Как работает контрапункт в комедии. Значение слова контрапункт Смотреть что такое "Контрапункт" в других словарях


контрапункт

контрапункта, мн. нет, м. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии в одно целое. Высший расцвет контрапункта - творчество Баха и Генделя.

Отдел теории музыки, посвященный изучению правил многоголосия. Изучать контрапункт.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

контрапункт

А, м. В музыке: одновременное движение нескольких самостоятельных мелодий, голосов, образующих гармоническое целое (многоголосие), а также учение о таком движении.

прил. контрапунктический, -ая, -ое и контрапунктный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

контрапункт

    Искусство гармонического сочетания в многоголосном музыкальном произведении двух или нескольких одновременно звучащих самостоятельных голосов, мотивов, мелодий; само такое сочетание.

    Один из разделов теории музыки, посвященный изучению таких сочетаний.

    Мелодия, сопровождающая основную тему.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

контрапункт

КОНТРАПУНКТ (нем. Kontrapunkt) в музыке -

    одновременное сочетание 2 и более самостоятельных мелодий в разных голосах.

    Мелодия, присочиняемая к данной мелодии.

    То же, что полифония.

    Подвижной контрапункт - повторное проведение полифонического построения с изменением интервалов между мелодиями или времени их вступления друг относительно друга.

Контрапункт

(нем. Kontrapunkt, от лат. punctum contra punctum, буквально ≈ точка против точки) в музыке:

    вид многоголосия, в котором все голоса являются равноправными; в 20 в. чаще называлась полифонией. Особую форму составляет подвижной контрапункт ≈ повторное проведение голосов полифонического построения с изменением интервала между ними (вертикально-подвижной К.) или времени их вступления относительно друг друга (горизонтально-подвижной К.), а также сочетание этих приёмов (вдвойне-подвижной К.); обратимый контрапункт допускает возможность сочетания голосов при перемене направления интервалов в сочетающихся мелодиях.

    В полифоническом сочинении ≈ мелодия, звучащая одновременно с темой.

    Один из главных разделов теории музыки; в СССР называется полифонией.

Википедия

Контрапункт

Контрапу́нкт (- нота против ноты, буквально - точка против точки ) - одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов. «Контрапунктом» также называли музыкально-теоретическую дисциплину, занимающуюся изучением контрапунктических композиций (теперь полифония). Музыкальным термином «контрапункт» (метонимически) ныне пользуются литературоведы, искусствоведы и журналисты.

Контрапункт создавался как педагогический инструмент, с помощью которого студенты могли сочинять музыкальные композиции с постепенным увеличением сложности. Частью этих композиций был неизменяемый cantus firmus . Идея появилась не позднее 1532 года, когда описал подобную концепцию в своем труде «Scintille di musica» (Brescia, 1533). В XVI веке венецианский теоретик Царлино разрабатывал идеи контрапункта в сочинении «Le institutioni harmoniche», и первое подробное описание контрапункта появилось в 1619 году в труде «Prattica di musica». Цаккони дополнил контрапункт несколькими техниками, например, «обращением контрапункта».

В 1725 году австрийский композитор Иоганн Йозеф Фукс опубликовал теоретический труд «Gradus ad Parnassum» , где он описал пять видов контрапункта:

  • нота против ноты;
  • две ноты против одной;
  • четыре ноты против одной;
  • ноты имеют смещение относительно друг друга;
  • смешение предыдущих четырех подходов.

Контрапунктический стиль в музыке наиболее ярко представлен в хоровых сочинениях Палестрины (ок. 1525-1594) и в инструментальных и хоровых произведениях И. С. Баха (1685-1750).

Контрапункт (значения)

Контрапу́нкт :

  • Контрапункт - музыкальный термин
  • «Контрапункт» - роман Олдоса Хаксли

Контрапункт (роман)

«Контрапункт» - роман Олдоса Хаксли, опубликованный им в 1928 году. Роман стал самым крупным произведением писателя.

Примеры употребления слова контрапункт в литературе.

С несравненным искусством Бахман скликал и разрешал голоса контрапункта , вызывал диссонирующими аккордами впечатление дивных гармоний и -- в тройной фуге -- преследовал тему.

Пусть неофит знает, что такое ассонанс и аллитерация, рифма смежная и далекая, простая и сложная, так же как от музыканта мы вправе ожидать, что он знает гармонию и контрапункт , и все прочие мелочи своего ремесла.

Их мелодия контрапунктом проникала в президентские апартаменты на десятом этаже, ибо окна здесь - для более эффективного действия воздушного кондиционера - были герметически закрыты.

Он появился на сцене примерно за полчаса до решающего звонка Арнольда, и то известие, которое он мне принес, служит как бы рамкой, или контрапунктом , или наружной оболочкой драмы Арнольда Баффина, свершавшейся тогда и позднее.

Выдающийся польский композитор сразу оценил дарование мальчика и, зная незавидное материальное положение семьи Кюи, стал бесплатно с ним заниматься по теории музыки, контрапункту к композиции.

Они инициировали настойчивый зубчик мотива, пробегающий как остинато контрапунктом к предыдущей теме.

Но и там, где музыка вроде бы и не присутствует впрямую, стихи часто строятся по законам контрапункта - многопланово, разноголосно, действие происходит одновременно в разных местах и разных временах.

Ведь контрапункт и акростих при всех различиях в уровне, на котором в них нечто скрыто, имеют и нечто общее.

Клементи, а прославленный органист и теоретик аббат Фоглер из Дармштадта, прослушав маленького Мейербера, советует ему заниматься контрапунктом и фугой у своего ученика А.

Венской консерватории по классу генерал-баса, контрапункта и органа и переезжает в Вену.

Траго, у которого учился впоследствии в Мадридской консерватории, где изучал также гармонию и контрапункт .

Нас интересует пока лишь внутриатомный контрапункт голосов, сочетание их лишь в пределах одного разложившегося сознания.

Транспонируя с языка музыкальной теории на язык поэтики положение Глинки о том, что все в жизни контрапункт , можно сказать, что для Достоевского все в жизни диалог, то есть диалогическая противоположность.

Делаются усилия найти возможности построить и для живописи свой контрапункт , исходя из факта многосторонней схожести физических вибраций воздуха и света.

Это и есть элементы, дающие возможность образовать чисто-рисуночный контрапункт , и они приведут к этому контрапункт у.

punctum contra punctum, punctus contra punctum - нота против ноты, буквально - точка против точки ) - изначально в музыке : одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов . Музыкальным термином «контрапункт» (метонимически) ныне пользуются также литературоведы, искусствоведы и журналисты для определения двух или более одновременно происходящих событий.

Музыка

Контрапункт - одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов. Контрапунктом также называли музыкально-теоретическую дисциплину, занимающуюся изучением контрапунктических композиций, теперь полифония . Контрапункт создавался как педагогический инструмент, с помощью которого студенты могли сочинять музыкальные композиции с постепенным увеличением сложности. Частью этих композиций был неизменяемый cantus firmus (буквально «твёрдый» напев). Идея появилась не позднее 1532 года , когда Джиованни Мария Ланфранко описал подобную концепцию в своем труде «Scintille di musica» (Brescia, 1533). В XVI веке венецианский теоретик Джозеффо Царлино разрабатывал идеи контрапункта в сочинении «Le institutioni harmoniche» , и первое подробное описание контрапункта появилось в 1619 году в труде Людовика Цаккони «Prattica di musica» . Цаккони дополнил контрапункт несколькими техниками, например, «обращением контрапункта» [ ] .

В 1725 году австрийский композитор Иоганн Йозеф Фукс опубликовал теоретический труд «Gradus ad Parnassum» («Ступени к Парнасу»), где он описал пять видов контрапункта:

  • нота против ноты;
  • две ноты против одной;
  • четыре ноты против одной;
  • ноты имеют смещение относительно друг друга (синкопирование);
  • смешение предыдущих четырёх подходов.

Контрапунктический стиль в музыке наиболее ярко представлен в хоровых сочинениях Палестрины (ок. 1525-1594) и в инструментальных и хоровых произведениях И. С. Баха (1685-1750).

В экранных искусствах

В кино, телевидении, контрапункт - осмысленное противопоставление или сопоставление звука и изображения. Противоположно синхрону - разновидности видеоматериала, где изображение и звук соответствуют одной пространственно-временной ситуации (чаще всего эпизод интервью - зритель видит человека и слышит шумы и речь, синхронизированные с изображением, записанные там же и тогда же, когда происходит разговор). Контрапункт могут создавать изображение и шум, изображение и музыка. Особенно ярким является контрапункт, в котором один смысловой пласт (изображение) контрастирует с другим (звук). Примером может служить видеоизображение военного парада, сопровождаемое комичным цирковым маршем.

В популярной культуре

См. также

Содержание статьи

КОНТРАПУНКТ, искусство одновременного сочетания нескольких мелодических линий. В истории музыки термин «контрапункт» прилагается в специальном смысле к стилю, возникшему в 14 в. и пришедшему на смену т.н. дисканту 13 в. В более широком и общепринятом значении термин контрапункт употребляется в характеристике музыки всех последующих эпох. Термин «полифония» во многом синонимичен термину «контрапункт», им тоже часто характеризуются музыкальные сочинения, написанные с применением контрапункта.

Первый расцвет контрапунктического стиля приходится на 16 в. Вершиной его считаются хоровые сочинения Палестрины (ок. 1525–1594), хотя и у Палестрины и даже ранее можно усмотреть (принимая во внимания т.н. проходящие ноты) элементы гармонического письма. При сочинении в контрапунктическом стиле перед композитором стоит проблема сочетания отдельных голосов (вокальных или инструментальных партий) так, чтобы они контрастировали друг другу ритмически и чтобы каждая из них имела при этом свой мелодический облик. Таким образом, если каждый голос интересен мелодически, ни один из них не может быть доминирующим, – в отличие от «солирующего» голоса в гомофонном стиле.

Хотя искусство Палестрины в сочинении контрапунктических произведений для хора без сопровождения осталось непревзойденным, мастерство контрапункта достигло второй вершины в инструментальных и хоровых произведениях И.С.Баха (1685–1750). Контрапункт Баха опирается на более развитую гармоническую систему и отличается большей свободой мелодических линий. У Баха гармонический остов контрапункта особенно заметен в партии «фигурированного баса» (basso continuo), исполнявшейся на органе или на клавире.

Контрапункт в 20 в.

П.Хиндемит (1895–1963) пришел к выводу, что контрапункт в предшествующие три с половиной столетия оказался слишком тесно связанным с гармонической основой, что препятствовало развитию, индивидуализации отдельных голосов. «Линеарный контрапункт» Хиндемита в определенном смысле есть возврат к допалестриновскому стилю, хотя в плане употребления диссонансов этот стиль вполне современен. По мысли Хиндемита, диссонантное, конфликтное соотношение партий заставляет слушателя воспринимать их как самостоятельные линии – в отличие от контрапункта, опирающегося на традиционную гармонию. Этой теории противоречит тот факт, что, отказываясь от традиционной гармонии, композитор строит свой стиль не на произвольно выбранных интервальных соотношениях, а на собственной системе диссонантной гармонии. Следовательно, слушательское восприятие все равно оказывается привязанным к гармонической основе.

Виды контрапункта.

Учение о контрапункте является важной ветвью теории музыки. При обучении этому искусству выделяются отдельные виды контрапункта. По классификации И.Й.Фукса (1660–1741), трудности сочинения и сочетания независимых мелодических линий преодолеваются на пяти этапах. Первый – «нота против ноты» (лат. punctum contra punctum, от чего и произошло слово «контрапункт»): здесь ритм «добавленного голоса» (противосложение) идентичен ритму основного голоса (cantus firmus). Второй этап состоит в сочинении двух нот противосложения на одну ноту кантуса; третий этап – в сочинении четырех нот на одну ноту кантуса. На четвертом этапе вводятся синкопы (обычно это задержания); на пятом этапе сочинение становится более свободным.

В т.н. строгом контрапункте попытка сочинять по нормам 16 в. часто сочетается с употреблением старых церковных ладов. Свободное контрапунктическое письмо основывается скорее на закономерностях мажоро-минора, нежели на ладах, и в отличие от строгого контрапункта здесь присутствуют модуляции, развитая гармоническая основа и более диссонирующие проходящие ноты.

Представить современное общество без музыки совершенно невозможно. Она стала частью человеческого существования. Музыка сопровождает каждый шаг и слышна отовсюду. Она может выразить радость и скорбь, триумф и падение, при этом - никогда не бывает лишней. Для тех, кто любит расслабляться или работать под музыкальное сопровождение, все песни - только набор мелодий и голосов. Для тех же, кто выбрал музыкальное ремесло, музыка - это набор нот, аккордов, терминов, техник, которые и создают приятные мелодии.

Значение термина

Многие из не знакомы тем, кто не имеет музыкального образования. Одним из таких является контрапункт. Это не случайно, ведь синонимом слова является более известный термин - полифония. Но что же прячется за неизвестным словом?

Произошел термин от латинского punctus contra punctum, что в буквальном переводе значит "точка против точки". Адаптируя к музыкальной тематике - "нота против ноты". То есть к основной теме добавляется другая мелодия, которая по ритму повторяет основной голос, но немного видоизменена.

Происхождение музыкального контрапункта

Контрапункт как вид музыкального искусства известен еще с 14-го века и пришел на смену дисканту. Все последующие музыкальные эпохи характеризуются именно этим стилем. Первым использовал контрапункт в музыке Джованни Пьерлуиджи Палестрина. В своих сочинениях композитор использовал несколько голосов так, чтобы они, помимо того, что контрастировали друг с другом, имели разные мелодические облики.

Дальнейшее развитие контрапункта прослеживается в произведениях Иоганна Себастьяна Баха. Его творчеству присуща более развитая полифоническая система. Мелодические линии имеют больше свободы, но сохраняется общая гармония всего произведения. Творчество композитора считается периодом, в котором наиболее ярко развивался контрапункт. Это также можно сказать и про творения Георга Фридриха Генделя.

Виды контрапункта

Можно привести классификацию, которую имеет контрапункт. Это деление на строгий и свободный. В строгом все мелодические голоса должны были иметь правильное отношение к мелодии баса. Свободный развивался позже и включал в себя как контрапунктические, так и гармонические правила.

Строгая и свободная полифония делятся на простую и сложную. В простой сочетаются две и больше мелодий без образования нового сочетания в отличие от сложной, которая такие образования разрешает.

Сложный контрапункт имеет такие разряды: подвижной и обратимый. В подвижном голоса не изменяются, а только передвигаются. Во втором случае происходит обращение или противодвижение голосов.

Музыкальный контрапункт делает звучание многогранным и ярким. Но сам термин известен не только в музыке. Он встречается в киноиндустрии, литературе, помогая передать контрасты, делая эпизоды более выразительными.

Что такое "КОНТРАПУНКТ"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

КОНТРАПУНКТ искусство одновременного сочетания нескольких мелодических линий. В истории музыки термин "контрапункт" прилагается в специальном смысле к стилю, возникшему в 14 в. и пришедшему на смену т.н. дисканту 13 в. В более широком и общепринятом значении термин контрапункт употребляется в характеристике музыки всех последующих эпох. Термин "полифония" во многом синонимичен термину "контрапункт", им тоже часто характеризуются музыкальные сочинения, написанные с применением контрапункта. Первый расцвет контрапунктического стиля приходится на 16 в. Вершиной его считаются хоровые сочинения Палестрины (ок. 1525-1594), хотя и у Палестрины и даже ранее можно усмотреть (принимая во внимания т.н. проходящие ноты) элементы гармонического письма. При сочинении в контрапунктическом стиле перед композитором стоит проблема сочетания отдельных голосов (вокальных или инструментальных партий) так, чтобы они контрастировали друг другу ритмически и чтобы каждая из них имела при этом свой мелодический облик. Таким образом, если каждый голос интересен мелодически, ни один из них не может быть доминирующим, - в отличие от "солирующего" голоса в гомофонном стиле. Хотя искусство Палестрины в сочинении контрапунктических произведений для хора без сопровождения осталось непревзойденным, мастерство контрапункта достигло второй вершины в инструментальных и хоровых произведениях И.С.Баха (1685-1750). Контрапункт Баха опирается на более развитую гармоническую систему и отличается большей свободой мелодических линий. У Баха гармонический остов контрапункта особенно заметен в партии "фигурированного баса" (basso continuo), исполнявшейся на органе или на клавире. Контрапункт в 20 в. П.Хиндемит (1895-1963) пришел к выводу, что контрапункт в предшествующие три с половиной столетия оказался слишком тесно связанным с гармонической основой, что препятствовало развитию, индивидуализации отдельных голосов. "Линеарный контрапункт" Хиндемита в определенном смысле есть возврат к допалестриновскому стилю, хотя в плане употребления диссонансов этот стиль вполне современен. По мысли Хиндемита, диссонантное, конфликтное соотношение партий заставляет слушателя воспринимать их как самостоятельные линии - в отличие от контрапункта, опирающегося на традиционную гармонию. Этой теории противоречит тот факт, что, отказываясь от традиционной гармонии, композитор строит свой стиль не на произвольно выбранных интервальных соотношениях, а на собственной системе диссонантной гармонии. Следовательно, слушательское восприятие все равно оказывается привязанным к гармонической основе. Виды контрапункта. Учение о контрапункте является важной ветвью теории музыки. При обучении этому искусству выделяются отдельные виды контрапункта. По классификации И.Й.Фукса (1660-1741), трудности сочинения и сочетания независимых мелодических линий преодолеваются на пяти этапах. Первый - "нота против ноты" (лат. punctum contra punctum, от чего и произошло слово "контрапункт"): здесь ритм "добавленного голоса" (противосложение) идентичен ритму основного голоса (cantus firmus). Второй этап состоит в сочинении двух нот противосложения на одну ноту кантуса; третий этап - в сочинении четырех нот на одну ноту кантуса. На четвертом этапе вводятся синкопы (обычно это задержания); на пятом этапе сочинение становится более свободным. В т. н. строгом контрапункте попытка сочинять по нормам 16 в. часто сочетается с употреблением старых церковных ладов. Свободное контрапунктическое письмо основывается скорее на закономерностях мажоро-минора, нежели на ладах, и в отличие от строгого контрапункта здесь присутствуют модуляции, развитая гармоническая основа и более диссонирующие проходящие ноты. ЛИТЕРАТУРА Курт Э. Основы линеарного контрапункта. М., 1931 Протопопов В.В. История полифонии, вып. 1-5. М., 1962-1987

КОНТРАПУНКТ - КОНТРАПУНКТ, Ца, м. В музыке: одновременное движение нескольких самостоятельных мелодий, голосов, об... Толковый словарь Ожегова

КОНТРАПУНКТ - (ит. Contrapunto, нем. Contrapunkt, франц. Contrepoint) - соединение нескольких мелодических самост... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

КОНТРАПУНКТ - (нем. Kontrapunkt, от лат. punctum contra punctum, буквально - точка против точки) в музыке...

Выбор редакции
контрапункт контрапункта, мн. нет, м. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии...

итальянский композитор Краткая биографияДжузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября...

«Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры » А.В. Щусев Архитектор...

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется...
Интересные факты о Александре Грине расскажут о неизвестных событиях в жизни писателя. Интересные факты о книге «Алые паруса» также...
Мы вдохновились японским аниматором и иллюстратором Kazuhiko Okushita. Художник создает рисунки, не отрывая карандаша от бумаги. Очень...
Вчера в ресторане Modus на Плющихе Светлана Лобода устроила яркую вечеринку в честь своего 35-летия, пригласив на нее лишь самых...
Что такое цимбалы? Это струнный ударный музыкальный инструмент. У него плоский трапециевидный корпус с натянутыми струнами. По струнам...