В каком году родился и умер шекспир. Уильям Шекспир: биография



Стратфорд. Отъезд в Лондон

Родился в семье торговца и почтенного горожанина Джона Шекспира. Предки Шекспира в течение нескольких веков занимались хлебопашеством в окрестностях Стратфорда. 1568-69 - годы наибольшего процветания семьи, за которыми последовало медленное разорение. Около 1580 Уильяму пришлось бросить школу, которая в Стратфорде была отменной, и начать работать. Предполагают, что, оставив школу, Шекспир какое-то время в качестве подмастерья помогал отцу. В ноябре 1582 он женился на Энн Хэтеуэй. Возможно, женитьба была вынужденной: в мае следующего года родился их первый ребенок - дочь Сьюзен. В феврале 1585 на свет появилась двойня - сын Гамнета и дочь Джудит. Во второй половине 1580-х гг. Шекспир уезжает из Стратфорда. Наступают так называемые «утраченные» или «темные годы», о которых ничего неизвестно.

На рубеже 1590-х гг. Шекспир приезжает в Лондон. В эти годы была создана его первая пьеса - хроника «Генрих VI». Сделавшись достаточно заметной фигурой, Шекспир сразу же удостоился ревнивого выпада со стороны одного из царивших тогда на сцене драматургов группы «университетские умы» Роберта Грина, назвавшего его «потрясателем сцены» (каламбурная игра на фамилии Шекспира: Shake-speare, то есть «потрясатель копья») и вороной, которая «рядится в наши перья» (переиначенная цитата из «Генриха VI»). Таким был первый сохранившийся отзыв.

Появление нового драматурга

В 1592-94 лондонские театры закрываются из-за эпидемии чумы. Во время невольной паузы Шекспир создает несколько пьес: хронику «Ричард III», «Комедию ошибок» и «Укрощение строптивой», свою первую трагедию (еще выдержанную в бытовавшем стиле «кровавой трагедии») «Тит Андроник», а также выпускает в свет впервые под своим именем поэмы «Венера и Адонис» и «Лукреция». В 1594 после открытия театров Шекспир присоединяется к новому составу труппы лорда-камергера, называвшейся так по должности ее покровителя Хансдона. Со сцены сошли (умерли или перестали писать для театра) «университетские умы». Начинается эпоха Шекспира. Вот что писал один из его современников Ф. Мерез в 1597: «Подобно тому, как Плавт и Сенека считались у римлян лучшими по части комедии и трагедии, так Шекспир у англичан является наипревосходнейшим в обоих видах пьес, предназначенных для сцены» .

Творческий взлет. «Глобус»

В 1590-х гг. (период, который принято считать первым в шекспировском творчестве) Шекспир создает все свои основные хроники а также большинство комедий. В 1595-96 годах написана трагедия «Ромео и Джульетта», вслед за ней - «Венецианский купец» - первая комедия, которую впоследствии назовут «серьезной».

Осенью 1599 открывается театр «Глобус». Над входом - крылатые слова: «Весь мир - театр» («Totus mundis agit histrionem»). Шекспир один из его совладельцев, актер труппы и основной драматург. В год открытия «Глобуса» он пишет римскую трагедию «Юлий Цезарь» и комедию «Как вам это понравится», которые разработкой меланхолических характеров открывают путь к созданному годом позже «Гамлету». С его появлением начинается период «великих трагедий» (1601-1606). К ним принадлежат «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет» (1606). Тон комедий теперь посерьезнел, а иногда становится и вовсе мрачным в таких произведениях, как «Троил и Крессида» (1601-1602), «Все хорошо, что хорошо кончается» (1603-1603), «Мера за мера» (1604).

Неожиданный отъезд в Стратфорд

28 марта 1603 умирает королева Елизавета. Английский трон переходит к Якову I, сыну казненной Марии Стюарт, наследовавшему корону Шотландии. Новый король подписывает патент, по которому принимает под свое высочайшее покровительство труппу актеров лорда-камергера. Отныне они будут именоваться «слугами его величества короля». После 1606 начинается последний период шекспировского творчества, завершившийся в 1613 его отъездом в родной Стратфорд. В это время создаются трагедии на античные сюжеты («Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский», 1607-08). За ними последовали поздние «романтические» пьесы, в числе которых «Зимняя сказка» и «Буря» (1610-12).

Причиной неожиданного прекращения столь удачной карьеры драматурга и отъезда из столицы была, по всей видимости, болезнь. В марте 1616 Шекспир составляет и подписывает завещание, которое впоследствии вызовет так много недоумений насчет его личности, авторства и станет поводом к тому, что назовут «шекспировским вопросом». Принято считать, что Шекспир умер в тот же день, что и родился - 23 апреля. Два дня спустя последовало погребение в алтаре церкви Святой Троицы на окраине Стратфорда, в метрической книге которой об этом и была сделана запись.

При жизни Шекспира его произведения не были собраны. Отдельно печатались поэмы, сборник сонетов. Пьесы первоначально появлялись в так называемых «пиратских изданиях» с испорченным текстом, за которыми в виде опровержения следовало, как правило, издание, подготовленное автором. По формату эти издания носят название кварто (quarto). После смерти Шекспира усилиями его друзей-актеров Хеминга и Конделла было подготовлено первое полное издание его сочинений, включающее 36 пьес, так называемое Первое Фолио (The First Folio). Восемнадцать из них ранее вообще не печатались.

«Шекспировский вопрос»

Источником огорчений и сомнений для биографов Шекспира послужило его завещание. В нем говорится о домах и имуществе, о кольцах на память для друзей, но ни слова - о книгах, о рукописях. Как будто умер не великий писатель, а заурядный обыватель. Завещание стало первым поводом задать так называемый «шекспировский вопрос»: а был ли Уильям Шекспир из Стратфорда автором всех тех произведений, которые мы знаем под его именем?

Вот уже сто лет находится немало сторонников отрицательного ответа: не был, не мог быть, поскольку был необразован, не путешествовал, не учился в университете. Стратфордианцами (сторонники традиционной версии) и антистратфордианцами было приведено множество остроумных доводов. Было предложено более двух десятков кандидатов в «Шекспиры». Среди наиболее популярных претендентов философ Фрэнсис Бэкон и предшественник Шекспира в деле преобразования драматического искусства, величайший из «университетских умов» Кристофер Марло. Однако в основном искали среди лиц титулованных: назывались графы Дерби, Оксфорд, Рэтленд - права последнего были поддержаны и в России. Полагали, что только присущее им образование, положение в обществе и при дворе, возможность путешествовать, открывали широкий обзор жизни, который есть в пьесах. У них могли быть причины скрывать свое настоящее имя, на которое якобы пятном позора по тогдашним представлениям легло бы ремесло драматурга.

Однако в пользу Шекспира свидетельствует главный аргумент: его имя при жизни появилось на десятках изданий отдельных пьес, поэм, на сборнике сонетов. О Шекспире говорили как об авторе этих произведений. Сразу после смерти Шекспира двое его друзей-актеров издали его произведения, а четыре поэта, включая величайшего из современников Шекспира его друга Бена Джонсона, восславили его. И ни разу никакие опровержения или разоблачения не последовали. Никто из современников и потомков, вплоть до конца 18 в. не усомнился в шекспировском авторстве. Можно ли предположить, что тайна, в которую должны были быть посвящены десятки людей, хранилась столь ревностно?

А как объяснить, что драматург следующего поколения Уильям Давенант, прекрасно осведомленный в театральных делах и сплетнях, придумал легенду, по которой получалось, что его мать - «Смуглая леди» сонетов, а сам он - родной сын Шекспира из Стратфорда-он-Эйвон? Чем тут было гордиться?

Шекспировская тайна, безусловно, существует, но это не биографическая загадка, а тайна гения, которому сопутствует то, что поэт-романтик Джон Китс назовет «негативной способностью» Шекспира, его поэтическим зрением - видеть все и ничем не обнаружить своего присутствия. Уникальная шекспировская тайна, которая принадлежит личности и времени, когда личное впервые прорезывает безличность бытия, а великий драматург, на века вперед создавший портретную галерею новой эпохи, скрывает лишь одно лицо - свое собственное.

Шекспир завершает процесс создания национальной культуры и английского языка; его творчество подводит трагический итог всей эпохе европейского Возрождения. В восприятии последующих поколений складывается образ Шекспира как всеобъемлющего гения, который у истоков Нового времени создал галерею его человеческих типов и жизненных ситуаций. Пьесы Шекспира по сей день составляют основу мирового театрального репертуара. Большинство из них было многократно экранизировано для кино- и телеэкрана.

© Мировая литература от античности до Ренессанса / [авт. текста Н. В. Хаткина]. - М. : Мир книги, 2008. - С.191

Примечание к биографии:

  • Фантастика в творчестве автора (раздел подготовлен VuDu)

    Шекспир в своём творчестве периодически обращался к сказочным, легендарным, сюжетам, делая их базой для целого произведения или вкраплением в него.

    «Сон в летнюю ночь» - известнейшая сказочная пьеса, одним из поводов написания которой называется празднование королевой Елизаветой I дня св. Иоанна Крестителя (празднование рождества Иоанна Крестителя связано со множеством поверий и легенд). Действия разворачиваются в преддверии свадьбы герцога Афинского Тезея и царицы амазонок Ипполиты. На страницах пьесы читатель увидит легендарного эльфа Пэка, известного шутника и проказника, встретится и с повелителем волшебной страны, царём фей и эльфов Обероном.

    Другую свою пьесу, «Зимнюю сказку», автор не только насыщает сказочными элементами, он и саму географическую и историческую реальности «преображает»: даёт Богемии (ныне Чехия) выход к морю, Гермиону, жену короля Сицилии, делает дочерью русского императора, Дельфийский оракул с материка (где и находятся Дельфы) «переселяется» на остров.

    Говоря о сказочных пьесах, конечно, стоит обратить внимание на комедию «Буря» (комедией пьеса является лишь номинально, фактически - трагикомедия), в которой рассказано о судьбах волшебника Просперо и его слуги, духе воздуха Ариэле.

    К сказочным произведениям часто относят и пьесу «Двенадцатая ночь», действие которой происходит в вымышленной (сказочной) стране Иллирия. В то же время стоит отметить, что в то время был распространён таковой «географический» приём: берётся название далёкой-далёкой страны (которой к моменту написания уже может и не быть) и используют её в сюжете без всяких привязок к реальным географии и истории.

  • Уильям Шекспир (1564-1616) – великий английский поэт и драматург, входит в число лучших писателей мира, национальный поэт Англии. Произведения Шекспира имеют переводы на все основные языки мира и наибольшее количество театральных постановок по сравнению со всеми другими драматургами.

    Рождение и семья

    Уильям родился в 1564 году в небольшом местечке Стратфорд-апон-Эйвон. Точно неизвестен день его рождения, есть только запись о крещении малыша, которая прошла 26 апреля. Так как в то время младенцев крестили на третий день после рождения, предполагается, что поэт появился на свет 23 апреля.

    Отец будущего гения, Джон Шекспир (1530-1601), – зажиточный горожанин, занимался торговлей мясом, шерстью и зерном, имел перчаточное ремесло, позднее увлёкся политикой. Он часто избирался на значимые в обществе должности: в 1565 году олдерменом (членом муниципального собрания), в 1568 году бальи (мэром города). В Стратфорде отец имел много домов, так что семья далеко не бедствовала. Отец никогда не ходил на службу в церковь, за это на него возлагались немалые штрафы, предполагается, что он тайно исповедовал католицизм.

    Мама поэта, Мэри Арден (1537-1608), вышла из старейшего дворянского рода Саксонии. Уильям был третьим из восьми детей, родившихся в семье Шекспиров.

    Учёба

    Маленький Шекспир посещал местную «грамматическую» школу, где занимался риторикой, латынью и грамматикой. Дети в подлиннике знакомились с произведениями знаменитых древних мыслителей и поэтов: Сенеки, Виргилия, Цицерона, Горация, Овидия. Это раннее изучение лучших умов отложило отпечаток на дальнейшее творчество Уильяма.

    Провинциальный городок Стратфорд был маленький, все люди знали там друг друга в лицо, общались независимо от сословия. Шекспир играл с детьми обычных горожан и знакомился с их жизнью. Он познавал фольклор и впоследствии списывал со стратфордских жителей многих героев своих произведений. В его пьесах появятся хитрые слуги, высокомерные вельможи, простые люди, страдающие из-за рамок условностей, все эти образы он черпал в детских воспоминаниях.

    Молодые годы

    Шекспир был очень трудолюбивым, тем более что жизнь заставила его рано начать работать. Когда Уильяму было 16 лет, отец совсем запутался в своих торговых делах, обанкротился и не мог содержать семью. Будущий поэт пробовал себя в качестве сельского учителя и подмастерья в мясной лавке. Уже тогда проявлялась его творческая натура, перед тем, как забить животное, он произносил торжественную речь.

    Когда Шекспиру было 18 лет, он сочетался браком с 26-летней Энн Хатауэй. Отец Энн был местным землевладельцем, на момент бракосочетания девушка ждала ребёнка. В 1583 году Энн родила девочку Сьюзен, в 1585 году в семье появилась двойня – девочка Джудит и мальчик Хемнет (умер в 11 лет).

    Спустя три года после женитьбы семья уехала в Лондон, потому что Уильяму пришлось скрываться от местного помещика Томаса Люси. В те времена считалось особой доблестью убить оленя в поместье местного богача. Этим занимался Шекспир, и Томас начал его преследование.

    Творчество

    В английской столице Шекспир устроился работать в театр. Сначала его работа заключалась в присмотре за лошадьми посетителей театра. Потом ему доверили «штопать пьесы», на современный лад он был рерайтером, то есть переделывал старые произведения для новых спектаклей. Пробовал играть на сцене, но знаменитого актёра из него не вышло.

    Со временем Уильяму предложили работу театрального драматурга. Его комедии и трагедии играла труппа «Слуги лорда-камергера», которая занимала одну из ведущих позиций среди театральных лондонских коллективов. В 1594 году Уильям стал совладельцем этой труппы. В 1603 году после кончины королевы Елизаветы коллектив переименовали в «Слуги Короля».

    В 1599 году на южном берегу реки Темзы Уильям с партнёрами выстроил новый театр, получивший название «Глобус». К 1608 году относится приобретение закрытого театра «Блэкфрайерс». Шекспир стал довольно состоятельным человеком и приобрёл дом Нью-Плэйс, в родном городке Стратфорде это строение было вторым по величине.

    С 1589 по 1613 годы Уильям сочинил основную часть своих произведений. Его раннее творчество состоит в большей степени из хроник и комедий:

    • «Всё хорошо, что хорошо кончается»;
    • «Виндзорские насмешницы»;
    • «Комедия ошибок»;
    • «Много шума из ничего»;
    • «Венецианский купец»;
    • «Двенадцатая ночь»;
    • «Сон в летнюю ночь»;
    • «Укрощение строптивой».

    Позднее у драматурга наступил период трагедий:

    • «Ромео и Джульетта»;
    • «Юлий Цезарь»;
    • «Гамлет»;
    • «Отелло»;
    • «Король Лир»;
    • «Антоний и Клеопатра».

    Всего Шекспиром написано 4 поэмы, 3 эпитафии, 154 сонета и 38 пьес.

    Смерть и наследие

    Начиная с 1613 года, Уильям больше не писал, а три последние его произведения были созданы уже в творческом союзе с другим автором.

    Свою недвижимость поэт завещал старшей дочке Сьюзен, а после неё уже прямым наследникам. Сьюзен в 1607 году сочеталась браком с Джоном Холлом, у них родилась девочка Элизабет, которая потом два раза выходила замуж, но оба брака были бездетными.

    Младшая дочь Шекспира Джудит вступила в брак с виноделом Томасом Куини вскоре после смерти отца. У них было трое детей, но все они умерли, не успев создать семьи и родить наследников.

    Всё творческое наследие великого драматурга досталось благодарным потомкам. В мире установлено огромное количество монументов, памятников и статуй, посвящённых Уильяму. Сам он захоронен в церкви Святой Троицы города Стратфорда.

    Уильям Шекспир

    Родился в апреле 1564 года, в год рождения Галилея и смерти Кальвина, в небольшом провинциальном городе Стрэтфорде-на-Эйвоне в семье зажиточного ремесленника и торговца.

    Дом, где родился У.Шекспир до реставрации в 1857.

    Дом Шекспира, Стратфорд-на-Эйвоне

    Источники называют отца поэта, Джона Шекспира, «перчаточником» который, не желая заниматься крестьянским трудом, переселился в город, где занялся изготовлением разного рода изделий из кожи. Он обзавелся домом и женился на Мэри Арденн, дочери состоятельного фермера, принадлежавшего к одной из самых старинных фамилий в графстве Уоркшир.

    У Шекспиров было много детей – об этом свидетельствуют приходские книги. Первой в семье Джона Шекспира родилась дочь Джоан; вторым ребенком стала Маргарет, умершая через несколько месяцев после рождения. День рождения Уильяма Шекспира точно не известен, но по традиции он отмечается 23 апреля, в день святого Георгия – покровителя Англии.

    Поколение Уильяма Шекспира было более грамотным, чем поколение его отца. Когда Уильям немного подрос, Джон Шекспир отдал его учиться «на некоторое время в одну из бесплатных школ, где, вероятно, тот приобрел свои небольшие познания в латыни» - в Новую королевскую школу (Стрэтфорд-на-Эйвоне), которая бала одним из лучших провинциальных подготовительных учебных заведений, где обучение начиналось в четыре-пять лет.

    В детстве У.Шекспир наблюдал за спектаклями в Ковентри, а в 1580-х годах несколько театральных трупп давали представления в Стрэтфорде.

    В 1574 или 1575 году У.Шекспир начал заниматься в грамматической школе по курсу высшей ступени. Здесь преподавали риторику и логику; речи и декламации в прозе и стихах, а также дети составляли сочинения на заданную тему. Он хорошо владел классической литературой и её приёмами, ознакомившись с творчеством Вергилия, Ювенала, Горация и Овидия в школе. Таким образом, учащиеся получали довольно обширные знания. У.Шекспир был достаточно подготовлен, образован не хуже, чем любой из его современников. По причине банкротства, отец Джон Шекспир вынужден был забрать сына из школы.

    Школа У.Шекспира. Интерьер класса.

    После ухода из школы У.Шекспир женился на Энн Хатауэй, дочери состоятельного землевладельца из деревни Шоттери. Женитьба породила массу догадок. Уильям не достиг совершеннолетия, ему было 18 лет, а его невеста, которая была на семь или восемь лет старше, ждала ребенка. Поэтому двое друзей семейства невесты отправились в Вустер, чтобы получить разрешение суда для заключения брака. Однако судебный клерк в епископской книге записей 28 ноября 1582 года, записал имя невесты как Энн Уэтли. Родилась романтическая легенда о том, что У.Шекспир любил Энн Уэтли, но вынужден был жениться на соблазненной им Энн Хатауэй. Эта фантастическая история легла в основу кинофильма «Влюбленный Шекспир» Энтони Берджеса.

    Первый их ребенок, дочь Сьюзен, была крещена 26 мая 1583 года; близнецы Хэмнет (умер в возрасте 11 лет) и Джудит – 2 февраля 1585 года. Согласно одной из биографических легенд, после рождения двойни У.Шекспир вынужден был покинуть и семью, и родной город, убегая от преследования соседа – ленд-лорда, в угодьях которого он браконьерствовал.

    С 1585 до 1592 года наступает период, который в шекспироведении называется «утраченными годами», или «тёмными».

    Предполагают, что У.Шекспир отправился в Лондон (1592 г.) вслед за одной из многочисленных актерских трупп, гастролировавших в Стратфорде. Став актером, играл в пьесах Бена Джонсона «Всяк в своём нраве», «Сеян» и других постановках, включая свои. Однако вершин профессии он не достиг, судя по тому, что даже в собственных пьесах играл не первые роли, но именно сценический опыт дал У.Шекспиру знание возможности театра, особенности каждого актера труппы и вкусов елизаветинской аудитории. Исследователи полагают, что как драматург, У.Шекспир начал выступать с конца 1580-х. В 1587 году делец Филипп Хенсло построил Театр "Роза". В нем У.Шекспир, вероятно, выступал на сцене в начале своей актерской карьеры, и, во всяком случае, документально известно, что здесь в 1592 году шла одна его пьеса.

    Театр "Роза".

    За пять лет (1592-1596 г.г.) У.Шекспир создал 12 пьес и 2 поэмы. В 1593 году он выпустил в свет свою первую поэму «Венера и Адонис» посвятив её графу Саутгемптону – своему другу и покровителю в литературе. Пьеса пользовалась большим успехом с 1583 до 1640 года и выдержала шестнадцать изданий.

    К концу века наследие 36-ти летнего драматурга насчитывало 22 пьесы. За восемь лет с 1601 по 1608 он создал еще 10 литературных шедевров, в том числе «Гамлета», «Макбета», «Короля Лира» и другие пьесы.

    В «Грейз Инн» 28 декабря была представлена «Комедия ошибок»; в марте 1595 г. У.Шекспир, У.Кемп и Р.Бербедж получили вознаграждение за две пьесы, представленные при дворе труппой лорда-камергера в Рождественские праздники. После нескольких лет финансовых затруднений театральная деятельность под покровительством лорда-камергера принесла ему достаток.

    В 1596 году Джон Шекспир, получил в Геральдической палате право на герб, знаменитый шекспировский щит, за который заплатил Уильям. Пожалованный титул давал У.Шекспиру право подписываться «Уильям Шекспир, джентльмен». В том же году разбогатевший У.Шекспир впервые появился в родном городе после 11-ти летнего отсутствия. В 1597 году купил для себя и своей семьи превосходный дом с садом (Нью Плейс), был вторым по величине в Стратфорде.

    Около трех лет (1594- 1597) У.Шекспир работал в "Театре" Бербеджа. В 1598 году братья Бербеджи разобрали старый «Театр» - постройку на северной окраине Лондона. После закрытия этого театра, У.Шекспир вместе с труппой играл некоторое время в "Куртине" (1598-1599), а также, возможно, в Ньюингтон-Батсе.

    Столичный театр «Globe», («Глобус» - перевод названия неточен, более правильное – «Земной шар», подразумевавший, что в пьесах будет показана жизнь всего мира) соорудили из бревен «Театра» на южном берегу Темзы. У.Шекспир стал одним из акционеров нового театра.

    Первый театр Глобус

    1601 год стал для У.Шекспира роковым – в его жизни произошло страшная перемена. Существует ряд версий, догадок, события изменившего жизнь и повлиявшего на его творчество: осуждение высоких друзей и покровителей Эссекса и Саутгемптона; несчастная страсть к «темной даме» воспетой в сонетах; смерть отца У.Шекспира.

    В 1603 году, король Джеймс I взял труппу У.Шекспира под прямое покровительство. Она стала называться «Слуги его величества короля». Труппа выступала часто при дворе и за хорошее вознаграждение. Дела драматурга резко пошли в гору, и в 1605 году он стал крупным землевладельцем.

    В 1607- 1608 годах Уильям Шекспир совершил дальние морские экспедиции в сопровождении другого судна, "Гектора", которое вел капитан Уильям Хоукинс.

    В 1608 году, когда труппе достался еще более прибыльный театр «Блэкфрайерз», Шекспир получает право быть одним из его акционеров.

    В 1611 году он написал свою последнюю пьесу «Буря». В возрасте 48 лет (1612) Уильям Шекспир окончательно переселился из Лондона в Стратфорд, бросив театр и отойдя от сочинения пьес, занялся коммерческой деятельностью и жил вместе со своей семьей.

    В марте 1616 года, У.Шекспир составил завещание, а спустя месяц, 23 апреля, когда ему исполнилось 52 года, умер. Похоронили великого драматурга в приходской церкви, родного Стратфорда.

    ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ШЕКСПИРА

    1564, 23 апреля. Уильям Шекспир родился в Стратфорде-на-Эйвоне. В этом городе он прожил детство и юность.
    1582. 28 ноября. Шекспир получает разрешение на венчание с Энн Хетеуэй.
    1583. 26 мая. Крещение дочери Шекспира Сьюзен.
    1585, 2 февраля. Крещение сына Гамнета и дочери Джудит.
    1590-1592. Постановка исторической трилогии "Генрих VI".
    1592. "Комедия ошибок".
    1593. "Ричард III". "Укрощение строптивой".
    1593. Напечатана поэма "Венера и Адонис".
    1594. Напечатана поэма "Лукреция". Поставлен "Тит Андроник". "Два веронца". "Бесплодные усилия любви". Шекспир вступает в труппу лорда-камергера.
    1595. "Сон в летнюю ночь". "Ричард II". "Ромео и Джульетта".
    1595. Умирает сын Шекспира Гамнет. Поставлены "Король Джон", "Венецианский купец".
    1597. "Много шума из ничего". "Генрих IV" (1-я часть).
    1598. "Генрих IV" (2-я часть). "Виндзорские насмешницы".
    1599. Постройка театра "Глобус". Поставлены "Как вам это понравится","Юлий Цезарь".
    1600. "Двенадцатая ночь".
    1601. "Гамлет".
    8 сентября. Похороны отца Шекспира.
    1602. "Троил и Крессида".
    1603. Смерть королевы Елизаветы. На престол вступает Джеймз I. Труппа лорда-камергера переименована в труппу короля. Постановка "Конец - делу венец".
    1604. "Отелло". "Мера за меру".
    1605. "Король Лир".
    1606. "Макбет".
    1607. Дочь Шекспира Сьюзен выходит замуж за доктора Джона Холла.
    Постановка "Антония и Клеопатры".
    1608. Наряду со спектаклями в театре "Глобус" труппа короля начинает давать спектакли в закрытом помещении бывшею монастыря Блекфрайерс. Написана трагедия "Тимон Афинский".
    1609. "Перикл". Изданы "Сонеты".
    1610. "Цимбелин".
    1611. "Зимняя сказка".
    1612. "Буря". Шекспир возвращается в Стратфорд.
    1613. "Генрих VIII". Пожар в театре "Глобус".
    1616, 10 февраля. Венчание Джудит Шекспир и Томаса Куини.
    25 марта. Шекспир подписывает завещание.
    23 апреля. Смерть Шекспира.
    25 апреля. Похороны Шекспира.

    При составлении этого материала использовались:

    1. История зарубежной литературы. Шаповалова М.С., Рубанова Г.Л., Моторный В.А. – Львов: Вища школа. Изд-во при Львов.ун-те. 1982.- 440 с.
    2. Кочемировская Е.А. «10 гениев литературы» / Худож.оформитель Л.Д. Киркач-Осипова. – Харьков: Фолио, 2006. – 381 с.
    3. Шенбаум С. Шекспир. Краткая документальная биография. Перевод с англ. А.А. Аникста и А. Л. Величанского. Издательство «Прогресс». М.: 1985. – 432 с.
    4. Аникст А.А. Жизнь замечательных людей. «Шекспир»: Молодая гвардия; М.: 1964.
    5. Шекспир. Энциклопедия / Сост., вступ. статья, именной указатель В.Д. Николаева. – М.: Алгоритм, Эксмо; Харьков: Око, 2007. – 448 с.: ил.

    Краткая биография Уильяма Шекспира

    Уильям Шекспир – выдающийся английский поэт и драматург.­ Его считают самым великим писателем английского происхождения и одним из лучших драматургов в мире. Шекспир по преданию родился 23 апреля 1564 года в Стратфорде-на-Эйвоне. 26 апреля он был крещен в церкви Святой Троицы. Отец писателя был зажиточным ремесленником и часто избирался на важные посты. Есть сведения, что он был мэром Стрэтфорда-на-Эйвоне. Мать Шекспира происходила из старинного рода Арден. Предположительно, мальчик посещал стрэтфордскую грамматическую школу, где изучал латынь и словесность.

    ­По достижении 18 лет он женился на Энн Хатауэй – дочери одного зажиточного помещика, которая на несколько лет была старше него. У них было трое детей. Когда Уильяму было примерно 23 года, он переехал в Лондон, где устроился на работу. Сначала он выполнял любые мелкие работы, а затем устроился в театр. Достоверно неизвестно, когда началась его карьера, но биографы относят этот этап к середине 1580-х годов. В 1592 году Шекспир был уже известным драматургом, а также членом лондонской актерской труппы Бербеджа, которая при Якове I получила королевский статус. К этому времени относится и первое упоминание об исторической хронике писателя «Генрих VI», которая ставилась на сцене театра «Роза», принадлежащему Филипу Хенслоу.

    В 1599 году его труппа построила новый театр на южном берегу Темзы под названием «Глобус». Через несколько лет они приобрели еще один театр закрытого типа «Блэкфайерс». Благодаря стремительной театральной карьере, Шекспир вскоре стал очень богатым человеком. Есть сведения, что уже в 1597 году он приобрел один из крупнейших домов в родном Стрэтфорде. С 1598 года его имя пестрило на листовках изданий. Совмещая актерскую и драматургическую деятельность, Шекспир проводил большую часть своего времени в Лондоне, но в перерывах уезжал домой. Есть сведения, что он предпочитал играть в своем театре «королевские роли». Так, например, он играл отца Гамлета, Хора в «Генрихе V» и т.д.

    В начале XVII века многие театры Лондона закрывались из-за вспышек чумы. Актеры, оставаясь безработными, уезжали домой. Так, незадолго до своей смерти Шекспир вернулся в Стрэтфорд-на-Эйвоне. За 1606-1607 годы он написал еще несколько пьес, а в 1613 вовсе перестал писать. Считается, что последние три пьесы были написаны совместно с другим драматургом – Джоном Флетчером. Шекспир скончался 23 апреля 1616 года. За свою недолгую карьеру он написал более 10 трагедий, 17 комедий, 10 исторических хроник, более 150 сонетов и немало романтичных стихотворений. Наиболее известными из его произведений являются «Сон в летнюю ночь», «Король Лир», «Гамлет», «Укрощение строптивой», «Макбет», «Отелло», «Много шума из ничего», и конечно же, «Ромео и Джульетта». Четкой хронологии появления произведений Шекспира нет.

    Шекспир родился и вырос в городе Стратфорд-на-Эйвоне. В 18 лет он женился на Энн Хатауэй, в браке с которой имел трёх детей: дочь Сюзанну и двойняшек Хемнета и Джудит. Карьера Шекспира началась между 1585 и 1592 годами, когда он переехал в Лондон. Вскоре он стал успешным актёром, драматургом, а также совладельцем театральной компании под названием «Слуги лорда-камергера», позже известной как «Слуги короля». Около 1613 года, в возрасте 49 лет он вернулся в Стратфорд, где умер тремя годами позже. Сохранилось мало исторических свидетельств о жизни Шекспира, и теории о его жизни создаются на основе официальных документов и свидетельств современников, поэтому в научном сообществе до сих пор обсуждаются вопросы относительно его внешности и религиозных воззрений, а также существует точка зрения, что приписываемые ему работы созданы кем-то другим; она популярна в культуре, хотя и отвергается подавляющим большинством учёных-шекспироведов.

    Большинство работ Шекспира написаны в период с 1589 по 1613 год. Его ранние пьесы в основном относятся к комедиям и хроникам, в которых Шекспир значительно преуспел. Затем в его творчестве настал период трагедий, включающих произведения «Гамлет» , «Король Лир» , «Отелло» и «Макбет» , которые считаются одними из лучших на английском языке. В конце своего творчества Шекспир написал несколько трагикомедий, а также сотрудничал с другими писателями.

    Многие пьесы Шекспира издавались ещё при его жизни. В 1623 году два друга Шекспира, Джон Хеминг и Генри Конделл, опубликовали Первое фолио, собрание всех, кроме двух, пьес Шекспира, в настоящее время включаемых в канон. Позже Шекспиру различными исследователями было с различной степенью доказательности атрибутировано ещё несколько пьес (или их фрагменты).

    Уже при жизни Шекспир получал похвальные отзывы о своих работах, но по-настоящему он стал популярен только в XIX веке. В частности, представители романтизма и викторианцы так преклонялись перед Шекспиром, что Бернард Шоу назвал это «bardolatry» ., что в переводе с английского означает «бардопоклонство». Произведения Шекспира остаются популярными и в наши дни, они постоянно изучаются и переосмысливаются в соответствии с политическими и культурными условиями.

    Биография

    Уильям Шекспир родился в городе Стратфорд-на-Эйвоне (графство Уорикшир) в 1564 году, крещён 26 апреля, точная дата рождения неизвестна. Предание относит его появление на свет к 23 апреля: эта дата совпадает с точно известным днём его смерти. Кроме того, 23 апреля отмечается день святого Георгия, покровителя Англии, и к этому дню предание могло специально приурочить рождение величайшего национального поэта. С английского языка фамилия «Шекспир» переводится как «потрясающий копьём».

    Его отец, Джон Шекспир (1530-1601), был состоятельным ремесленником (перчаточником), часто избирался на различные значимые общественные должности. В 1565 году Джон Шекспир был олдерменом, а в 1568 году - бальи (главой городского совета). Он не посещал церковных богослужений, за что платил большие денежные штрафы (возможно, что он был тайным католиком).

    Мать Шекспира, урождённая Мэри Арден (1537-1608), принадлежала к одной из старейших саксонских семей. Всего у четы было 8 детей, Уильям родился третьим.

    Считается, что Шекспир учился в стратфордской «грамматической школе» (англ. grammar school ), где должен был получить хорошие знания по латыни: стратфордский учитель латинского языка и словесности писал стихи на латыни. Некоторые учёные утверждают, что Шекспир посещал школу короля Эдуарда VI (англ.)русск. в Стратфорде-на-Эйвоне, где изучал творчество таких поэтов, как Овидий и Плавт, однако школьные журналы не сохранились, и теперь ничего нельзя сказать наверняка.

    В 1582 году, в 18-летнем возрасте, он женился на Энн Хатауэй, дочери местного землевладельца, бывшей на 8 лет его старше. В момент заключения брака Энн была беременна. В 1583 году у супругов родилась дочь Сьюзен (крещена 23 мая), в 1585 году - двойня: сын Хемнет, умерший в 11 лет в августе 1596 года, и дочь Джудит (крещены 2 февраля).

    О дальнейших (в течение семи лет) событиях жизни Шекспира существуют лишь предположения. Первые упоминания о лондонской театральной карьере относятся к 1592 году, и период между 1585 и 1592 годами исследователи называют «потерянными годами» Шекспира. Попытки биографов узнать о действиях Шекспира в этот период привели к появлению многих апокрифичных историй. Николас Роу, первый биограф Шекспира, считал, что тот покинул Стратфорд, чтобы избежать преследования за браконьерство в имении местного сквайра Томаса Люси. Предполагается также, что Шекспир отомстил Люси, написав в его адрес несколько непристойных баллад. По другой версии XVIII века, Шекспир начал театральную карьеру, присматривая за лошадьми лондонских театральных покровителей. Джон Обри писал, что Шекспир был школьным учителем. Некоторые учёные XX века считали, что Шекспир был учителем Александра Ногтона из Ланкашира, поскольку у этого помещика-католика находился некий «Вильям Шейкшафт». У этой теории мало оснований, кроме слухов, которые распространились после смерти Шекспира, и, кроме того, «Шейкшафт» - это достаточно распространённая в Ланкашире фамилия.

    Точно неизвестно, когда Шекспир начал писать театральные работы, а также переехал в Лондон, но первые дошедшие до нас источники, говорящие об этом, относятся к 1592 году. В этом году в дневнике антрепренёра Филипа Хенслоу упоминается историческая хроника Шекспира «Генрих VI», которая шла в принадлежавшем Хенслоу театре «Роза» . В том же году посмертно издаётся памфлет драматурга и прозаика Роберта Грина, где последний со злобой обрушился на Шекспира, не называя фамилии, но иронически обыгрывая её - «потрясатель сцены» (shake-scene), перефразируя строку из третьей части «Генриха VI» «О, сердце тигра в этой женской шкуре!» как «сердце тигра в шкуре лицедея». Учёные расходятся во мнении относительно точного смысла этих слов, но принято считать, что Грин обвинял Шекспира в попытках сравняться с высокообразованными писателями («университетскими умами»), такими как Кристофер Марло, Томас Нэш и сам Грин.

    Биографы считают, что карьера Шекспира могла начаться в любое время, начиная с середины 1580-х. С 1594 года пьесы Шекспира ставились только труппой «Слуги лорда-камергера» . В состав этой труппы входил и Шекспир, который в конце того же 1594 года стал её совладельцем. Труппа вскоре вошла в число ведущих театральных коллективов Лондона. После смерти королевы Елизаветы в 1603 году, труппа получила королевский патент от нового правителя, Якова I, и стала именоваться «Слуги Короля».

    В 1599 году партнёрство членов группы построило на южном берегу Темзы новый театр, названный «Глобус». В 1608 году они также приобрели закрытый театр «Блэкфрайерс» . Отчёты о покупках Шекспиром недвижимости и его инвестициях показывают, что труппа сделала его богатым человеком. В 1597 году он купил второй по размерам дом в Стратфорде - Нью-Плэйс.

    Некоторые пьесы Шекспира были опубликованы In-quarto в 1594 году. В 1598 году его имя начало появляться на титульных листах изданий. Но и после того, как Шекспир прославился как драматург, он продолжал играть в театрах. В издании работ Бена Джонсона 1616 года имя Шекспира включено в список актёров, исполнивших пьесы «У всякого свои причуды» (1598) и «Падение Сеяна» (1603). Однако его имя отсутствовало в списках актёров пьесы Джонсона «Вольпоне» 1605 года, что воспринимается некоторыми учёными как знак окончания лондонской карьеры Шекспира. Тем не менее в Первом фолио 1623 года Шекспир назван «главным актёром во всех этих пьесах», а некоторые из них впервые ставились после «Вольпоне» , хотя достоверно неизвестно, какие роли играл в них Шекспир. В 1610 году Джон Дэвис написал, что «добрый Уилл» играл «королевские» роли. В 1709 году, в своей работе, Роу записал уже сложившееся к тому времени мнение, что Шекспир играл тень отца Гамлета. Позднее также утверждалось, что он играл роли Адама в «Как вам это понравится» и Хора в «Генрихе V» , хотя учёные сомневаются в достоверности этой информации.

    В период актёрской и драматургической деятельности Шекспир жил в Лондоне, однако некоторую часть своего времени проводил также и в Стратфорде. В 1596 году, через год после покупки Нью-Плэйс, он проживал в приходе святой Елены в Бишопгейте, на северной стороне Темзы. После постройки театра «Глобус» в 1599 году Шекспир переехал на другую сторону реки - в Саутуарк, где и находился театр. В 1604 году он опять переехал через реку, на этот раз в район к северу от собора Святого Павла, где располагалось большое количество хороших домов. Он снимал комнаты у француза-гугенота по имени Кристофер Маунтджой, производителя женских париков и головных уборов.

    Последние годы и смерть

    Существует традиционное мнение, что за несколько лет до своей смерти Шекспир переехал в Стратфорд. Первым биографом Шекспира, передавшим такое мнение, был Роу. Одной из причин этого может служить то, что лондонские публичные театры неоднократно прекращали свою работу из-за вспышек чумы, и у актёров не было достаточно работы. Полный уход от дел был редкостью в те времена, и Шекспир продолжал посещать Лондон. В 1612 году Шекспир выступал свидетелем по делу Беллот против Маунтджой , судебному процессу по свадебному приданому дочери Маунтджоя Мэри. В марте 1613 года он купил дом в бывшем Блэкфриарском приходе; в ноябре 1614 года он провёл несколько недель со своим зятем, Джоном Холлом.

    После 1606-1607 года Шекспир написал всего несколько пьес, а после 1613 года вообще прекратил создавать их. Свои последние три пьесы он написал совместно с другим драматургом, возможно, с Джоном Флетчером, который сменил Шекспира на посту главного драматурга труппы «Слуги короля».

    Все сохранившиеся подписи Шекспира на документах (1612-1613) отличаются очень плохим почерком, на основании чего некоторые исследователи полагают, что он был в то время серьёзно болен.

    23 апреля 1616 года Шекспир скончался. Традиционно принято считать, что он умер в свой день рождения, но уверенности в том, что Шекспир родился 23 апреля, нет. Шекспира пережила вдова, Энн (ум. 1623), и две дочери. Сьюзен Шекспир была замужем за Джоном Холлом с 1607 года, а Джудит Шекспир вышла замуж через два месяца после смерти Шекспира за винодела Томаса Куини.

    В завещании Шекспир оставил большую часть своего недвижимого имущества своей старшей дочери Сьюзен. После неё его должны были унаследовать её прямые потомки. У Джудит было три ребёнка, и все они умерли не женившись. У Сьюзен была одна дочь, Элизабет, которая выходила замуж дважды, но умерла бездетной в 1670 году. Она была последним прямым потомком Шекспира. В завещании Шекспира его жена упоминается лишь мельком, но она и так должна была получить треть всего имущества мужа. Однако там указывалось, что он оставляет ей «мою вторую по качеству кровать», и этот факт повлёк за собой множество различных предположений. Некоторые учёные считают это оскорблением Энн, в то время как другие утверждают, что вторая по качеству кровать - это супружеское ложе, и, следовательно, ничего оскорбительного в этом нет.

    Спустя три дня тело Шекспира было захоронено в стратфордской церкви св. Троицы. На его надгробии написана эпитафия:

    Good frend for Iesvs sake forbeare,
    To digg the dvst encloased heare.
    Bleste be ye man yt spares thes stones,
    And cvrst be he yt moves my bones.

    Друг, ради Господа, не рой
    Останков, взятых сей землёй;
    Нетронувший блажен в веках,
    И проклят - тронувший мой прах.
    (Перевод А. Величанского)

    Незадолго до 1623 года в церкви был воздвигнут раскрашенный бюст Шекспира, показывающий его в процессе письма. Эпитафии на английском языке и на латыни сравнивают Шекспира с мудрым пилосским царём Нестором, Сократом и Вергилием.

    Во всём мире установлено множество статуй Шекспира, включая погребальные монументы в Саутваркском соборе и Уголке поэтов Вестминстерского аббатства.

    Творчество

    Литературное наследие Шекспира распадается на две неравные части: стихотворную (поэмы и сонеты) и драматическую. В. Г. Белинский писал, что «слишком было бы смело и странно отдать Шекспиру решительное преимущество пред всеми поэтами человечества, как собственно поэту, но как драматург он и теперь остаётся без соперника, имя которого можно б было поставить подле его имени».

    Вопрос периодизации

    Исследователи творчества Шекспира (датский литературовед Г. Брандес, издатель русского полного собрания сочинений Шекспира С. А. Венгеров) в конце XIX - начале XX вв., опираясь на хронологию произведений, представили его духовную эволюцию от «бодрого настроения», веры в торжество справедливости, гуманистические идеалы в начале пути до разочарования и уничтожения всяких иллюзий в конце. Однако в последние годы появилось мнение, что заключение о личности автора по его произведениям есть ошибка.

    В 1930 году шекспировед Э. К. Чемберс. предложил хронологию творчества Шекспира по жанровым признакам, позднее она была откорректирована Дж. Макмануэем. Выделялись четыре периода: первый (1590-1594) - ранние: хроники, ренессансные комедии, «трагедия ужаса» («Тит Андроник»), две поэмы; второй (1594-1600) - ренессансные комедии, первая зрелая трагедия («Ромео и Джульетта»), хроники с элементами трагедии, античная трагедия («Юлий Цезарь»), сонеты; третий (1601-1608) - великие трагедии, античные трагедии, «мрачные комедии»; четвёртый (1609-1613) - драмы-сказки с трагическим зачином и счастливым финалом. Некоторые из шекспироведов, в том числе и А. А. Смирнов, объединяли первый и второй периоды в один ранний.

    Драматургия

    Большинство драматургов того периода создавали свои произведения совместно с другими авторами, и критики считают, что Шекспир также написал некоторые свои пьесы совместно с другими авторами; в основном это относится к ранним и поздним произведениям. В отношении некоторых произведений, таких как «Тит Андроник» и ранние исторические пьесы, не установлено, что они точно написаны в соавторстве, тогда как для «Двух знатных родичей» и утерянной пьесы «Карденио» это документально подтверждено. Данные, полученные из текстов, также позволяют утверждать, что некоторые работы переделывались другими писателями относительно оригинального текста.

    Одни из самых ранних работ Шекспира - «Ричард III» и три части «Генриха VI» , написанные в начале 1590-х, период, когда была в моде историческая драма. Пьесы Шекспира с трудом поддаются датировке, но исследователи текстов предполагают, что «Тит Андроник» , «Комедия ошибок» , «Укрощение строптивой» и «Два веронца» также относятся к началу творческого пути Шекспира. Его первые хроники, скорее всего основывающиеся на издании 1587 года «Хроник Англии, Шотландии и Ирландии» Рафаэля Холиншеда, представляли разрушительные результаты правления слабых и коррумпированных властителей и в какой-то мере послужили оправданием возникновения династии Тюдоров. На ранние пьесы Шекспира повлияли работы других драматургов елизаветинской эпохи, особенно Томаса Кида и Кристофера Марло, традиции средневековой драмы и пьесы Сенеки. «Комедия ошибок» тоже построена по классической модели, не найдено источников для «Укрощения строптивой» , хотя она связана с другой пьесой с подобным названием, игравшейся в лондонских театрах в 1590-х годах и, возможно, имеет фольклорные корни.

    В середине 1590-х годов произошёл переход Шекспира от насмешливых и фарсовых по своему стилю комедий к романтическим произведениям. «Сон в летнюю ночь» - это остроумная смесь романтики, сказочной магии и жизни низшего общества. В следующей, также романтической, комедии Шекспира «Венецианский купец» содержится портрет мстительного ростовщика-еврея Шейлока, в котором отразились расовые предрассудки англичан елизаветинской эпохи. Остроумная пьеса «Много шума из ничего» , прекрасно изображающая жизнь в провинции «Как вам это понравится» и оживлённая весельем «Двенадцатая ночь (пьеса)» дополняют ряд комедий Шекспира. После лирического «Ричарда II» , практически полностью написанного стихами, Шекспир ввёл прозаическую комедию в свои хроники «Генрих IV, части 1» и 2 , и «Генрих V» . Его персонажи становятся более сложными и нежными, он очень ловко переключается между комическими и серьёзными сценами, прозой и поэзией, так что его зрелые работы достигают повествовательного разнообразия. Этот период начали и закончили трагедии: «Ромео и Джульетта» , знаменитая история любви и смерти девушки и юноши, и «Юлий Цезарь» , основанный на «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха .

    В начале XVII века Шекспир написал несколько так называемых «проблемных пьес»: «Мера за меру» , «Троил и Крессида» и , а также ряд наиболее известных трагедий. Многие критики полагают, что трагедии этого периода представляют собой пик творчества Шекспира. Гамлет, заглавный герой одной из самых знаменитых трагедий Шекспира, является, возможно, самым исследуемым персонажем этого драматурга; особенно это касается знаменитого солилоквия, начинающегося «Быть или не быть, вот в чём вопрос». В отличие от интроверта Гамлета, колеблющегося героя, герои последующих трагедий, король Лир и Отелло, страдают от слишком поспешно принимаемых решений. Нередко трагедия Шекспира строится на недостатках или фатальных поступках героев, уничтожающих его и его любимых. В «Отелло» злодей Яго доводит ревность заглавного героя до точки, и тот убивает свою невинную жену. В «Короле Лире» старый король совершает роковую ошибку, отказавшись от своих прав на власть, что приводит к ужасающим событиям, таким как убийство младшей дочери Лира Корделии. В «Макбет» , самой короткой и сжатой трагедии Шекспира, неконтролируемые амбиции подвигают Макбета и его жену, Леди Макбет, к убийству законного короля и узурпации трона, а в конечном счёте их же разрушает осознание своей вины. В этой пьесе Шекспир добавляет к трагической структуре элемент сверхъестественного. Его последние крупные трагедии, «Антоний и Клеопатра» и «Кориолан» , по мнению некоторых критиков, содержат одни из самых прекрасных его стихов.

    В финальном периоде своего творчества Шекспир обратился к жанру романтики или трагикомедии и дописал три крупных пьесы: «Цимбелин» , «Зимняя сказка» и «Буря» , а также, совместно с другим драматургом, пьесу «Перикл» . Произведения этого периода менее мрачны, чем предшествующие им трагедии, однако более серьёзны, чем комедии 1590-х годов, но заканчиваются они примирением и избавлением от бед. Некоторые исследователи полагают, что эти изменения произошли от изменения взглядов на жизнь Шекспира, ставших более спокойными, но, возможно, в пьесах просто отразилась театральная мода того времени. Ещё две сохранившихся пьесы Шекспира написаны им в сотрудничестве, возможно с Джоном Флетчером: «Генрих VIII» и «Два знатных родича» .

    Прижизненные постановки

    Пока точно не известно, для каких театральных компаний Шекспир писал свои ранние пьесы. Так, на титульной странице издания «Тита Андроника» 1594 года указано, что пьеса ставилась тремя различными группами. После чумы 1592-1593 года пьесы Шекспира уже ставились его собственной компанией в «Театре » и «Куртине.» в Шордиче к северу от Темзы. Там была поставлена первая часть «Генриха IV» . После ссоры со своим хозяином компания покинула «Театр» и построила на южной стороне Темзы, в Саутуарке, театр «Глобус», первый театр, построенный актёрами для актёров. «Глобус» открылся осенью 1599 года, и одной из первых поставленных в нём пьес стал «Юлий Цезарь» . Большинство наиболее известных пьес Шекспира, написанных после 1599 года, создавались для «Глобуса», включая «Гамлета» , «Отелло» и «Короля Лира» .

    Труппа Шекспира «Слуги лорда-камергера» состояла в особых отношениях с королём Яковом I, особенно после её переименования в 1603 году в «Слуги короля». Хотя записи о постановках разрознены, можно говорить о 7 постановках пьес Шекспира при дворе между 1 ноября 1604 года и 31 октября 1605 года, включая две постановки «Венецианского купца» . После 1608 года они начали выступать зимой в крытом театре «Блэкфрайерс», а в «Глобусе» работать летом. Хорошее помещение в сочетании с королевским покровительством позволило Шекспиру ввести в реквизит своих пьес более сложные устройства. Например, в «Цимбелине» Юпитер спускается «с громом и молниями, сидя на орле: Он мечет молнии. Привидения падают на колени».

    В труппе Шекспира состояли такие известные актёры, как Ричард Бёрбедж, Уильям Кемп, Нери Конделл и Джон Хемингес. Бёрбедж был первым исполнителем главных ролей многих пьес Шекспира, включая «Ричарда III» , «Гамлета» , «Отелло» и «Короля Лира» . Популярный комический актёр Уильям Кемп, среди других персонажей, играл Пьетро в «Ромео и Джульетте» и Кизила в «Много шума из ничего» . На рубеже XVI и XVII веков его заменил Роберт Армин, исполнивший такие роли, как Оселок из «Как вам это понравится» и Шут из «Короля Лира» . В 1613 году Генри Воттон сообщил о состоявшейся постановке пьесы «Генрих VIII» . 29 июня, во время постановки данного спектакля пушка дала осечку и подожгла соломенную крышу здания, так что весь театр сгорел. Этот факт позволяет с хорошей точностью установить время написания пьесы.

    Первые публикации

    Как считается, половина (18) пьес Шекспира была опубликована тем или иным образом при жизни драматурга. Главнейшей публикацией шекспировского наследия по праву считается фолио 1623 года (так называемое «Первое фолио»), изданное Эдуардом Блаунтом и Уильямом Джаггардом в составе так называемого «Честеровского сборника»; печатники Уоррал и Кол. В это издание вошли 36 пьес Шекспира - все, кроме «Перикла» и «Двух знатных родичей». Именно это издание лежит в основе всех исследований в области шекспироведения.

    Осуществление этого проекта стало возможным благодаря усилиям Джона Хеминджа и Генри Конделла, друзей и коллег Шекспира. Книгу предваряет послание к читателям от имени Хеминджа и Конделла, а также поэтическое посвящение Шекспиру со стороны драматурга Бена Джонсона, также поспособствовавшего изданию Первого Фолио.

    В 1593 и 1594 годах, когда театры были закрыты из-за эпидемии чумы, Шекспир создал две эротических поэмы, «Венера и Адонис» и «Обесчещенная Лукреция» . Эти поэмы были посвящены Генри Ризли, графу Саутгемптону. В «Венере и Адонисе» невинный Адонис отвергает сексуальные домогательства Венеры; тогда как в «Обесчещенной Лукреции» добродетельная жена Лукреция изнасилована Тарквинием. Под влиянием Метаморфоз Овидия, в поэмах показываются чувство вины и ужасные последствия неконтролируемой любви. Обе поэмы пользовались популярностью и переиздавались несколько раз при жизни Шекспира. Третья поэма, «Жалоба влюблённой» , в которой девушка жалуется на обольстительного обманщика, была напечатана в первом издании Сонетов в 1609 году. В настоящее время большинство учёных признаёт, что «Жалобу влюблённой» написал именно Шекспир. В поэме «Феникс и голубка» , напечатанной в 1601 году в сборнике Роберта Честера «Love’s Martyr» , рассказывается о печальной смерти мифологического феникса и его возлюбленной, верной голубки. В 1599 году два сонета Шекспира от имени Шекспира, но без его согласия в «Страстном пилигриме» .

    Сонет - стихотворение из 14 строк. В сонетах Шекспира принята следующая рифмовка: abab cdcd efef gg, то есть три катрена на перекрестные рифмы, и одно двустишие (тип, введённый поэтом графом Сурреем, казнённым при Генрихе VIII).

    Всего Шекспиром было написано 154 сонета, и бо́льшая их часть была создана в 1592-1599 годах. Впервые они были напечатаны без ведома автора в 1609 году. Два из них были напечатаны ещё в 1599 году в сборнике «Страстный пилигрим». Это сонеты 138 и 144 .

    Весь цикл сонетов распадается на отдельные тематические группы:

    • Сонеты, посвящённые другу: 1 -126
    • Воспевание друга: 1 -26
    • Испытания дружбы: 27 -99
    • Горечь разлуки: 27 -32
    • Первое разочарование в друге: 33 -42
    • Тоска и опасения: 43 -55
    • Растущее отчуждение и меланхолия: 56 -75
    • Соперничество и ревность к другим поэтам: 76 -96
    • «Зима» разлуки: 97 -99
    • Торжество возобновлённой дружбы: 100 -126
    • Сонеты, посвящённые смуглой возлюбленной: 127 -152
    • Заключение - радость и красота любви: 153 -154

    Сонет 126 нарушает канон - в нём всего лишь 12 строк и иной рисунок рифмы. Иногда его считают разделом между двумя условными частями цикла - сонетов, посвящённых дружбе (1-126) и обращённых к «смуглой леди» (127-154). Сонет 145 написан четырёхстопным ямбом вместо пятистопного и отличается по стилю от остальных; иногда его относят к раннему периоду и отождествляют его героиню с женой Шекспира Анной Хатауэй (чья фамилия, возможно, в виде каламбура «hate away» представлена в сонете).

    Стиль

    Язык первых пьес Шекспира - язык, обычный для пьес данного периода. Это стилизованный язык не всегда даёт драматургу раскрыть своих персонажей. Поэзия часто перегружена сложными метафорами и предложениями, а язык более способствует декламированию текста, чем живой игре. К примеру, торжественные речи «Тита Андроника» , по мнению некоторых критиков, часто замедляют действие; язык персонажей «Двух веронцев» кажется неестественным.

    Вскоре, однако, Шекспир начинает приспосабливать традиционный стиль для своих целей. Начальный солилоквий из «Ричарда III» восходит к разговорам с собой Порока, традиционного персонажа средневековой драмы. В то же время, яркие монологи Ричарда позже разовьются в монологи более поздних пьес Шекспира. Все пьесы знаменуют переход от традиционного стиля к новому. На протяжении дальнейшей своей карьеры Шекспир объединяет их, и одним из наиболее удачных примеров смешения стилей может служить «Ромео и Джульетта» . К середине 1590-х годов, времени создания «Ромео и Джульетты» , «Ричарда II» и «Сна в летнюю ночь» , стиль Шекспира становится более натуральным. Метафоры и образные выражения всё больше согласуются с потребностями драмы.

    Стандартная поэтическая форма, используемая Шекспиром - белый стих, написанный пятистопным ямбом. Белый стих ранних и поздних пьес значительно отличаются. Ранний зачастую красив, но, как правило, в конце строки заканчивается либо всё предложение целиком, либо его смысловая часть, что порождает монотонность. После того как Шекспир освоил традиционный белый стих, он начал изменять его, прерывая предложение в конце строки. Использование этого приёма придаёт поэзии мощь и гибкость в таких пьесах, как «Юлий Цезарь» и «Гамлет» . Например, Шекспир использует его для передачи чувств потрясённого Гамлета:

    Sir, in my heart there was a kind of fighting

    That would not let me sleep. Methought I lay

    Worse than the mutines in the bilboes. Rashly-

    And prais’d be rashness for it-let us know

    Our indiscretion sometimes serves us well…

    В моей душе как будто шла борьба,

    Мешавшая мне спать; лежать мне было

    Тяжеле, чем колоднику. Внезапно, -

    Хвала внезапности: нас безрассудство

    Иной раз выручает там, где гибнет

    Глубокий замысел…

    «Гамлет» , акт 5, сцена 2, 4-8. Перевод Т. Щепкиной-Куперник.

    В последующих за «Гамлетом» пьесах поэтический стиль продолжал варьироваться, особенно в эмоциональных пассажах его поздних трагедий. Литературный критик Брэдли. описал этот стиль как «более концентрированный, быстрый, разнообразный, с меньшим количеством повторов». К концу своей карьеры Шекспир использовал множество методов для достижения подобных эффектов. Он использовал такие методы, как анжамбеман, неструктурированные паузы и остановки и различные необычные вариации конструкции и длины предложений. Во многих случаях слушатель сам должен додумать смысл предложения. В поздних романтических пьесах длинные и короткие предложения противопоставляются друг другу, субъект и объект действия меняются местами, слова опускаются, что создаёт ощущение спонтанности.

    Шекспир скомбинировал поэтическое искусство с пониманием практических деталей театральной постановки. Как и все драматурги того времени, он театрализовал истории из таких источников, как Плутарх и Холинсхед. Но первоисточник не оставался без изменений; Шекспир вводил новые и изменял старые сюжетные линии, чтобы перед аудиторией раскрылась вся многогранность повествования. С ростом мастерства Шекспира, его персонажи стали вырисовываться чётче и приобретать отличительные особенности речи. Однако его поздние пьесы более напоминают ранние творения. В поздних романтических произведениях он сознательно вернулся к искусственному стилю, чтобы подчеркнуть иллюзорность театра.

    Влияние

    Работы Шекспира серьёзно повлияли на театр и литературу следующих лет. В частности, он расширил область работы драматурга с характеризацией персонажей, сюжетом, языком и жанром. Например, до «Ромео и Джульетты» романтика никогда не рассматривалась как достойная тема для трагедии. Солилоквии в основном использовались для сообщения зрителям о произошедших событиях; Шекспир начал использовать их для раскрытия характера персонажа и его мыслей. Его работы сильно повлияли на последующих поэтов. Поэты эпохи романтизма пытались возродить шекспировскую стихотворную драму, но не имели большого успеха. Критик Джордж Стайнер назвал всю английскую драму от Кольриджа до Теннисон «слабыми вариациями на шекспировские темы».

    Шекспир повлиял на таких писателей как Томас Харди, Уильям Фолкнер и Чарльз Диккенс. Также его влияние распространилось и на Германа Мелвилла; его капитан Ахав из романа «Моби Дик» - классический трагический герой, вдохновлённый королём Лиром. Учёные подсчитали, что 20 000 музыкальных произведений связаны с работами Шекспира. Среди них 2 оперы Джузеппе Верди, «Отелло» и «Фальстаф» , в первоисточнике которых лежат одноимённые пьесы. Шекспир также вдохновил множество художников, включая романтиков и прерафаэлитов. Швейцарский художник Генри Фюзели, друг Уильяма Блейка, даже перевёл на немецкий язык пьесу «Макбет» . Разработчик теории психоанализа Зигмунд Фрейд опирался на шекспировскую психологию, в частности на образ Гамлета, в своих теориях о человеческой природе.

    Во времена Шекспира, английские грамматика, правописание и произношение были менее стандартизированы, чем в наши дни, и его язык способствовал формированию современного английского. Он - самый цитируемый Сэмюэлом Джонсоном автор в «A Dictionary of the English Language» , первом сочинении в своём роде. Такие выражения, как «with bated breath» (букв. затаив дыхание = с замирающим сердцем) («Венецианский купец» ) и «a foregone conclusion» (букв. предрешённый исход) («Отелло» ) вошли в современную повседневную английскую речь.

    Репутация и критика

    «Он был человеком не эпохи, но всех времён.» --Бен Джонсон

    Хотя при своей жизни Шекспир и не считался великим драматургом, он получал похвальные отзывы о своих произведениях.

    В 1598 году писатель-священнослужитель Френсис Мерис выделил его из английских писателей как «самого превосходного» и в комедии, и в трагедии. И авторы сборника пьес «Parnassus» сравнивали Шекспира с Чосером, Гауэром и Спенсером. В Первом фолио Бен Джонсон назвал Шекспира: «Душа века, достойный аплодисментов, восторг, чудо нашей сцены».

    В период между Реставрацией монархии в 1660 году и концом XVII века преобладали идеи классицизма. Поэтому критики того времени преимущественно ставили Шекспира ниже, чем Джона Флетчера и Бена Джонсона. Томас Ример, к примеру, осуждал Шекспира за смешивание комического и трагического. Тем не менее, поэт и критик Джон Драйден высоко оценивал Шекспира, говоря о Джонсоне: «Я восхищаюсь им, но я люблю Шекспира». Всё же в течение нескольких десятилетий властвовали взгляды Римера, но в XVIII веке критики начали восхищаться им и называть его гением. Подобную репутацию только укрепил ряд изданных научных работ, посвящённых творчеству Шекспира, например работы Сэмюэля Джонсона 1765 года и Эдмонда Малоуна 1790 года. К 1800 году за ним прочно закрепилось звание национального поэта Англии. В XVIII и XIX веках Шекспир также получил имя и за пределами Британских островов. Его поддерживали такие писатели как Вольтер, Гёте, Стендаль и Виктор Гюго.

    В эпоху романтизма Шекспир получил высокую оценку поэта и литературного философа Сэмюэла Тейлора Кольриджа; критик Август Вильгельм Шлегель выполнил перевод его пьес на немецкий в духе немецкого романтизма. В XIX веке восхищение Шекспиром часто граничило с поклонением и лестью. «Этот Король Шекспир», - писал эссеист Томас Карлейль в 1840 году - «выше нас всех, самый благородный, нежнейший, но сильный; нерушимый». Бернард Шоу, однако, критиковал романтический культ Шекспира, пустив в ход слово «бардопоклонство» (англ. bardolatry ). Он утверждал, что натуралистическая драма Ибсена делает Шекспира устаревшим.

    Русский писатель Лев Николаевич Толстой в своём критическом очерке «О Шекспире и о драме» на основании детального разбора некоторых наиболее популярных произведений Шекспира, в частности: «Король Лир», «Отелло», «Фальстаф», «Гамлет» и др. - подверг резкой критике способности Шекспира как драматурга.

    После модернистской революции искусства начала XX веке Шекспир был записан в ряды авангардистов. Немецкие экспрессионисты и московские футуристы ставили его пьесы. Марксист, драматург и режиссёр Бертольт Брехт, разработал под влиянием Шекспира эпический театр. Поэт и критик Т. С. Элиот выступил против Шоу, говоря, что шекспировский «примитивизм» делает его произведения современными. Элиот возглавил движение исследователей по более детальному рассмотрению шекспировских образов. В 1950-х волна новых походов сменила модернизм и положила начало «постмодернистским» изучениям Шекспира. В 1980-х творчество Шекспира стало изучаться представителями таких течений как структурализм, феминизм, новый историзм, изучение афро-американцев и квир-исследования.

    Сомнения вокруг личности Шекспира

    «Шекспировский вопрос»

    Примерно через 230 лет после смерти Шекспира начали выражаться сомнения по поводу авторства приписываемых ему работ. Были предложены альтернативные кандидаты, в основном родовитые и получившие хорошее образование, такие как Фрэнсис Бэкон, Кристофер Марло и Эдуард де Вер, 17-й граф Оксфорд. Также были предложены теории, по которым за псевдонимом «Шекспир» скрывалась группа писателей. Однако в академическом сообществе общепринята традиционная теория, интерес к нестрафордианскому течению, особенно к оксфордианской теории, сохраняется и в XXI веке.

    Одним из доказательств своей теории нестрафордианцы считают то, что не сохранилось никаких свидетельств о получении Шекспиром образования, тогда как словарный запас его произведений по разным подсчётам составляет от 17 500 до 29 000 слов, а также в них проявляется глубокое знание истории и литературы. Так как не сохранилось ни одной рукописи, написанной рукой Шекспира, то противники традиционной версии делают вывод, что его литературная карьера была фальсифицирована.

    Некоторые учёные считают, что члены семьи Шекспира были католиками, хотя в то время католическая религия находилась под запретом. Мать Шекспира, Мэри Арден, происходила из католической семьи. Главным доказательством принадлежности Шекспира к католической семье считается завещание Джона Шекспира, найденное в 1757 году на чердаке его дома. Оригинал документа был утерян, и учёные расходятся во взглядах на его подлинность. В 1591 году власти сообщили, что он не появляется в церкви. В 1606 году имя дочери Шекспира Сюзанны попало в список не явившихся на пасхальное причастие в Стратфорде. Учёные нашли в пьесах Шекспира доказательства и за и против его католицизма, но истина не установлена абсолютно точно.

    Сексуальная ориентация

    Несмотря на факт женитьбы Шекспира и наличие детей, в научном сообществе существуют различные мнения относительно его сексуальной ориентации. Исследователи часто считают, что сонеты Шекспира автобиографичны, и некоторые делают из них вывод о любви Шекспира к молодому человеку. Другие, однако, считают эти сонеты лишь выражением дружбы, а не сексуального влечения. 26 так называемых сонетов к «Смуглой Леди», адресованных замужней женщине, зачастую приводятся как доказательство его гетеросексуальной ориентации.

    Внешность

    Письменных описаний внешности Шекспира, сделанных при его жизни, не сохранилось, и ведутся споры об его истинном облике. Часто истинным портретом Шекспира называется Друшаутский портрет, о котором Бен Джонсон отозвался, как о хорошо представляющим внешность Шекспира, тем более, что бюст на могиле Шекспира достаточно схож с этим портретом. В XVIII веке проводилось множество попыток установить истинную внешность Шекспира, что повлекло за собой многочисленные фальсификации и различные версии.

    Список сочинений

    Классификация пьес

    Сочинения Шекспира включают в себя 36 пьес, изданных в 1623 году в Первом фолио, деление которых здесь на комедии, хроники и трагедии приведено в соответствии с этим изданием. В Первое фолио не вошли две пьесы, Два знатных родича и Перикл , которые сейчас считаются частью канона, и учёные согласны, что Шекспир внёс в их написание большой вклад. Поэмы Шекспира в Первом фолио не издавались.

    В конце XIX века Эдуард Доуден классифицировал 4 из поздних пьес Шекспира как романтические, и, хотя большинство исследователей называет их трагикомедиями , этот вариант широко используется. Эти пьесы, а также связанная с ними «Два знатных родича» , отмечены знаком (*). В 1896 году Фредерик Боас ввёл термин «проблемные пьесы», описывая им пьесы Шекспира, которые сложно классифицировать по жанровому признаку: «Всё хорошо, что хорошо кончается» , «Мера за меру» , «Троил и Крессида» и «Гамлет» . Этот термин много обсуждался и иногда использовался по отношению к другим пьесам, используется и в наше время, хотя «Гамлет» часто причисляется к просто трагедиям. Проблемные пьесы отмечены знаком (‡).

    Если считается, что пьеса написана Шекспиром лишь частично, то она отмечена знаком (†). Работы, иногда приписываемые Шекспиру, классифицируются как апокрифы.

    Сочинения Комедии

    • Всё хорошо, что хорошо кончается
    • Как вам это понравится
    • Комедия ошибок
    • Бесплодные усилия любви
    • Мера за меру
    • Венецианский купец
    • Виндзорские насмешницы
    • Сон в летнюю ночь
    • Много шума из ничего
    • Перикл *†
    • Укрощение строптивой
    • Буря *
    • Двенадцатая ночь
    • Два веронца
    • Два знатных родича *†
    • Зимняя сказка *
    • Король Иоанн
    • Ричард II
    • Генрих IV, часть 1
    • Генрих IV, часть 2
    • Генрих V
    • Генрих VI, часть 1
    • Генрих VI, часть 2
    • Генрих VI, часть 3
    • Ричард III
    • Генрих VIII

    Трагедии

    • Ромео и Джульетта
    • Кориолан
    • Тит Андроник
    • Тимон Афинский
    • Юлий Цезарь
    • Макбет
    • Гамлет
    • Троил и Крессида
    • Король Лир
    • Отелло
    • Антоний и Клеопатра
    • Цимбелин *
    • Сонеты Уильяма Шекспира
    • Венера и Адонис
    • Обесчещенная Лукреция
    • Страстный пилигрим
    • Феникс и голубка
    • Жалоба влюблённой

    Утраченные работы

    • Вознаграждённые усилия любви
    • История Карденио

    Апокрифы Основная статья: Апокрифы Уильяма Шекспира

    • Arden of Faversham
    • Рождение Мерлина
    • Эдуард III
    • Locrine
    • The London Prodigal
    • The Puritan
    • The Second Maiden"s Tragedy
    • Sir John Oldcastle
    • Thomas Lord Cromwell
    • A Yorkshire Tragedy
    • Sir Thomas More
    Выбор редакции
    контрапункт контрапункта, мн. нет, м. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии...

    итальянский композитор Краткая биографияДжузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября...

    «Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры » А.В. Щусев Архитектор...

    Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется...
    Интересные факты о Александре Грине расскажут о неизвестных событиях в жизни писателя. Интересные факты о книге «Алые паруса» также...
    Мы вдохновились японским аниматором и иллюстратором Kazuhiko Okushita. Художник создает рисунки, не отрывая карандаша от бумаги. Очень...
    Вчера в ресторане Modus на Плющихе Светлана Лобода устроила яркую вечеринку в честь своего 35-летия, пригласив на нее лишь самых...
    Что такое цимбалы? Это струнный ударный музыкальный инструмент. У него плоский трапециевидный корпус с натянутыми струнами. По струнам...