась, раньше - Кунстхалле, Гамбург), «Автопортрет» (1805, 1806, Кунстхалле, Гамбург), «Портрет сына, Отто Сигизмунда Рунге» (1805, Кунстхалле, Гамбург), «Дети Хюльзенбек» (1805-1806, Кунстхалле, Гамбург), «Мои родители» (1806, Кунстхалле, Гамбург). Герои портретов гармонично возникают на фоне пейзажа, который помогает раскрыть их душевное, эмоциональное состояние: тревогу, взволнованность, меланхолию, грусть, задумчивость. Для творческой манеры художника характерны искренность, непосредственность и реализм изображения моделей и пейзажа. Сформулированный художником девиз: «Все тяготеет к ландшафту, постигающему универсум» - отражает его отношение к пейзажу.
Будучи художником-романтиком, Рунге нередко обращается к форме парного портрета, что дает ему возможность показать сложный мир человеческих эмоций и чувств в переплетении с разнообразием характеров и темпераментов.
В 1804 г. Рунге переехал в Гамбург, написал ряд теоретических работ по искусству.
Наибольшую известность получило сочинение «Цветовая сфера», в которой дано толкование символического значения цветов.
Поздний период творчества Рунге характеризуется появлением особой колористической символики и гармоничного сочетания музыки и цвета, которые были обусловлены сильным увлечением художника учением немецкого мистика Я. Бёме. К этому времени относится замысел цикла, состоящего из четырех полотен: «Утро», «Полдень», «Вечер », «Ночь». По мнению автора, они должны были восприниматься под музыку и чтение стихов. Этот цикл представляет собой непрерывное движение, развитие, гармоничное слияние человеческой жизни и природы. Например, в картине «Утро» (малый вариант, 1808; большой вариант, 1808-1809, оба в Кунстхалле, Гамбург) голубые, белые и розовые цвета символизируют пробуждение природы. Женщины, окруженные ангелами и цветами, словно парящие в воздухе, создают ощущение танца.
Ф. О. Рунге повлиял на последующее развитие немецкого и европейского искусства.

Ф. О. Рунге. Утро (малый вариант). Масло. 1808. (см. приложение 63).В 1800-е годы немецкий романтик Филипп Отто Рунге работал над серией "Времена суток". Сначала, появились рисунки, потом на основе их дважды были изданы четыре гравюры "Утро", "День", "Вечер" и "Ночь". Затем художник намеревался создать по этим мотивам большие живописные панно. Рунге исходил из идеи близости всех искусств, особенно живописи, литературы и музыки. Замысел его легче понять из собственного авторского комментария, так как в изображениях традиционные аллегорические фигуры сочетались с образами, порожденными фантазией художника, и каждый элемент, включая любой цветок или былинку, имел символическое значение. Более того, в живописных панно предполагалось, что и краски будут иметь определенное символическое значение. Программа Рунге свидетельствовала о том, что времена суток понимались им не просто как смена утра и дня, вечера и ночи, но как отражение божественного Универсума, его совершенства, всепроникающей и созидающей силы. Таким образом, картины имели некоторое "иконное" начало, перед ними необходимо было предстоять и молитвенно прислушиваться к таинственным звукам, идущим из высших, небесных сфер.

Основной пласт аллегорий - воскрешаемые образы древних мифов, о которых говорил Винкельман. Там, где появилась одна аллегория, приходится ожидать и другую. Крылатый молодой человек изображен с глазами, завязанными лентой, у ног его рог изобилия. Это - Благосклонность, порождение счастья и красоты. Слово "фавор", то есть благосклонность, по-латыни мужского рода, потому и аллегория эта представлена фигурой отрока. Рог изобилия указывает на богатство, а завязанные глаза -- знак того, что благосклонность может быть и слепой. Молодая нимфа увенчана цветами, крылата, ее розовую колесницу влечет Пегас, в руках ее розы и догорающий факел. Мы видим Аврору - божество начала дня...

Еще сложнее обстоит дело с символами. Мир их намного шире. Это растения, животные, предметы, цветы, буквы и числа. Символичными могут быть складки одежд, поза, выражение лица. Вот несколько примеров. Анемон - цветок грусти и смерти. Его образ появился в легенде об Адонисе, скончавшемся на ложе из анемонов, на лепестках которых сами собой появились красные пятнышки. В сценах распятия Христа - это знак скорби Марии, его матери. Число один -источник других чисел, символ единства. Два - намек на человеческую и божественную природу Христа, указание на женский пол, который делим, то есть воспроизводит потомство.

Символы чаще возникают в те эпохи, когда получает распространение представление о двоемирии. Так было в романтизме, символизме. Аллегории появляются в эпохи Возрождения, классицизма. Как бы там ни было - они важнейшая часть нашего культурного наследия. Долгое время в нашем обществе к ним относились пренебрежительно или с подозрением. Казалось, что они противоречат необходимости реалистического отражения действительности, уводят сознание в чуждые нам миры. На самом деле и символы, и аллегории - иной путь и иной уровень осмысления действительности, и мастера самых разных эпох охотно к ним обращались.

Выбор редакции
контрапункт контрапункта, мн. нет, м. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии...

итальянский композитор Краткая биографияДжузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября...

«Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры » А.В. Щусев Архитектор...

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется...
Интересные факты о Александре Грине расскажут о неизвестных событиях в жизни писателя. Интересные факты о книге «Алые паруса» также...
Мы вдохновились японским аниматором и иллюстратором Kazuhiko Okushita. Художник создает рисунки, не отрывая карандаша от бумаги. Очень...
Вчера в ресторане Modus на Плющихе Светлана Лобода устроила яркую вечеринку в честь своего 35-летия, пригласив на нее лишь самых...
Что такое цимбалы? Это струнный ударный музыкальный инструмент. У него плоский трапециевидный корпус с натянутыми струнами. По струнам...