Стиль поп-арт: краткая история, особенности и интересные факты. Поп-арт – стиль для смелых экспериментаторов Возникновение поп арта


Красочные постеры, яркие плакаты звёзд, комиксы, огромные скульптуры, игра с размерами и фактурами, стильные 60-е – всё это ассоциируется с эпатажным и весёлым искусством поп-арт. Он не для заурядных обывателей, но для тех, кто любит шокировать и выделяться из серой толпы. Поп-арт – для молодых, экстравагантных и жизнерадостных людей.

История возникновения

Поп-арт (от сокр. popular art – популярное искусство ) – яркий, провокационный стиль, пришедший в мир дизайна из живописи.

Придумал термин британский критик Лоуренс Эллоуэй в 1956 году. Спустя десятилетие он рассказал всем, что не вкладывал в это понятие столько идейного смысла, который оно приобрело и стало выражать позднее. “Я только использовал это слово вместе с понятием «поп-культура» для описания продуктов массового потребления, а не в качестве названий произведений искусства,” – оправдывался критик. Но, так или иначе, понятие к концу 50-х стремительно вошло в обиход, несмотря на шквал критики противников стиля.

Появление поп-арта, нового направления в искусстве живописи, было вызвано реакцией на абстракционизм, занимавший в середине XX века прочные позиции. Художники, примкнувшие к этому направлению, используют в своих работах образы продуктов массового потребления. Они смешивают и сочетают предметы обихода, фотографии, репродукции, обрывки печатных изданий.

Примечательно, что практически во всех произведениях сквозит лёгкая ирония и даже насмешка над тем, что народ считает идеалом художественной красоты.

Первые работы в данном стиле были выставлены тремя художниками: Ричардом Смитом, Джо Тилсоном и Питером Блэком. Однако истинными творениями, ставшими иконой поп-арта, считается коллаж англичанина Ричарда Хамилтона, написанный в 1956 году.

В 60-е годы поп-арт достигает расцвета в США. В этом красочном стиле создают свои произведения знаменитые американские авторы:

  • Роберт Раушенберг – яркие коллажи;
  • Рой Лихтенштейн – картинки комиксов огромных размеров;
  • Клас Ольденбург – гигантские пирожные из гипса.

Огромную популярность завоёвывает художник и фотограф Энди Уорхол. С помощью трафаретной печати и ярких, кислотных красок он создает потрясающие портреты мировых звёзд: Мэрилин Монро, Майкла Джексона, Элвиса Пресли.

Художники изобразили мир красоты банального, в их творениях прослеживается гордость за американских производителей, создающих дешёвые, доступные и качественные товары. Искусство американских приверженцев поп-арта – это своеобразный памятник социальному равенству и товарам широкого потребления. Вместе с тем перенятый образ массовой культуры всегда помещался в иной контекст, изменял материал, масштаб, раскрывал технический метод или прием. При этом получалось, что изначальный образ иронически перетолковывался и преобразовывался.

Поп-арт в изобразительном искусстве передавало вкус и настроение того времени. Молодость, мечтательность, мимолётность и лёгкая наивность в картинах этого стиля считается отражением самой настоящей американской мечты.

Идеи американского поп-арта из живописи быстро перекочевали в искусство дизайна интерьера и одежды. Зачем украшать своё жилище дорогими или дорогостоящей картиной, если можно выставить на столе консервную банку, а на стену повесить большой, яркий коллаж из старых газет? Примерно так определяется концепция поп-арта, который предпочитают экстравагантные личности, бросающие вызов обществу.

Американский город Сиэтл в конце 1980-х годов стал родиной в музыке и одежде. Этим термином стали обозначать всё неприятное, неопрятное, отталкивающее.

В России о поп-арте заговорили лишь в конце 70-х годов.

Современное направление

Сегодня поп-арт возвращается в моду не только в живописи, но и в иных видах искусства. Современных мастеров, экспериментирующих в этом направлении, сейчас немало. Отголоски поп-арта прошлого столетия можно встретить в печати комиксов и портретов мировых знаменитостей на одежде молодёжи. В этом стиле чаще оформляют клубы, кафе, салоны красоты. Нескучный, экспрессивный, пластичный стиль поп-арт и в наши дни завоёвывает сердца своих почитателей. Стиль по своему характеру похож на .

Появившись в живописи, поп-арт стремительно проник в быт сначала американцев, потом европейцев, сейчас добрался и до нас. Поп арт сегодня достиг масштабных размеров. Его элементы можно встретить везде: в интерьере, текстиле, на одежде, плакатах и вывесках, в виде наклеек на автомобилях.

Поп-арт проявляется в живописи, киноискусстве, театре, заметно его влияние в музыке («Velvet Underground», «Fug»).

За 70 лет своего существования поп-арт приобрел несколько разновидностей:

  • оп-арт (художественные оптические эффекты, комбинации линий и пятен);
  • окр-арт (художественная организация окружающей среды);
  • эл-арт, вылившийся в отдельное направление – кинетизм;
  • нео-поп-арт, возникший в 80-е годы.

Культовая фигура стиля поп-арт – Энди Уорхол – прославился не только знаменитым портретом Мерлин Монро в технике шелкографии.

Помимо того, художник внедрил искусство поп-арта в дизайн одежды, создав необычные эскизы. В 1965 году он открыл магазин «Парафеналия», где смелые модницы могли приобрести неординарные платья, декорированные металлом, пластиком, бумагой, а также костюмы с необычайно яркими рисунками. Детали еды, телевизора, рекламы, комиксов отображаются на одежде ярко, необычно, броско.

В 60-е годы модельер Андре Курреж создал мужские и женские костюмы, ничем не отличавшиеся друг от друга. Именно тогда стало вхоже понятие «унисекс».

Одежда в стиле поп-арт – это необычайный коктейль красок и броских форм, а также синтетических тканей. Сегодня дизайнеры часто прибегают к этому экстравагантному стилю. Мини-юбки и платья неоновых оттенков, жакеты с накладными плечами, майки и футболки с цветными фотографиями, колготки с геометрическим рисунком, леггинсы, боди и свитер-платья прямого кроя – всё это одежда поп-арта. Часто на ней присутствуют аппликации в виде красочных бабочек, сочных фруктов, алых губ и сердец. Главное – удивлять и быть замеченным!

Дополняют образ украшения из картона, бумаги, пластмассы и оргстекла, ретро-сумки с образами из старых фильмов или афиш, выполненных в черно-белой гамме. Туфли на платформе или устойчивом каблуке и яркий макияж завершат образ. Одежда в стиле поп-арт предназначена для тех, кто не мыслит жизни без смелых экспериментов.

Интерьер

Поп-арт в интерьере – очень яркое и неординарное явление. Он, как всплеск эмоций, призван шокировать и ошеломлять своим дизайном похож на . Особых правил здесь нет, однако можно проследить несколько принципиальных закономерностей:

  • Яркие, насыщенные и даже контрастные цвета, блеск – это главный эстетический принцип.
  • Предметы искусства должны быть недорогими, современными, стилизованными под идеи поп-арта.
  • Крупные, необычные аксессуары и предметы мебели.
  • Композиция построена на принципе повторяемости, цикличности;
  • Использование бытовых предметов в контексте произведений искусств.

Для интерьера в этом стиле характерна игра с размерами и яркими цветовыми оттенками, в результате оформление помещения получается очень необычным. Ему иногда присуща некая «кукольность»; кажется, будто в нём живут не люди, а игрушки. Но и от комфорта поп-арт совсем не отказывается. Так и для этого стиля не характерен в классическом его понимании, но все же вещи хранить где то надо. Ведь в нём надо жить.

Для оформления лучше подобрать наибольшую по площади комнату. Однако даже и миниатюрное помещение можно стилизовать под поп-арт. Правда, здесь придётся в основном сосредоточиться на деталях.

Цветовая гамма

Основной цвет интерьера в стиле поп-арт – белый. На фоне светлых стен, потолка и даже пола будут ярко выделяться цветные предметы мебели, аксессуары, коллажи и картины. Блестящие хромированные поверхности также здесь подойдут, так как отделка хромом получила широкое распространение одновременно со стилем. Акценты в интерьере не просто яркие, а сочные. Самое нестандартное сочетание кислотных цветов приветствуется в искусстве поп-арта.

Материалы

Поп-арт называют недорогим стилем, так как за основу берутся стекло, металл, пластмасса, синтетика, бумага. Зачастую дизайнеры используют в оформлении искусственную кожу.

Пол, стены, потолок

Потолки светлые, глянцевые. Конструкции могут быть подвесными или натяжными, могут иметь несколько уровней. Ниши в потолках подсвечивают неоновыми лампами разных цветов. Композиционным акцентом на нём может стать подвесной светильник необычной формы.

Поп-арт предлагает две вариации оформления стен:

  1. Однотонные белые с яркими пятнами: панно, картинами, фотографиями.
  2. Цветные, оформленные в контрастных, сочных, несочетаемых цветах. В этом случае сами стены несут стилистическую нагрузку.

Отделка стен – самая разнообразная. Они могут быть окрашены, оклеены обоями, покрыты декоративной штукатуркой. На одной из стен зачастую применяется принцип цикличности композиции: один и тот же орнамент повторяется много раз, во всю стену. Иногда используются обои с оптической иллюзией, когда в каждом углу меняется обзор рисунка.

Пол может быть нейтральным, с покрытием в виде ламината или ковролина. В этом случае ярким акцентом послужит ковёр необычной формы или нетипичной фактуры, например, шкура ягуара или зебры. Второй вариант – броский пол, выложенный керамической плиткой в хаотичном порядке.

Мебель

Дорогая, роскошная мебель никак не приветствуется поп-артом.

Дешевизна – один из ключевых принципов этого стиля.

Тяжеловесные шкафы и серванты перегружают пространство, поэтому тоже неуместны здесь. Встроенная мебель, ниши, выдвижные кровати, диваны-трансформеры – вот что будет смотреться здесь органично. Яркие диваны, разноцветные пуфы округлых форм из синтетических материалов создадут атмосферу уюта и радости.

Актуальна мебель из пластика, поражающая цветом и формой. Блестящие и глянцевые поверхности – непременный атрибут мебели.

Декор и аксессуары

В декоре очень важно наличие кричащего текстиля с оригинальными принтами. Оптический орнамент и рисунки из комиксов, образы мультяшных героев подчеркнут идеи поп-арта. Они могут быть нанесены даже на ткани, использующиеся для штор.

Аксессуары имеют здесь первостепенное значение; во многом они определяют стиль.

Портрет Мерлин Монро в духе Энди Уорхола – самый популярный элемент декора в интерьере поп-арт.

Оригинальная скульптура, изделия из пластика, светильники, изображающие героев голливудских фильмов, постеры на стенах, фотографии звёзд в интересных рамках, затейливые вазы – все эти детали характерны для стиля поп-арт. Очень ценны для интерьера творения, созданные своими руками. Предпочтительны изделия из пластика, стекла и бумаги. Возможно использование рисунков, вызывающих мистическое состояние (галлюцинации), но это, конечно, предназначено для особых любителей.

Интерьер в стиле поп-арт: видео

Выводы

Итак, поп-арт – это искусство для смелых экспериментаторов, ломающих стереотипы и многовековые традиции. Это стиль для людей, желающих выделиться из толпы, привлечь к себе внимание. Комфортно жить в таком помещении смогут только по-настоящему яркие, креативные, экстравагантные личности, которым не нравится быть как все. Что противоположно людям любящих .

В свое время взрывали классическое представление в искусстве и архитектуры такие стили, как и .

Не смотря на то, что этот стиль зародился в Лондоне, в итоге поп-арт оказался одним из символов Америки. В общепринятом понимании, так же как Элвис Пресли считается королем рок-н-ролла, культовой персоной в истории движения поп-арта признан американский авангардист Энди Уорхол (1928-1987).

Именно он в начале семидесятых превратил банку томатного супа «Кэмпбелл » в арт-объект , выставив в художественной галерее десятки однотипных картин с ее изображением, тем самым сравнив продажу произведений искусства с продажей продуктов.

Этот метод «поточного искусства» Уорхол опробовал несколькими годами раньше, когда нанимал мальчишек, чтобы те раскрашивали его иллюстрации к сумасбродным рецептам его же пародийной .

И все-таки международную известность американскому поп-арту принесли такие художники как Роберт Раушенберг (1925-2008), Рой Лихтенштейн(1923-1997) и Джаспер Джонс (1930). Это их идеи оказали непосредственное влияние на творчество Уорхола. Это Джонс был первооткрывателем идеи «тиража предметов», которую Уорхол позже довел до крайности, наталкивающей то ли на мысль о бесконечных рядах продуктов на полке супермаркета, то ли на движение кинокадров. Но даже удваивая образы, Джаспер Джонс совмещал в работах эмоциональность с концептуальными идеями поп-арта. К примеру, его пивные банки «Ballantine Ale » (1960), исполненные в бронзе и установленные на мраморное основание, до сих пор выглядят ироничным монументом самого массового американского товара.

Занятной деталью является и то, что знаменитое произведение было создано им в ответ на едкое замечание противника поп-арта, одного из лидеров абстрактного экспрессионизма Виллема де Кунинга, о способности галериста Лео Кастелли купить что угодно, даже пивные банки, если их обзовут искусством.

Естественно, еда и все, что с ней связано, попадала в область самого массового потребления. Особенно товары, которые реклама сделала культовыми. Продуктовая сеть с золотыми арками на фасаде не могла не стать целью поп-арт художников. Сегодняшний классик поп-арта Клаас Ольденбург еще на выставке 1962-го года представил зрителям образ популярного американского продукта Макдоналдса, оформленного в виде композиции «Гигантский гамбургер».


Гипертрофированные размеры придавали его образу своеобразный символизм и пародийное величие. В дополнение, материалом для работы была парусина, наполненная пенным составом.

Товарный фетишизм и идеология равных возможностей в США приводили к массовому поклонению брендам некоторых продуктов. Газировку «Кока-кола» реклама превратила в тотем демократии, якобы потому что «ее могут пить и президент в Белом доме, и бомж на улице». Но если роман английского писателя-фантаста Герберта Уэллса, издевательски названный «Тоно-Бэнге », представлял собой сатиру на агрессивную рекламу и распространение «Кока-Колы», то , заработал славу на полу-рекламных постерах в виде пикантных картин с изображением обнаженных девушек, рекламирующих этот и другие продуктовые бренды 50-х.

Поп-арт научился перемещать предметы в искусство. Но это были уже предметы не опоэтизированные художественным видением, а предметы нарочито бытовые, связанные с современной индустриальной культурой.

«…на мой взгляд, картина больше похожа на реальный мир, когда она сделана из объектов этого мира »

Утверждал один из основателей современного поп-арта Роберт Раушенберг.

Используя технику «ready-made» , унаследованную от теоретика искусства XX века Марселя Дюшана, и применяя приемы коллажа, поп-арт художники вводили в картину цитаты быта — элементы «массовой культуры», тем самым соединяя живопись с реальностью.

В 60-х в этом жанре начал работать и , который в начале своей карьеры промышлял иллюстрациями и карикатурами. В арт-работах он сочетал плоскостное изображение с реальными атрибутами домашнего быта.

В интерьере нарисованной им кухни, совсем как волшебная дверца в каморке Карло, теряется из виду инсталлированная дверца от настоящего холодильника. Зато десерты и коктейли на картине ««Великолепная американская обнаженная» поставлены художником во главу композиции как выдающийся артефакт потребительского рая. Если Вессельман монтировал «сладости жизни», используя технику коллажа, то красочное изображение ярких тортов и пирожных, конфет и десертов признано фирменным стилем

Для тех, кому картины Тибо кажутся черезчур «детскими», сообщим, что на аукционе Sotheby’s его картины продавались за несколько миллионов долларов.

Не менее высокую цену готовы заплатить коллекционеры поп-арта и за кусок вишневого пирога, который «испек» в печке собственного «производства» один из старейшин поп-артовского движения Рой Лихтенштейн.


Как бы не относились критики или зрители к поп-арту, но он стал одним из господствующих направлений современного модернистского искусства. Идеалистические обвинения в лженоваторстве и упадочничестве, предъявляемые поп-арту некоторыми искусствоведами, не повлияло на его развитие. Правда, если натурализм поп-арта начала ХХ века проявлялся в стремлении воспроизвести, «отзеркалить» реальную жизнь, то пройдя путь «от изображения к реальности», современный модернизм приобретает все более рациональные, потребительские формы от боди-арта до рекламных распродаж. Сфера действия «товарной эстетики» все больше смещается в сферу реализации товара и сферу развлечений. Недаром Рэй Крок, человек, который придумал McDonald’s в том виде, в котором он существует сейчас, любил повторять, что он работает не в пищепроме, а в шоу-бизнесе.

При таком взаимопроникновении, творчество многих ярких представителей поп-арта было и будет связано с продуктовой темой. Именно их деятельность мы постараемся более подробно отразить в отдельных статьях.

Сейчас под термином «поп-арт» мы подразумеваем четыре портрета Мэрилин Монро в кислотных цветах, или любые другие картинки, подобные этой. Кто-то вспомнит также огромные полотна с изображениями в стиле комиксов. Но мало кто может объяснить, что из себя в действительности представляет поп-арт. Тем не менее, история движения поп-арт – очень интересная. Представители этого направления - такие же, как и их детище: странные, но по-своему притягательные.

Начало истории поп-арт

Это был конец 50-х. В те годы для того, чтобы тебя считали интеллектуалом и ценителем искусства, достаточно было в течение некоторого времени смотреть на картину, и в итоге сделать какой-нибудь «глубокомысленный» вывод. И в тот изумительный период ценителями были все: ведь основным направлением того времени был абстрактный экспрессионизм.

Что он из себя представлял? Откровенно говоря, штрихи, мазки, капли краски на большом полотне. И во всём этом люди пытались разглядеть скрытый смысл. Естественно, пялиться на то, как кто-то разлил краску по полотну, рано или поздно надоест, что, собственно, и произошло.

Поп-арт зародился в Англии в 1952 году и первыми его представителями были трое студентов Королевского колледжа. Но сейчас вы вряд ли найдете информацию о них, ведь настоящую популярность это направление искусства завоевало в Америке. Одним из первых работ в стиле поп-арт стал коллаж «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?».

Как вы можете заметить, художественная ценность коллажа довольно спорная, к высокому искусству его вряд ли можно отнести. Тем не менее, это было своеобразным заявлением, протестом против современного искусства. И это сработало. У поп-арта стали появляться новые и новые художники, которые привносили в это направление что-то свое. В итоге, к концу 1970-х, когда поп-арт в Америке сошел на «нет», его феномен уже распространился в Англии, Европе и даже немного в Советском Союзе. Правда в последнем это было не официально, и со временем все почитатели и создатели поп-артовских картин уехали из страны.

Особенности поп-арт

Особенность поп-арта раскрывается в его названии: pop (popular) – популярный; art – искусство. Короче говоря, это искусство, в котором акцент делается на мелочах, которые каждый может найти в своем окружении. Сторонники этого движения пытались вернуть искусству материальность и осязаемость. Они черпали вдохновение в современной жизни, в своем окружении, и в быте простых американцев.
Делали это - каждый по-своему. Так, например, к поп-арту могут относиться как коллажи вроде того, который мы показали выше, так и картины с комиксной рисовкой. Некоторые переносили фотографии на огромные шелковые полотна. Некоторые рисовали плоских женщин в окружении почти объемным предметов обихода. Некоторые вырезали в картине дыры и ставили в них свои телевизоры (нет, это не шутка, ниже будут примеры). В поп-арт каждый привносил что-то свое и потому это направление такое многообразное и неоднозначное.

Представители поп-арт

Ниже расскажем о самых ярких и значимых представителях движения поп-арт.

1 Энди Уорхол

«Диптих Мэрилин», Э.Уорхол

Тот самый Энди Уорхол, который нарисовал Мэрилин Монро. Кстати, «рисовал» он не только её, но так же и других знаменитых личностей. Помимо рисования знаменитостей, прославился также своей картиной с изображением двухсот банок супа. Которая, кстати, принесла ему огромное количество денег. Собственно, все картины приносили ему огромную прибыль, ведь тиражировались по 50-80 копий ежедневно, круглый год. Он изображал всё: консервы, знаменитостей, фото автокатастроф, портреты преступников и многое другое. И это всё скупали.

Кстати, Уорхол был и режиссером, который снял 24-часовой фильм. Этот фильм, правда, был без особого сюжета: камера просто снимала спящего человека.

2 Рой Лихтенштейн

«М-Может быть», Р.Лихтенштейн

Знаменит тем, что подарил нам двухметровые комиксы. Он всё делал ещё проще, чем Уорхол: брал картинку, которая ему понравилась, увеличивал её в размере и переносил на шелковые полотна размером 2х3 метра (иногда даже больше). Сейчас по его примеру делают множество картин с изображением супергероев или супергероинь. Иногда на его картинах помимо изображений мелькали слова.

3 Том Вессельман

«Коллаж ванны», Т.Вессельман

Прославился изображениями плоских, рисованных людей (чаще женщин) на реальных предметах. Также, однажды нарисовал натюрморт, изображающий стол с фруктами на нем и две картины: звезда и портрет Авраама Линкольна. Но главной особенностью этой картины стало то, что художник её продырявил в области стола и поставил там телевизор. В 80-х, кстати, работал с металлом и вырезал на нем свои рисунки.

4 Роберт Раушенберг

«Путь в небо», Р.Раушенберг

Создатель «комбинированных картин», которые совмещают в себе рисунок и настоящий объект. Правда, если Вессельман пользовался этой техникой на полотне, Раушенберг делал иначе: он буквально выставлял объекты в галереи. Так, например, одна из самых знаменитых его работ – это кровать. Буквально его кровать, облитая краской и поставленная вертикально. Правда, чаще всего в подобном направлении он действовал, используя чучела животных. Помимо этого, у него были три стадии, по которым он создавал свои первые работы: на белом фоне черным цветом изображались числа и фигуры (первая); на полотно наклеивались скомканные газеты (вторая), на всё это накладывали предметы (гвозди, газеты, фотографии и др.) и картина покрывалась красным цветом. Знаменит тем, что стер картину Виллема де Кунинга (один из лидеров абстрактного экспрессионизма) и выставил её, назвав «Стертый рисунок Виллема де Кунинга». Позднее, в 60-х и 70-х перестал рисовать и ушел в театральные акции, которые породил поп-арт.

5 Джаспер Джонс

«Две банки» Д.Джонс

Художник, рисующий флаги и отливающий в бронзу зубные щетки и банки из-под пива. Свой творческий путь начал, нарисовав картину «Флаг», поспав на американском флаге. Почти все его картины в этом направлении представляют собой американский флаг в разных цветовых гаммах. Интересно, что Джаспер Джонс является самым дорогим из ныне живущих художников. А ещё его картина «Белый флаг» была куплена музеем в 1998 году за цену, большую, чем 20 миллионов долларов.

Заключение

Поп-арт брал своей простотой, незамысловатостью и необычностью. Он пришел на смену абстрактному и непонятному стилю, и был таким «живым» и понятным всем, что стал частью массовой культуры буквально сразу же. Естественно, всё рано или поздно заканчивается и идет на спад, но на данный момент картины в стиле поп-арт создаются, хотя их создатели вряд ли понимают настоящую суть этого движения.

«200 банок супа Campbell’s» Э.Уорхол

Направление в искусстве 1950-х-начала 1970-х годов, возникает как возражение бессмертному абстракционизму, как переход к новому видению авангардизма. Художники этого направления используют в своем творчестве образы продуктов массового потребления. Они сочетают в работах бытовые предметы, фотографии, репродукции, отрывки печатных изданий. Вдохновителями являются глянцевые журналы, телевидение, реклама, фотография.

Новые технические приемы (фотопечать, использование диапроектора, заимствованные из промышленного дизайна и рекламы), лишали художников их неповторимой индивидуальной манеры исполнения, но в то же время раскрывали эстетическую сторону образцов массовой продукции.

-История Поп - арта

В 1952 году несколько художников, критиков и архитекторов при институте современного искусства в Лондоне создали «Независимую группу», которая изучала современные технологии и городскую культуру. На почве исследований они пытаются сформировать новое искусство. За основу они взяли американскую культуры, которая вызывала двойственные чувства иронии и восхищения. Один из членов группы, критик Лоуренс Аллоуэй для обозначения этого стиля предложил термин «поп-арт». Первой работой, которая стала иконой этого направления стал коллаж Ричарда Гамильтона «Так что же делает наши сегодняшние дома такими особенными, такими привлекательными?» 1956 год. После этого соединение различных предметов печатной продукции становится одним из основных приемов поп-арта. Дальнейшие студенты института использовали в работах городские изображения - граффити, рекламные плакаты. Немного позже в Америке публика увидела произведение, которое в дальнейшем станет узнаваемым во всем мире. Это работа Энди Уорхола, выполненная в технике шелкографии - портрет Мерилин Монро. Вскоре к этой работе прибавились другие не менее известные: комиксы Лихтенштейна в формате масляной живописи, огромные виниловые гамбургеры и другие.

Критика по-разному относилась к появившемуся направлению. Некоторые говорили, что это не искусство, а анти-искусство. Однако в Лос-Анджелесе его приняли превосходно, так как там отсутствовала строгая художественная традиция и существовали богатые жители, которые очень желали коллекционировать работы современного искусства. С помощью многочисленных выставок Поп-арт распространился по всей Европе.

-Представители Поп - арта

  • Ричард Гамильтон - английский художник, член «Независимой группы». Создатель первой работы в стиле Поп - арт под названием «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?»
  • Рой Лихтенштейн - английский художник, великий мастер поп-арта. Для создания своих работ он использовал кислотные цвета и различные типографские методы. Его работы с сюжетами из комиксов, выполненные в формате масляной живописи, символизировали американскую жизнь в иронической интерпретации.


  • Энди Уорхол - американский художник, дизайнер, писатель. Культовая фигура в направлении Поп-арт и в целом всего современного искусства. Создал всемирно известную картину Мерилин Монро в технике шелкографии.

  • Клас Олденбург - известный американский скульптор, классик Поп-арта. Его особенностью была манера изображать обыденные предметы в гигантском масштабе и часто причудливой окраске, которые впоследствии неожиданно располагались в окружающем пространстве города. Например в Милане, перед железнодорожным вокзалом расположена его скульптура - игла, с торчащей из нее разноцветной ниткой.



  • Роберт Раушенберг - американский художник. Изначально был представителем абстрактного экспрессионизма, а в дальнейшем концептуального искусства и направления поп-арт. Создавая свои работы, он любил использовать мусор и различные отбросы.

  • Тадаоми Шибуйя - дизайнер, художник, иллюстратор. Создавая изображения в стиле поп- арт, берет за основу прямые линии, пользуется эффектом размытости, изображает геометрические узоры из которых в конце получается очень гармоничное произведение с хорошо читаемыми образами.

  • Джеймс Рицци - талантливейший художник, звезда направления Поп - арт. Этот человек делал мир ярче. Для него не было никаких преград, он рисовал практически на всем до чего можно дотянуться: на каких либо мелких предметах, на ткани, на машинах и домах. Он дарил всем людям счастье.

  • Питер Блейк - английский художник, который был представителем первого поколениябританских мастеров живописи Поп-арта. Он интересовался современным искусством еще в юные годы. В отличие от многих художников этого направления, которые в своих работах использовали вырезки объявлений и журналов, Питер Блейк создает реальные живописные образы. Например, работа под названием «Игра в шахматы с Трейси».

Так же он разработал обложку знаменитого на весь мир альбома Битлз «Sgt. Pepper"s Lonely Hearts Club Band»

ПОП-АРТ от англ. popular art – общедоступное, популярное искусство — направление в искусстве к. 1950-х – н. 1970-х. Возникло как оппозиция беспредметному абстракционизму и знаменовало обращение к концепции нового авангардизма.

Представители поп-арта объявили свою цель – «возвращение к реальности», однако, реальности которая уже опосредована масс-медиа.

Истоками их воодушевления были: реклама, глянцевые журналы, телевидение, фотография и упаковка. Направление поп-арта вернуло предмет в искусство. Однако, это не был предмет, который опоэтизирован художественным видением, а предмет, который связан с современной индустриальной культурой, особенно, с современными формами информации (кинематограф, телевидение, печать).

Последние технические приемы, которые были позаимствованы из промышленной рекламы и дизайна: фотопечать, включение реальных предметов, использование диапроектора, содействовали «обезличиванию» персональной творческой манеры художника и «раскрытию эстетической ценности» экземпляров массовой продукции.

Зародился поп-арт в Англии.

Французские и американские художники достигли наибольшей известности. В Германии, Италии и даже в СССР, который в тот период был отделен от прочего мира «железным занавесом», появились сходные направления.

Художники поп-арта

Зарождение поп-арта

Несколько художников, критиков и архитекторов при Институте современного искусства в Лондоне в 1952году образовали «Независимую группу», которая изучала городскую народную культуру и современные технологии.

Художники Эдуард Паолоцци и Ричард Гамильтон стали изучать «имиджи» массового искусства. Феномен «массовой культуры» использовал различные способы исследований – от лингвистического до психологического.

Исследования проводили на основе американской культуры. Члены группы ощущали смешанные чувства восхищения и иронии. Эдуард Паолоцци и Ричард Гамильтон создали композиции-коллажи в наибольшей степени из популярных тем рекламы и печати новейших промышленных изделий.

Критик Лоуренс Аллоуэй, член этой группы, предложил термин «поп-арт» для выражения нового явления живописи.

В Лондоне в 1956 году состоялась выставка «Это – завтра», в которой были представлены фотографии кинозвезд Голливуда и кадров из фильмов, которые увеличивали до размера киноэкрана.

По завершению выставки к группе присоединились выпускники Колледжа изящных искусств: Рональд Китай, Питер Блейк, Дэвид Хокни и другие.

Художники последовательно превращались из интеллектуалов-исследователей в апологетов массовой культуры, проповедников новой эстетики и нового образа жизни, который основан на анархическом идеале свободы, новом принципе морали и рок-музыке: П.Блейк оформлял альбом Битлз 1967 г. Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера, а обложку Белого альбома(1968) создал Р.Гамильтон.

Поп-арт в Америке

Идеология равноправных возможностей и товарный фетишизм в США привели к тому, что конец 1950 годов поп-арт получил широкое продвижение в американском искусстве. Международная известность поп-арта пришла благодаря художникам как Рой Лихтенштейн, Роберт Раушенберг, Джэспер Джонс, Том Весселман, Джеймс Розенквист, Энди Уорхол и Клаас Олденбург.

Энди Банка супа «Кэмпбелл», Энди Уорхол Мэрилин Монро, Энди Уорхол

Выбор редакции
контрапункт контрапункта, мн. нет, м. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии...

итальянский композитор Краткая биографияДжузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября...

«Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры » А.В. Щусев Архитектор...

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется...
Интересные факты о Александре Грине расскажут о неизвестных событиях в жизни писателя. Интересные факты о книге «Алые паруса» также...
Мы вдохновились японским аниматором и иллюстратором Kazuhiko Okushita. Художник создает рисунки, не отрывая карандаша от бумаги. Очень...
Вчера в ресторане Modus на Плющихе Светлана Лобода устроила яркую вечеринку в честь своего 35-летия, пригласив на нее лишь самых...
Что такое цимбалы? Это струнный ударный музыкальный инструмент. У него плоский трапециевидный корпус с натянутыми струнами. По струнам...