Как звучит фагот. Фагот - это музыкальный инструмент


Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова фагот

фагот в словаре кроссвордиста

фагот

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

фагот

м. франц. духовое музыкальное орудие, состоящ. из двойной, оборотной деревянной трубки с отдушинами. Фаготовый, фаготный, к нему относящ. Фаготист, фаготчик, на нем играющий;

фаготчик, фаготный мастер.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

фагот

фагота, м. (ит. fagotto, букв. связка) (муз.). Музыкальный духовой деревянный инструмент низкого регистра с характерным хрипловато-гнусавым тембром, состоящий из двух параллельно скрепленных цилиндров, к более короткому из к-рых приделан металлический язычок. Играть на фаготе. Вдруг из-за двери в зале длинной фагот и флейта раздались. Пушкин.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

фагот

А, м. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент низкого тембра в виде длинной, слегка расширяющейся трубы. Играть на фаготе.

прил. фаготный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

фагот

м. Деревянный музыкальный духовой инструмент тенорово-басового диапазона с коническим - слегка расширяющимся - каналом и двойной тростью.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

фагот

ФАГОТ (итал. fagotto, букв. - узел, связка) деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-й пол. 16 в. Басовая разновидность - контрафагот.

Фагот

(итал. fagotto, буквально √ узел, связка), духовой инструмент. Имеет конический ствол в форме лат. U (как бы сложен пополам) с раструбом, состоящий из 4 частей. Звук извлекается при помощи двойной трости, надеваемой на S-oбразную металлическую трубку, которая соединяет её со стволом. В стволе 25√30 боковых отверстий (5√6 закрываются пальцами, остальные √ клапанами). Диапазон √ B1 √ d2, иногда f2. Создан в 20√30-е гг. 16 в. в Италии, в середине 18 в. введён в симфонисекий оркестр. Используется в симфоническом (2√3, иногда 4 Ф.), в духовом оркестрах, ансамбле и как сольный инструмент. Нотируется преимущественно в басовом и теноровом ключах. Из многих разновидностей практически распространён лишь контрафагот . Лит.: Левин С., Фагот, М., 1963; его же, Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, Л., 1973; Чудаки М., Инструменты симфонического оркестра, 3 изд., М., 1972; Heckel W., Der Fagott, Lpz., 193

Википедия

Фагот

Фаго́т - язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра. Имеет вид согнутой длинной трубки с системой клапанов и двойной (как у гобоя) тростью, которая надевается на металлическую трубку в форме буквы S, соединяющую трость с основным корпусом инструмента. Своё название получил из-за того, что в разобранном состоянии напоминает вязанку дров.

Фагот сконструирован в XVI веке в Италии, в оркестре применяется с конца XVII - начала XVIII века, занял в нём постоянное место к концу XVIII века. Тембр фагота весьма экспрессивен и на всём диапазоне богат обертонами. Наиболее употребительны нижний и средний регистр инструмента, верхние ноты звучат несколько гнусаво и сдавленно. Фагот применяется в симфоническом, реже в духовом оркестре, а также как сольный и ансамблевый инструмент.

Фагот (значения)

Фагот :

  • Фагот - духовой музыкальный инструмент.
  • Фагот - персонаж романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
  • «Фагот» - противотанковый ракетный комплекс.
  • «Фагот» - кирпичный завод на Украине в городе Красный Луч.
  • Александр «Фагот» Александров - музыкант, в разное время являлся участником ансамблей «Аквариум», «Звуки Му», «Три О» и других.
  • Олег «Фагот» Михайлюта - музыкант, вокалист и саунд-продюсер украинской группы «Танок на майдани Конго» .

Фагот (ПТРК)

«Фагот» (индекс ГРАУ - 9К111 , по классификации МО США и НАТО - AT-4 Spigot ,) - советский / российский переносной противотанковый ракетный комплекс с полуавтоматическим командным наведением по проводам. Предназначен для поражения визуально наблюдаемых неподвижных и движущихся со скоростями до 60 км/ч целей на дальностях до 2 км, а ракетой 9М113 - до 4 км.

Разработан в КБ Приборостроения (Тула) и ЦНИИТочМаш. Принят на вооружение в 1970 году. Модернизированный вариант - 9М111-2, вариант ракеты с увеличенной дальностью полета и повышенной бронепробиваемостью - 9М111М.

В комплекс входят:

  • складная переносная пусковая установка с аппаратурой управления и механизмом пуска;
  • ракета в пусковом контейнере 9М111 (или 9М113).

Примеры употребления слова фагот в литературе.

Фагот звучит в необычайно высоком регистре, можно подумать, что Быстров страдает, говоря о страданиях, а сам всего лишь инструмент, на котором ветер революции играет свою мелодию.

Знамена развеялись, гобои, трубы, литавры и фаготы зазычали, и песни, без которых русский нейдет на веселье и на горе, на торжество и на смерть, раздались по полкам.

Кларнет пробит, труба помята, фагот , как старый посох стерт, На барабане швы разлезлись, но кларнетист красив, как черт, Флейтист, как юный князь изящен, и в вечном сговоре с людьми - Надежды маленький оркестрик под управлением любви.

Сева Гаккель перепиливал смычком лежащего на полу Борю с гитарой, Фагот лупил фаготом кого попало, Дюша плевался смачной харкотиной и как слепой кутенок тыкался в ударную установку.

Пока окружавшие Чембукчи смотрели, как растерянный доктор совал в нос бедному конферансье склянку с нашатырным спиртом, клетчатый Фагот отпорол новую штуку, которая вызвала неописуемый восторг в театре, объявив: - Таперича, граждане, мы открываем магазин!

А Фагот , спровадив пострадавшего конферансье, объявил публике так: -- Таперича, когда этого надоедалу сплавили, давайте откроем дамский магазин!

Его одночастная композиция для органа, 3 флейт, 3 фаготов и 3 тромбонов длится.

Обедая, работая за письменным столом или играя на фаготе , доктор всегда надевал пижамную куртку - так он чувствовал себя свободнее.

Он выпил глоток ликеру - профилактика против простуды, - надел пижамную куртку и, взяв фагот , исполнил для доны Флор самые лучшие вещи из своего репертуара.

После этого разведчик Уолсингема Генри Фагот сумел поступить на службу в штат французского посольства и, кроме того, подкупить Шере-ля - доверенного секретаря посла.

Парикмахер Серенсен скоро возвратился и принес с собой барабан и тарелки, флейту и фагот .

Первая сюита более камерная, из духовых инструментов к струнным прибавлены только два гобоя и фагот .

Музыкальный инструмент: Фагот

Слово «фагот» в переводе с итальянского означает «узел» или «связка». Почему же самый габаритный и самый низкий инструмент деревянной духовой группы так называется? Все просто – первые фаготы, появившиеся более половины тысячелетия назад, были необъятных размеров и в разобранном виде внешне больше были похожи на вязанку дров, чем музыкальный инструмент. В современном облике фагот похож на гобой : у него такая же вытянутая коническая форма трубки и двойная трость. Но из-за своего впечатляющего размера – более двух метров, трубка сложена вдвое.

Историю и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук фагота

Фагот считается подвижным музыкальным инструментом, но стремительные пассажи исполнять на нем не просто. Однако именно эта особенность стала его «изюминкой» – быстрое отрывистое исполнение звуков (прием стаккато) создает «бубнящий», комический эффект, чем поспешили воспользоваться многие композиторы. Среди них – М. Глинка в опере «Руслан и Людмила », где такой прием использован для характеристики трусливого Фарлафа.

Этот инструмент может звучать и совершенно иначе: нежно, ласково, томно с ноткой страсти. Достаточно послушать знаменитейший романс Неморино из оперы Доницетти «Любовный напиток ». Именно фагот в сопровождении пиццикато струнных начинает эту, пожалуй, одну из самых романтичных и проникновенных арий в мире.


Тембр этого инструмента трудно перепутать с каким-либо другим. Он низкий, с хрипотцой, к тому же очень экспрессивный. Самый низкий, а также средний регистр используется чаще всего, а вот верхние ноты получаются весьма сдавленными и даже гнусавыми. Диапазон фагота сравнительно небольшой – почти три октавы, от си бемоль контроктавы до ре второй. Интересно, что можно извлекать и более высокие ноты, вот только они не всегда хорошо звучат и композиторы практически никогда не используют их, зная эту особенность. Записывается партия фагота обычно в басовом либо теноровом ключах.

Фото :





Интересные факты

  • Динамический диапазон инструмента около 33 дБ: от 50 дБ при игре пиано, до 83дБ при громкой игре.
  • Антонио Вивальди написал 39 концертов для фагота.
  • Долгое время фагот был известен под названием дольцина, а также дульцина-фагота, что означало лишь его нежное звучание. Естественно, таковым оно считалось по сравнению с бомбардой.

  • Для игры на фаготе требуются все пальцы обеих рук, чего не требует любой другой инструмент из состава симфонического оркестра. Притом большой палец левой руки управляет сразу 9 клапанами, а большой палец правой руки нажимает на 4 клапана.
  • В XVIII веке фагот был особо распространен в Германии. Там мастера изготавливали инструменты с разными объемами и диапазонами звукоряда, а использовались они все в церковном хоре, чтобы поддержать голос и усилить его звучание.
  • Трости у гобоя и фагота схожи по своему устройству, только у первого она меньше и включает в себя металлический штифт и камыш. У фагота же только из камыша, обмотанного ниткой, а роль штифта выполняет эс. В последнее время набирают популярность трости из пластика.
  • Иногда партитура обязывает использование звука ля контроктавы. Например, в «Кольце Нибелунга » Рихарда Вагнера. Тогда на помощь музыкантам приходит обычная газета. Ее сворачивают в трубку и вводят в раструб, си бемоль теряется и звучит более низкий звук – ля. Изредка композиторы заставляют инструменты выполнять невозможное. Р. Вагнер в свой опере «Тангейзер » заставил фагот использовать необычайно высокий для него звук «ми» второй октавы. Но он сделал поддержку ему и усилил звучание фагота струнной группой.
  • Все первоначальные варианты сурдины были забракованы и музыканты отказались от их использования, так как это отрицательно влияло на качество звука. Лишь изобретенный механизм советского фаготиста Ю. Неклюдова стал широко применяться. Он установил в средней части раструба металлический кружок, оклеенный бархатом. При помощи механизма этот кружок менял положение и заслонял трубку, приглушая звучание.
  • На фаготе возможно начинать учиться с 9-10 лет.
  • Фагот изготавливается исключительно из легкой кленовой древесины, если не считать некоторые школьные модели из пластика.
  • Стоимость фаготов может доходить до 30000 евро, речь идет об инструментах знаменитой фирмы Геккель.
  • Существует две разновидности инструмента – с французской и немецкой системой. Их различия касаются лишь исполнителя, слушатель разницу почти не заметит. Наиболее распространенной считается немецкая система.
  • В 1856 году был изобретен саррюзофон, металический вариант контрфагота для игры на открытом воздухе. Этот инструмент внешне очень похож на саксофон, но имеет двойную трость.

Популярные призведения для фагота

В.А. Моцарт - Концерт для фагота и оркестра си-бемоль мажор (слушать)

Антонио Вивальди - Концерт для фагота с оркестром ми-минор (слушать)

К. Вебер - Венгерская фантазия (слушать)

Конструкция фагота

Внешне фагот похож на согнутую трубку, и представляет собой благородное сочетание темного дерева и металлических деталей. Трость у этого инструмента двойная. Она надевается на трубку, изготовленную из металла и имеющую очертания буквы S, отсюда и получившую свое название эс. Именно эта трубка и соединяет трость с основным корпусом. Если обратить внимание на раструб фагота, то легко заметить, что он ровный, без расширяющегося конца – это влияет на звучание инструмента. У него слабо выделяется основной тон, а высокие «призвуки» бедноваты. К тому же, именно поэтому, фагот не наделен огромной силой звука.

На фаготе 33 отверстия, многие из которых закрываются 29-ю клапанами довольной сложной механики.

Если развернуть трубу фагота, то ее длина составит 2,6 метра, у контрфагота почти 5 метров. Вес фагота около трех килограмм.

Разновидности фагота

За весь период формирования этого инструмента, существовало несколько видов: квартфагот, фаготино и . Последний из них сохранился до сих пор и успешно используется в симфонических оркестрах.

История

Возникновение первых фаготов относится к XVI веку, его предшественником был старинный духовой инструмент бомбарда. У нового изобретения несколько видоизменили конструкцию и разделили трубку на несколько частей. Поначалу инструмент получил название «дульциан». Имя настоящего изобретателя фагота до сих пор неизвестно. Известно только, что постепенно инструмент незначительно изменялся и совершенствовался. Особое место, среди всех мастеров, причастных к этому, принадлежит фаготисту и капельмейстеру Карлу Альмендереру и Иоганну Адаму Геккелю. Именно они в 1843 году представили 17-клапанную модель фагота, которая и была приняла за основу.

Роль в оркестре

Долгое время фаготу отводилась вспомогательная роль в оркестре – ничего, кроме «поддержки» басовых партий, ему не доверяли. Но все изменилось с рождением жанра оперы – композиторы увидели в нем нечто особенное. Отныне этот обладатель экспрессивного и насыщенного обертонами тембра с легкой хрипотцой стал ярким и полноправным солистом. Обычно в оркестре используется несколько фаготов – два или три, совсем редко встречается четыре, причем последний чаще заменяется на контрфагот, если того требует партитура.

Видео: слушать фагот

Ссылки на статьи обо всех инструментах симфонического оркестра находятся здесь: . Фагот – это инструмент наиболее низкого звучания из деревянной группы. В его регистр входят басовые, теноровые, а также альтовые звуки. Как и гобой, он имеет двойную трость, которая надета на изогнутую металлическую трубку. Это очень отличает фагот от других инструментов группы.

В отличие от гобоя (и от остальных деревяшек), его корпус как бы сложен вдвое (иначе он был бы слишком длинным). Для удобства переноски фагот разбирается по частям.

Сложенный такими частями, он напоминает вязанку дров, что и послужило поводом для названия инструмента (в переводе «вязанка»). Фагот – итальянец и свою родословную ведёт от 16 века. Диапазон его от B контроктавы до f второй.

Материалом для изготовления этого инструмента служит дерево клён. Тембр звучания фагота наиболее совершенен в нижнем регистре. В верхнем он приобретает некоторую сдавленность, гнусавость, что также является отличительной тембровой особенностью.

Вообще-то тембр фагота очень красивый и легко различаем. Кроме того, он очень нежный, за это качество данный инструмент поначалу носил название «дульциан» от слова dolce (нежный).

Обычно фагот используют в духовом и симфоническом оркестрах, однако на нём играют и сольные номера, а также используют его и в ансамблях.

На корпусе инструмента имеется до 30 отверстий. Лишь малая их часть прикрывается пальцами, в основном используется система клапанов.

Как и другие духовые, фагот претерпел эволюцию в своём развитии. Как большинство духовых, его расцвет пришёлся на 19 век (немецкая фирма «Геккель»).

Со второй половины этого века фаготу даже поручают сольные эпизоды в оркестровых партиях, хотя изначально этот инструмент просто дублировал в оркестре линию басов.

По технике игры фагот схожий с гобоем, но дыхание расходуется менее экономно, поскольку здесь более длинный столб воздуха. Легко производятся скачки, почти не заметна смена регистров, штрих стаккато достаточно острый.

В современной музыке для фагота возможно использование интонаций меньших, чем полутон (четверть и треть тона). Ноты для фагота пишутся обычно в басовом и теноровом ключах. Изредка используется и скрипичный.

В оркестрах иногда используется контрафагот – вариант инструмента, звучащий на октаву ниже.

Для иллюстрации звучания фагота с оркестром я хочу вам предложить выступление лауреата международного конкурса Алексея Левина (класс профессора Будкевича В.В.): К.М.Вебер – фрагмент из Концерта для фагота с оркестром F - dur (Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь).



План:

    Введение
  • 1 История возникновения и развития фагота
  • 2 Роль фагота в музыке
    • 2.1 XVI―XIX век
    • 2.2 XX век
  • 3 Строение фагота
  • 4 Техника игры на фаготе
  • 5 Разновидности фагота
  • 6 Известные исполнители
  • 7 Библиография
  • Примечания

Введение

Фаго́т (итал. fagotto , букв. «узел, пучок, вязанка дров», нем. Fagott , фр. basson , англ. bassoon ) - деревянный духовой инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра. Имеет вид согнутой длинной трубки с системой клапанов и двойной (как у гобоя) тростью, которая надевается на металлическую трубку («эс») в форме буквы S, соединяющую трость с основным корпусом инструмента. Своё название получил из-за того, что в разобранном состоянии напоминает вязанку дров.

Фагот сконструирован в XVI веке в Италии, в оркестре применяется с конца XVII - начала XVIII века, занял в нём постоянное место к концу XVIII века. Тембр фагота весьма экспрессивен и на всём диапазоне богат обертонами. Наиболее употребительны нижний и средний регистр инструмента, верхние ноты звучат несколько гнусаво и сдавленно. Фагот применяется в симфоническом, реже в духовом оркестре, а также как сольный и ансамблевый инструмент.


1. История возникновения и развития фагота

Появление фагота относится к первой половине XVI века. Согласно «ЭСБЕ», изобретателем фагота является каноник из Феррары по имени Афранио . Непосредственным его предшественником был старинный духовой инструмент под названием «бомбарда». В отличие от неё, фагот для удобства изготовления и переноски был разделён на несколько частей. Изменение конструкции благотворно повлияло на тембр инструмента, что отразилось в его названии ― на первых порах его называли «дульцианом» (от итал. dolce ― «нежный, сладкий»).


2. Роль фагота в музыке

2.1. XVI―XIX век

На первых порах своего существования дульциан выполнял функцию усиления и дублирования басовых голосов. Более самостоятельную роль он начал играть в начале XVII века. Появляются произведения для дульциана и одного-двух инструментов в сопровождении бассо континуо ― сонаты Бьяджо Марини, Дарио Кастелло, Джованни Батиста Буонаменте, Джованни Батиста Фонтаны и других авторов . Первое сочинение для солирующего дульциана ― Фантазия из сборника Canzoni, fantasie et correnti Бартоломе де Сельма-и-Салаверде, опубликованного в 1638 году в Венеции. Автор поручил солирующему инструменту достаточно сложную по тем временам партию в диапазоне, расширенном вниз до B 1 (си-бемоль контроктавы). Высокие требования предъявляет к исполнителю и Соната Филиппа Фридриха Бёдекера (1651). В монументальном труде Grunde-richtiger … Unterricht der musicalischen Kunst, oder Vierfaches musicalisches Kleblatt (1687) авторства Даниэля Шпеера есть две сонаты для трёх дульцианов. Все эти произведения рассчитаны на инструмент с двумя клапанами.

На рубеже XVII―XVIII веков популярность стремительно начал набирать новый, усовершенствованный инструмент ― фагот. Прежде всего он вошёл в состав оперного оркестра: в некоторых операх Рейнхарда Кейзера используется до пяти фаготов. Жан-Батист Люлли трактовал фагот как басовый голос в духовом трио, где верхние голоса поручались двум гобоям, а само трио противопоставлялось по тембру струнной группе оркестра (например, в опере «Психея», 1678).

В 1728 году Георг Филипп Телеман пишет Сонату f-moll, в которой использует эффекты «эха», кантилену в высоком регистре. Другие сонаты этого периода принадлежат перу Карло Бесоцци, Иоганна Фридриха Фаша, Иоганна Давида Хайнихена, Кристофа Шаффрата, Джона Эрнеста Гальярда. Камерная музыка для фагота этого периода представлена также трио-сонатами Телемана и Генделя; серию сонат для двух гобоев и фагота создал Ян Дисмас Зеленка.

39 концертов Антонио Вивальди ― важная часть репертуара фагота. Их сольные партии предвосхищают приёмы, которые войдут в употребление через несколько десятилетий ― быстрые переходы и скачки из регистра в регистр, виртуозные пассажи, длинные кантиленные эпизоды. В то же время используемый диапазон (за редкими исключениями) не выходит за рамки «дульциановых» двух с половиной октав: от до большой октавы до соль первой. Концерты для фагота также писали И. Г. Граун, К. Граупнер, И. Г. Мютель, И. Ф. Фаш.

Иоганн Себастьян Бах не оставил сольных произведений для фагота (хотя иногда поручал ему сольные партии в своих кантатах), однако несколько сочинений принадлежит его сыновьям ― Иоганну Христиану (Концерт) и Карлу Филиппу Эммануэлю (Трио-сонаты).

Одним из наиболее часто играемых произведений в репертуаре фагота является Концерт B-dur Вольфганга Амадея Моцарта, написанный в 1774 году. Предположительно, этот концерт заказал 18-летнему композитору барон Дюрниц, сам фаготист-любитель. В 1934 был обнаружен ещё один концерт, на первых порах приписывавшийся Девьену, однако в 1975 было в нём окончательно установлено авторство Моцарта .

Фагот часто применялся как один из солирующих инструментов в концертных симфониях. Наиболее известные из них принадлежат Гайдну (для гобоя, фагота, скрипки и виолончели) и Моцарту (для гобоя, кларнета, фагота и валторны). Несколько концертов были написаны для двух фаготов с оркестром.

Сочинения для фагота, начиная со второй половины XVIII века, могут быть условно разделены на две группы. Первая из них ― сочинения самих фаготистов, таких как Ф. Гебауэр, К. Якоби, К. Альменредер. Предназначенные для собственных выступлений, они часто были написаны в форме вариаций или фантазий на популярные темы. Вторая ― произведения профессиональных композиторов с расчётом на исполнение конкретным музыкантом. К ней можно отнести концерты К. Стамица, Девьена, Кроммера, Данци, Рейхи, Гуммеля, Калливоды, М. Гайдна, Кожелуха, Бервальда и др. Карл Мария фон Вебер в 1811 написал Концерт F-dur, op. 75, для мюнхенского придворного фаготиста Брандта, кроме того, ему принадлежит Анданте и Венгерское рондо, первоначально предназначенное для альта. Сравнительно недавно был обнаружен Концерт Джоаккино Россини (1845).

Намного реже фагот использовался в камерной музыке. Известно лишь несколько сонат с фортепиано: Антона Листе, Иоганнеса Амона, Антонина Рейхи, небольшие пьесы написали Людвиг Шпор и Кристиан Руммель. Французский фаготист Эжен Жанкур пополнял свой репертуар переложениями произведений, написанных для других инструментов.

Роль фагота в оркестре XIX века также достаточно скромна. Берлиоз упрекал его за недостаток экспрессии и силы звука, хотя и отмечал особый тембр его верхнего регистра. Только со второй половины столетия композиторы начинают поручать фаготу сольные эпизоды, например, Бизе в опере «Кармен», Чайковский в Четвёртой и Шестой симфониях и др.


2.2. XX век

Благодаря усовершенствованию конструкции фагота и техники игры на нём его репертуар в XX веке значительно расширился. Сольную литературу для фагота писали Камиль Сен-Санс, Эдвард Элгар, Эйтор Вилла-Лобос, Пауль Хиндемит, Марио Кастельнуово-Тедеско, Андре Жоливе, Никас Скалкоттас, Александр Тансман, Жан Франсе, Лучано Берио, Пьер Булез, Эдисон Денисов, Алан Хованесс и многие другие композиторы. Ответственные оркестровые партии поручали фаготу Морис Равель, Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев. Развёрнутые сольные партии есть в Седьмой, Восьмой и Девятой симфониях Дмитрия Шостаковича.

Новейшие техники игры, вошедшие в исполнительскую практику фаготистов ― двойное и тройное стаккато, мультифоники, четвертитоновая интонация и др. Они востребованы в сочинениях композиторов-авангардистов, в том числе для фагота без сопровождения.


3. Строение фагота

Фагот представляет собой длинную трубку полого-конической формы. Для большей компактности воздушный столб внутри инструмента как бы сложен вдвое. Основной материал для изготовления фагота ― древесина клёна.

Корпус фагота состоит из четырёх частей: нижнего колена («сапога», имеющего U-образную форму), малого колена («флигеля»), большого колена и раструба. От малого колена отходит тонкая длинная металлическая трубка, изогнутая в виде буквы S (отсюда её название ― эс), на которую насаживается трость ― звукообразующий элемент фагота.

На корпусе инструмента находятся многочисленные отверстия (около 25―30), открывая и закрывая которые, исполнитель изменяет высоту звука. Лишь 5―6 отверстий управляются пальцами, для остальных используется сложный клапанный механизм.


4. Техника игры на фаготе

В общих чертах техника исполнения на фаготе напоминает таковую на гобое, однако дыхание на фаготе расходуется быстрее в силу его бо́льших размеров. Стаккато фагота отчётливое и острое. Хорошо получаются скачки́ на октаву и более; смена регистров практически незаметна.

Технике фагота более всего свойственны чередования мелодических фраз среднего дыхания с различными оттенками гаммообразных пассажей и арпеджио, преимущественно в стаккатном изложении и с применением разнообразных скачков.

Диапазон фагота - от B 1 (си-бемоль контроктавы) до (фа второй октавы), возможно извлечь и более высокие звуки, однако они не всегда устойчивы по звучанию. Фагот может оснащаться раструбом, позволяющим извлекать ля контроктавы (этот звук используется в некоторых произведениях Вагнера). Ноты пишутся в басовом, теноровом, изредка в скрипичном ключе в соответствии с действительным звучанием.


5. Разновидности фагота

Эдгар Дега. Оркестр Опера, 1870. На переднем плане ― фаготист Дезире Дио

В современной оркестровой практике наряду с непосредственно фаготом, сохранилась только одна его разновидность контрафагот ― инструмент с такой же системой клапанов, что и у фагота, но звучащий на октаву ниже его.

В разное время существовали также более высокие по звучанию разновидности фагота. Михаэль Преториус в одном из первых в истории крупных трудов по инструментоведению Syntagma musicum (1611) упоминает семейство дульцианов высокого строя в трёх разновидностях, обозначенных как Diskantfagott , Altfagott и Fagott Piccolo . Они были в ходу до конца XVII века, но и с появлением и распространением современного фагота мастера продолжили изготавливать инструменты высоких строев, многие из которых дошли до наших дней. Обычно они настраивались на квинту (реже на кварту или малую терцию) выше обычного фагота. В англоязычной литературе такие инструменты известны под названием tenoroon , а во франкоязычной как basson quinte . Существовала и ещё более высокая разновидность, звучавшая на октаву выше фагота, под названием «фаготтино» или «малый фагот». В Бостоне хранится ранний экземпляр такого инструмента работы И. Х. Деннера.

Малый фагот эпизодически использовался в партитурах XVIII века. В начале XIX века некоторых оперных театрах Франции им заменяли английский рожок, а Эжен Жанкур практиковал сольное исполнительство на нём. Тем не менее, к концу XIX века все высокие разновидности фагота вышли из употребления.

В 1992 фаготным мастером Гунтрамом Вольфом малый фагот впервые за много лет был изготовлен для британского фаготиста Ричарда Мура, который заказал композитору Виктору Брунсу несколько сочинений для него. Ещё одна сфера применения малого фагота ― обучение игре: ещё Карл Альменредер советовал начинать обучение с десяти лет именно на малых разновидностях фагота, чтобы в более старшем возрасте без проблем переходить на большой инструмент. Вольф также разработал инструмент контрафорте с более широкой мензурой и большей тростью, но с тем же диапазоном, что у контрафагота, способного производить более громкие звуки (отсюда название).

В оркестре применяется с конца XVII - начала XVIII века, занял в нём постоянное место к концу XVIII века. Тембр фагота весьма экспрессивен и на всём диапазоне богат обертонами. Наиболее употребительны нижний и средний регистр инструмента, верхние ноты звучат несколько гнусаво и сдавленно. Фагот применяется в симфоническом, реже в духовом оркестре, а также как сольный и ансамблевый инструмент.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ 9K111 Fagot - Russian Anti-tank missile

    ✪ Музыка 12. Интервалы в музыке. Фагот - Академия занимательных наук

    Субтитры

История возникновения и развития фагота

Появление фагота относится к первой половине XVI века . Его изобретение в течение многих лет приписывалось канонику из Феррары по имени Афранио дель Альбонези . В XX веке, однако, было установлено, что инструмент Афранио представлял собой подобие волынки с металлическими язычками и ничего общего с фаготом не имел .

Непосредственным предшественником фагота был старинный духовой инструмент под названием «бомбарда ». В отличие от неё, фагот для удобства изготовления и переноски был разделён на несколько частей. Изменение конструкции благотворно повлияло на тембр инструмента, что отразилось в его названии ― на первых порах его называли «дульцианом» (от итал. dolce ― «нежный, сладкий»). Имя подлинного изобретателя фагота всё ещё остаётся неизвестным.

На начальном этапе фаготы имели лишь 3 клапана, в XVIII веке - 5 клапанов, а также октавные клапаны, значительно расширившие верхний регистр.

В начале XIX века ведущее место на музыкальном рынке занимали инструменты французской системы, имевшие 11 клапанов. Автором этих моделей был Жан-Николь Саварри. Позже появились инструменты образца французских мастеров А. Бюффе и Ф. Требера.

Особое место в истории совершенствования инструмента занимает фаготист и капельмейстер Карл Альменредер , в г. вместе с Иоганном Адамом Геккелем основавший в Бибрихе производство деревянных духовых инструментов. В г. Альменредер представил сконструированный им усовершенствованный, 17-клапанный фагот. Эта модель была принята за основу и доведена до совершенства фирмой «Геккель». Французские, а затем и австрийские фаготы, выпускавшиеся в середине XIX века фирмой «Циглер и сын» , не выдержали конкуренции с инструментами Геккеля и были вытеснены в ряде стран.

Роль фагота в музыке

XVI―XIX век

На первых порах своего существования фагот выполнял функцию усиления и дублирования басовых голосов. Более самостоятельную роль он начал играть в начале XVII века. Появляются произведения для дульциана и одного-двух инструментов в сопровождении бассо континуо ― сонаты Бьяджо Марини, Дарио Кастелло, Джованни Батиста Буонаменте, Джованни Батиста Фонтаны и других авторов . Первое сочинение для солирующего дульциана ― Фантазия из сборника Canzoni, fantasie et correnti Бартоломе де Сельма-и-Салаверде, опубликованного в 1638 году в Венеции. Автор поручил солирующему инструменту достаточно сложную по тем временам партию в диапазоне, расширенном вниз до B 1 (си-бемоль контроктавы). Высокие требования предъявляет к исполнителю и Соната Филиппа Фридриха Бёдекера (1651). В монументальном труде Grunde-richtiger … Unterricht der musicalischen Kunst, oder Vierfaches musicalisches Kleblatt (1687) авторства Даниэля Шпеера есть две сонаты для трёх дульцианов. Все эти произведения рассчитаны на инструмент с двумя клапанами.

На рубеже XVII―XVIII веков популярность стремительно начал набирать новый, усовершенствованный инструмент ― фагот. Прежде всего он вошёл в состав оперного оркестра: в некоторых операх Райнхарда Кайзера используется до пяти фаготов. Жан-Батист Люлли трактовал фагот как басовый голос в духовом трио, где верхние голоса поручались двум гобоям, а само трио противопоставлялось по тембру струнной группе оркестра (например, в опере «Психея», 1678).

Фагот часто применялся как один из солирующих инструментов в концертных симфониях . Наиболее известные из них принадлежат Гайдну (для гобоя, фагота, скрипки и виолончели) и Моцарту (для гобоя, кларнета, фагота и валторны). Несколько концертов были написаны для двух фаготов с оркестром.

Сочинения для фагота, начиная со второй половины XVIII века, могут быть условно разделены на две группы. Первая из них ― сочинения самих фаготистов, таких как Ф. Гебауэр, К. Якоби , К. Альменредер . Предназначенные для собственных выступлений, они часто были написаны в форме вариаций или фантазий на популярные темы. Вторая ― произведения профессиональных композиторов с расчётом на исполнение конкретным музыкантом. К ней можно отнести концерты К. Стамица, Девьена, Кроммера, Данци, Рейхи, Гуммеля, Калливоды, М. Гайдна, Кожелуха, Бервальда и др. Карл Мария фон Вебер в 1811 написал Концерт F-dur, op. 75, для мюнхенского придворного фаготиста Брандта, кроме того, ему принадлежит Анданте и Венгерское рондо, первоначально предназначенное для альта . Сравнительно недавно был обнаружен Концерт Джоаккино Россини (1845).

Намного реже фагот использовался в камерной музыке. Известно лишь несколько сонат с фортепиано: Антона Листе, Иоганнеса Амона, Антонина Рейхи , Камиля Сен-Санса , небольшие пьесы написали Людвиг Шпор и Кристиан Руммель. Французский фаготист Эжен Жанкур пополнял свой репертуар переложениями произведений, написанных для других инструментов.

Роль фагота в оркестре XIX века также достаточно скромна. Берлиоз упрекал его за недостаток экспрессии и силы звука, хотя и отмечал особый тембр его верхнего регистра. Только со второй половины столетия композиторы начинают поручать фаготу сольные эпизоды, например, Бизе в опере «Кармен », Чайковский в Четвёртой и Шестой симфониях и др.

XX-XXI век

Благодаря усовершенствованию конструкции фагота и техники игры на нём его репертуар в XX веке значительно расширился. Сольную литературу для фагота писали:

  • Эдвард Элгар , «Романс» для фагота с оркестром, Op. 62 (1909)
  • Эрманно Вольф-Феррари Сюита-концертино F-Dur для фагота, струнного оркестра и двух валторн, Op. 16 (1932)
  • Эйтор Вилла-Лобос , «Танец семи нот» для фагота и струнного оркестра (1933)
  • Виктор Брунс 4 концерта для фагота: Op. 5 (1933), Op. 15 (1946), Op. 41 (1966) и Op. 83 (1986)
  • Жан Франсе Дивертисмент для фагота и струнного оркестра (1942); Концерт для фагота и 11 струнных (1979); Четверной концерт для флейты, гобоя, кларнета и фагота с оркестром
  • Эжен Бозза Концертино для фагота и камерного оркестра, Op. 49 (1946)
  • Гордон Джакоб Концерт для фагота, ударных и струнного оркестра (1947)
  • Пауль Хиндемит Концерт для трубы, фагота и струнного оркестра (1949)
  • Франко Донатони Концерт для фагота с оркестром (1952)
  • Андре Жоливе Концерт для фагота, арфы, фортепиано и струнного оркестра (1954)
  • Стьепан Шулек Концерт для фагота с оркестром (1958)
  • Анри Томази Концерт для фагота с оркестром (1961)
  • Бруно Бартолоцци Conzertazioni для фагота, струнных и ударных инструментов (1963)
  • Хенк Бадингс Концерт для фагота, контрфагота и духового оркестра (1964)
  • Лев Книппер Двойной концерт для трубы, фагота с оркестром (1968); Концерт фагота с оркестром (1970)
  • Софья Губайдулина Концерт для фагота и низких струнных (1975)
  • Нино Рота Концерт для фагота (1974-77)
  • Пьер Булез «Диалог двух теней» транскрипция для фагота и электроники (1985-1995)
  • Лучано Берио Sequenza XII для фагота соло (1995)
  • Джон Уильямс «The Five Sacred Trees» концерт для фагота с оркестром (1995)
  • Юрий Каспар ов Концерт для фагота с оркестром(1996)
  • Моисей Вайнберг Соната для фагота соло, Oр. 133
  • Эдисон Денисов 5 этюдов; Соната для фагота соло.
  • Александр Тансман Сонатина для фагота и фортепиано
  • Франк Бедросян «Transmission» для фагота и электроники (2002)
  • Марьян Мозетич Концерт для фагота, маримбы и струнного оркестра (2003)
  • Пьерлуиджи Биллоне «Legno. Edre V. Metrio» для фагота соло (2003); «Legno.Stele» для двух фаготов и ансамбля (2004)
  • Калеви Ахо Концерт для фагота с оркестром (2004)
  • Вольфганг Рим «Psalmus«» для фагота и оркестра (2007)

Ответственные оркестровые партии поручали фаготу Морис Равель , Игорь Стравинский , Карл Орф , Сергей Прокофьев . Развёрнутые сольные партии есть в Седьмой, Восьмой и Девятой симфониях Дмитрия Шостаковича .

В камерной музыке фаготу отведена важная роль. Фагот используется в камерных сочинениях таких композиторов, как Камиль Сен-Санс (Соната для фагота и ф-но), Франсис Пуленк (Соната для кларнета и фагота),Альфред Шнитке (Гимн III, IV), Пауль Хиндемит (Соната для фагота и ф-но), Эйтор Вилла-Лобос (Бразильские бахианы), Софья Губайдулина , Жан Франсе , Игорь Стравинский («История солдата »), Андре Жоливе («Рождественская пастораль» для флейты, фагота и арфы), Юн Исан , Калеви Ахо и других.

Строение фагота

Фагот представляет собой длинную трубку полого-конической формы. Для большей компактности воздушный столб внутри инструмента как бы сложен вдвое. Основной материал для изготовления фагота ― древесина клёна .

Корпус фагота состоит из четырёх частей: нижнего колена («сапога», имеющего U-образную форму), малого колена («флигеля»), большого колена и раструба. От малого колена отходит тонкая длинная металлическая трубка, изогнутая в виде буквы S (отсюда её название ― эс), на которую насаживается трость ― звукообразующий элемент фагота.

На корпусе инструмента находятся многочисленные отверстия (около 25―30), открывая и закрывая которые, исполнитель изменяет высоту звука. Лишь 5―6 отверстий управляются пальцами, для остальных используется сложный клапанный механизм.

Частотный диапазон - от 58,27 Гц (си-бемоль контроктавы) до 698,46 Гц (F2, фа второй октавы). Спектр - до 7 кГц. Форманты - 440-500 Гц, Динам. диап. - 33 дБ. Звук направлен вверх, назад, вперед.

Техника игры на фаготе

В общих чертах техника исполнения на фаготе напоминает таковую на гобое , однако дыхание на фаготе расходуется быстрее в силу его бо́льших размеров. Стаккато фагота отчётливое и острое. Хорошо получаются скачки́ на октаву и более; смена регистров практически незаметна.

Технике фагота более всего свойственны чередования мелодических фраз среднего дыхания с различными оттенками гаммообразных пассажей и арпеджио, преимущественно в стаккатном изложении и с применением разнообразных скачков.

Диапазон фагота - от B 1 (си-бемоль контроктавы) до (фа второй октавы), возможно извлечь и более высокие звуки, однако они не всегда устойчивы по звучанию. Фагот может оснащаться раструбом, позволяющим извлекать ля контроктавы (этот звук используется в некоторых произведениях Вагнера). Ноты пишутся в басовом, теноровом, изредка в скрипичном ключе в соответствии с действительным звучанием.

Новейшие техники игры, вошедшие в исполнительскую практику фаготистов в XX веке ― двойное и тройное стаккато, исполнение нескольких звуков на инструменте одновременно (мультифоники), четвертитоновая и третитоновая интонация, фруллато, тремоло, глиссандо , циркулярное дыхание и другие. Эти техники наиболее востребованы в сочинениях композиторов-авангардистов, в том числе для фагота соло.

Французская и немецкая традиции

Большинство фаготов, использующихся в современных оркестрах, принадлежат к немецкой системе, копирующей в, общих чертах, механику, разработанную немецкой фирмой Геккель. В то же время, во франкоязычных странах имеет хождение инструмент французской системы, существенно отличающейся от немецкой. Французский фагот также отличается более «лирическим», тембром.

Разновидности фагота

В современной оркестровой практике наряду с непосредственно фаготом, сохранилась только одна его разновидность контрафагот ― инструмент с такой же системой клапанов, что и у фагота, но звучащий на октаву ниже его.

В разное время существовали также более высокие по звучанию разновидности фагота. Михаэль Преториус в одном из первых в истории крупных трудов по инструментоведению Syntagma musicum (1611) упоминает семейство дульцианов высокого строя в трёх разновидностях, обозначенных как Diskantfagott , Altfagott и Fagott Piccolo . Они были в ходу до конца XVII века, но и с появлением и распространением современного фагота мастера продолжили изготавливать инструменты высоких строев, многие из которых дошли до наших дней. Обычно они настраивались на квинту (реже на кварту или малую терцию) выше обычного фагота. В англоязычной литературе такие инструменты известны под названием tenoroon , а во франкоязычной как basson quinte . Существовала и ещё более высокая разновидность, звучавшая на октаву выше фагота, под названием «фаготтино» или «малый фагот». В Бостоне хранится ранний экземпляр такого инструмента работы И. К. Деннера .

Малый фагот эпизодически использовался в партитурах XVIII века. В начале XIX века в некоторых оперных театрах Франции им заменяли английский рожок , а Эжен Жанкур практиковал сольное исполнительство на нём. Тем не менее, к концу XIX века все высокие разновидности фагота вышли из употребления.

В 1992 фаготным мастером Гунтрамом Вольфом малый фагот впервые за много лет был изготовлен для британского фаготиста Ричарда Мура, который заказал композитору Виктору Брунсу несколько сочинений для него. Ещё одна сфера применения малого фагота ― обучение игре: ещё Карл Альменредер советовал начинать обучение с десяти лет именно на малых разновидностях фагота, чтобы в более старшем возрасте без проблем переходить на большой инструмент. Вольф также разработал инструмент контрафорте с более широкой мензурой и большей тростью, но с тем же диапазоном, что у контрафагота, способного производить более громкие звуки (отсюда название).

Выбор редакции
контрапункт контрапункта, мн. нет, м. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии...

итальянский композитор Краткая биографияДжузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября...

«Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры » А.В. Щусев Архитектор...

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется...
Интересные факты о Александре Грине расскажут о неизвестных событиях в жизни писателя. Интересные факты о книге «Алые паруса» также...
Мы вдохновились японским аниматором и иллюстратором Kazuhiko Okushita. Художник создает рисунки, не отрывая карандаша от бумаги. Очень...
Вчера в ресторане Modus на Плющихе Светлана Лобода устроила яркую вечеринку в честь своего 35-летия, пригласив на нее лишь самых...
Что такое цимбалы? Это струнный ударный музыкальный инструмент. У него плоский трапециевидный корпус с натянутыми струнами. По струнам...